Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 10:12, курсовая работа
Революционные преобразования в естествознании означают коренные, качественные изменения в концептуальном содержании его теорий, учений и научных дисциплин при сохранении преемственности в развитии науки и, прежде всего ранее накопленного и проверенного эмпирического материала. Среди них в каждый определенный период выдвигается наиболее общая или фундаментальная теория, которая служит парадигмой, или образцом, для объяснения фактов известных и предсказания фактов неизвестных. Такой парадигмой в свое время служила теория движения земных и небесных тел, построенная Ньютоном, поскольку на нее опирались все ученые, изучавшие конкретные механические процессы. Точно так же все исследователи, изучавшие электрические, магнитные, оптические и радиоволновые процессы, основывались на парадигме электромагнитной теории, которую построил Д.К. Максвелл. Понятие парадигмы для анализа научных революций подчеркивает важную их особенность - смену прежней парадигмы новой, переход к более общей и глубокой теории исследуемых процессов.
1.Введение.
2.Последовательность картин мира.
3.Время и пространство,сущность СТО иОТО.
4.Взаимодействия.
4.1.Гравитационное взаимодействие.
4.2.Электромагнитное взаимодействие.
4.3.Сильное взаимодействие.
4.4.Слабое взаимодействие.
5.Излучение и вещество. Волны и частицы.
6.Микромир и мегамир. Наш микромир.
7.Заключение.
8.Литература
Содержание.
1.Введение.
2.Последовательность картин мира.
3.Время и пространство,сущность СТО иОТО.
4.Взаимодействия.
4.1.Гравитационное взаимодействие.
4.2.Электромагнитное взаимодействие.
4.3.Сильное взаимодействие.
4.4.Слабое взаимодействие.
5.Излучение и вещество. Волны и частицы.
6.Микромир и мегамир. Наш микромир.
7.Заключение.
8.Литература.
1.Введение
Современная естественно-научная картина мира является результатом синтеза систем мира древности, античности, и гелиоцентризма, механистической, электромагнитной картины мира и опирается на научные достижения современного естествознания.
Наиболее характерной чертой современной естественно-научной картины мира является ее эволюционность. Эволюция происходит во всех областях материального мира в неживой природе, живой природе и социальном обществе.
Современная естественно-научная картина мира необыкновенно сложна и проста одновременно. Сложна потому, что способна поставить в тупик человека, привыкшего к согласующимся со здравым смыслом классическим научным представлениям. Идеи начала времени, корпускулярно-волнового дуализма квантовых объектов, внутренней структуры вакуума, способной рождать виртуальные частицы, - эти и другие подобные новации придают нынешней картине мира немножко "безумный" вид, что впрочем, является преходящим (когда - то и мысль о шарообразности Земли тоже выглядела совершенно "безумной").Но в то же самое время эта картина величественно проста и стройна. Эти качества придают ей ведущие принципы построения и организации современного научного знания:
-системность,
-глобальный эволюционизм,
-самоорганизация,
-историчность.
Данные
принципы построения современной научной
картины мира в целом соответствуют
фундаментальным
Системность означает воспроизведение наукой того факта, что наблюдаемая Вселенная предстает как наиболее крупная из всех известных нам систем, состоящая из огромного множества элементов (подсистем) разного уровня сложности и упорядоченности. Системный способ объединения элементов выражает их принципиальное единство: благодаря иерархическому включению систем разных уровней друг в друга любой элемент системы, оказывается, связан со всеми элементами всех возможных систем. (Например: человек - биосфера - планета Земля - Солнечная система - Галактика и т.д.). Именно такой принципиально единый характер демонстрирует нам окружающий мир. Таким же образом организуется соответственно и научная картина мира, и создающее ее естествознание. Все его части ныне теснейшим образом взаимосвязаны - сейчас практически уже нет ни одной "чистой" науки, все пронизано и преобразовано физикой и химией.
Глобальный эволюционизм - это признание невозможности существования Вселенной и всех порождаемых ею менее масштабных систем вне развития, эволюции. Эволюционирующий характер Вселенной также свидетельствует о принципиальном единстве мира, каждая составная часть которого есть историческое следствие глобального эволюционного процесса, начатого Большим взрывом.
