Принципы создания и функционирования кооперативов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 20:27, реферат

Описание

Прогностическая функция состоит в научно обоснованном определении перспектив развития как отдельных кооперативов, так и кооперативного движения на разных территориальных уровнях. Главная цель реализации этой функции — подготовка реалистичных прогнозов, которые могут учитываться при принятии управленческих, а в ряде случаев и политических решений.

Содержание

Введение
Организация и функционирование кооперативов
Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации»
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Принципы создания и функционирования кооперативов 2.0.docx

— 45.78 Кб (Скачать документ)

     - равное участие всех членов кооператива в управлении независимо от степени их имущественного участия в коллективной собственности, т.е. вступительных и паевых взносов. Действует принцип "один пайщик — один голос". [1; с. 18]

     По  этим признакам кооперативы отличаются от таких организаций, как акционерные  общества, профессиональные союзы, благотворительные  учреждения и др. В акционерных  обществах степень влияния членов на принимаемые решения зависит  от количества акций, которыми они владеют. Общественные организации в соответствии с законодательствами большинства  стран не имеют права заниматься хозяйственной деятельностью на коммерческих началах.

     Совокупность  законодательных актов, правовых норм и нормативных документов, на основе которых функционируют кооперативы, принято называть кооперативным  правом. Термин "кооперативное право" впервые употребил немецкий юрист Отто фон Гирке в 1868 г.

     Основным  источником кооперативного права в  нашей стране является Конституция Республики Беларусь, принятая Верховным Советом 15 марта 1994 г., с изменениями и дополнениями, внесенными по результатам референдума 24 ноября 1996 г.

     В соответствии со статьей 13 Конституции  признается существование государственной  и частной собственности, всем гражданам  гарантируются равные права в  осуществлении хозяйственной или  иной деятельности, кроме запрещенной  законом, а также равные условия  для развития всех форм собственности. В статье прямо указывается, что государство способствует развитию кооперации. [1; с. 20]

     Статья 36 Конституции гарантирует гражданам  Беларуси свободу объединений, что  предполагает возможность свободного создания кооперативов. Статья 44 определяет экономическую основу создания кооперативов: каждому гражданину гарантируются  право собственности и содействие в ее приобретении, причем собственник  имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как  лично, так и совместно с другими  лицами (последнее непосредственно  касается кооперативной собственности). Собственность, приобретенная законным путем, защищается государством.

     Конкретнее  правовые взаимоотношения кооперативов с государством, другими организациями, а также физическими лицами определяет Гражданский кодекс Республики Беларусь, принятый Палатой представителей Национального собрания 28 октября 1998 г., одобренный Советом Республики 19 ноября 1998 г. и подписанный Президентом Республики Беларусь 7 декабря 1998 г. В соответствии с Гражданским кодексом одним из участников системы правоотношений в нашем государстве является юридическое лицо.

     В статье 44 Гражданского кодекса дается определение юридического лица: "Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету". В статье указано, что к юридическим лицам относятся, в частности, производственные и потребительские кооперативы. [1; с. 21]

     В соответствии со статьей 48 юридическое  лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В учредительных документах юридического лица указываются его наименование, местонахождение, цели деятельности, порядок управления деятельностью, содержатся другие сведения, предусмотренные законодательством о юридических лицах соответствующего вида.

     В статье 45 Гражданского кодекса отмечается, что правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его полной ликвидации. В соответствии со статьей 47 юридическое лицо считается  созданным с момента его государственной  регистрации.

     Ответственность юридического лица за последствия его  деятельности определяет статья 52 Гражданского кодекса. В ней отмечается, что  юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждения, отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом. Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника за исключением случаев, предусмотренных законодательством либо учредительными документами юридического лица. Применительно к кооперативам это означает, что законодательство Республики Беларусь, как правило, не предусматривает личную (т.е. на основе личного, а не принадлежащего кооперативу имущества) ответственность пайщиков кооперативов за результаты их деятельности. Тем не менее такая ответственность может предусматриваться в уставах кооперативов, если их члены примут соответствующее решение.

