Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2011 в 13:48, контрольная работа
Биоэтика, или этика жизни, является разделом этики. Биоэтика определяет, какие действия по отношению к живому с моральной точки зрения допустимы, а какие недопустимы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРЕДМЕТ И МЕСТО БИОЭТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ 4
1.1. СОДЕРЖАНИЕ БИОЭТИКИ………………………………………………………
1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ БИОЭТИКИ…………………………………………………………
2.ПРИНЦИПЫ И ИДЕИ БИОЭТИКИ КАК НАУКИ 5
3. ЗНАЧЕНИЕ БИОЭТИКИ КАК НАУКИ 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 8
ЛИТЕРАТУРА 9
ПРИЛОЖЕНИЯ 10
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
гОСУДАРСТВЕННОЕ оБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ уЧРЕЖДЕНИЕ вЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО оБРАЗОВАНИЯ - ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО- | ||
Контрольная работа № | ||
по Концепции современного естествознания | ||
на тему | ||
«Основные принципы | ||
биоэтики как науки» | ||
|
Усачева Любовь Витальевна | |
Факультет: | ФНО | |
Специальность: | ФиК) | |
Курс: | 2 | |
Форма обучения: | День | |
Личное дело №: | 10ФФД41036 | |
|
преподаватель | В.Д. Панасий |
Ярославль 2010 |
содержание
Биоэтика, или этика жизни, является разделом этики. Биоэтика определяет, какие действия по отношению к живому с моральной точки зрения допустимы, а какие недопустимы.
Предметом изучения биоэтики являются быстро накапливающиеся достижения естествознания, в первую очередь биологии и медицины, глубокое их исследование и определение степени опасности в настоящем и будущем при их приложении к человеку и обществу в целом. Конечная цель биоэтики - разработка мер морального, а чаще законодательного характеpa, которые оградили бы каждого конкретного человека и человечество от нежелательных или губительных последствий внедрения новых и, к сожалению, не всегда до конца выверенных биологических и медицинских достижений.
В узком смысле понятие биоэтика обозначает весь круг этических проблем во взаимодействии врача и пациента. Неоднозначные ситуации, постоянно возникающие в практической медицине как порождение прогресса биологической науки и медицинского знания, требуют постоянного обсуждения, как в медицинском сообществе, так и в кругу широкой общественности.
В
широком смысле термин биоэтика относится
к исследованию социальных, экологических,
медицинских и социально-
Нормальное развитие медицины невозможно без постоянно проводящихся клинических испытаний и медико-биологических экспериментов на человеке. Объективное знание является фундаментальной общественной ценностью и поэтому может служить оправданием возможного риска для телесного и социального благополучия людей, выступающих в роли «объектов» исследовательской деятельности.
1.1. Содержание биоэтики.
Развитие биоэтики обусловлено тем, что в современном мире медицина претерпевает процесс цивилизационных преобразований. Она становится качественно иной, не только более технологически оснащенной, но и более чувствительной к правовым и этическим аспектам врачевания. Этические принципы для новой медицины хотя и не отменяют полностью, но радикально преобразуют основные положения «Клятвы Гиппократа», которая была эталоном врачебного морального сознания на протяжении веков. Традиционные ценности милосердия, благотворительности, не нанесения вреда пациенту и другие получают в новой культурной ситуации новое значение и звучание. Именно это и определяет содержание биоэтики.
К биоэтическим обычно относят
моральные и философские
1.2.Возникновение биоэтики.
Истоки биомедицинской этики берут начало от основных положений врачебной этики, которые получили отражение в клятвах, приносимых врачами еще во времена глубокой древности (в древней Индии - около 1500 лет до н.э.; в древней Греции - начиная с V - IV веков до н.э.; в Европе - с VI века н.э.; в России - в XIX веке). Наиболее ярко эти положения были сформулированы в "Клятве Гиппократа" (V - IV века до н.э.): "не ищи выгоды", "советуйся с коллегами", "соблюдай высокую мораль" (абсолютное уважение к больному; требование, чтобы всякое лечение приносило ему пользу и не причиняло вреда).
