Пространство и время в живой и неживой природе

Автор работы: r*****@inbox.ru, 28 Ноября 2011 в 20:14, контрольная работа

Описание

В буквальном переводе термин "биосфера" обозначает сферу жизни, и в таком смысле он впервые был введен в науку в 1875 г. австрийским геологом и палеонтологом Эдуардом Зюссом (1831—1914). Однако задолго до этого под другими названиями, в частности "пространство жизни", "картина природы", "живая оболочка Земли" и т. п., его содержание рассматривалось многими другими естествоиспытателями.

Содержание

1. Эволюция представлений о взаимодействии живой
и неживой природы
2. Человек и природа
3. Глобальные проблемы человечества
4. Идея гармонии в контексте глобальных проблем
человечества

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ КСЕ.doc

— 108.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Тверской  Государственный  Технический университет

Кафедра Биотехнологии и Химии 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине Концепция современного естествознания

ТЕМА: «Пространство и время в живой и неживой природе»

Вариант № 62 
 

                 
               
               
               

                  Выполнил: студентка 1 курса заочного факультета СКСТ

                  Широня  О.А. 

                 Работу  проверил: Декан кафедры БТиХ

                                                  Кислицина О.В.

                

                 Оценка: __________________ 
             
             
             
             
             
             
             
             
             

Тверь 2008

Содержание:

Введение                                                                                    стр. 3

  1. Эволюция представлений о взаимодействии живой

     и неживой  природы                                                             стр.6

  1. Человек и природа                                                           стр.7
  2. Глобальные проблемы человечества                             стр.10
  3. Идея гармонии в контексте глобальных проблем

    человечества                                                                          стр.15

Заключение                                                                                 стр.21

Список используемой литературы                                            стр.24

Введение

В буквальном переводе термин "биосфера" обозначает сферу жизни, и в таком смысле он впервые был введен в науку в 1875 г. австрийским геологом и палеонтологом Эдуардом Зюссом (1831—1914). Однако задолго до этого под другими названиями, в частности "пространство жизни", "картина природы", "живая оболочка Земли" и т. п., его содержание рассматривалось многими другими естествоиспытателями.

Первоначально под всеми этими терминами  подразумевалась только совокупность живых организмов, обитающих на нашей  планете, хотя иногда и указывалась  их связь с географическими, геологическими и космическими процессами, но при этом скорее обращалось внимание на зависимость живой природы от сил и веществ неорганической природы. Даже автор самого термина "биосфера" Э. Зюсс в своей книге "Лик Земли", опубликованной спустя почти тридцать лет после введения термина (1909 г.), не замечал обратного воздействия биосферы и определял ее как "совокупность организмов, ограниченную в пространстве и во времени и обитающую на поверхности Земли".

Первым из биологов, который ясно указал на огромную роль живых организмов в образовании земной коры, был Ж.*Б. Ламарк (1744—1829). Он подчеркивал, что все вещества, находящиеся на поверхности земного шара и образующие его кору, сформировались благодаря деятельности живых организмов.

Постепенно  идея о тесной взаимосвязи между живой и неживой природой, об обратном воздействии живых организмов и их систем на окружающие их физические, химические и геологические факторы все настойчивее проникала в сознание ученых и находила реализацию в их конкретных исследованиях. Этому способствовали и перемены, произошедшие в общем подходе естествоиспытателей к изучению природы. Они все больше убеждались в том, что обособленное исследование явлений и процессов природы с позиций отдельных научных дисциплин оказывается неадекватным. Поэтому на рубеже XIX—XX вв. в науку все шире проникают идеи целостного подхода к изучению природы, которые в наше время сформировались в системный метод ее изучения.

Результаты  такого подхода незамедлительно  сказались при исследовании общих проблем воздействия живых факторов на физические условия. Так, оказалось, например, что растения, живущие на песчаной почве, значительно изменяют ее структуру. Живые организмы контролируют даже состав нашей атмосферы. Число подобных примеров легко увеличить, и все они свидетельствуют о наличии обратной связи между живой и неживой природой, в результате которой живое вещество в значительной мере меняет лик нашей Земли. Таким образом, биосферу нельзя рассматривать в отрыве от неживой природы, от которой она, с одной стороны зависит, а с другой — сама воздействует на нее. Поэтому перед естествоиспытателями возникает задача — конкретно исследовать, каким образом и в какой мере живое вещество влияет на физико-химические и геологические процессы, происходящие на поверхности Земли и в земной коре. Только подобный подход может дать ясное и глубокое представление о концепции биосферы. Такую задачу как раз и поставил перед собой выдающийся российский ученый Владимир Иванович Вернадский (1863-1945). Особенно важен этот подход в наше время, когда человечество столкнулось со многими проблемами, которые носят глобальный характер, что во многом обусловлено непониманием важности гармоничного развития всей совокупности материи на Земле. Все выше изложенное объясняет необходимость формирования, в рамках современного естествознания, целостного взгляда на материальный мир, неотъемлемым компонентом которого является человеческое общество, во многом определяющее сегодня дальнейшее существование и развитие этого мира.