     В связи с этим отметим противоречие между государственным и кооперативным  правом в Российской Федерации (которого нет в нашей стране). В соответствии со статьей 116 Гражданского кодекса  РФ члены потребительского кооператива  обязаны в течение трех месяцев  после утверждения ежегодного баланса  покрыть образовавшиеся убытки путем  дополнительных взносов. В случае невыполнения этого кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов. Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную (равновеликую) ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива. Потребительские общества также несут субсидиарную ответственность по убыткам потребительских союзов, которые они учредили. Однако в примерных уставах потребительских обществ и их союзов в России отсутствует норма субсидиарной ответственности, кооператоры объясняют это боязнью потерять пайщиков.

     В главе 4 Гражданского кодекса Республики Беларусь, посвященной юридическим  лицам, имеется параграф 3 "Производственные кооперативы". Согласно статье 107 "производственным кооперативом (артелью) признается коммерческая организация, участники которой обязаны внести имущественный паевой взнос, принимать личное трудовое участие в его деятельности и нести субсидиарную материальную ответственность по обязательствам производственного кооператива в равных долях, если иное не определено в уставе, в пределах, установленных уставом, но не менее величины полученного годового дохода в производственном кооперативе". Таким образом, для одного вида кооперации законодательством Республики Беларусь предусмотрена обязательная материальная ответственность пайщиков по обязательствам организации.

     Статья 108 Гражданского кодекса регламентирует наиболее общие вопросы образования производственных кооперативов. Учредительным документом производственного кооператива является устав, утверждаемый общим собранием его членов. Устав кооператива помимо сведений, указанных в статье 48, должен содержать размер паевых взносов, порядок их внесения и ответственность за нарушение обязательств по их внесению, порядок трудового участия в деятельности кооперативов и условия ответственности за нарушение обязательства по личному трудовому участию, порядок распределения прибылей и убытков кооператива, размер и условия субсидиарной материальной ответственности его членов по долгам кооператива, состав и компетенцию органов управления кооперативом и порядок принятия ими решений. В производственном кооперативе не может быть менее трех членов. [1; с. 23]

     Статья 110 Гражданского кодекса "Управление в производственном кооперативе" определяет важнейшие функции органов управления производственным кооперативом. Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов. К исключительной компетенции общего собрания относятся: изменение устава кооператива, прием и исключение членов, утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов кооператива и распределение его прибыли и убытков, решение о реорганизации и ликвидации кооператива. Член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием.

     Гражданским кодексом также закреплен статус организаций и предприятий системы Белкоопсоюза. Потребительские общества и учреждения действуют в качестве субъектов хозяйствования и некоммерческих организаций. Унитарные предприятия с правами юридического лица (заводы, рынки, оптовые базы, зверохозяйства и др.) действуют как субъекты хозяйствования и коммерческие организации. Союзы потребительских обществ представляют собой объединения некоммерческих организаций. Некоммерческие организации имеют ряд льгот в налогообложении, государственном кредитовании и др.

     С 1992 г. в Беларуси неоднократно предпринимались попытки принять закон о потребительской кооперации. Однако Верховный Совет, а затем Национальное собрание достаточно критически подходили к представляемым законопроектам и отправляли их на доработку. Чтобы восполнить пробел в законодательстве, 20 августа 1999 г. Президент издал Декрет "О потребительской кооперации в Республике Беларусь", который утвердил Положение о потребительской кооперации в Республике Беларусь. Декрет действовал до принятия закона.

     Закон "О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Республике Беларусь" был принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 18 декабря 2001 г., одобрен Советом Республики 31 января 2002 г. и подписан Президентом 25 февраля 2002 г. Он вступил в силу 1 марта 2002 г. Закон состоит из 5 глав и 43 статей.

     В главе 1 "Общие положения" изложены основные понятия и определения, используемые в Законе, характеризуется законодательство Республики Беларусь о потребительской кооперации, перечисляются ее основные задачи, определяются основы взаимоотношений потребкооперации и государства.

     В статье 3 Закона изложены основные задачи потребкооперации: организация оптовой  и розничной торговли, общественного  питания, закупок сельскохозяйственной продукции и сырья у населения  и юридических лиц; оказание платных  услуг; создание и развитие учебных  заведений и др.

