Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 10:29, шпаргалка
Концепции (смысл, определение): -определенный способ понимания -основная точка зрения -ведущий замысел. Современное естествознание- совокупность наук о природе.
КСЕ – дисциплина, включающая в себя совокупность господствующих точек зрения на основные вопросы естествознания, на его методологию и логику развития.
В современной литературе существует два различных подхода к решению проблемы о роли социальных и биологических факторов в индивидуальном развитии человека: -оно целиком обусловлено генами,абсолютизируя биологический фактор – панбиологизм. -все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками,а главную роль в развитии их способностей играют воспитание и образование – пансоциологизм. Наследуются не сами способности, а лишь их задатки, проявляющиеся в условиях среды.Характерные черты человеческого поведения приобретаются только через социальное наследование.
В онтогенезе человека важное значение имеют понятия: -генотип – наследственная основа организма,совокупность генов,локализованных в его хромосомах,та генетическая конституция,которую человек получает от своих родителей. -фенотип – совокупность всех свойств и признаков организма,сформировавшихся в процессе его индивидуального развития. Элементы фенотипа: -биологические задатки,кодируемые в генах; -среда (социальная и природная); -деятельность индивида; -ум (сознание,мышление). Предметом евгеники является первый из указанных элементов,представители евгеники абсолютизируют именно его.Социальные элементы фенотипа остаются вне их поля зрения.
35. Человек как целостная сиситема. Физическое и психическое здоровье человека.
Человек является существом биосоциальным, т.е. носителем как биологических, так и социальных качеств и свойств. Со стороны биологической природы человек выступает прежде всего как индивид, а со стороны социальной – как личность. В рамках социальной теории проблема человека трансформируется в проблему соотношения индивида и личности. Человек рассматривается как индивид в качестве единичного, безличного представителя человеческого рода. Указывая какие-то конкретные качества индивида, персонифицируя его, мы придём к единственному, индивидуальному представителю человеческого рода. Т.е. предельно персонифициррованный индивид и есть личность. Личность – это социальная индивидуальность, совокупность характерных для человека социальных качеств, социальная самобытность.Личность – это всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие очень разнообразных факторов.В общей психологии под личностью подразумевается некоторое интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую устойчивость. Социологические исследования личности анализируют социальные функции (роли) человека. В науке личность рассматривается как субъект общественных отношений, деятельности и общения людей. Качество общественных отношений и общения оказывает огромное влияние на формирование исторического типа личности, её конкретное состояние и св-ва. Только в деятельности человек выступает и самоутверждается как личность. Социализация – это процесс усвоения индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом. Социализация осуществляется прежде всего через включённость человека в определённые общественны отношения, фориы общения и виды деятельности. Социализация осуществляется как в филогенезе (формирование родовыз св-в и качеств человека), так и в онтогенезе (становление конкретной личности). Личность – результат социализации индивида. Личность э то всегда процесс, постоянное становление. Деградация личности происходит, если она застывает в формировании, в своих устремлениях или когда индивид полностью подчинён чужой воле, когда не остаётся свободы выбора и поступков. Нравственно-духовная сущность личности – направленность её сознания, личностные ориентации, мировоззрение, нравственность и ответственность. Личность характеризуется силой духа, свободы, творчества и добра. Если индивид стремится быть личностью, он должен быть ответственным не только в мыслях, но и в поступках. Ответственность является в большей степени атрибутом личности, чем свобода, т.к. быть свободным и ответственным труднее, чем просто свободным.
Здоровье человека – см. вопрос 39 - Экология и здоровье человека.
36. Социобиология о природе человека.
Возникновение социобиологии связано с выходом в 1975 г. книги американского энтомолога Уилсона «Социобиология: новый синтез».
Важнейшим в ней является анализ возможностей и границ между поведением человека и животных,принципам и понятиям дарвинизма,естественному отбору.Наблюдается биологический и молекулярно-генетический редукционизм: антропология сводится к биологии,а биология – к молекулярной генетике.