Таким образом, тема работы является весьма актуальной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

    Эволюция представлений о взаимодействии живой и неживой природы

     Существование и развитие неживой природы определяется сложными физико-химическими процессами, фундаментальными и для живой  природы. Однако, с появлением живых организмов (принципиально отличающихся по своим свойствам от тел наживой природы) начинают осуществляться биологические процессы, имеющие специфический характер и подчиняющиеся новым законам - биологическим. Таким образом, физико-химические процессы в живой природе являются фундаментальными, первичными, а биологические, возникающие на их основе, - производными, вторичными. Человек представляет собой особо сложное явление - в нем сочетаются биологическая и социальная сущности. Обладая, в отличие от всех других живых организмов, разумом, языком, способностью к творческой деятельности, человек подчинен действию как физико-химических и биологических, так и социальных законов.

     Бурное  развитие и грандиозные достижения в 20-м столетии таких биологических наук, как биохимия, биофизика, генетика, молекулярная биология, экология обусловили существенное расширение и углубление наших представлений о единстве материального мира, о наличии сложных взаимоотношений между неживой, живой природой и человечеством. Так, развитие учения о биосфере, экологии в целом показало, что живые организмы ("живое вещество" по В.И. Вернадскому) являются мощным геологическим фактором планетарного масштаба; что в настоящее время еще более мощным экологическим фактором выступает человечество, оказывая воздействие и на неживую, и на живую природу Земли. 
 

     Человек и природа 

          Человек оказывает большое  воздействие на животный и растительный мир. Это воздействие может быть прямым, выражающимся, например, в добыче промысловых животных и истреблении вредных видов, и косвенным, состоящим в изменении условий их существования: загрязнении атмосферы, воды и почвы; осушении болот, распашке степей, строительстве плотин и водохранилищ и др.

          В 60-х годах XX в. в Египте вблизи города Асуана была построена высокая плотина через реку Нил. Это огромное сооружение привело к появлению одного из самых крупных искусственных озер в мире. Вода вращает гигантские турбины, которые производят миллионы киловатт электроэнергии ежегодно, и орошает 3000 га земли. Там, где раньше собирали только один урожай в год, стало возможным выращивать три и даже четыре урожая ежегодно. Плотина регулирует также значительные сезонные колебания уровня воды Нила, Увеличена навигация, промышленность получает электроэнергию, а само озеро послужило источником лова пресноводных рыб. Это положительные последствия, связанные с постройкой плотины. Но имеются и отрицательные последствия, которым не было уделено достаточного внимания. 
Одно из таких последствий — значительное уменьшение улова сардин в водах дельты Нила. Как известно, во время ежегодного разлива Нила в высокогорных районах Эфиопии в его пойме собираются тысячи тонн богатых веществами илистых наносов, которые до строительства плотины уносились по реке в море. Эта вода не только обогащала питательными веществами берега Нила, но также и близлежащие воды Средиземного моря. Мелкие плавающие растения моря быстро росли, затем использовались в пищу беспозвоночными животными, которые, в свою очередь, становились добычей сардин. Однако с завершением строительства плотины плодородные осадки перестали достигать Средиземного моря, и поэтому популяция сардин начала сокращаться. Это сокращение составляет приблизительно 18 000 т ежегодно и дает убыток в 5 млн. долларов. 
Отсутствие богатых питательными веществами осадков сказывается также на плодородии полей нижней части долины Нила. Увеличилось применение синтетических удобрений (азота), что, естественно, повлекло за собой определенные расходы и частично компенсировало эту потерю, но промышленные удобрения сами по себе не в состоянии поддерживать высокий уровень азота в почве. 
Таким образом, строительство плотины оказалось серьезным, дорогим и драматичным экспериментом, нарушившим равновесие экосистемы Нила в результате недальновидного вмешательства человека. Возникает вопрос: вносят ли люди, как другие организмы, вклад в увеличение продуктивности и стабильности биосферы или же они нарушают равновесие в результате своего вмешательства?

