Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 21:04, контрольная работа
Понятие культура охватывает все многообразие материальной и духовной деятельности людей. Вся наука, включая естествознание, является одной из важнейших форм культуры, без которой немыслимо производство материальных и духовных благ.
Понятием "культура" обозначаются различные явления: сорта растений, выведенные специалистами в ходе селекционной работы; процессы совершенствования телесных, нравственных и умственных качеств человека; совокупность обычаев, традиций, верований и образа жизни народов; особый неприродный тип бытия, созданный человечеством в его истории и постоянно воспроизводимый в течение жизни поколений; системы положительно значимых ценностей в жизнедеятельности людей и т. д.
Введение..........................................................................1
Основная часть:
1.Естественно-научная и гуманитарная культуры.
Общие понятия.......3
2. Взаимоотношения двух типов культур.................................6
3. Различия естественной и гуманитарной культур............14
4. Интеграция естественно - научной и гуманитарной культур................18
Заключение.......................................................................21
Список литературы....................................................................24
Содержание:
Введение......................
Основная часть:
1.Естественно-научная и
гуманитарная культуры.
Общие понятия.......3
2. Взаимоотношения двух
типов культур.................
3. Различия естественной
и гуманитарной культур........
4. Интеграция естественно
- научной и гуманитарной
культур................
Заключение....................
Список литературы.............
Введение.
Понятие культура охватывает
все многообразие материальной
и духовной деятельности людей.
Понятием "культура" обозначаются
различные явления: сорта растений,
выведенные специалистами в ходе
селекционной работы; процессы совершенствования
телесных, нравственных и умственных
качеств человека; совокупность обычаев,
традиций, верований и образа жизни
народов; особый неприродный тип
бытия, созданный человечеством
в его истории и постоянно
воспроизводимый в течение
Исходный признак культуры выделяется через соотношение с природой. Объект есть достояние культурной реальности, ее ли он обработан или переделан людьми для удовлетворения их потребностей. В этом контексте все созданное человечеством есть культура. Таково расширенное понимание специфики культуры.
Однако предельно общие понятия часто не заключают в себе сколько-нибудь значительного научного потенциала, если они не раскрываются полностью в своем содержании. Выражения типа "все" и "ничего" могут быть, поняты как тождественные.
Поэтому ученые стремятся
к более конкретному объяснению
явлений и выражающих их понятий.
Одним из путей объяснения понятия
"культуры" является ее инструменталистская
трактовка. Культура — это система
средств человеческой деятельности,
благодаря которой
1
Эти средства создаются людьми, постоянно совершенствуются и состоят из
трех содержательных типов культур — материальной, социальной и духовной.
Материальная культура — совокупность вещественно-энергетических средств бытия человека и общества. Она включает разнообразные факторы: орудия труда, активную и пассивную технику, физическую ("телесную") культуру индивида и населения, благосостояние человека и общества и т. д.
Социальная культура — система правил поведения людей в различных видах общения и специализированных сферах общественной деятельности. Она включает этикет, профессиональную, правовую, религиозную, светскую, нравственную, экономическую и другие разновидности нормативной деятельности.
Духовная культура — это
составная часть культурных достижений
человечества. Она представляет собой
многообразную систему знаний, состояний
эмоционально-волевой сферы
Основные виды духовной культуры
— мораль, право, мировоззрение, идеология,
искусство, наука и т. д. Каждый из
этих видов духовной культуры состоит
из относительно самостоятельных
В предметной области науки относительно четко выделяются системы знаний о природе — естествознание (естественные науки) и системы знаний о позитивно значимых ценностях бытия индивида, групп, государства, человечества — гуманитарные науки.
2
1.Естественно-научная и гуманитарная культуры.
Общие понятия.
До последовательного
оформления науки, как самостоятельной
части культуры человечества, знания
о природе и ценностях
Данное обстоятельство дает право трактовать понятия "естествознание" и "гуманитарное знание" не в качестве естественных и гуманитарных наук, а в значении более широкого комплекса научных и ненаучных видов знаний.
Однако в условиях культуры
XX в. такая трактовка непродуктивна.
Поэтому чаще всего исходят из
того, что современная
· совокупный исторический объем информации, полученный в процессе изучения природы и общества;
· объем информации о данных сферах бытия, который в сокращенно-концентрированной форме актуализирован и доступен усвоению;
· фактически усвоенное индивидом, специалистом содержание накопленного и актуализированного знания о природе и общественных ценностях.
