Происхождение жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:20, контрольная работа

Описание

Жизнь – особое качественное состояние мира, возможно, необходимая ступень в развитии Вселенной. Естественно-научный подход сущности жизни сосредоточен на проблеме её происхождения, её материальных носителей, на отличии живого от неживого, на эволюции живых организмов на земле и так далее. Философский подход описывает жизнь как специфический феномен, некую абсолютную данность для человека и его сознания.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
§1 Креационизм и его современное состояние……………………………….6
§2 Самопроизвольное зарождение жизни…………………………………….8
§3 Панспермия………………………………………………………………….9
§4 Биохимическая эволюция…………………………………………………10
Заключение…………………………………………………………………….12
Список литературы …………………………………………………………...15

Работа состоит из  1 файл

КСЕ.doc

— 72.50 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ, ИСТОРИИ И ПРАВА 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

по дисциплине «Концепции современного естествознания»

на тему «Происхождение жизни» 
 
 
 
 
 

Факультет ФНО

Специальность МиМ группа 1 поток

Личное  дело № 09ММД46173

Студентки Сахненко Анастасии Ивановны

Дата  отправки работы в институт:___________

Дата  регистрации работы филиалом:___________

Преподаватель Шубина Татьяна Фёдоровна 
 

     Архангельск 2009

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

§1 Креационизм  и его современное состояние……………………………….6

§2 Самопроизвольное зарождение жизни…………………………………….8

§3 Панспермия………………………………………………………………….9

§4 Биохимическая  эволюция…………………………………………………10

Заключение…………………………………………………………………….12

Список  литературы …………………………………………………………...15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Жизнь – особое качественное состояние  мира, возможно, необходимая ступень  в развитии Вселенной. Естественно-научный подход сущности жизни сосредоточен на проблеме её происхождения, её материальных носителей, на отличии живого от неживого, на эволюции живых организмов на земле и так далее. Философский подход описывает жизнь как специфический феномен, некую абсолютную данность для человека и его сознания.

     Смысл жизни – философская и духовная проблема, имеющая отношение к  определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее  огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

     Можно выделить объективное и субъективное истолкование жизни. Первое характерно для представителей философии жизни  – В.Дилыпея, Ф.Ницше, А.Бергсона. Для  них жизнь – первичная реальность, целостный органический процесс, предшествующий разделению материи и духа, бытия и сознания. Бергсон утверждал, что жизнь, жизненный прорыв породили неорганическую материю, жизнь подобна ракете, сгоревшие обломки которой падают вниз и образуют безжизненное вещество. Субъективное истолкование – это попытка уяснить, что такое живое и какими особенностями оно обладает, что значит быть живым человеком. Только живой человек, с точки зрения мыслителей экзистенциалистской традиции, человек, старающийся жить в стихии любви, добра, творчества, может достичь истины, достичь Бога, ибо Бог есть бог живых, а не спящих и оглядывающихся на общезначимые поверхностные истины. Основная черта живого человека – это непостоянство, и привилегией непостоянства он больше всего дорожит, непостоянство – это жизнь и свобода. Люди никогда не имеют дело с миром застывших и окончательных форм, к которым они должны только приспосабливаться, - в таком мире невозможно было бы жить. Жизнь, подчиняющаяся «спущенным сверху» принципам, - не жизнь, а смерть. Человек сам себе закон. «Дважды два четыре,  - говорил Ф.М.Достоевский, - есть начало смерти». Людям готовая истина не нужна, они отворачиваются от богов, чтобы предаться самостоятельному индивидуальному творчеству, которое и требует от нас природа, и только через него она открывает свои тайны. Живой, страдающий, любящий, верующий человек – это тот разрыв в застывшем объективном мире законов и принципов, через который проглядывает мир иной, и в этом мгновенном проглядывании он оказывается для метафизически зоркого человека миром мгновенных, чудесных и таинственных превращений. Мир требует нашего полного присутствия, в любое отношение к миру человек должен вкладывать всего себя, всю память о пережитом, все свои страсти, сомнения, надежды и ожидания. «Полностью присутствовать» - это и значит быть живым. Только тогда, когда человек присутствует полностью, для него есть красота, есть понимание, есть истина, есть Бог. Однако полное присутствие почти невозможно, часть нашей души всегда спит или омертвела, всегда прошлое висит над нами, закрывая мир, делая его внешне понятным,  упорядоченным и скучным, делая его миром привычки. Только в очень редкие минуты просвета мы чувствуем себя живыми. Таким образом, единственная ценность, которую человек ищет во всех проявлениях себя и окружающего, - это живое. Реальная человеческая психология строится на оживлении того, что мертво. Мы оживляем мёртвые слова, жесты, конвенции. Единственное наше трепетное и волнующее нас отношение ко всему этому сводится к тому, что за всеми симуляторами и привидениями, за вещами мы ищем жизнь и себя как живущего. Человек стремится к жизни в том простом элементарном смысле слова, который важным образом отличается от обыденного. Жизнь означат не продолжение жизни, а интенсивность, ощущение себя живым. И это высшее и самое прекрасное состояние, доступное человеку.

