Проблемы и пути развития потребительской кооперации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 20:24, доклад

Описание

В настоящее время в развитии экономики происходят интенсивные качественные позитивные изменения, выражающиеся в осознанном стремлении к интегрированию хозяйственной деятельности различных торговых структур в рамках общей организационной формы.

Работа состоит из  1 файл

проблемы развития кооперации.docx

— 17.82 Кб (Скачать документ)

Харламова Е.А.

ПРОБЛЕМЫ  И ПУТИ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ.

   В настоящее время в развитии экономики  происходят интенсивные качественные позитивные изменения, выражающиеся в  осознанном стремлении к интегрированию хозяйственной деятельности различных  торговых структур в рамках общей  организационной формы.     Таким образом, уровень концентрации экономики повышается благодаря формированию очень сильных торговых систем, сосредоточенных, как правило, в областном центре. Чрезмерная концентрация обуславливает отток всех видов ресурсов из сельской местности, что, наряду с другими известными факторами, приводит, в свою очередь, к убыточности сельскохозяйственных товаропроизводителей. В решении указанной проблемы значительную роль играет система потребительской кооперации.      Обслуживая в основном сельское население, она берет на себя основные функции обустройства села, формирования торговой и производственной инфраструктуры, экономической и социальной защиты населения, посредством согласованного взаимодействия хозяйствующих субъектов во всей воспроизводственно-технологической цепочке. Это, в свою очередь, создает предпосылки для сбалансированного функционирования экономики сельской местности.

   Потребительская кооперация как одна из старейших  организационных форм некоммерческого  сектора экономики до сих пор  не потеряла своей значимости в силу того, что ни одна существующая организационная  система не ставит своей целью  помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям в развитии их экономики и повышении  эффективности производства, а также  решение социальных и экономических  проблем жителей сельской местности.

   Определяя место потребительской кооперации в системе некоммерческого сектора  экономики, прежде всего хотелось бы отметить, что существует целый ряд взглядов, позиций, точек зрения на саму природу некоммерческого сектора. Не ставя основной целью данной статьи рассмотрение существующих теорий, следует сделать одно важное замечание. Суть его сводится к тому, что потребительская кооперация, как организационно - правовая форма, скорее исключение для некоммерческого сектора, нежели его закономерный продукт. Сделанный вывод вытекает из того, что потребительская кооперация в большей степени подпадает под критериальные признаки коммерческого сектора экономики (извлечение прибыли и распределение её между участниками производства). Однако целевые функции потребительской кооперации и механизмы её управления, реализуясь в системе некоммерческих интересов (оказание помощи пайщикам, безработным, пенсионерам и т.п.), а также основанные на принципах демократического управления, конечно же, позволяют считать потребкооперацию некоммерческой структурой. Такой двойственный характер приведенной организационно-правовой формы позволяет считать кооперацию потребителей пограничной переходной формой от коммерческой к некоммерческой структуре экономики, соединяющей в себе признаки обеих структур, находящихся в своем единстве и противоречии.

   В настоящее время процесс формирования и развития кооперации идет в направлении  расширения и многообразия ее институциональных  элементов и развития социально - ориентированного характера их деятельности. Она функционирует в соответствии с рыночными экономическими законами, которые предопределяют как особенности кооперативной сферы расширенного воспроизводства, так и специфические моменты, так как будучи многоотраслевой хозяйственной системой потребительская кооперация участвует не только в реализации конечного продукта и услуги, но непосредственно в их создании.

   Таким образом потребительская кооперация способствует сокращению времени обращения продукции и всего воспроизводственного цикла. При этом целевая экономическая функция потребительской кооперации заключается в доведении материальных благ до потребителя. Этот основной процесс в его непрерывности и определяет функциональное содержание потребительской кооперации. Формирование и развитие взаимоотношений между потребкооперацией и отраслями агропромышленного комплекса опосредуется кооперативными связями. Они отражают совокупность организационно-экономических и социально-экономических отношений в процессе взаимодействия кооперирующихся хозяйств. Организационными формами кооперативных связей являются предприятия и организации системы потребительской кооперации.

   Основными функциями потребительской кооперации на современном этапе являются:

- создание  и развитие организаций торговли  для обеспечения членов потребительских обществ товарами;

- закупка  у граждан и юридических лиц  сельскохозяйственной продукции  и сырья, изделий и продукции  личных подсобных хозяйств и  промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического  сырья с последующей их реализацией;

- производство  пищевых продуктов и непродовольственных  товаров с последующей их реализацией  через организации розничной  торговли;

-оказание членам потребительских обществ, производственных и непроизводственных услуг;

-совершенствование переработки, хранения, доведения сельскохозяйственной продукции до потребителя;

- поддержание  сохранившихся крупных сельскохозяйственных  предприятий, которые нуждаются  в оптимизации отношений с  различными предприятиями и организациями.

   Чтобы обеспечить экономический рост и поддержать социальную стабильность на селе, необходимо сконцентрировать усилия на тех направлениях, на которых потребительская кооперация имеет конкурентные преимущества. Их реальное наличие позволяет оптимистично оценить будущее потребительской кооперации России.

   Целенаправленное  развитие потребительской кооперации возможно на основе разработки детальных  программ, в которых будут учтены выявленные перспективные направления  деятельности. Это, в свою очередь, требует  более детального анализа, что является предметом дальнейших исследований. 

Литература

1.http://journal.vlsu.ru

2. Гутман Г.В., Дигилина О.Б., Чукин Н.И. и др. Формы кооперативного движения в условиях рыночных реформ: Монография. М.: Дашков и К°, 2008. С. 42-43.

Информация о работе Проблемы и пути развития потребительской кооперации