Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 18:20, реферат
Главным показателем итогов проведенных реформ, выражением их социальных последствий являются перемены в образе жизни россиян. В настоящее время в образе жизни населения России представлены модели, стандарты, стили поведения, унаследованные и/или заимствованные из разных исторических систем. Во-первых, речь идет о моделях поведения, входящих в состав современного образа жизни, которые унаследованы от дореволюционной эпохи: стремление усилить национальное начало в жизнедеятельности общества, дореволюционные черты бизнеса, традиции благотворительности, религиозность и служение церкви и др. Второй вид моделей поведения – это совокупность черт, унаследованных от эпохи СССР. Данные многочисленных опросов свидетельствуют о сохранении большинством населения россиян памяти о жизни в условиях СССР. Третий вид – это модели поведения, характерные для населения постсоветской России. Они сформировались в течение последних 10-15 лет реформ и вошли в структуру образа жизни. В целом можно говорить о том, что образ жизни россиян еще не приобрел черты устойчивой, целостной системы поведении.
Введение-------------------------------------------------------------------------------3
Динамика затрат времени современных россиян------------------------ 4
Особенности образа жизни населения современной России-------- 5
Эволюция жизненного мира современных россиян--------------------- 7
Результаты социологических опросов современных россиян-------11
Заключение---------------------------------------------------------------------------18
Список использованной литературы-----------------------------------------19
Модернизационные влияния на
символические и смысловые
Результаты социологических опросов современных россиян.
Вторая волна исследования Species пришлась на период международного экономического кризиса. Она выявила ряд поразительных перемен в российских мужчинах.
Вторая волна исследования затронула около 1000 россиян. На базе интервью с социологами, маркетологами и другими экспертами, а также качественными и количественными исследованиями было выделено 18 установок, которые играют ключевую роль в жизни современных молодых мужчин. Проведенное всестороннее количественное исследование установило значимость каждой из жизненных установок для мужчин. На основе полученных результатов было выявлено 4 основных типа (и 10 подтипов) современных молодых мужчин: ОБРЕМЕНЕННЫЙ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ, СОВРЕМЕННЫЙ И НА ШАГ ВПЕРЕДИ, ЭГОЦЕНТРИК, НОЛЬ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ.
В России исследование проводилось на протяжении 2009 года с помощью онлайн-методик, благодаря которым выборка респондентов включала в себя в большей степени образованную и обеспеченную часть аудитории.
Выборка по регионам была сделана в следующем соотношении:
Семья
на первом месте.
По
данным второй волны исследования «Discovery
Species: Современный
мужчина от А до Я»,
проведенного в 2009 и 2010 годах:
52% россиян в возрасте 25-39 лет готовят для себя и своих родных как минимум раз в неделю, 82% моют посуду, 81% регулярно играют со своими детьми, а 64% читают им перед сном.
80% респондентов также согласились с утверждением «Иметь свой дом или квартиру является для меня жизненным приоритетом». В то же время в Европе это важно всего лишь для 69% респондентов. 85% россиян против 70% европейцев считают своей обязанностью материально обеспечивать семью. 81% российских молодых отцов играют со своими детьми хотя бы раз в неделю, а 63% учат их новому.
«Исследование Species
показывает, что мужчины в России пересмотрели
свое отношение к работе и теперь сфокусировались
на тех сферах жизни, которые в большей
степени поддаются их контролю: это семья,
личные взаимоотношения и быт», - говорит
Кристиан Курц, директор по исследованиям
на развивающихся рынках Discovery Networks EMEA.
Современных
стало больше.
По
сравнению с 2008 годом (когда проходила
первая волна исследования Species ), в
России значительно увеличилось количество
мужчин, которые относятся к типу «Современный
и на шаг впереди».
Таких людей отличает современный взгляд на гендерные роли и отцовство, они ориентированы на семью и легко приспосабливаются к переменам в обществе. Если в 2008 году таких мужчин в России было лишь 36%, то в 2009 - уже 53%.
Хотя эта тенденция, по данным Discovery, наблюдается практически по всей Европе, в том числе в Польше, Италии, Нидерландах и Дании, в России этот показатель один из самых высоких среди европейских стран.
В то же время в ходе исследования обнаружилось, что число мужчин, относящихся к типу «Эгоцентрик», в России уменьшилось (14% в настоящее время против 26% в 2008 году). Это типичные холостяки, приоритет которых - карьера и друзья; как правило, они придерживаются современных взглядов на отношения; жаждут информации; обычно имеют широкий круг интересов и хобби.
Зарабатывать
- важнее.
Одна
из главных тенденций заключается
Отцовство.
Как и прежде, главная забота отцов - заработок. 85% молодых мужчин согласны с утверждением «Самое важное для меня - материально обеспечивать мою семью». Этот результат сопоставим с данными 2008 года и, как и прежде, выше среднего показателя по Европе (70%). Однако сегодня молодые мужчины обращают все большее внимание на другие аспекты отцовства - в частности, взаимоотношения с детьми. Молодые отцы из России вместе с женами ухаживают за детьми; наслаждаются общением со своими детьми.