Самоорганизация
- это наблюдаемая способность
материи к самоусложнению и созданию
все более упорядоченных
Эти принципиальные особенности современной естественно-научной картины мира и определяют в главном ее общий контур, а также сам способ организации разнообразного научного знания в нечто целое и последовательное.
Однако у нее есть и еще одна особенность, отличающая ее от прежних вариантов. Она заключается в признании историчности, а, следовательно, принципиальной незавершенности настоящей, да и любой другой научной картины мира. Та, которая есть сейчас, порождена как предшествующей историей, так и специфическими социокультурными особенностями нашего времени. Развитие общества, изменение его ценностных ориентации, осознание важности исследования уникальных природных систем, в которые составной частью включен и сам человек, меняет и стратегию научного поиска, и отношение человека к миру.
Революционные
преобразования в естествознании означают
коренные, качественные изменения в
концептуальном содержании его теорий,
учений и научных дисциплин при
сохранении преемственности в развитии
науки и, прежде всего ранее накопленного
и проверенного эмпирического материала.
Среди них в каждый определенный
период выдвигается наиболее общая
или фундаментальная теория, которая
служит парадигмой, или образцом, для
объяснения фактов известных и предсказания
фактов неизвестных. Такой парадигмой
в свое время служила теория движения
земных и небесных тел, построенная Ньютоном,
поскольку на нее опирались все ученые,
изучавшие конкретные механические процессы.
Точно так же все исследователи, изучавшие
электрические, магнитные, оптические
и радиоволновые процессы, основывались
на парадигме электромагнитной теории,
которую построил Д.К. Максвелл. Понятие
парадигмы для анализа научных революций
подчеркивает важную их особенность -
смену прежней парадигмы новой, переход
к более общей и глубокой теории исследуемых
процессов.
2.Последовательность
картин мира.
Синтез
механики Ньютона, классической термодинамики,
статистической физики и учения об
электромагнетизме
Вначале были отдельные учения- Заратуштры, Будды, Конфуция, египетских жрецов, в которых фрагментарно затрагивались вопросы взаимоотношений человека и природы. Затем появилось первое системное видение мира - натурфилософия, полная внутренних противоречий. Ограниченность её методологии не позволяла объяснить многие несоответствия с наблюдаемой реальностью. Был абсолютно неясен смысл существования мира. Эти неразрешимые в рамках натурфилософии противоречия способствовали рождению религиозных картин мира. Построенная в них система мировых догм включала многие положения натурфилософии; в Европе это была картина по Аристотелю - Аквинату. В ней также оказалось множество противоречий, которые и ' послужили "точками роста" новых, уже научных воззрений. Начало научного познания мы связываем с именами Коперника, Галилея и многих их :современников. Гений Исаака Ньютона построил основу стройной системы МКМ. Она способствовала и смене мировоззрения, и вере в могущего; человеческого разума, и развитию техники, и становлению науки о живой материи. Но и в этой красоте обнаружились свои нерегулярности, свои "точки роста познания". Это были электромагнетизм и свет, В интенсивных исследованиях стали просматриваться контуры ЭКМ. Одновременно создавались термодинамика и статистическая физика. Первая отлично описывала, как ведет себя электрически нейтральное вещество, вторая исследовала физические механизмы природных процессов.
Электромагнитная
картина мира, в полном соответствии
с законами эволюции познания, содержала
в себе внутренние противоречия. Наряду
внутренними почти сразу обозначились
и "внешние точки роста".Например, явление
внешнего фотоэффекта, открытое Герцем
и тщательно изученное А.В. Столетовым,
никак не вписывалось в рамки классической электродинамики.
Именно эти "точки роста" и составили
те саше "степени свободы", которые
обеспечили дальнейший прогресс познания.
Началом формирования новой системной
картины мира послужили глубокие исследования
как форм существования материи (пространство
и время), так и самой вещественно-полевой
сущности материи.
3. Время и пространство.
Относительность (сущность СТО и ОТО).
