Современный гуманизм и новая нравственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 23:24, реферат

Описание

Люди, как и животные, в жизни руководствуются прежде всего биологическими потребностями и инстинктами. Однако человеческое сообщество выработало и другие механизмы поведения, которые заключаются в способности руководствоваться «высшими соображениями», что и делает нас собственно людьми. «Не будь свиньей!» — укоряем мы того, кто ведет себя непорядочно. Говорим: «Будь человеком!» — когда призываем кого-то к нравственному поведению. Но что значит быть человеком?
В повседневной жизни мы играем социальные роли, выражая лишь часть своего «Я». В нравственном же поведении человек выступает как целостная личность. Совершение добрых дел вызывает у человека справедливую гордость за себя как представителя рода человеческого. Проявить гуманность — это и означает руководствоваться неким перспективным интересом человечества.

Работа состоит из  1 файл

К реферату по КСЕ.docx

— 29.25 Кб (Скачать документ)

3 слайд

Люди, как и  животные, в жизни руководствуются прежде всего биологическими потребностями и инстинктами. Однако человеческое сообщество выработало и другие механизмы поведения, которые заключаются в способности руководствоваться «высшими соображениями», что и делает нас собственно людьми. «Не будь свиньей!» — укоряем мы того, кто ведет себя непорядочно. Говорим: «Будь человеком!» — когда призываем кого-то к нравственному поведению. Но что значит быть человеком?

В повседневной жизни мы играем социальные роли, выражая  лишь часть своего «Я». В нравственном же поведении человек выступает  как целостная личность. Совершение добрых дел вызывает у человека справедливую гордость за себя как представителя  рода человеческого. Проявить гуманность — это и означает руководствоваться  неким перспективным интересом  человечества.

Представления о мере гуманности и нравственности исторически изменяются. Люди стремятся  изменить окружающее в соответствии со своими моральными идеалами, чтобы  оно стало истинно человеческим, гуманным. Хотя нравственный идеал  никогда не осуществляется до конца, он развивает самого человека, показывает идеальную перспективу его развития, отвечает на вопрос: для чего жить?

4 слайд

     В отношениях между людьми всегда существовали общепринятые правила.  Так, проходя  по улице , воспитанные люди стараются не задевать других своим телом или вещами. Во все времена в России считалось неприличным сквернословить в присутствии других людей, а в последнее время мы можем наблюдать обратное – даже ведущие, актеры на телевидении поступают так и считают это нормой. Таких норм – норм морали существует много, но все они сводятся к «золотому правилу нравственности», которое гласит: «Не поступай с другими так, как не хочешь,  чтобы поступали с тобой ».

     Уместно разобраться с такими понятиями, как нравственность, мораль, этика. Этика – это наука, область философии, предметом которой является мораль. В обыденной жизни часто путают мораль и этику, сводя их к нравственности, нравственному учению.

     Иногда  можно слышать,  что мораль и  нравственность имеют одинаковое значение, но это не так. Очень часто человек  знает моральные устои, но его  поведение далеко от нравственного.

     Итак,  нравственность – это повседневное поведение человека в отношениях с другими людьми , мораль – это правила поведения, которыми должен руководствоваться человек, а этика – это область науки философии, изучающая мораль. 

5 слайд

Несмотря на экономические успехи, внутриполитическую стабилизацию и другие позитивные тенденции  последних лет, общее состояние  современного российского общества выглядит неблагополучным.

  • ежегодно 2 тыс. детей становятся жертвами убийств и получают тяжкие телесные повреждения;
  • каждый год от жестокости родителей страдают 2 млн. детей, а 50 тыс. – убегают из дома;
  • ежегодно 5 тыс. женщин гибнут от побоев, нанесённых мужьями;
  • насилие над жёнами, престарелыми родителями и детьми фиксируется в каждой четвёртой семье;
  • 12% подростков употребляют наркотики;
  • более 20% детской порнографии, распространяемой по всему миру, снимается в России;
  • около 1,5 млн. российских детей школьного возраста вообще не посещают школу;
  • детское и подростковое «социальное дно» охватывает не менее 4 млн. человек;
  • темпы роста детской преступности в 15 раз опережают темпы увеличения общей преступности;
  • в современной России насчитывается около 40 тыс. несовершеннолетних заключённых, что примерно в 3 раза больше, чем было в СССР в начале 1930-х годов [Анализ положения детей в РФ, 2007; Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации», 2006].

    6 слайд

    При всем разнообразии подобных явлений, а также процессов, характеризуемых приведенными выше статистическими данными, их можно  подвести под общий знаменатель, которым служит моральная деградация современного российского общества или, используя известное выражение Э.Гидденса, «испарение морали». Моральная деградация нашего общества констатируются представителями самых различных наук, и ее можно считать подлинно.