Внешний
вид.
Результаты Species
также говорят о том, что уход за внешностью
для российских мужчин - один из способов справиться
с давлением окружающего мира. 67% респондентов
полагают, что уход за собой помогает им
выглядеть привлекательно в глазах жены
или подруги, 60% считают, что благодаря этому
они чувствуют себя увереннее на работе,
56% следят за своим имиджем, чтобы создать
правильное впечатление о себе, а 53% - чувствуют
себя успешнее.
В 2008
году лишь 30% российских мужчин чувствовали
себя комфортно, когда на них обращали
внимание, а сегодня почти 50% думают, что уход
за внешностью придает им уверенности
в себе - как в личных отношениях, так и в
работе. Эти мужчины используют самые разные
средства по уходу за внешностью.
Чего-нибудь
вкусненького?
Еще одна тенденция, характерная для мужчин типа «Современный и на шаг впереди» - современный подход к поиску равенства в отношениях. Это проявляется, когда речь идет об отдыхе с друзьями или в увлечении кулинарией. Кстати, страсть к кулинарии не так уже необычна. Эта тенденция все больше распространяется в России. Среди молодых мужчин 25-39 лет:
Цифровые
технологии и гаджеты.
Российские мужчины по-прежнему придают большое значение цифровым технологиям: 79% респондентов считают, что интернет открыл для них неисчерпаемые возможности. Это значительно выше среднеевропейского показателя (71%).
84% молодых россиян (больше, чем в среднем по Европе - 66%) согласны с утверждением «Мне нравятся технические устройства - они позволяют мне жить в полную силу». Кроме того, наблюдается резкий рост популярности интернет-шоппинга среди молодых российских мужчин.
«Экономический
кризис, несомненно, оказал влияние на
российских мужчин и заставил их сильнее
сфокусироваться на семье и быте. Тенденцией
становится стремление мужчин взять под
контроль то, что возможно контролировать.
Тем не менее, сегодня российские мужчины
демонстрируют уверенность в себе и идут в
ногу со временем: они испытывают внешнее
давление, но находят способ с ним справиться,
они оставляют преодоленные трудности
в прошлом и смело смотрят в будущее; они
придают большее, чем когда бы то ни было,
значение своему непосредственному окружению
- семье, друзьям, быту. И при этом они как
никогда открыты для восприятия современных
идей и освоения новых технологий», - добавляет
Кристиан Курц, директор по исследованиям
на развивающихся рынках Discovery Networks EMEA.
Заключение.
Вся
наша жизнь пронизана
В одних случаях мы готовы простить, в других – ведем себя принципиально, а порой и сами и оказываемся в позиции виноватых. Социальные, равно как и личные, отношения накладывают отпечаток на наши взгляды, убеждения и поступки. Порой в течение одного дня нам приходится менять несколько социальных масок, чтобы «войти в положение», «найти поддержку», «угодить» и «отстоять свое мнение».
Но
в современном социуме многие
вещи потеряли свою значимость, а это
неправильно. В связи с этим, важно
не потеряться в современной системе
ценностей, а оставаться собой. Сейчас
- это так, как никогда важно современному
русскому человеку, а значит и всему русскому
обществу.
Список
использованной литературы:
1.
Рывкина Р.В. «Образ жизни населения
России: социальные последствия реформ
90-х годов // Социологические исследования.»
- 2006. - №4. - с.32-39.
2.
Добреньков В.И. «Российское общество:
современное состояние и перспективы.
От социологии кризиса к социологии надежды
// Социология.» – 2007. - №1. – с. 26 – 37.
3.
Тихонова Н.Е. «На пути к новой стратификации
российского общества // Общественные
науки и современность.» – 2006. - №3. – 24
– 37.
4.
Андреева Г.М. «Социальная психология.
Учебник для вузов.» - М.: Аспект Пресс,
2008. 376 с.
5. Ядов В.А.
«Стратегия социологического исследования.»
- М., 2008.
6.
Гавра Д.П. «Общественное мнение как
социологическая теория и социальный
институт.» - СПб.,2004.
7.
Тощенко Ж.Т. «Историческая память и
социология: Романовский Н.В. Историческая
социология: опыт ретроспективного анализа
// Социол. исслед». 2005. № 5.
8. Назаров
М. М. «Массовая коммуникация и общество.
Введение в теорию и исследование.» М.:
"Аванти плюс", 2004.
9. В. Н. Лавриненко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова, Г. С. Лукашова; Под. ред. проф. В. Н. Лавриненко. «Социология: Учебник для вузов» / – М.:Культура и спорт, ЮНИТИ, 2007. – 349 с.