       Человек несет ответственность за нарушение  экосистемы, потому что уменьшает ее способность поддерживать популяцию человека без внесения какого-либо дополнительного вклада, часто очень дорогого. Необходимо сводить к минимуму вред, наносимый экосистеме, учиться такому важному и часто дорогостоящему делу, как восстановление разрушенных или исчезнувших экосистем. 
Усиленное злоупотребление природными ресурсами неизбежно ведет к экологическому «банкротству». Чрезмерное использование кислорода, сокращение природных ресурсов, эрозия почвы, разрушение лесов и загрязнение атмосферы диоксидом углерода — это только некоторые результаты деятельности человека, нарушающей природные механизмы стабилизации. 
Быстрота, с которой разрушаются те самые механизмы, от которых зависит наша жизнь, требуют от нас осознания ответственности за состояние окружающей среды, стремления к постижению эффективных методов и средств поддержания в ней динамического равновесия.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глобальные  проблемы человечества 

     По  ходу развития цивилизации перед  человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порою и планетарного характера. Но все же это была далекая предыстория, своего рода “инкубационный период” современных глобальных проблем. В полной мере эти проблемы проявились уже во второй половине и, в особенности, в последней четверти XX века, то есть на рубеже двух веков и, даже, тысячелетий. Они были вызваны к жизни целым комплексом причин, отчетливо проявившихся именно в этот период.

     В самом деле, никогда прежде само человечество не возрастало количественно  в 2,5 раза при жизни только одного поколения, наращивая тем самым силу “демографического пресса”. Никогда до этого человечество не вступало в период научно — технической революции, не доходило до постиндустриальной стадии развития, не открывало дороги в космос. Никогда прежде для его жизнеобеспечения не требовалось такого количества природных ресурсов и возвращаемые им в окружающую среду отходы тоже не были столь велики. Никогда до этого не возникало такой глобализации мировой экономики, такой единой мировой информационной системы. Наконец, никогда прежде холодная война не подводила все человечество так близко к рубежу самоуничтожения.

     Все это привлекло внимание к глобальным проблемам не только политики, но и  науки. Сам термин глобалистика вошел  в научный обиход на рубеже 60-70 годов. В СССР глобалистика начала развиваться в 80-е годы и, в особенности, с началом периода перестройки и перехода к приоритету общечеловеческих ценностей. Тогда же сформировалось и само понятие о глобальных проблемах, которые:

     во-первых, касаются всего человечества, затрагивая интересы и судьбы всех стран, народов и социальных слоев;

     во-вторых, приводят к значительным экономическим  и социальным потерям, а в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации;

     в-третьих, требуют для своего решения сотрудничества в обще планетарном масштабе, совместных действий всех стран и народов.

     Это понятие вряд ли можно считать  достаточно четким. И не случайно многие авторы по-разному трактуют существо глобалистики. Да и само количество глобальных проблем варьирует в очень широких пределах: от, примерно, десяти до сорока и более. Но если иметь в виду главные проблемы, то их не более десятка:

     Проблема  мира и разоружения, предотвращение новой мировой войны;

     Экологическая проблема;

     Демографическая проблема;

     Энергетическая  проблема;

     Сырьевая  проблема;

     Продовольственная проблема;

     Проблема  использования Мирового океана;

     Проблема  мирного освоения космоса.

     Но  если в пределах экологической проблемы отдельно вычленить, скажем, проблемы обезлесения, опустынивания, загрязнения атмосферы и гидросферы; в пределах демографической проблемы — аспекты демографического взрыва и демографического кризиса; неконтролируемой урбанизации, переселения беженцев, да еще добавить к этому, в качестве самостоятельных проблем, проблемы борьбы с наркоманией и наркобизнесом, с организованной преступностью и терроризмом, ликвидации неграмотности, кризиса культуры и нравственности и многие другие, то общее число таких проблем возрастет в три-четыре раза.

     В 80-х годах русский ученый Ю. Н. Гладков классифицировал и выделил, довольно интересным способом, основные положения глобалистики:

     Наиболее  ”универсальные” проблемы политического  и социально-экономического характера - предотвращение ядерной войны и сохранение мира, обеспечение устойчивого развития мирового сообщества и повышение уровня организованности и управляемости им;

     Проблемы  преимущественно природно-экономического характера - экологическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная, Мирового океана;

Информация о работе Пространство и время в живой и неживой природе