Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:07, курсовая работа
Согласно учениям Дарвина и его последователей, с доисторических времен и по сей день длится процесс эволюции живого вещества - совокупности всех живых существ. Рассматривая развитие живого мира нашей планеты, этот огромный исторический период зачастую сознательно или бессознательно делится на два неравных по длительности, но коренным образом отличающихся друг от друга этапа: древний доисторический мир и период существования homo sapiens - человека разумного, единственного живого вида на нашей планете, обладающего разумом.
Содержание
Теоретическая часть
Введение
Понятие о ноосфере в системе воззрения В.И. Вернадского
Концепции ноосферы и устойчивого развития.
Роль ноосферы в природе.
Заключение
Практическая часть
Еще одним важным направлением решения экологической проблемы является формирование в обществе экологического сознания, понимания природы как другого существа, над которым нельзя властвовать без ущерба для себя. Экологическое обучение и воспитание в обществе должны быть поставлены на государственный уровень и проводиться с раннего детства.
С
большим трудом, совершая мучительные
ошибки, человечество постепенно все больше
начинает осознавать необходимость перехода
от потребительского отношения к природе
к гармонии с ней. [6]
Заключение
Таким образом, налицо все те конкретные признаки, все или почти все условия, которые указывал В.И.Вернадский для того, чтобы отличить ноосферу от существовавших ранее состояний биосферы. Процесс её образования постепенный, и, вероятно, никогда нельзя будет точно указать год или даже десятилетие, с которого переход биосферы в ноосферу можно будет считать завершённым. Конечно, мнения по этому вопросу могут быть разные. Ф.Т.Яншина пишет: "Учение академика В.И.Вернадского о переходе биосферы в ноосферу является не утопией, а действительной стратегией выживания и достижения разумного будущего для всего человечества". Мнение Р.К.Баландина несколько иное: "Биосфера не переходит на более высокий уровень сложности, совершенства, а упрощается, загрязняется, деградирует (небывалая скорость вымирания видов, разрушение лесных зон, страшная эрозия земель...). Она переходит на более низкий уровень, т.е. в ней наиболее активной преобразующей и регулирующей силой становится техновещество, совокупность технических систем, посредством которых человек - преимущественно невольно - переиначивает всю область жизни". Сам Вернадский, замечая нежелательные, разрушительные последствия хозяйствования человека на Земле, считал их некоторыми издержками. Он верил в человеческий разум, гуманизм научной деятельности, торжество добра и красоты. Что-то он гениально предвидел, в чём-то, возможно, он ошибался.
Ноосфера - самая новая из всех сфер нашей планеты. Тем не менее, она является самой главной сферой, определяющей внешний облик Земли в наше время. Ведь благодаря разуму, в рамках современных возможностей человека, происходит изменение биосферы, атмосферы, гидро- и литосферы.
Таким
образом, в наши дни изучение проблемы
развития ноосферы является реальной
необходимостью. Для дальнейшего
сосуществования человека, общества
и окружающей Среды и развития
каждого из них, нужно умело использовать
данный человеку разум на решение общечеловеческих
и глобальных проблем. Разум, на мой взгляд,
дан человеку во благо, а не во вред. Поэтому
нужно тщательнейшим образом, особенно
в сложившихся обстоятельствах усиления
влияния человека на окружающую среду,
изучать последствия вероятного применения
тех или иных знаний, осуществления той
или иной деятельности.
Список литературы
1. Новейший философский словарь. - Мн.: Книжный Дом. 2005. - 1280 с.
2. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / В.И.Вернадский. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 576 с.
3.
Аруцев А.А. Концепции
4. Гиренок Ф. И. Экология, цивилизация, ноосфера. — М.: Наука, 1997.
5. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. — М.: Танаис ДИ-ДИК, 1994.
6.
Казначеев В.П. Учение В. И.
Вернадского о биосфере и
7. Вернадский В.И. Биосфера, М. 1967
8. Петров К.М., Общая экология. Взаимодействие общества и природы, СПб. 1998
9.
Кузнецов М.А. Учение В.И.
10.
Человек, общество и
11.