    7 слайд

     Среди основных причин «испарения моральности» в пореформенной России обычно отмечаются следующие. 
     
    1. Общее ослабление контроля над поведением граждан в нашем обществе, как показывает история и опыт других стран, неизбежно сопутствующее радикальным реформам и характерное для «турбулентных», изменяющихся обществ. 
     
    4. Распространение в начале 1990-х гг. таких идеологий, как «Можно все, что не запрещено законом», «Надо жить по закону, а не по совести», «Главное деньги, и неважно какими путями они заработаны» и др., по существу, отрицающих всякую мораль, решение давней российской альтернативы «По совести или по закону?» в пользу последнего и приведшее к тому, что наше общество стало жить и не по совести, и не по закону, а «по понятиям»
    [8]
     
    6. Криминализация – не только в общепринятом (рост преступности и др.), но и в расширенном смысле слова – криминализация «всей общественной жизни», включающая обилие кинофильмов про «хороших бандитов», популярность криминальной лексики («наезды», «разборки» и т.п.), ужесточение, «брутализация» этой жизни, широкое распространение силовых схем разрешения спорных ситуаций, престижность подчеркнуто агрессивного поведения.  
     
    7. Привлекательность закрепляемых «амнистией прошлого» (мол, неважно, что имярек в прошлом бандит, сейчас он – «респектабельный бизнесмен», а его прошлое не имеет значения) негативных образцов поведения, создаваемых наиболее успешными людьми современной России, которые сколотили свои состояния за счет нарушения законов и норм морали. 
     
    9 Упразднение социальных институтов морального контроля, в роли которых в советском обществе выступали партийная и комсомольская организации, товарищеские суды, народный контроль и т.д., при всех их общеизвестных недостатках выполнявших очень важную социальную функцию – морального контроля. 

    Всего их 11 
    Тем не менее, ключевые направления возрождения нравственности можно наметить. 

     
     
    8 слайд

     Гуманизм (лат. humanus — человечный) — философский и этико-социологический принцип отношения к человеку как высшей ценности. Являясь составной частью идеологии и мировоззрения личности и общества, он имеет конкретно-историческое содержание в зависимости от характера общественных отношений и уровня социального развития. Как духовно-культурное явление гуманизм составляет главное содержание цивилизационного процесса, в ходе которого он проявляется в многообразных свойствах: как этическая норма, социальный идеал, духовная ценность, свобода воли, взаимопомощь и сотрудничество, уважение к правам и достоинству личности, равенство и равноправие, справедливость, защита от зла и насилия и др. Отношение к человеку, обладание им правами и свободами, уровень духовности и содержание духовных ценностей всегда являлись основным показателем степени цивилизованности общества. 

     9 слайд

     Гуманизм  современного общества — это более  высокий уровень единства теории и практики, возможности утверждения гуманистических принципов в реальной жизни. Формируя свое содержание на основе объективных процессов социального бытия и являясь вторичным по отношению к нему, антропологический гуманизм первичен по отношению к каждой отдельной личности, является мощным духовным фактором, соединяющим личность и общество. Но сущностью развития общества он становится только тогда, когда превращается в убеждения всех людей, каждого человека, деятельность которых на его основе реализуется в новое, более совершенное по своему содержанию, бытие. Он требует от каждой личности определенных социальных и духовных качеств: высокой сознательности, широких знаний, культуры, профессионализма, ответственности, нравственности и др. Или современное общество найдет в себе силы, чтобы осознать эту объективную необходимость и подняться на уровень требований антропогенной цивилизации, или, как это не раз бывало в истории с отдельными, замкнутыми на себя, цивилизационными культурами, оно неизбежно растворится в небытии.

     За  идеями гуманизма стоит многовековая борьба прогрессивных сил, передовых  слоев и классов общества, выдающихся мыслителей за достойные условия жизни и счастье человека, всестороннее развитие всех членов общества. Являясь универсальной общесоциологической категорией, гуманизм в то же время исторически конкретен и имеет социально-классовое содержание в зависимости от того, какие социальные слои брали его себе на вооружение. Он всегда, независимо от уровня общественного развития, был ориентирован на развитие в человеке духовного начала, творческих возможностей, разумной деятельности. В этих своих качествах гуманизм активен, выступая против разрушительных тенденций в обществе, деструктивной деятельности отдельных личностей и организаций, различных форм человеконенавистнической идеологии. 

     10 слайд

     Резко возросшие масштабы воздействия  человека на окружающий мир определили новую реальность. В современном обществе гуманистическое сознание становится важнейшим условием бытия и возможности дальнейшего существования человечества.