       Проблема возникновения жизни на Земле и возможность существования её внеземных форм является фундаментальной не только для биологии, но и для естествознания в целом. Среди основных гипотез, пытающихся как-то объяснить возникновение жизни, наиболее известны следующие:

    • жизнь была сотворена неким сверхъестественным существом – Богом (креационизм);
    • жизнь возникла спонтанно и продолжает возникать из неживой материи (самопроизвольное зарождение жизни);
    • жизнь существовала всегда (стационарное состояние живого мира);
    • жизнь была занесена на Землю извне (панспермия);
    • жизнь возникла в ходе закономерного, самоусложняющегося развития природы (биохимическая эволюция).

     Рассмотрим  подробно каждую из этих гипотез. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     §1 Креационизм и  его современное  состояние

     Креационизм (от лат. creatio – творение, создание) исходит из убеждения, что жизнь на Земле была сотворена неким сверхъестественным существом – Богом. Эта идея лежит в основе почти всех религий. Её поддерживают и ряд богословствующих учёных, стремящихся доказать, что достижения науки лишь подтверждают написанное в Библии, Коране и других священных книгах. В 1650г. ирландский архиепископ Ашер Арисский пришёл к выводу, что Бог сотворил мир в 4004г. до Рождества Христова и завершил свой труд сотворением человека в 9 часов утра 23 октября. Столь «точный» результат Ашер получил, анализируя генеалогическое древо библейского Адама, складывая возрасты его потомков вплоть до Христа. Однако сегодня эту дату мы можем рассматривать лишь как исторический курьез, ибо получается, что Адам жил в то время, когда в междуречье Тигра и Евфрата уже существовали крупные города-государства.

     Тем не менее, креационизм не канул в  небытие, а успешно продолжает существовать под вывеской так называемого «научного креационизма». Это направление в христианской, главным образом, протестантской теологии сформировалось в 70-х гг. XX в. Его идеологи Г.Моррис, Дж.Уиткомб, Д.Гиш, Х.Кларк, Дж.Паркер, Н.Сегрейвз (США), А.Пикок (Великобритания), В.Пирс, П.Оверхаге, У.Гербер, Э.Фер (ФРГ) и другие ставят своей целью подвести научную базу под библейскую картину мироздания. Центры и институты креоционных исследований в Анн-Арборе, Сан-Диего (США) и другие проводят активную работу в рамках издания и распространения литературы креационистского толка, подготовки преподавателей научного креационизма для школ и колледжей, учебных пособий, кино- и видеофильмов по предмету «Научный креационизм», который включён в учебные планы ряда учебных заведений США, Западной Европы и Австралии.

     В основу своей аргументации о сотворении мира Богом идеологии «Научного  креационизма» заложили два тезиса:

  1. Противоречие между возникновением сложноорганизованной Вселенной и следующим из второго начала термодинамики принципом возрастания энтропии.
  2. Противоречие между эволюционным учением Дарвина и наблюдаемое иерархической системой таксонов (отсутствие непрерывной последовательности изменяющихся и переходящих друг в друга видов).

