Принципиальные особенности современной научной картины мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 16:30, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение основных принципиальных особенстей современной научной картины мира.

Содержание

Введение 3
Принципиальные особенности современной научной картины мира 5
1. Особенности научной картины мира 5
2. Основные принципы построения научной картины мира 10
3. Общие контуры современной естественно-научной картины мира 12
Заключение 14
Список используемых источников 15

Работа состоит из  1 файл

Принципиальные особенности современной научной картины мира.docx

— 26.74 Кб (Скачать документ)

Самоорганизация — наблюдаемая  способность материи к самоусложнению и созданию все более упорядоченных структур I ходе эволюции. Механизм перехода материальных систем в более сложное и упорядоченное состояние, по-видимому, сходен для систем всех уровней.

Эти принципиальные особенности  современной естественно-научной картины мира и определяют в главном ее общий контур, а также сам способ организации разнообразного научного знания в нечто целое и последовательное [5].

3. Общие контуры современной  естественно-научной картины мира

Словосочетание «научная картина мира» подразумевает  некую аналогию между совокупностью  описывающих реальный мир научных  абстракций и этаким огромным живописным полотном, на котором художник компактно  разместил все предметы мира. Как и все прочие аналогии, она довольно приблизительно отражает суть дела, но в целом удачно.

Удачные же аналогии обладают удивительным свойством — их можно  развернуть дальше, сделать подробнее, и при этом сходство с объектом аналогии сохранится! Попробуем проделать  эту операцию с нашими «картинами мира».

Настоящие живописные полотна  имеют один существенный недостаток: степень сходства с изображаемым объектом порой бывает и лека от желаемой. В стремлении добиться максимально точного изображения человечество изобрело фотографию. Точность повысилась, но заметное неудобство стала причинять статичность, безжизненность изображения. Человечество подумало и изобрело кинематограф: изображаемые объекты ожили, задвигались, возможности адекватного воспроизведения реальности увеличились. Любопытно, но последовательно сменявшие друг друга научные картины мира (античная, ньютоновская и современная) претерпели очень похожие превращения.

Античный ученый мир рисовал  свою «картину» с большой долей  фантазии и выдумки, сходство же с  реальностью было минимальным. Ньютоновская картина мира стала суше, строже и во много раз точнее (этакая черно-белая фотография, местами, правда, неясная).

Нынешняя научная картина  мира «оживила» неподвижную доселе Вселенную, обнаружила в каждом ее фрагменте  эволюцию, развитие! Описание истории  Вселенной потребовало уже не фотографии, а киноленты, каждый кадр которой соответствовал бы определенному  этапу ее развития. Это главная  принципиальная особенность современной  естественно-научной картины мира — принцип глобального эволюционизма [3].

Однако есть еще одна особенность  современной научной картины  мира, отличающая ее от прежних вариантов. Она заключается в признании историчности, а, следовательно, и принципиальной незавершенности настоящей, да и любой другой научной картины мира. Та, которая есть сейчас, порождена как предшествующей историей, так и специфическими социокультурными особенностями нашего времени. Развитие общества, изменение его ценностных ориентации, осознание важности исследования уникальных природных систем, в которые составной часть» включен и человек, меняют стратегию научного поиска, само отношение человека к миру [5].

Заключение

В конце XX столетия возникли принципиально новые тенденции развития научного знания, которые привели к воссозданию общенаучной картины мира как целостной системы научных представлений о природе, человеке и обществе. Эта система представлений, формирующаяся на базе принципов глобального эволюционизма, становится фундаментальной исследовательской программой науки на этапе интенсивного междисциплинарного синтеза знаний. Вбирая в себя совокупность фундаментальных научных результатов и синтезируя их в рамках целостного образа развития Вселенной, живой природы, человека и общества, современная научная картина мира активно взаимодействует с мировоззренческими универсалиями культуры, в контексте которых происходит ее развитие. С одной стороны, она адаптируется к ним, но с другой - она вносит кардинальные изменения в сложившиеся культурные менталитеты.

Как базисные основания современной  общенаучной картины мира принципы универсального эволюционизма демонстрируют  свою ценность именно сейчас, когда  наука перешла к изучению нового типа объектов - саморазвивающихся (в  отличие от простых и саморегулирующихся систем, исследуемых на предшествующих этапах функционирования науки). Саморазвивающиеся  объекты характеризуются иерархией  уровней и появлением по мере развития все новых уровней, которые воздействуют на ранее сложившиеся и видоизменяют их. Включив в орбиту исследования новый тип объектов, наука вынуждена искать и новые основания их анализа. С этих позиций общенаучная картина мира, базирующаяся на принципах универсального эволюционизма, выступает глобальной исследовательской программой, которая определяет стратегию исследования такого рода объектов. Причем эта стратегия исследования реализуется как на дисциплинарном, так и на междисциплинарном уровнях.

Список используемых источников

Солопов Е.Ф. КСЕ: Учебное  пособие для вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999г.

А.А. Горелов. КСЕ: Учебное  пособие, практикум, хрестоматия. –  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998г.

Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Концепции современного естествознания//М: изд-во «Юнити», 2003 г.

Силк Дж. Большой взрыв: рождение и эволюция Вселенной. М., 1982 г.

Концепция современного естествознания: учебник студентов для вузов/ под редакцией Лавриненко В.Н., В.П. Ратникова – 4-е издан. перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ – ДАНА, 2008г.


Информация о работе Принципиальные особенности современной научной картины мира