Теория генно-культурной коэволюции:
Процессы генной и культурной эволюций человека происходят совместно,однако ведущая роль отводится генам.Человек – объект биологического знания.Главные положения теории Уилсона сводятся к тому,что у человека не может быть целей,возникших вне его природы.
Согласно точке зрения представителей теории коэволюции человек наследует моральные качества по биологическим каналам. Пример: война-проявление агрессии внутри данного вида (людей), любовь – механизм,благодаря которому появляется оптимальная связь между партнерами и т.д. Человек может развиваться только в единстве с природой.Вернадский впервые научно обосновал тесную взаимосвязь природы и человека.Но вне социальных условий одна природа не делает человека человеком,т.е. биологическое в человеке удовлетворяется и проявляется в социальной сфере. «Очеловечивание» природы на практике не всегда носит благоприятный характер и для природы,и для человека.
37. Социально-этические
проблемы генной инженерии
Этические аспекты генной
инженерии выражают очень значи
Актуальность генной инженерии человека связана с необходимостью лечения больных с наследственными заболеваниями,обусловленными геномом (совокупность генов организма,генетический план его развития).Заболевания на генном уровне все чаще обусловлены развитием цивилизации.Повышенная радиация и увеличение доли химических веществ в пище и атмосфере – факторы,вызывающие мутации у человека.Необходимость генной терапии наследственных болезней выдвигает на первый план генную инженерию – раздел молекулярной биологии,прикладная молекулярная генетика,задачей которой является целенаправленное конструирование новых,не существующих в природе сочетаний генов при помощи генетических и биохимических методов.Она основана на извлечении из клеток какого-либо организма гена или группы генов,соединении их с определенными молекулами нуклеиновых кислот и внедрении полученных гибридных молекул в клетки другого организма. Имеющиеся достижения в этой области показывают перспективность генной терапии наследственных болезней. Главная проблема генной инженерии – где гарантии того,что генная терапия не будет использована во вред человеку. Некоторые ученые (академик Дубинин) полагают,что надо вести борьбу за охрану существующей наследственности человека и не пытаться заменить эту наследственность кажущимся лучшим. Другие (Нейфах),призывают различать невежественное вмешательство в наследственность человека и катастрофическое по своим последствиям невмешательство. Возникает и проблема,связанная с тем,что генная терапия основана на введении в организм чужеродного генетического материала,что означает непосредственное вмешательство в генофонд человека. В использовании достижений науки должны действовать жесткие рамки биоэтики,понимание того,что главное – не навредить здоровью человека,не нанести вреда его личности. Успехи генной инженерии возможны только при одновременном улучшении и социальных условий жизнедеятельности человека.Лишь в условиях благоприятной природной и социальной среды можно стабилизировать геном и генофонд человека.
38. Сознательное и бессознательное в психике человека.
С вопросом биологического и социального тесно связана проблема бессознательного и сознательного в человеке. На протяжении длительного времени в науке и философии доминировал принцип антропологического рационализма: человек,мотивы его поведения и само бытие рассматривались только как проявление сознательной жизни.Человек в данном случае выступал лишь как «человек разумный».Начиная с нового времени в учении о человеке все большее место занимает проблема бессознательного. Такие мыслители как Лейбниц,Кант,Гартман,Ницше начали анализировать роль и значение психических процессов,не осознающихся человеком,с разных сторон.
Фрейд открыл целое направление в учении о человеке и утвердивший бессознательное как важнейший фактор человеческого измерения и существования.Он представлял бессознательное как могущественную силу,которая противостоит сознанию.Психика человека состоит из трех пластов: -самый нижний и мощный пласт – «оно» – находится за пределами сознания.В нем сосредоточены различные биологические влечения и страсти,прежде всего сексуального характера,и вытесненные из сознания идеи; - средний слой сознательного – «я»(ego) – человека. -верхний пласт человеческого духа – «сверх я» – идеалы и нормы общества,сфера долженствования и моральная цензура. Человек – прежде всего существо,управляемое и движимое сексуальными устремлениями и сексуальной энергией (либидо). Драматизм человеческого существования,по Фрейду,усиливается тем,что среди бессознательных влечений имеется и врожденная склонность к агрессии,которая находит свое предельное выражение в инстинкте смерти,противостоящем инстинкту жизни.