     В статье 4 Закона отмечается, что государство  обеспечивает защиту интересов потребительских  обществ и их союзов, способствует их развитию и осуществляет контроль за их деятельностью. Потребительская кооперация взаимодействует с правительством Республики Беларусь на основе ежегодно заключаемых соглашений между Советом министров и Белкоопсоюзом, в которых определяются прогнозные показатели ее финансово-хозяйственной деятельности. Для широкого обсуждения наиболее важных вопросов могут проводиться конференции и съезды потребительской кооперации, порядок созыва и проведения которых определяется органом, принявшим решение об их проведении. Таким образом, конференции и съезды не являются обязательными.

     Статья 5 запрещает использовать названия "потребительское общество" и "союз потребительских обществ" в наименованиях потребительских кооперативов, не входящих в систему Белкоопсоюза.

     Глава 2 "Потребительское общество" определяет порядок создания, основные принципы организации и деятельности первичного звена потребительской кооперации в Республике Беларусь. В этой главе сформулированы важнейшие положения Примерного устава потребительского общества: его структура; порядок приема в общество и прекращения членства; права и обязанности членов; структура, полномочия и порядок выборов органов управления и контроля потребительского общества; характер имущественных отношений; порядок распределения прибыли.

     Глава 3 "Союз потребительских обществ" регламентирует принципы организации союза потребительских обществ.

     Глава 4 "Государственная регистрация и особенности реорганизации, ликвидации потребительских обществ и союзов потребительских обществ" устанавливает порядок государственной регистрации, реорганизации и ликвидации потребительских обществ и их союзов. В главе 5 определяется порядок вступления Закона в силу.

     Кроме рассмотренных нормативных актов  деятельность кооперативов и Республике Беларусь подпадает под действие законов о собственности, об аренде, о предпринимательстве, об общественных объединениях, о защите прав потребителей и др. Работа кооперативов может  регламентироваться также решениями  Национального собрания, Совета министров, указами Президента Республики Беларусь, решениями местных органов власти. Такие нормативные акты должны соответствовать  Конституции и законодательству Республики Беларусь. [1; с. 25]

     В Законе "О предпринимательстве", принятом 28 мая 1991 г., определяются формы предпринимательской деятельности (статья 3): частное предпринимательство, осуществляемое субъектами предпринимательства на основе своей собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании, а также коллективное предпринимательство, осуществляемое предпринимателями на основе коллективной собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании. Кооперация представляет собой разновидность коллективной формы предпринимательства.

     В 1990-е годы в условиях активного  реформирования экономики на постсоветском  пространстве во многих странах СНГ  также были приняты законы о потребительской  кооперации. Полезно проанализировать опыт наших соседей. Время показало, что ряд положений принятых законов  или вовсе не работал, или оказался разрушительным для кооперации некоторых  стран. В России в 1992 г. был принят Закон "О потребительской кооперации в Российской Федерации". Целый комплекс его положений нанес существенный вред системе российской потребкооперации. Союзы потребительских обществ не были наделены организационно-распорядительными и контрольными функциями по отношению к входившим в их состав потребительским обществам и союзам. Закон не только разрешил, но и обязал наряду с пайщиками наделять кооперативным имуществом работников кооперативных предприятий и организаций, закреплять за ними конкретные объекты кооперативной собственности. Кроме того, пайщики и работники имели право на выделение им части кооперативного имущества (помимо суммы паевых взносов) даже в случае их выхода из потребительского общества. Несовершенством Закона воспользовался ряд руководителей кооперативных организаций. Аппарат потребительских обществ и союзов стремился вытеснить рядовых пайщиков, существенно повышая размеры паевых взносов. Наиболее прибыльные кооперативные объекты были приватизированы частными лицами и компаниями, а не приносившие заметных доходов ликвидировались. Приватизация предприятий потребительской кооперации шла по двум вариантам. В Нижегородской области и ряде других регионов кооперативные предприятия были преобразованы в акционерные общества, ассоциации, товарищества и продавались на аукционах. По "костромскому варианту" кооперативные предприятия акционировались и становились собственностью их руководителей и работников. Под угрозой оказалась не только система потребительской кооперации, но и нормальное снабжение сельского населения. Поэтому в 1997 г. был принят по существу новый Закон "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации". В 2000 г. в него были внесены изменения и дополнения. Ныне действующий Закон восстановил организационную структуру потребительских обществ и их союзов, наделил союзы распорядительными и контрольными функциями в отношении их членов, определил субъектами собственности потребительские общества и их союзы.

Информация о работе Принципы создания и функционирования кооперативов