     По  обеим затронутым проблемам у защитников креационизма нет единства взглядов. Например, по поводу шести «дней творения»: Г.Моррис и Дж.Уиткомб считают их буквальными днями скоро и недавнего творения мира. А.Кастанс – днями ускоренного ретворения нового, более совершенного мира, чем ранее созданный его черновой вариант. У.Гербер и В.Пирс считают эти дни геологическими эпохами. В вопросе эволюционного развития живой природы у креционистов также имеются разногласия. Г.Моррис, основываясь на данных палеонтологии, считает, что все виды независимы друг от друга и разделены незаполненными промежутками. По В.Пирсу возникновение совершенных видов через случайные дупликации и делении генов или рекомбинации хромосом невозможны, так как большинство мутаций, как показывают результаты биологических исследований, имеют негативные последствия. Универсальность и неизменность генетического кода как механизма передачи наследственной информации, по мнению В.Пирса, как раз и указывают на его божественное происхождение. Не отрицая роль мутаций и развития в живых организмах, А.Костанс считает, что они направляются и контролируются Богом. Развитие этих взглядов привело к появлению теологического эволюционизма. Его сторонники П.Оверхаге, Э.Фер, О.Шпюльбек полагают, что основой эволюции является творческая воля Бога. Однако в рамках этого направления в креационизме имеются и другие взгляды. Так, А.Пикок не отрицает роль случая в эволюции, считая, что Бог создал многовариантные возможности развития. 

     §2 Самопроизвольное зарождение жизни

       Наряду с гипотезой о сотворении жизни Богом издавна бытовали представления о самопроизвольном её зарождении под воздействием некоего «активного начала». Аристотель (ΙV в. до н.э.) считал, что такое активное начало содержится в оплодотворённом яйце, гниющем мясе, солнечном свете. Ещё в XVII в. голландский естествоиспытатель Ян Ван Гельмонт полагал, что активным началом, стимулирующим возникновение жизни, может служить человеческий пот. Он описал эксперимент, в котором якобы за три недели создал мышей, используя грязную рубашку, горсть пшеницы и тёмный шкаф.

     Удар  по гипотезе спонтанного зарождения жизни нанёс в 1688 г. итальянский биолог и врач Франческо Реди. Реди установил, что белые червячки, появляющиеся в гниющем мясе, - это личинки мух. Прямым экспериментом он доказал, что мясо, находившееся в плотно запечатанных сосудах, куда мухи не могли залететь, не червивело. Так появился знаменитый принцип Реди: «Всё живое – из живого». Тем не менее, гипотеза о самопроизвольном зарождении живых организмов из неживой природы ещё долго господствовала среди учёных. Её приверженцами были Галилей, Декарт, Гегель, Ламарк.

     В 1860г. Луи Пастер показал, что процессы гниения связаны с жизнедеятельностью бактерий, поэтому продукты могут быть сохранены, если их не только герметически запечатать, но ещё и предварительно простерилизовать путём тепловой обработки. Тем самым вопрос о наличии в гниющем мясе какого-то «активного начала» был снят окончательно.

     Опыты Реди и Пастера подтвердили, что  для возникновения живого организма  необходим другой живой организм, но породили новую проблему: откуда взялся самый первый живой организм? 

     §3 Панспермия

     Эта гипотеза (от греч. pan – все и sperma – семя) о повсеместном распространении во Вселенной зародышей живых организмов. В существование таких зародышей (спор микроорганизмов) верили многие учёные конца XIX – начала XX в.: английский физик лорд Кельвин, немецкий химик Ю.Либих, шведский физико-химик С.Аррениус, российский академик Л.С.Берг. Уверенность им придавало обнаружение в метеоритах некоторых органических соединений – «предшественников живого».

     И в этом случае выступили учёные, мнение которых трудно игнорировать. Например, Ф.Крик – английский биофизик и генетик, лауреат Нобелевской  премии. В 1953г. совместно с Дж.Уотсоном он создал модель структуры ДНК (двойную  спираль), что положило начало молекулярной генетике. Является автором трудов по расшифровке генетического кода, по нейрофизиологии и др. Взгляды Крика поддерживаются рядом учёных.

     Однако, коммунистическая наука не считала  такие взгляды материалистическими  и на корню отвергала их, подобно идее божественного творения. Большинство советских учёных полагало, что идея панспермии – это лишь уход от решения проблемы происхождения жизни.

     Эта гипотеза, как и гипотеза о саморождении, не предлагает никакого механизма для  её первичного возникновения, а просто переносит источник жизни в другое место Вселенной. Кроме того, с открытием космических лучей и выяснением губительного действия радиации на биологические объекты она потеряла своё значение. 

Информация о работе Происхождение жизни