     Проблемы  гуманизма приобрели особую актуальность в России. О путях преодоления  кризиса и возрождения России на новой основе пишут и говорят в настоящее время достаточно много, однако общество до сих пор не имеет приемлемой модели его реформирования.  

Суть современного гуманизма состоит не в том, чтобы провозглашать абстрактные права человека (некоторые правозащитники преуспели в этом), а его самого объявлять неким эталоном. Если гуманизм не связан с реальными жизненными проблемами, то он ущербен и опасен. Гуманизм — это не восхваление любой личности, а требовательное и ответственное отношение к ней на основе сочетания личных и общественных интересов. Гуманизм есть возвращение человеку человечности, и это должно относиться к каждому индивиду, независимо от его социального статуса. Современный гуманизм отличается от классического, прежде всего, своей социальной направленностью применительно к условиям и технологическому уровню информационной цивилизации. Его содержание неразрывно связано с решением основных проблем человека, реализацией его физических и духовных возможностей. Он утверждается общественной значимостью человека на основе его активной целенаправленной деятельности, отражает интересы трудящихся слоев населения и составляет сущность общества социальной справедливости, идущего на смену уходящим в историю капитализму и социализму.

11 слайд

     Человеческая  цивилизация ценой долгих усилий сформировала нравственную культуру довольно высокого уровня. Выработаны нормы  морали, обозначены нравственные примеры, сформулированы этические концепции, позволяющие говорить о повышении  меры гуманизма в моральном сознании людей. Но эта мера пока не стала  реальностью, поскольку нравственная культура общества определяется не только тем, что оно думает о себе, но и тем, насколько его возвышенные  установки реализуются в социальной практике.

     Реалии  же современной истории таковы, что  впору поставить под сомнение само сохранение культуры на планете Земля. Традиционные формы взаимоотношений между людьми разрушаются, и неясно, что идет им на смену. Создана идеология ненасилия, но это не препятствует вооруженным конфликтам, которые вспыхивают в самых разных точках планеты. На пороге III тысячелетия человечество столкнулось с глобальными проблемами в своем существовании. Последствия научно-технической революции и экологический кризис, возможность всеобщей ядерной гибели и международный терроризм обострили вопрос нравственного выбора в современном обществе.

Скатится ли человечество к пропасти самоуничтожения  или достигнет нового уровня цивилизации, во многом зависит от позиции личности, каждого из нас. 

     Современная нравственность предъявляет к человеку больше требований, чем когда-либо ранее  в человеческой истории. Традиционная мораль давала человеку четкие правила  жизни, но не требовала от него ничего сверх того. Жизнь человека в традиционном обществе была регламентирована, достаточно было просто жить по заведенному веками порядку. Это не требовало душевых  усилий, это было просто и примитивно.

     Современная мораль требует от человека развиваться  и собственными усилиями добиваться успеха. Но она не говорит, как это  сделать, лишь стимулируя человека к  постоянному поиску, преодолению  себя и напряжению своих сил. Взамен современная нравственность дает человеку ощущение того, что он не винтик бессмысленной  машины, придуманной неизвестно зачем, а творец будущего и один из строителей самого себя и всего этого мира. Кроме того, саморазвитие, повышение  профессионализма приводит и к обретению  материального богатства, дает достаток и процветание уже «в этой жизни».

     Вне всякого сомнения, cовременный гуманизм и новая нравственность и новый уничтожает многие бессмысленные правила и запреты и в этом смысле делает жизнь легче и приятнее. Но одновременно современная нравственность жестко предъявляет к человеку требование быть именно человеком, а не идти на поводу собственных животных инстинктов либо стадного чувства. Эта нравственность требует проявлений разума, а не примитивных эмоций вроде агрессии, мести, желания подчинять других людей или подчиняться авторитету, который «все за нас устроит и решит». И далеко не просто стать толерантным, перебороть в себе личные и общественные комплексы.

     Но  главное — cовременный гуманизм и новая нравственность делают упор не на «ублажении себя любимого» и не на самоотверженном (точнее самоуничижительном) достижении «великих целей», но на самосовершенствовании и совершенствовании всего, что окружает Современного человека.

     В результате людям нечего делить — никому не нужно что-либо отнимать у других, чтобы сосредоточить у себя больше ресурсов (неважно — ради «великих целей» или собственных прихотей, что часто в реальности одно и то же). Ведь невозможно развить себя за счет других — это можно сделать лишь в результате собственных усилий. Поэтому отпадает потребность приносить ущерб другим в любой форме, в частности, лгать и т.д 
 

Информация о работе Современный гуманизм и новая нравственность