Приволжский федеральный округ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 09:49, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучить современное состояние экономики ПФО и определить перспективы его развития.

Содержание

Введение

1. Состояние Приволжского федерального округа

1.1 Экономическое районирование

1.2 Природно – ресурсный потенциал и экономические связи ПФО

1.3 Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства

2. Экономическое положение Республики Татарстан

2.1 Отрасли рыночной специализации

2.1.1 Основные показатели деятельности промышленности

2.1.2 Топливно – энергетический комплекс

2.1.3 Нефтегазохимический комплекс

2.1.4 Машиностроение и металлообработка

2.1.5 Агропромышленный комекс

2.2 Отрасли, дополняющие территориальный комплекс

2.2.1 Лёгкая промышленность

2.2.2 Пищевая промышленность

2.2.3 Лесоперерабатывающая промышленность

Заключение

Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Приволжский федеральный округ.doc

— 338.50 Кб (Скачать документ)

     Содержание 
 
 

     Введение

     1. Состояние  Приволжского  федерального округа

     1.1 Экономическое районирование

     1.2 Природно – ресурсный  потенциал и экономические  связи ПФО

     1.3 Структура и размещение  ведущих отраслей  хозяйства

     2. Экономическое положение  Республики Татарстан

     2.1 Отрасли рыночной  специализации

     2.1.1 Основные показатели  деятельности промышленности

     2.1.2 Топливно – энергетический  комплекс

     2.1.3 Нефтегазохимический  комплекс

     2.1.4 Машиностроение и  металлообработка

     2.1.5 Агропромышленный  комекс

     2.2 Отрасли, дополняющие территориальный комплекс

     2.2.1 Лёгкая промышленность

     2.2.2 Пищевая промышленность

     2.2.3 Лесоперерабатывающая  промышленность

     Заключение

     Список  использованных источников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Актуальность  темы исследования. Функционирование национальных экономик и всего мирового хозяйства базируется на экономических ресурсах - природных, трудовых, капитальных, предпринимательских, а также научных. В совокупности экономические ресурсы образуют потенциал национальной экономики, региона мира или всей мировой экономики. К одной из основных глобальных проблем всего мира относится сырьевая, так как земельные ресурсы являются главными источниками жизнеспособности и процветания любой страны.

     В этой связи большое значение приобретает  изучение природно-ресурсного потенциала мира в целом, отдельных материков и стран, анализ систем их хозяйственного использования, сложившихся в различных социально-экономических структурах современного мирового сообщества, разработка представлений о региональном и оптимальном освоении природных богатств.

     Объектом  исследования данной курсовой работы является Приволжский федеральный  округ, в частности Республика Татарстан.

     Предмет исследования - природно-ресурсный  потенциал, экономическое состояние, внешнеэкономические и межрегиональные связи ПФО и регионов, входящих в его состав.

     Цель  исследования – изучить современное  состояние экономики ПФО и  определить перспективы его развития.

     Для достижения поставленной цели, необходимо выполнение следующих задач:

     - изучить экономическое состояние Приволжского федерального округа;

     - исследовать минерально-сырьевую  базу, уровень технологий в производстве  и добыче полезных ископаемых  региона;

     - оценить потенциал экономического  развития и улучшения благосостояния  населения, благодаря научным открытиям и нововведениям;

     - рассмотреть пути повышения эффективности  использования природных ресурсов;

     - выявить экологически опасные  производства региона, предприятия  с устаревшим оборудованием и  без очистных сооружений, и найти  способы изменить ситуацию к лучшему.

     Методологической  основой исследования послужили: государственная  статистика РФ, газеты, официальные  сайты в интернете, учебная литература.

 

     1. Состояние Приволжского  федерального округа 

     1.1 Экономическое районирование 

     Экономическое районирование, как метод познания, есть процесс выявления экономических районов, которые объективно существуют и сложились в процессе развития территориального разделения общественного труда. Развитие народного хозяйства и формирование экономических районов - единый экономический процесс. Трудно назвать такие экономические проблемы, осуществление которых не требовало бы порайонного подхода, учета разнообразных природных, исторических, экономических условий. Любые вопросы, в том числе экономические (эффективность капиталовложений, темпы экономического развития, оптимальные размеры предприятия, рациональное использование природных и трудовых ресурсов), а также демографические и экологические требуют привязки к определенной территории.

     Современный экономический район – это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи. Экономический район неразрывно связан с другими частями страны общественным территориальным разделением труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями.

     Основными принципами районирования являются следующие.

     1) Экономический принцип, рассматривающий  район как специализированную  часть единого хозяйственного  комплекса страны с определенным  составом вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими. Экономическая эффективность специализации района должна оцениваться с точки зрения установления наиболее производительного использования имеющихся ресурсов района.

     2) Национальный принцип, учитывающий  национальный состав населения  района, его исторически сложившиеся особенности труда и быта.

     3) Административный принцип, определяющий  единство экономического районирования  и территориального политико-административного  устройства страны. Этот принцип  создает условия для эффективного  самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России.

     Эти принципы являются основополагающими  для современной теории и практики экономического районирования России. В современных условиях выделение  федеральных округов диктуется  необходимостью укрепления вертикали власти. Контуры границ экономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной специализации и важнейших вспомогательных производств, связанных с отраслями рыночной специализации технологическими поставками сырья, деталей, узлов, т.е. кооперацией производств. К районообразующим факторам современных экономических районов можно отнести наличие крупных месторождений полезных ископаемых, высокую плотность населения и накопленный ими трудовой опыт.

