При рассмотрении целостного
объекта картина меняется. Симметричные
системы, например, кристаллы, характеризуются
состоянием равновесия и упорядоченности.
Но асимметричные системы, которыми
являются живые тела, также характеризуются
равновесием и упорядоченностью
с тем только различием, что
в последнем случае имеем дело
с динамической системой.
Таким образом, устойчивое
термодинамическое равновесие (или
асимметрия) статической системы
есть другая форма выражения
устойчивого динамического равновесия,
высокой упорядоченности и структурности
организма на всех его уровнях.
Такие системы называются асимметричными
динамическими системами. Здесь
нужно только указать, что структурность
носит динамический характер.
Понятие равновесия
тоже не является только статическим,
имеется и динамический аспект.
Состояние симметрии и движения
не есть нарушение равновесия
вообще, а есть состояние динамического
равновесия. Здесь можно говорить
о мере симметрии вообще, подобно
тому, как в физике оперируют
понятием движения.
7. Асимметрия человеческого
мозга
Одно из универсальных
правил биологии – для множества
элементов системы характерны
асимметрия взаимодействий и
вытекающая из этого асимметрия
взаимоотношений. Этим правилом
описывается и способ функционирования
мозга человека.
В конце 1950-х гг. начались
исследования асимметрии мозга,
и в 1970-х гг. П. Линдсейем
и Д. Норманном была создана
обоснованная теория о том,
что при разрушении левого
полушария теряется целенаправленность
действий, меняется содержание представлений
о прошлом и будущем. Так,
будущее начинается с того
события, которое давно прошло,
но случайно всплыло в памяти.
Нарушение целостности правого
полушария приводит к расстройствам
чувственной и эмоциональной
сфер человеческой деятельности,
теряется способность к выполнению
практических действий. Нарушение
связи между полушариями мозга
приводит к возникновению двух
потоков сознания, что приводит
к ощущению «раздвоения» личности.
Таким образом, было
выяснено, что целостный мозг
функционирует иначе, чем рассеченный.
Все объясняется тем, что между
полушариями мозга идет непрерывный
обмен информацией, и каждое
полушарие имеет определенную
специализацию. В ходе эволюции
сформировалась функциональная
асимметрия мозга, которая привела
к тому, что левое полушарие
взяло на себя функции речи
и логического мышления, а правое
– управление координацией движения
и фиксацию геометрических связей
объектов. Кроме того их взаимодействие
идет по правилу дополнительности
что дало человеку огромные
преимущества.
8. Асимметрия как разграничивающая
линия между живой и неживой
природой
Пастером было установлено,
что все аминокислоты и белки,
входящие в состав живых организмов,
являются «левыми», т. е. отличаются
оптическими свойствами. Объяснить
происхождение «левизны» живой природы
он пытался асимметрией, глобальной анизотропией
(неодинаковостью физических (физико-химических)
свойств пространства по различным направлениям
внутри него) пространства.
Вселенная есть асимметричное
целое, и жизнь должна быть
функцией асимметрии Вселенной
и вытекающих отсюда следствий.
В отличие от молекул неживой
природы молекулы органических
веществ имеют ярко выраженный
асимметричный характер. Придавая
большое значение асимметрии
живого вещества, Пастер считал
ее именно той единственной, четко
разграничивающей линией, которую
в настоящее время можно провести
между живой и неживой природой,
т.е. тем, что отличает живое
вещество от неживого. Современная
наука доказала, что в живых
организмах, как и в кристаллах,
изменениям в строении отвечают
изменения свойств.
Для неживой природы
характерно преобладание симметрии,
при переходе от неживой к
живой природе на микроуровне
преобладает асимметрия. Асимметрия
на уровне элементарных частиц
– это абсолютное преобладание
в нашей части Вселенной частиц
над античастицами.
Все это говорит
о большом значении симметрии
и асимметрии в живой и неживой
природе, показывает их связь
с основными свойствами материального
мира, со структурой материальных
объектов на микро-, макро- и
мегауровнях, со свойствами пространства
и времени как форм существования
материи. Накопленные наукой факты
показывают объективный характер
симметрии и асимметрии как
одних из важнейших характеристик
движения и структуры материи,
пространства и времени, наряду
с такими характеристиками, как
прерывное и непрерывное, конечное
и бесконечное.
Развитие современного
естествознания приводит к выводу,
что одним из наиболее ярких
проявлений закона единства и
борьбы противоположностей является
единство и борьба симметрии
и асимметрии в структуре симметрии
и в процессах, имеющих место
в живой и неживой природе,
что симметрия и асимметрия
являются парными относительными
категориями.
Таким образом, симметрия
играет роль в сфере математического
знания, асимметрия – в сфере
биологического знания. Поэтому
принцип симметрии – это единственный
принцип, благодаря которому есть
возможность отличать вещество
биогенного происхождения от
вещества неживого. Парадокс: мы
не можем ответить на вопрос,
что такое жизнь, но имеем
способ отличать живое от неживого.
Список литературы
Горбачев В. В. Концепции
современного естествознания: - М.: ООО
«Издательский дом «ОНИКС 21 век»:
ООО «Издательство «Мир и Образование»,
2003. – 592 с: ил.
Садохин. А.П. Концепции современного
естествознания: учебник для студентов
вузов, обучающихся по гуманитарным
специальностям и специальностям экономики
и управления. – 2-е изд., перераб.
и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 447 с.
Самыгин С.И. Концепции современного
естествознания. Серия «Учебники
и учебные пособия» - 4-е изд., перераб.
и доп. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
– 448 с.
Хорошавина С. Г. Концепции
современного естествознания: курс лекций
/ Изд. 4-е. – Ростов н/ Д: Феникс, 2005. –
480 с. – (Высшее образование)..