Сфера исследования природы естественными науками, по сути, неисчерпаема. Она включает объекты микро-, макро- и мегамиров. В более популярном изложении это означает, что естествознание исследует неорганическую и органическую природу Земли и Вселенной.
3
Основные науки о
Гуманитарная культура основывается на знаниях этики, религиоведения, юриспруденции, искусствознания, философии, литературоведения, педагогики и других наук. Системообразующие ценности гуманитарных наук — гуманизм, идеалы добра, истины, красоты, совершенства, свободы и т. д. Эти ценности имеют решающее значение в целеполагающей деятельности людей, так как поднимают человека от состояния животного эгоизма к всесторонней общественной жизни.
Те или иные группы ценностей
и соответственно виды гуманитарной
культуры могут наполняться
Существенную роль в современной
индустриальной цивилизации играют
экономические и утилитарно-
4
явлений для того или иного человека, группы, социума, государства. В этом и заключается специфика гуманитарной культуры.
Естественно-научная культура
во многом исключает
Кроме того, это глубоко специализированное знание. Для "рядовых" потребителей естественно-научной культуры необходимы научно-мировоззренческие популярные "переводы" (толкования) знаний о природных объектах. В любом случае для человека вообще естественно-научная культура есть важнейшее средство социализации, а для многих специалистов — решающее условие их эффективной деятельности.
Специфика гуманитарной
культуры состоит в том, что
знание о системе ценностных
зависимостей в обществе
Проблема истинности решается с учетом знания об объекте и оценки полезности этого знания познающим или потребляющим субъектом. При этом не исключается возможность толкований, противоречащих реальным свойствам объектов, насыщенность теми или иными идеалами и проектами будущего.
Взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур заключается в следующем:
· они имеют единую основу, выраженную
в потребностях и интересах человека,
и человечества в создании оптимальных
условий для самосохранения и совершенствования;
· осуществляют взаимообмен достигнутыми результатами (это нашло свое выражение, например, в этике естествознания, рационализации гуманитарной культуры и т. п.);
· взаимно координируют в историко-культурном процессе;
· являются самостоятельными частями единой системы знаний науки;
· имеют основополагающую ценность для человека, ибо он выражает единство природы и общества.
Антропная основа естественно-
2. Взаимоотношения двух типов культур.
Человек обладает знанием об окружающей его природе (Вселенной), о самом себе и собственных произведениях. Это делит всю имеющуюся у него информацию на два больших раздела — на естественно-научное (естественное в том смысле, что изучается то, что существует независимо от человека, в противоположность искусственному - созданному человеком) и гуманитарное (от "гомо" - человек) знание.
Под этими терминами понимают две различные традиции, которые сформировались в изучении природы, т.е. в естествознании, с одной стороны, и в исследовании явлений духовной жизни общества, т.е. в гуманитарных науках, с другой. Это различие обусловлено самой спецификой объектов изучения естественных и гуманитарных наук.
В природе действуют стихийные и независимые от человека процессы, в обществе ничего не совершается без сознательных целей, интересов и мотиваций. На этом основании естественно - научную культуру нередко противопоставляют культуре гуманитарной. Поскольку методы исследования в естествознании сформировались раньше, чем в гуманитарных науках, то в
6
истории познания делались неоднократные попытки перенести их целиком и полностью, без соответствующих изменений и уточнений, в гуманитарные науки.
Такие попытки не могли
не встретить сопротивления и
критики со стороны специалистов,
изучавших явления социальной жизни
и духовной культуры. Иногда подобное
сопротивление сопровождалось полным
отрицанием какого-либо значения методов
естествознания для исследования социально-культурных
и гуманитарных процессов. Однако в
последние десятилетия под
Самое главное различие между естественно - научной и гуманитарной культурами выражается в истолковании их подхода к основным функциям науки, важнейшие из которых - объяснение, понимание и предсказание явлений.
Сначала определимся с основными понятиями. Поскольку речь идёт о типах культур, то в определении нуждается само понятие "культура".
Культура (от лат. Cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
С помощью данного понятия подчёркивается надприродный, чисто социальный характер человеческого бытия. Культура - это всё, что создано человеком как бы в добавление к природному миру, хотя и на основе последнего.
Однако, мир человеческой культуры существует не рядом с природным, а внутри него и потому неразрывно с ним связан. Следовательно, всякий предмет
7
культуры имеет природную основу и его социальное содержание и оформление.
В более узком смысле слово "культура" означает сферу духовной жизни людей. Она включает в себя предметные результаты деятельности человека, а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).