     Экономическое районирование не застывший процесс, оно может изменяться, совершенствоваться в процессе экономического развития страны в зависимости от многих факторов.

     Современное экономическое районирование России включает три основных звена (таксономические  единицы): высшее звено – крупные экономические районы; районы среднего звена – края, области, республики; низовые районы – административно-хозяйственные районы, городские и сельские  районы. Каждый вид экономического районирования отвечает определенным задачам территориального развития.

     1. Высшее звено районирования - федеральные округа - используются  центральными республиканскими  органами власти для общегосударственного  управления экономикой в территориальном  разрезе. Федеральные округа –  это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая значительной территорией, большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным потенциалом, федеральные округа имеют четко выраженную специализацию (до пяти-семи отраслей), широкий производственный  профиль,  сложный хозяйственный комплекс.

       В соответствии с указами Президента  РФ «О полномочном представителе  Президента Российской Федерации  в федеральном округе» от 13 мая 2000 г. № 849 и «Вопросы обеспечения деятельности аппаратов полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах» от 21 июня 2000 г. № 1149 были учреждены 7 федеральных округов.

     В каждом федеральном округе президентом  назначается полномочный представитель, который формирует свой аппарат управления округом. Его задачей является недопущение противоречий законов РФ и законов субъектов РФ.

     В плане социально - экономического развития и размещения производительных сил  перед федеральными округами стоит задача укрепления взаимосвязей между субъектами Федерации данного округа, создание в округе такой социально-экономической системы, которая наиболее полно обеспечила бы потребности населения в пределах округа, способствовала бы рыночной специализации округа и его комплексному развитию, создала бы развитую производственную и социальную инфраструктуру и укрепила экономические связи с другими федеральными округами РФ и зарубежными странами.

     Федеральные округа выделялись в соответствии с  принципами общности территории, специализации хозяйства, общности и достаточности природно-ресурсного потенциала, достаточности самообеспечения. Перечень федеральных округов и их состав приведены в таблице 1.1.

     Таблица 1.1 [2]

       Федеральные округа  и их состав 

Округа Субъекты  Федерации
Центральный Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области; город Москва.
Северо-Западный Республики  Карелия, Коми; Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области, Ненецкий автономный округ, город Санкт-Петербург.
Южный Республики  Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Чеченская, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия – Алания; Краснодарский, Ставропольский края; Астраханская, Волгоградская, Ростовская области.
Приволжский Республики  Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Чувашия; Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области; Пермский край.
Уральский Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области; Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа.
Сибирский Республики  Бурятия, Алтай, Тыва, Хакасия; Алтайский, Красноярский края; Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Читинская области; Агинский Бурятский, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Эвенкийский автономные округа.
Дальневосточный Республика  Саха (Якутия); Приморский, Хабаровский  края, Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская области; Еврейская  автономная область; Корякский, Чукотский  автономный округа.
 
 

     2. Среднее звено районирования  используется для руководства  отраслями хозяйства и социальной сферой в пределах области, края, республики. Сегодня в условиях развития рынка можно выделить три типа регионов среднего звена районирования:

     1) Трудоизбыточные – республики  Северного Кавказа, Ставропольский  и Краснодарский края, Ростовская область;

     2) Оборонно-промышленные – Санкт-Петербург,  Москва, Нижегородская область, Урал, промышленные узлы юга Сибири;

     3) Многоотраслевые и депрессивные  – расположенные в значительной  части зоны Севера

     3. Низшее звено районирования –  городские и сельские районы представляют собой первичные звенья в  таксономии  экономического  районирования.  На  их основе    образуются начальные специализированные территориальные производственные комплексы. Низовые районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и годовых программ развития районного хозяйства и социально-культурного строительства, в размещении и специализации предприятий по производству и  переработке сельскохозяйственной продукции, местной промышленности, бытового  обслуживания, торговли и общественного питания.

     Экономические районы могут объединяться в макрорегионы или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами  экономики, тенденциями дальнейшего  развития. Главные принципы выделения  экономических зон – уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования. Территория РФ разделена на две экономические зоны: Западную (Европейская часть России) и Восточную (Урал, Сибирь и Дальний Восток). [2] 
 

     1.2 Природно-ресурсный потенциал и экономические связи ПФО 

     Численность населения Приволжского федерального округа в 2006 г. составила 32019 тыс. человек. ПФО является урбанизированным округом, хотя доля городского населения несколько  ниже среднероссийской - 70,8%. На территории округа расположено четыре крупнейших российских города с численностью населения более одного миллиона: Нижний Новгород (1296,8), Самара (1144,2), Казань (1106,9) и Уфа (1040,6).

     Уровень рождаемости в Приволжском федеральном  округе в 2007 году составил 11 промилле (число родившихся на 1000 населения), что незначительно ниже, чем в среднем по России (11,3 промилле), но выше  уровня соответствующего периода 2006 года (10,1 промилле). Уровень смертности в округе за этот же период составил 15,1 промилле (число умерших на 1000 населения), что на 0,4 промилле выше среднероссийского и на 0,5 промилле ниже уровня 2006 года.

Информация о работе Приволжский федеральный округ