Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 16:30, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение основных принципиальных особенстей современной научной картины мира.
Введение 3
Принципиальные особенности современной научной картины мира 5
1. Особенности научной картины мира 5
2. Основные принципы построения научной картины мира 10
3. Общие контуры современной естественно-научной картины мира 12
Заключение 14
Список используемых источников 15
Самоорганизация — наблюдаемая
способность материи к
Эти принципиальные особенности
современной естественно-
3. Общие контуры современной естественно-научной картины мира
Словосочетание «научная картина мира» подразумевает некую аналогию между совокупностью описывающих реальный мир научных абстракций и этаким огромным живописным полотном, на котором художник компактно разместил все предметы мира. Как и все прочие аналогии, она довольно приблизительно отражает суть дела, но в целом удачно.
Удачные же аналогии обладают удивительным свойством — их можно развернуть дальше, сделать подробнее, и при этом сходство с объектом аналогии сохранится! Попробуем проделать эту операцию с нашими «картинами мира».
Настоящие живописные полотна имеют один существенный недостаток: степень сходства с изображаемым объектом порой бывает и лека от желаемой. В стремлении добиться максимально точного изображения человечество изобрело фотографию. Точность повысилась, но заметное неудобство стала причинять статичность, безжизненность изображения. Человечество подумало и изобрело кинематограф: изображаемые объекты ожили, задвигались, возможности адекватного воспроизведения реальности увеличились. Любопытно, но последовательно сменявшие друг друга научные картины мира (античная, ньютоновская и современная) претерпели очень похожие превращения.
Античный ученый мир рисовал свою «картину» с большой долей фантазии и выдумки, сходство же с реальностью было минимальным. Ньютоновская картина мира стала суше, строже и во много раз точнее (этакая черно-белая фотография, местами, правда, неясная).
Нынешняя научная картина мира «оживила» неподвижную доселе Вселенную, обнаружила в каждом ее фрагменте эволюцию, развитие! Описание истории Вселенной потребовало уже не фотографии, а киноленты, каждый кадр которой соответствовал бы определенному этапу ее развития. Это главная принципиальная особенность современной естественно-научной картины мира — принцип глобального эволюционизма [3].
Однако есть еще одна особенность современной научной картины мира, отличающая ее от прежних вариантов. Она заключается в признании историчности, а, следовательно, и принципиальной незавершенности настоящей, да и любой другой научной картины мира. Та, которая есть сейчас, порождена как предшествующей историей, так и специфическими социокультурными особенностями нашего времени. Развитие общества, изменение его ценностных ориентации, осознание важности исследования уникальных природных систем, в которые составной часть» включен и человек, меняют стратегию научного поиска, само отношение человека к миру [5].
Заключение
В конце XX столетия возникли принципиально новые тенденции развития научного знания, которые привели к воссозданию общенаучной картины мира как целостной системы научных представлений о природе, человеке и обществе. Эта система представлений, формирующаяся на базе принципов глобального эволюционизма, становится фундаментальной исследовательской программой науки на этапе интенсивного междисциплинарного синтеза знаний. Вбирая в себя совокупность фундаментальных научных результатов и синтезируя их в рамках целостного образа развития Вселенной, живой природы, человека и общества, современная научная картина мира активно взаимодействует с мировоззренческими универсалиями культуры, в контексте которых происходит ее развитие. С одной стороны, она адаптируется к ним, но с другой - она вносит кардинальные изменения в сложившиеся культурные менталитеты.
Как базисные основания современной
общенаучной картины мира принципы
универсального эволюционизма демонстрируют
свою ценность именно сейчас, когда
наука перешла к изучению нового
типа объектов - саморазвивающихся (в
отличие от простых и саморегулирующихся
систем, исследуемых на предшествующих
этапах функционирования науки). Саморазвивающиеся
объекты характеризуются
Список используемых источников
Солопов Е.Ф. КСЕ: Учебное пособие для вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999г.
А.А. Горелов. КСЕ: Учебное пособие, практикум, хрестоматия. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998г.
Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Концепции современного естествознания//М: изд-во «Юнити», 2003 г.
Силк Дж. Большой взрыв: рождение и эволюция Вселенной. М., 1982 г.
Концепция современного естествознания: учебник студентов для вузов/ под редакцией Лавриненко В.Н., В.П. Ратникова – 4-е издан. перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ – ДАНА, 2008г.
Информация о работе Принципиальные особенности современной научной картины мира