Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 18:36, контрольная работа
Цель данной работы – попытаться на доступном уровне раскрыть существо и понятие синергетики, как нового направления современной научной мысли.
Данная работа, в сущности, результат совмещения многих источников, результат поиска некоей золотой середины в описании синергетики как перспективного направления современной научной мысли.
Введение
Понятие «синергетика». Синергетика - междисциплинарное направление научных исследований.
Принципы и закономерности самоорганизации. Механизм самоорганизации.
Процессы самоорганизации в социальных и гуманитарных системах.
Самоорганизация как источник эволюции. Принцип самоорганизации - фундаментальный принцип современной научной картины мира.
Заключение
Список литературы.
Благодаря этому возникает и поддерживается неравновесность, а это в конечном итоге приводит к спонтанному возникновению новых структур. Таким образом, самоорганизация выступает как источник эволюции систем, т.к. она служит началом процесса возникновения качественно новых и сложных структур в развитии системы. В последние десятилетия предпринималось немало попыток описания эволюции в терминах современных научных теорий. Наиболее интересным из них представляется: 1) кибернетический подход, развитый английским биологом-кибернетиком Россом Эшби, который связывает эволюцию с достижением ультраустойчивого состояния, при котором система постоянно адаптируется к своему окружению, пока не достигнет равновесия. В отличии парадигмы самоорганизации здесь не обращается внимания на то, что в ходе эволюции происходит усиление, интенсификация взаимодействия системы с окружающей средой. Вместо этого постулируется, что когда система достигает стабилизации, то ее взаимодействие со средой завершается равновесием.
2)
для изучения эволюции
нередко обращаются
к математической
теории катастроф,
разработанным французским
математиком Рене
Томом.
Однако она не подходит для представления эволюционных процессов, т.к. рассматривает развитие от заданного равновесия состояния системы к другому как «катастрофу».
Такой подход представляется вполне убедительным, когда речь идет о переходе от устойчивого состояния системы (например, корабля, самолета, сооружения…) к неустойчивому и в конце концов, к катастрофе. Но эволюционные процессы имеют совершенно противоположный характер – они приводят к возникновению более устойчивых динамических систем.
Уровни самоорганизации в природе:
- космический – происхождение вещества из вакуума, появление барионной асимметрии, разделение различных типов фундаментальных взаимодействий, формирование протонов и нейтронов, формирования атомов водорода и гелия, первичный нуклеосинтез, разделение атомов вещества и электромагнитного излучения.
- астрономический – формирование галактик, звезд и планетных систем, звездный нуклеосинтез, образование в космосе простейших молекул вплоть до органических.
- географический – формирование и эволюция литосферы, гидросферы и атмосферы Земли как благоприятного резервуара для появления сложных органических молекул.
молекулярных агрегатов.
-
биологический – биологическая
эволюция от проявления
первых клеток до высших
животных и человека,
формирование и развитие
общего в биосфере.
- социальный историческое развитие человеческих сообществ от первобытных перемен до современной всемирной цивилизации.
- психический и интеллектуальный – появление языка и письменности, мифологии и религии до современного состояния единой мировой науки.
Научная картина мира- это система основных концепций (идей, законов, принципов, знаний) о природе. Есть другое, более частое определение – физическая картина мира – это представление о мире и его процессах, выработанное физикой на основе эмпирических исследований и теоретического осмысления.
Мир,
в котором мы живем,
состоит из разномасштабных
открытых систем, развитие
которых подчиняется
общим закономерностям.
При этом она имеет
свою долгую историю,
в общих чертах
известную в современной
науке.
Приведем хронологию
наиболее важных
событий:
20 млрд. лет назад | Большой взрыв |
Через 3 минуты спустя | Образование вещественной основы Вселенной |
Через несколько сотни тысяч лет назад | Появление атомов |
19-17 млрд. лет назад | Образование галактик |
15 млрд. лет назад | Появление звезд первого поколения |
5 млрд. лет назад | Рождение Солнца |
4,6 млрд. лет назад | Образование Земли |
3,8 млрд. лет назад | Зарождение жизни |
450 млн. лет назад | Появление растений |
150 млн. лет назад | Появление млекопитающих |
2 млн. лет назад | Начало антропогенеза |
Заключение
Синергетика с её статусом метанауки изначально была призвана сыграть роль коммуникатора, позволяющего оценить степень общности результатов, моделей и методов отдельных наук, их полезность для других наук и перевести диалект конкретной науки на высокую латынь междисциплинарного общения. Положение междисциплинарного направления обусловило еще одну важную особенность синергетики - ее открытость, готовность к диалогу на правах непосредственного участника или непритязательного посредника, видящего свою задачу во всемирном обеспечении взаимопонимания между участниками диалога. Диалогичность синергетики находит свое отражение и в характере вопрошания природы: процесс исследования закономерностей окружающего мира в синергетике превратился (или находится в стадии превращения) из добывания безликой объективной информации в живой диалог исследователя с природой, при котором роль наблюдателя становится ощутимой, осязаемой и зримой.