Швейцарский психолог и культуролог Юнг выступил против трактовки человека как существа эротического и попытался более глубоко дифференцировать фрейдовское «оно».,выделил в нем долее глубокий слой – «коллективное бессознательное»,которое является отражением опыта предшествующих поколений. Содержание коллективного бессознательного составляют общечеловеческие первообразы-архетипы (образ матери-родины,народного героя).Человек – существо архетипное. Адлер подверг критике учение Фрейда за его биологическую и эротическую детерминацию человека.Человек – не только биологическое,но и социальное существо,жизнедеятельность которого связана с сознательными интересами. Неофрейдийское видение у австрийского психиатра Райха и у американского психолога Хорни.Райх биологизирует бессознательное,рассматривая человека вместе с тем как природно-социальное существо.Хорни пытается социологизировать бессознательное,делая акцент на социокультурные условия бытия.Человек – существо стремящееся к самореализации. Фромм отверг и социологизаторские трактовки человека,попытался соединить психоаналитические идеи Фрейда с марксистской концепцией человека и найти между ними некую середину.Одним из наиболее важных факторов развития человека,является противоречие,вытекающее из двойственной природы,человек является частью природы и подчинен ее законам,но одновременно он и субъект,наделенный разумом,существо социальное.Человек – существо незавершенное и неполное,существование которого характеризуется внутренними противоречиями.
39. Экология и здоровье человека.
Экология человека,являясь
Человечество не создало ничего,что могло бы заменить биоту в качестве регулятора окружающей среды.но за время своего недолгого существования уничтожило 70% естественных экосистем,которые способны перерабатывать отходы жизнедеятельности людей.Уже в конце 19 века возник дисбаланс между человеком и окружающей средой.Сейчас объем допустимого воздействия превышен в 8-10 раз.Происходит уничтожение биологической и экологической систем.Практика формирования ноосферы показывает,что физическое и психическое здоровье человека испытывает мощное отрицательное воздействие со стороны окружающей среды.
Экологическая проблема имеет глобальный характер.
60 млн. россиян живут
в зонах экологического
Для того чтобы справиться
со всеми названными проблемами и
сохранить здоровье человека и природу,необходимы
ответственная экологическая политика и практика
государственных и общественных органов.Важнейшая
задача – формирование экологического
сознания населения – комплекс мер экологического
образования и воспитания по утверждению
в общественном сознании в качестве доминирующих
таких элементов,как экологическое научное
сознание,экологическая этика,психология,
1.Предмет и задачи курса КСЕ.
2.Место естествознания в обществе: естественно-научная и гуманитарная культуры, их специфика и взаимосвязь.
3.Наука в духовной жизни общества, или наука и культура.
4.Наука как процесс познания: критерии и нормы научности.
5.Специфика научного знания и его строение.
6.Методы научного познания.
7.Логика развития науки.
8.Дифференциация и интеграция естественных наук.
9.Научные революции как изменение взгляда на мир.
10.Современная научная картина.
11.Принцип универсального эволюционизма.
12.Самоорганизация в
живой и неживой природе.
13.Современные научные представления о микромире, макромире и мегамире.
14.Двойственный мир классической физики. Вещество и поле как виды материи.
15.Корпускулярно-волновой дуализм в современной физике.
16.Элементарные частицы
как глубинный уровень
17.Мегамир: современные
астрофизические концепции.
18.Пространство и время: понятие и основные свойства.
19.Специальная и общая
теория относительности
20.Своеобразие свойств
пространства и времени
21.Социокультурное
22.Сущность жизни, ее основные признаки.
23.Структурные уровни организации живой материи.
24.Концепции эволюции в биологии.
25.Эволюционная теория Дарвина и синтетеческая теория эволюции.
26.Развитие биологии в ХХ веке. Современные концепции генетики.
27.Генная инженЕрия и ее актуальные проблемы. Биоэтика.
Информация о работе Шпаргалка по "Концепции современного естествознания"