Казначеев В.П. Учение о
12.
Наумов Г. Ноосфера в прошлом
и будущем / Г.Наумов // Наука и
жизнь. - 2004. - №9. - С.24.
Практическая часть
1.Заполните таблицу
«Этапы развития биологии»:
Таблица 1 - Этапы развития биологии
Название
этапа |
Временные границы | Характеристика | Представители | Основные
теории |
1.Традиционный или натуралистический | XVIII - XIX века | Ее объектом изучения является живая природа в ее естественном состоянии и нерасчлененной целостности | К. Линнея, Ж.-Б. Ламарка, Дарвин | Классификация животных и растений (классификация К. Линнея, Ж.-Б. Ламарка) |
2. физико-химический | XX век | Широкое использование экспериментальных методов, которые позволяют исследовать живую материю на субмикроскопическом, надмолекулярном и молекулярном уровнях | Л. Пастер, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, И.И. Мечников и др | Появилась микробиология, стереохимия, технология пастеризации; развитие физиологии, исследования головного мозга; появились науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения |
3.Эволюционный | XVIII-XXI | Изучает происхождение видов от общих предков, наследственность и изменчивость их признаков, размножение и разнообразие форм в историческом контексте. | Ж. Бюффон и Э. Ж. Сент-Илер во Франции, Э. Дарвин в Англии, И. В. Гёте в Германии, К. Ф. Рулье в России | Эволюционная теория, теория катастроф, современная (синтетическая) теория эволюции |
2. Прокомментируйте
высказывание
«Именно
в этом и кроется разгадка тайны,
которая лишает науку загадочного
ореола и показывает, в чем состоит
ее реальная сила. Если говорить о конкретных
результатах, то наука не дает нам ничего
нового, к чему бы мы не могли прийти, затратив
достаточно много времени, без всяких
методов... Подобно тому, как один человек,
опирающийся только на плоды своего труда,
никогда но сможет сколотить состояние,
в то время как скопление результатов
труда многих людей в руках одного человека
есть основа богатства и власти, точно
так же любое знание, заслуживающее того,
чтобы так называться, не может быть наполнено
разумом одного человека, ограниченного
продолжительностью человеческой жизни
и наделенного лишь конечными силами,
если он не прибегнет к самой жесткой экономии
мысли и тщательному собиранию экономно
упорядоченного опыта тысяч сотрудников».
(Э.Мах)
Одно время некоторые утверждали, будто тяготение в том виде, в каком оно выражено в законе всемирного тяготения, делает оправданным переход к природе как к чему-то внутренне одушевленному и при надлежащем обобщении способно объяснить возникновение все более специфических форм взаимодействий, в том числе даже взаимодействии в человеческом обществе. Но эти иллюзии вскоре рухнули не без влияния требований той политической, экономической и институциональной обстановки, в которой происходило развитие науки. Не будем вдаваться в обсуждение этого аспекта проблемы, хотя и не отрицаем его важности. Необходимо лишь подчеркнуть, что невозможность установить непротиворечивость классических взглядов и доказать то, что некогда было убеждением, стала печальной истиной. Единственной интерпретацией, способной конкурировать с классической интерпретацией науки, с тех пор стал позитивистский отказ от самого намерения понять мир, наука полезна потому, что приводит к экономии мышления. Возможно, что в таком утверждении есть определенная доля истины, но разве экономией мышления исчерпывается все содержание науки? Как далеко все это от взглядов Ньютона, Лейбница и других основателей западной науки, притязавших на создание рациональной основы физического мира! Наука, по Маху, дает нам некоторые полезные правила действия, но не более.
Возвращаясь к исходной точке — к идее о том, что именно классическая наука, которую на протяжении определенного периода времени было принято считать символом культурного единства, а не наука как таковая, стала причиной описанного нами культурного кризиса. Ученые оказались в плену лабиринтов блужданий между оглушающим грохотом «научного мифа» и безмолвием «научной серьезности», между провозглашением абсолютной и глобальной природы научной истины и отступлением к концепции научной теории как прагматического рецепта эффективного вмешательства в природные процессы.