В
настоящее время
общая методология
науки переживает
период, который совмещает
в себе черты эволюции
и кризиса.
Современная наука,
значительно укрепив
свою базу за
прошедшее столетие,
может позволить
себе более либеральный
подход к включению
в сферу своего рассмотрения
содержания, не имеющего
строгой объективной
основы. Позитивный
смысл этого действия
заключается во включении
в поле внимания существующих
фактов и практик, реально
нуждающихся в интеллектуальном
анализе. Однако ввиду
фактической неготовности
науки к исследованию
этого содержания объективными
методами, процесс сопровождается
появлением «нетрадиционных»
и «неклассических»
наук, симбиозов научного
и ненаучного знания
и других явлений, которые
естественны сами по
себе для человеческой
познавательной деятельности,
но далеки от именно
научного знания. Важно
то, что при этом происходит
наработка подходов
к малоисследованному,
реально существующему
содержанию. Можно указать,
например, на крайне
актуальную задачу объективного
исследовании субъективной
реальности, на подступах
к которой трудятся
психологи, нейрофизиологи
и разработчики систем
виртуальной реальности
и компьютерной анимации.
Сама постановки задачи
выглядит терминологически
противоречивой.
Однак это реальная, крайне важная задача, в основе решения которой лежит изучение и осмысление процессов самоорганизации в нейробиологической, информационной и понятийной средах.
Общие
закономерности поведения
систем, порождающих
сложные режимы, позволяют
рассматривать на
содержательном, а
иногда и на количественном
уровне, такие вопросы,
как уровень сложности
восприятия окружающего
мира как функции
словарного запаса воспринимающего
субъекта, роль хаотических
режимов, их иерархий
и особенностей в
формировании смысла,
грамматические категории
как носители семантического
содержания, проблемы
ностратического
языкознания (реконструкция
праязыка) как восстановление
«фазового портрета»
семейства языков
и выделения аттракторов,
и многое другое. Можно
предположить, что в
связи с существующими
и грядущими результатами
в кинетической химии,
нейробиологии, транспьютерном
нейрокомпьютинге и
в других областях сформируется
более определенный
теоретический и аксиоматический
базис синергетики,
благодаря чему, в частности,
и критика в ее адрес
станет более конструктивной
и продуктивной. Несомненно,
при всем том, что синергетика
полноценно «работает»
сегодня как категория
научного знания.
Является
ли синергетика междисциплинарным
подходом, совершенно
новой наукой или
просто каким-то философским
взглядом – это
еще предстоит доказать.
Однако новые идеи и
неожиданные подходы
к известным проблемам
составляет несомненный
интерес к этой отрасли
знания.
Литература
1.
Аршинов В.И.. Синергетика
как феномен
2.
Блинков А.В., Киселев
А.Н. Решение всех
проблем. Неординарное
мышление и поведение.
Екатеринбург: Баско, 1994
3.
Данилов Ю.А., Кадомцев
Б.Б. Что такое синергетика? //
В кн. Нелинейные волны.
Самоорганизация. М.,
Наука, 1983.
4.
Большой энциклопедический
словарь. М.: Советская
энциклопедия, 1991.
5.
Николис Г., Пригожин
И. Самоорганизация
в неравновесных системах
М: Мир, 1979.
Информация
с Интернета:
http://www.iph.ras.ru/~mifs/
МОСКВА
2000
Министерство
образования и
науки РФ Государственного
образовательного учреждения
высшего профессионального
образования «Чувашский
государственный
педагогический университет
им. И.Я.Яковлева.
Кафедра
философии.
Контрольная работа
по курсу
«Концепции современного естествознания»
на
тему: «
Синергетика»
студентки 2 курса группы АП
Демидовой Л.В.
Чебоксары 2011