Особенности естественнонаучного и гуманитарного знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 11:07, контрольная работа

Описание

Цель работы состоит в изучении особенностей естественнонаучного и гуманитарного знания.

В соответствии с целью, задачами работы являются:

- изучить особенности и структура естественнонаучного знания;

- определить особенности гуманитарного знания;

- провести сравнительный анализ естественнонаучного и гуманитарного знаний.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3

1. Особенности и структура естественнонаучного знания…………………… 4

2. Особенности гуманитарного знания…………………………………………. 8

3. Сравнительный анализ естественнонаучного и гуманитарного знаний…. 11

Заключение……………………………………………………………………… 14

Список литературы……………………………………………………………… 15

Работа состоит из  1 файл

ИТОГ 6013.doc

— 76.00 Кб (Скачать документ)

       

       

 

       3. Сравнительный  анализ естественнонаучного  и гуманитарного  знаний 

      Все науки делятся на гуманитарные и  естественные. Различие между естественным и гуманитарным знанием состоит  в том, что (таблица 1):  

      Таблица 1 - Различия естественных и гуманитарных наук

Аспект Естественные  науки Гуманитарные  науки
объект  изучения повторяющиеся природные явления уникальный  духовный мир, ценности человека
свойства  объекта наиболее общие специфические
критерий  истины эксперимент внутреннее  убеждение
основной  метод рациональный понимание, интерпретация
форма результата закон, т.е. отражение  устойчивой связи явлений оценка, т.е. собственное  отношение к объекту
характер  выводов объективны субъективны
 

      1. Первое основано на разделении субъекта, (человека) и объекта исследования (природы), при этом преимущественно изучается объект. Центром второй сферы знания  гуманитарной является сам субъект познания. То есть то что изучают естественные науки материально, предмет изучения гуманитарных дисциплин носит скорее идеальный характер, хотя умучается разумеется в своих материальных носителях.

      Важной  особенностью гуманитарного  знания  в отличие от естественно научного, является нестабильность быстрая изменчивость объектов изучения.

      2. В природе в большинстве случаев господствуют определенные и необходимые причинно-следственные взаимосвязи и закономерности, поэтому основная задача естественных наук выявить эти связи и на их основе объяснить природные явления, истинна здесь непреложна и может быть доказана. Явления духа даны для нас непосредственно, мы переживаем их как свои, основной принцип здесь понимание, истинность данных  данных в значительной степени субъективна, она результат не доказывания, а интерпретации.

      3. Метод естествознания генерализирующий (то есть его цель отыскать общее в разнообразных явлениях, подвести их под общее правило), закон тем важнее, чем он универсальнее, чем больше случаев под него подпадает. В гуманитарных науках, тоже выводится общие закономерности, иначе они небыли бы науками, но поскольку основным объектом исследования является человек, невозможно пренебречь его индивидуальностью поэтому метод гуманитарного знания можно назвать индивидуализирующим.

      4. На естественные и гуманитарные  науки в разной степени оказывает  влияние система человеческих ценностей. Для естественных наук нехарактерны ценностно-окрашенные суждения составляющие существенный элемент гуманитарного знания. Гуманитарное знание может испытывать влияние той или иной идеологии, и в гораздо большей степени связана с ней чем естественно научное знание.5

      В силу указанной специфики между  двумя направлениями науки возникают  противоречия (коллизии), а между  представителями этих направлений - непонимание. Гуманитарные науки не вполне удовлетворяют вышеперечисленным  общенаучным принципам, в частности, принципу фальсификации. Поэтому в английском языке, например, для обозначения гуманитарного знания используется даже другие слова – humanities или Arts, а слово science  (наука) используется только применительно к естественнонаучному знанию. Вместе с тем естествознание, т.е. знание о природе, вовсе не противостоит гуманитарному знанию – ведь человек тоже является частью природы.

 

       Заключение 

      Человек обладает знанием об окружающей вселенной, о самом себе и собственных  произведениях. Это делит всю имеющуюся у него информацию на два больших раздела: естественнонаучное и гуманитарное знание.

      Различие между естественным и гуманитарным знанием состоит в том, что:

      - основано на разделении субъекта (человека) и объекта исследования (природы), при этом в естественных науках преимущественно изучается объект;

      - в природе в большинстве случаев господствуют определенные и необходимые причинно-следственные взаимосвязи и закономерности, поэтому основная задача естественных наук выявить эти связи и на их основе объяснить природные явления, истина здесь непреложна и может быть доказана;

      - метод естествознания "генерализирующий" (то есть его цель отыскать общее в разнообразных явлениях, подвести их под общее правило), закон тем важнее, чем он универсальнее, чем больше случаев под него подпадает. В гуманитарных науках тоже выводятся общие закономерности, иначе они не были бы науками, но поскольку основным объектом исследования является человек, невозможно пренебречь его индивидуальностью, поэтому метод гуманитарного знания можно назвать "индивидуализирующим";

      - на естественные и гуманитарные науки в разной степени оказывает влияние система человеческих ценностей. Для естественных наук не характерны ценностно-окрашенные суждения, составляющие существенный элемент гуманитарного знания. Гуманитарное знание может испытывать влияние той или иной идеологии, и в гораздо большей степени связана с ней, чем естественно-научное знание.

 

       Список литературы 

  1. Голубев А.В. Проблема соотношения естественнонаучного и социально-гуманитарного познания // Вестник естествознания. 2009. № 2. С.24-26.
  2. Горелов А.А. Концепция современного естествознания. – М.: Изд. «Центр», 2007.
  3. Громыко Н.В. Интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания // Успехи современного естествознания. 2010. № 2. С.19-22.
  4. Данилова В.С., Кожевников Н. Н.. Основные концепции современного естествознания. – М.: Аспект Пресс, 2008.
  5. Дубнищева Т.Я.. Концепции современного естествознания. – М.: ИВЦ Маркетинг, 2007.
  6. Мотылева А.С., Скоробогатов В.А., Судариков А.М.. Концепции современного естествознания. – СПб.: Издатльство Союз, 2008.
  7. Найдыш В.М. Концепция современного естествознания. – М.: Гардарики, 2009.
  8. Самохвалов К.Ф. О границе между естественнонаучными и гуманитарными знаниями // Вестник естествознания. 2009. № 8. С.11-12.
  9. Хорошевина С.Г. Курс лекций «Концепции современного естествознания». – Ростов-н/Д: Феникс, 2007.

Информация о работе Особенности естественнонаучного и гуманитарного знания