Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 20:20, реферат
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе
Переход от базовой структуры деятельности к «поверхностной», осознаваемой структуре деятельности происходит поэтапно. Однако на каждом этапе знаки выступают в качестве важных элементов структуры деятельности — социальных средств (орудий) деятельности. Понятно, что при этом должны происходить и трансформации структуры знака: от структуры «внутреннего» неосознаваемого знака к структуре «внешнего» вербального осознаваемого знака. При всех этих трансформациях, «развертывающих» ту структуру, которая была в ходе первичной интериоризации в онтогенезе свернута в структуру знака, знак неизменно сохраняет и предметную отнесенность (знак — это знак чего-то), и социальный характер. Это определяет и внешние проявления деятельности, развертывающейся на основе знаковых структур, — как деятельности и предметной, и социальной, «открытой» на общение, взаимодействие.
Приведенное выше описание структуры деятельности отличается от известного описания предметной деятельности в системе «субъект — объект», анализируемой по схеме «деятельность — действие— операция; мотив — цель — условие» в нескольких пунктах. Во-первых, выделяются социальные средства и орудия деятельности — знаки разных уровней. Во-вторых, рассматривается многоуровневая структура деятельности, причем различные уровни не изоморфны друг другу, а связаны отношениями трансформации. В-третьих, показана исходная структурно-генетическая исходная клеточка, из которой развертываются структуры деятельности разного уровня; онтогенетически первичное совместное действие. Последний момент следует считать особенно существенным — здесь мы сталкиваемся с попыткой введения новой единицы анализа деятельности, стремящейся объяснить предметно-социальный характер последней. Совместное действие выступает как единица анализа в трех взаимосвязанных аспектах: как генетически первичная, как детерминирующая структуры деятельности всех уровней, как универсальная составляющая внешнего процесса деятельности.
В
обосновании понятия «
Итак, в структуре любой деятельности принято выделять объект, субъект, цель, средства ее достижения и результат. Объектом называется то, на что данная деятельность направлена; субъектом — тот, кто ее осуществляет. Прежде чем начать действовать, человек определяет цель деятельности, т. е. формирует в своем сознании идеальный образ того результата, которого он стремится достичь. Затем, когда цель определена, индивид решает, какие средства ему необходимо использовать для достижения поставленной цели. Если средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет получение именно того результата, к которому стремился субъект.
Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить свои потребности. Эти потребности могут быть физиологическими, социальными и идеальными. Осознаваемые в той или иной мере людьми, они становятся главным источником их активности. Огромную роль играют и убеждения людей относительно целей, которых необходимо достигнуть, и основных путях и средствах, к ним ведущих. Иногда в выборе последних люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипами, т. е. некоторыми общими, упрощенными представлениями о каком-либо социальном процессе (конкретно — о процессе деятельности). Неизменная мотивация имеет тенденцию воспроизводить аналогичные действия людей и как следствие — аналогичную социальную реальность.
Различают деятельность
Практическая деятельность
а) материально-
б) социально-
В духовную деятельность включают: а) познавательную деятельность; б) ценностно-прогностическую деятельность; в) прогностическую деятельность.
В зависимости от полученных результатов деятельность может быть охарактеризована как разрушительная или созидательная.
Деятельность
оказывает огромное влияние на личность,
являясь той основой, на которой
происходит развитие последней. В процессе
деятельности индивид самореализуется
и самоутверждается как личность,
именно процесс деятельности лежит
в основе социализации индивида. Оказывая
преобразовательное воздействие на окружающий
мир, человек не только адаптируется к
природной и социальной среде, но перестраивает
и совершенствует ее. Вся история человеческого
общества — это история деятельности
людей.
Итак, Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования
Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности.
Действием называют часть деятельности, имеющею вполне, осознанную человеческом цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т.п.; действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы.
Операцией
именуют способ осуществления действия.
Сколько есть различных способов
выполнения действия, столько можно выделить
различных операций. Характер операций
зависит от условия выполнения действия,
от имеющихся у человека умений и навыков,
от наличия инструментов и средств осуществления
действия. Разные люди, к примеру, запоминают
информацию и пишут по-разному. Это значит,
что действие по написанию текста или
запоминанию материала они осуществляют
при помощи различных операций. Предпочитаемые
человеком операции характеризуют его
индивидуальный стиль деятельности.
№ |
Понятие |
Определение |
1 |
деятельность |
специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования |
2 |
Действие |
часть деятельности, имеющею вполне, осознанную человеческом цель. |
3 |
Структура |
совокупность
устойчивых связей объекта, обеспечивающих
его целостность и |
4 |
Действия |
внешнее проявление волевого усилия |
5 |
Операция |
способ осуществления действия |
67 |
Практическаядеятельность |
это качественное решение задач путём использования инструментов и наборов правил, моделей |
89 |
духовнаядеятельность |
производство духовных ценностей |
10 |
Умения |
способность выполнять действия, приобретенная в результате обучения или жизненной практики |
Навыки |
действие, сформированное путем повторения и доведения до автоматизма | |
мотив |
это формировка цели и средств, побуждение к действию |
Приложение
Рисунок
1. Структура практической деятельность