При анализе противоречий прежде всего было осознано, что ньютоновская механика и максвелловская электродинамика по-разному : трактуют проблему взаимодействия частиц. По Ньютону взаимодействие тел происходят мгновенно, и передается с бесконечно большой скоростью через пустое пространство. Само пространство инертно и не оказывает никакого влияния на гравитационное притяжение масс. Иными словами определяющим было представление "дальнодействия". В теории Максвелла утверждалось «близкодействие» , тоесть представление о том, что взаимодействие передается через эфир - особую среду, заполняющую к: пространство. Скорость передачи велика, но конечна и равна скорости света.Близкодействие соответствовало тогдашнему пониманию физической сущности электромагнитного и гравитационного полей.
В математических моделях ситуация выглядела так: уравнения Ньютона бы -ли инвариантны относительно преобразований Галилея,а уравнения Максвелла-относительно преобразований Лоренца. Инвариантность означает неизменность уравнений для явлений, описываемых в инерциальных системах отсчета (ИСО). Преобразования Галилея следили из его принципа относительности, согласно которому все явления механики протекают одинаково во всех ИСО. Время в механике Галилея Ньютона считалось абсолютным, то есть одинаковым для всего мира, -всем представлялось сверхочевидной аксиомой.
Серия специальных экспериментов (Майкельсон,1881год, Майкельсон и Морли, 1887 год) показала, что эфира вообще нет. Стало ясно, что старинные аксиомы об абсолютности пространства и времени подлежат пересмотру. Казавшиеся самоочевидными истины в реальности оказались далеко не такими простыми, какими их полагали тысячи лет, в том числе и выдающиеся ученые 19-го века. Трагизм ситуации был в какой-то мере смягчен разработкой специальной теории относительности (СТО). Новые представления были созданы А. Эйнштейном в В основе его специальной теории относительности—два постулата. Напомним здесь, что в отличие от аксиом постулат - это такая истина которая, вообще говоря, требует доказательств, но в рамках действующей научной теории пока что доказана быть не может. Право на жизнь постулат имеет, если следствия из него подтверждаются в экспериментах, достаточно убедительных для ученых современников. Новые представления были созданы А. Эйнштейном в основе его специальной теории относительности—два постулата.
Напомним здесь, что в отличие от аксиом постулат - это такая истина, которая, вообще говоря, требует доказательств, но в рамках действующей научной теории пока что доказана быть не может. Право на жизнь постулат имеет, если следствия из него подтверждаются в экспериментах, достаточно убедительных для ученых современников.
Первый постулат гласит: «Законы, по которым изменяются состояния я физических систем, не зависят от того, к какой из двух координатных систем, движущихся равномерно и прямолинейно но друг друга, отнесены эти изменения состояния». Это принцип относительности. Он почти повторяет формулировку принципа Галилея здесь речь идет не только о механике, но и обо всех физических явлениях в том числе электродинамических и оптических. И еще скоро законы одинаковы, то и течение самих явлений будет одинаковым.
Второй постулат гласит: "Свет в пустоте всегда распространяется с определенной скоростью "с", не зависящей от состояния движения излучающего тела". "Пустота" в этом постулате трактуется как пространство, свободное от вещества и от полей тяготения.
Главные следствия, вытекающие из этих постулатов, ныне проверены в экспериментах с элементарными частицами. Эти следствия следующие:
1.Одновременность событий - понятие очень относительное. В одних системах событие " А" будет предшествовать событию «Б», а в других системах, наоборот, событие "Б" будет предшествовать событию «А».Разумеется, речь не идет о причинно связанных событиях. Во всех системах сын рождается позже отца.
2.Для стержня,
движущегося в направлении своей продольной
оси длина l0,
измеренная в неподвижной относительно
стержня системе отсчета, и длина l', измеренная
в подвижной системе отсчета, связаны
между собой соотношением:
Здесь -скорость движения системы относительно неподвижной, с –скорость света , одинаковая во всех ИСО. Это означает, что любое тело, например, стержень, имеет наибольшую длину в той системе отсчета, где неподвижен. Во всех других ИСО его длина, измеренная в направлении движения, будет меньше.
3.Интервалы
времени между событиями , измеренные
в подвижной и неподвижной ИСО, связаны
похожим соотношением:
Интервал времени в движущейся ИСО становится больше, то есть время в этой системе течет медленнее. Какими часами, механическими, электрическими или биологическими, измеряется интервал времени -абсолютно не имеет значения. Эффект замедления есть природное свойство времени.
Информация о работе Современная естественно-научная картина мира