Современные проблемы юридической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 20:20, реферат

Описание

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе

Работа состоит из  1 файл

Реферат 2104.doc

— 140.50 Кб (Скачать документ)

      Переход от базовой структуры деятельности к «поверхностной», осознаваемой структуре деятельности происходит поэтапно. Однако на каждом этапе знаки выступают в качестве важных элементов структуры деятельности — социальных средств (орудий) деятельности. Понятно, что при этом должны происходить и трансформации структуры знака: от структуры «внутреннего» неосознаваемого знака к структуре «внешнего» вербального осознаваемого знака. При всех этих трансформациях, «развертывающих» ту структуру, которая была в ходе первичной интериоризации в онтогенезе свернута в структуру знака, знак неизменно сохраняет и предметную отнесенность (знак — это знак чего-то), и социальный характер. Это определяет и внешние проявления деятельности, развертывающейся на основе знаковых структур, — как деятельности и предметной, и социальной, «открытой» на общение, взаимодействие.

      Приведенное выше описание структуры деятельности отличается от известного описания предметной деятельности в системе «субъект — объект», анализируемой по схеме  «деятельность — действие— операция; мотив — цель — условие» в нескольких пунктах. Во-первых, выделяются социальные средства и орудия деятельности — знаки разных уровней. Во-вторых, рассматривается многоуровневая структура деятельности, причем различные уровни не изоморфны друг другу, а связаны отношениями трансформации. В-третьих, показана исходная структурно-генетическая исходная клеточка, из которой развертываются структуры деятельности разного уровня; онтогенетически первичное совместное действие. Последний момент следует считать особенно существенным — здесь мы сталкиваемся с попыткой введения новой единицы анализа деятельности, стремящейся объяснить предметно-социальный характер последней. Совместное действие выступает как единица анализа в трех взаимосвязанных аспектах: как генетически первичная, как детерминирующая структуры деятельности всех уровней, как универсальная составляющая внешнего процесса деятельности.

      В обосновании понятия «совместное  действие» как единицы анализа  деятельности индивида существенным является анализ, под соответствующим углом зрения, ряда соображений не только Л. С. Выготского, но и М. М. Бахтина, подошедшего к формулировке сходных вопросов особенно резко и четко. Бахтин исходил из того, что «высшие психические функции всегда существуют только в знаковом материале»11. Универсальным знаком он, естественно, считал слово. Он подчеркивал социальный генез слова: «Слово должно было сначала родиться и созреть (онто- и филогенетически. — Л. Р.) в процессе социального общения организмов, чтобы затем войти в организм и стать внутренним словом» [2; 50]. Однако социальный генез должен определить и структуру слова — и здесь мы переходим к наиболее существенным для наших целей идеям Бахтина. Единицей речевого общения (а значит, в конечном счете, и высших психических функций) — единицей и в смысле универсальной составляющей, и в смысле генетически исходного образования, и в смысле структурной детерминанты — М. М. Бахтин считал высказывание. Высказывание Бахтин определял прежде всего с точки зрения его границ. «Границы каждого конкретного высказывания как единицы речевого общения определяются сменой речевых субъектов, т. е. сменой говорящих. Всякое высказывание — от короткой (однословной) реплики бытового диалога и до большого романа... имеет абсолютное начало и абсолютный конец: до его начала — высказывания других, после его окончания — ответные высказывания других.

      Итак, в структуре любой деятельности принято выделять объект, субъект, цель, средства ее достижения и результат. Объектом называется то, на что данная деятельность направлена; субъектом — тот, кто ее осуществляет. Прежде чем начать действовать, человек определяет цель деятельности, т. е. формирует в своем сознании идеальный образ того результата, которого он стремится достичь. Затем, когда цель определена, индивид решает, какие средства ему необходимо использовать для достижения поставленной цели. Если средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет получение именно того результата, к которому стремился субъект.    

        Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить свои потребности. Эти потребности могут быть физиологическими, социальными и идеальными. Осознаваемые в той или иной мере людьми, они становятся главным источником их активности. Огромную роль играют и убеждения людей относительно целей, которых необходимо достигнуть, и основных путях и средствах, к ним ведущих. Иногда в выборе последних люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипами, т. е. некоторыми общими, упрощенными представлениями о каком-либо социальном процессе (конкретно — о процессе деятельности). Неизменная мотивация имеет тенденцию воспроизводить аналогичные действия людей и как следствие — аналогичную социальную реальность.     

        Различают деятельность практическую  и духовную. Первая направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества. Содержанием второй является изменение сознания людей.    

        Практическая деятельность подразделяется  на:    

        а) материально-производственную;    

        б) социально-преобразовательную.    

      В духовную деятельность включают: а) познавательную деятельность; б) ценностно-прогностическую деятельность; в) прогностическую деятельность.      

      В зависимости от полученных результатов  деятельность может быть охарактеризована как разрушительная или созидательная.

      Деятельность  оказывает огромное влияние на личность, являясь той основой, на которой  происходит развитие последней. В процессе деятельности индивид самореализуется  и самоутверждается как личность, именно процесс деятельности лежит в основе социализации индивида. Оказывая преобразовательное воздействие на окружающий мир, человек не только адаптируется к природной и социальной среде, но перестраивает и совершенствует ее. Вся история человеческого общества — это история деятельности людей.     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           Заключение

 

      Итак, Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования

      Всякая  деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и  операции как основные составляющие деятельности.

      Действием называют часть деятельности, имеющею  вполне, осознанную человеческом цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т.п.; действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы.

      Операцией именуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операций зависит от условия выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличия инструментов и средств осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.  
 
 
 
 
 
 

      Глоссарий

 

 

Понятие

 

Определение

1

деятельность

специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования

2

Действие

часть деятельности, имеющею вполне, осознанную человеческом цель.

3

Структура

совокупность  устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность  самому себе

4

Действия

внешнее проявление волевого усилия

5

Операция

способ осуществления  действия

6

7

Практическая

деятельность

это качественное решение задач путём использования инструментов и наборов правил, моделей

8

9

духовная

деятельность

производство  духовных ценностей

10

Умения

способность выполнять действия, приобретенная  в результате обучения или жизненной  практики

 

Навыки

действие, сформированное путем повторения и доведения до автоматизма

 

мотив

это формировка цели и средств, побуждение к действию

      Список  использованных источников

 
  1. Бабанский Ю.К. [Текс] Оптимизация процесса обучения. – М.: Проспект, 2007. – 167 с.
  2. Бахтин М. М. [Текс] Эстетика словесного творчества. — М.: Велби, 2009.— 117 с.
  3. Божович Л.И. [Текс] Проблемы формирования личности/Под ред. Д.И. Фельдштейна. -  М.: Институт практической психологии, 2005. — 210 с.
  4. Вилюнас В. К. [Текс] Теория деятельности и проблемы мотивации // А.Н. Леонтьев и современная психология. М.: Проспект, 2005.  – 89 с.
  5. Выготский Л. С. [Текс] Собр. соч., т. 3. — М.: Просвещение, 2003. — 562 с.
  6. Леонтьев А. Н. [Текс] Проблемы развития психики. — М.: Педагогика,  2006. -  167 с.
  7. Лисина М. И. [Текс] Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. — М.: Владос, 2008.- 389 с.
  8. Мухина, В.С. [Текс] Возрастная психология. -  М.: Academia. 2006. – 623 с.
  9. Немов     Р.С. [Текс] Психология. Т.1-3.  - М.: ВЛАДОС, 2007. – 670 с.
  10. Репкин В.В. [Текс] Развивающее обучение и учебная деятельность. Рига, 2006.- 134 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Приложение

        

      

        
 
 

      Рисунок 1.  Структура практической деятельность 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Современные проблемы юридической науки