В России активными проводниками учения Гиппократа и идей врачебной этики были:
- М.Я.Мудров (1776-1831 гг.), который сам перевел труды Гиппократа на русский язык и, будучи деканом медицинского факультета Московского Университета, в лекциях, посвященных, искусству врачевания большое внимание уделял, этическим наставлениям. Умер от холеры, борясь с эпидемией в Поволжье;
- Н.И.Пирогов (1811-1881 гг.), призывавший извлекать опыт из врачебных ошибок, а не утаивать их;
- С.П.Боткин (1832-1889 гг.), который считал важным быть правдивым в общении с пациентом, но и внушать ему надежду ("лучшее лекарство");
- В.А.Манассеин (1841-1901 гг.) - "рыцарь врачебной этики", редактор газеты "Врач", отстаивавший незыблемость требований сохранения врачебной тайны;
- В.В.Вересаев (1867-1945 гг.), возражавший В.А.Манассеину и обсуждавший в своих работах "проклятые вопросы" (врачебные ошибки, допустимость вскрытий, денежных расчетов с пациентами, границы дозволенного в опытах на животных и людях);
- Ф.П.Гааз (1780-1853 гг.), активно помогавший ссыльным, каторжным ("спешите делать добро").
История XIX и XX веков, к сожалению, содержит много примеров недопустимого пренебрежения правилами врачебной этики, в частности при проведении исследований на людях (на смертельно больных пациентах, стариках, детях, проститутках, бедняках, заключенных).
После второй мировой войны были выявлены ужасающие факты проведения бесчеловечных медицинских экспериментов на заключенных концлагерей в фашистской Германии:
С середины 60-х годов в США и Западной Европе стала формироваться биоэтика, как современная наука на стыке философии, культорологии, международного права, с одной стороны, и медицины - с другой. В рамках этого научного направления получили развитие как теоретические концепции обеспечения прав человека в биомедицине, так и организационные формы проведения биоэтической экспертизы.
В
1964 г. Всемирная медицинская
Проведение биоэтической экспертизы возлагается на независимые биоэтические комитеты, первоначально появившиеся в США, а после 1975 г. в ряде других стран. С принятием "Закона Российской Федерации об охране здоровья граждан" (1993 г.) появилась правовая база для создания Комитетов (Комиссий) по вопросам этики (статья 16) в области охраны здоровья граждан в нашей стране. Эволюция общих принципов этического контроля за проведением медико-биологических исследований в конкретные организационные формы нашла отражение и в практике соблюдения этических норм в авиакосмической медицине.
В
период до 1993 г. организация медико-
-
допуска к эксперименту по
заключению врачебно-
-
права на досрочное
- порядок организации и проведения экспериментов;
- обязанности и ответственность должностных лиц;
- правила
соблюдения техники
Вместе с тем, в различных организациях, проводивших подобные исследования, этот порядок не был строго унифицирован, а проведение независимой биоэтической экспертизы предусмотрено не было.
После
1993 г. организация медико-
Основные принципы биоэтики, некоторые из них широко признаны уже сегодня:
-
принцип единства жизни и
-
принцип жизни в качестве
- принцип гармонизации системы «человек – биосфера».
Многомерные требования практической медицины и биологии, с одной стороны, и социально-гуманистические ожидания общества, с другой, привели к необходимости разработки универсальных этических принципов – фундаментальных понятий биомедицинской этики, на базе которых вырабатываются конкретные моральные нормы поведения врача и медика–исследователя и которые могут быть положены в основу сложной системы обеспечения здоровья народонаселения. Следует отметить, что международная общественность и научно-медицинское сообщество ведет постоянную работу в этом направлении. Достаточно напомнить этические принципы биомедицинских исследований Нюрнбергского кодекса (1947), Хельсинской декларации (1964), Конвенции Совета Европы "О правах человека в биомедицине” (1996) и др.
Хельсинская декларация включает в число основных такие принципы биоэтики, как принцип автономии личности, информированного согласия и конфиденциальности. В медицинском научном сообществе также разрабатываются и обсуждаются принципы биоэтики, которые можно было бы признать универсальными. Признаются, прежде всего, уважение автономии личности (ее права на самоопределение) и стремление к обеспечению блага пациента, базирующиеся на фундаментальных демократических ценностях, которыми выступают, в частности, солидарность, соучастие, сострадание, идея коммуникалистских интересов (Б. Дженнингс). "Классические” принципы биоэтики, предложенные Т. Бичампом и Дж. Чилдресом – так называемые "джорджтаунские мантры” (по имени университета в США, в котором работают авторы) также включают в себя: уважение автономии личности, справедливость, непричинение зла, ориентацию на благо (делай добро). Основные этические принципы европейской биоэтики и биоправа, разработанные в рамках исследовательского проекта Европейской Комиссии, – "принципы Кемпа” (по имени П. Кемпа – координатора и автора концептуальных идей) – в качестве основополагающих включают в себя автономию личности, человеческое достоинство, целостность и уязвимость человека.