Средневековая арабская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 23:26, реферат

Описание

Культура народов, населявших Аравийский полуостров, известна с глубокой древности. Античные географы называли южную, земледельческую Аравию «счастливой». Здесь с середины первого тысячелетия до н.э. существовали богатые государства: Минейское, а позднее Сабейское. В первом тысячелетии до н.э. в северо-западной части полуострова (так называемой «каменистой Аравии») возникло государство набатеев. Процветание этих царств определялось выгодным экономическим положением на мировых путях сообщения и обширной посреднической торговлей с Египтом, Передней Азией и Индией.

Содержание

Введение……………………………………………..
Глава 1 Культура Востока…………………………………………
Глава 2 Наука…………………………………………………..
Глава 3 Искусство и культура……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………
Заключение…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ КСЕ.doc

— 82.00 Кб (Скачать документ)

    Та  любовь арабов к сказкам, которая  проявилась у них в такой роскошной  форме еще под степными шатрами, не умерла и здесь: у вечернего  огня бродячие сказочники-поэты развертывались во всю ширь восточного воображения, и сложенный X-XV вв. сборник арабских сказок «Тысяча и одна ночь» дают нам ясное понятие игривости их мысли. В основу сборника вошли переработанные сюжеты персидских, индийских, греческих сказаний, а также арабские сказки. Это сказки про Али-бабу, Алладина, Синдбада-морехода. Излюбленным персонажем средневековой арабской литературы  был бедуин – дерзкий и осторожный, лукавый и простодушный, хранитель чистой арабской речи.

    Непреходящую  мировую славу принесли Омару  Хайяму (1048-1122), персидскому поэту, философу, математику, его рубаи – собрания четверостиший, прославлявших земные радости и напоминания о бренности мира.  Каждое четверостишье - лаконичное и остроумное рассуждение о смысле жизни, о мире и о людях, зачастую они имеют откровенно богоборческий оттенок.

    Востоковеды считают, что рассвет арабской поэзии приходится на VII-IX вв.: в этот период развивающийся арабский мир стоял во главе мировой цивилизации. С XII в. уровень культурной жизни снижается.

    Значительным  вкладом  во многие науки были исследования арабских ученых.

    Крупнейшим  сочинением по оптике, написанным в  средние века, была «Книга оптики»  Ибн ал-Хайсама. Ибн ал-Хайсам критикует  представление о зрительных лучах  и исходит из того, что лучи света  распространяются от источника света. На основе изучения анатомии глаза, хрусталик которого считал основным органом зрения, ученый рассматривает механизм зрения. Далее рассматриваются зрительное восприятие и обманы зрения,  весьма подробно изучается отражение света от плоских, сферических, цилиндрических и конических зеркал и преломление света. Оптические исследования Ибн ал-Хайсама были основаны на исключительно высокой точности эксперимента и на широком использовании математических доказательств. Кроме “Книги оптики”, он написал еще целый ряд оптических трактатов, в частности, “Книгу о зажигательной сфере”, лежащую в основе теории линз. “Книга оптики” вскоре была переведена на латинский язык и легла в основу оптических исследований ученых XIII-XIV вв.

Так как  большая часть арабских стран  расположена в жарком климатическом  поясе, основной задачей при постройке  жилищ у людей было спастись от невысимой летней жары. В домах  сооружались подземные этажи, снабженные водопроводом, куда перебирались летом. Очень распространен был мокрый войлок: растягивали войлочные ширмы, на которые сверху по проложенным трубам текла вода. Вода смачивала войлок, испарялась и давала прохладу. Избалованных жителей Багдада даже считали неприспособленными к военным действиям, потому что «они привыкли к домам на берегу реки, к вину, льду, мокрому войлоку и певицам».

    Комнаты в домах были практически пусты. Из мебели имелся лишь сундук, используемый для хранения одежды, и множество  подушек. Стульев, конечно же, не было – сидели прямо на полу, в связи с чем коврам придавалось такое огромное значение.  Стол вносили только во время еды, уже накрытым, причем часто он представлял собой цельную плиту из красивого поделочного камня или редкого сорта дерева.

    Средневековая арабская архитектура впитала в  себя традиции ими же завоеванных  стран – Греции, Рима, Ирана, Испании. Собственно, заводя разговор об арабской архитектуре и  живописи следует  отметить, что по Корану изображение  какой-бы то ни было животной формы считалось делом сатаны. Отсутствие изображения живых форм сжало художественную свободу арабских художников. Восточная фантастичность, и в то же время отсутствие живых образов фантазии позволила разыграться их художественной мысли до самого необузданного изящества. С X в. здания начинают украшать изящными и геометрическими орнаментами, в которые были включены  ритмично повторяющиеся узоры и стилизованные надписи – арабская вязь. Европейцы такому орнаменту дали название «арабеска». Влияние ислама обусловило недоразвитость в арабской культуре живописи и скульптуры, в связи с чем изобразительное искусство ушло в ковровость, характерными чертами которой были узорчатость и цветистость. Любимым цветом арабов был красный – это был цвет женщин, детей и радости; белый, черный и фиолетовый считались как цвета траура, зеленый означал исключительный престиж. Серый цвет презирали. 

 

    Глава 3 Искусство и культура

    После завоевания арабами Пиренейского полуострова  и образования там нового халифата, столица Кордова, ставшая и резиденцией нового халифата, быстро преобразилась и достигла под управлением арабов высшей степени благосостояния. Все улицы города были отлично вымощены и освещены горевшими фонарями. Жилища арабов с балконами из полированного мрамора, висевшими над померанцевыми садами, каскады воды, цветные стекла – такой роскоши европейцы еще не видывали. «Роскошь арабов доходила до того, что зимой комнаты нагревались теплым воздухом, надушенным в тайниках. С потолков спускались огромные люстры, из которых иные умещали более тысячи огней. Мебель из лимонного дерева, с инкрустацией из перламутра и слоновой кости, стояла на персидских коврах, вперемешку с великолепными комнатными цветами и экзотическими растениями. Библиетеки находились книги, украшенные необычайными по вкусу и изяществу виньетками (чудеса каллиграфии, предупредившей своим появлением в свет книгохранилища пап). Калиф Альхакем обладал бибиотекой такого размера, что один каталог ее обнимал сорок томов. Придворный блеск был совершенно сказочный. Приемные залы нередко выкладывались золотом и жемчугами. Число служителей дворца было более 6 тысяч человек. Собственная стража калифа, носившая золотые сабли, достигали 12 тысяч человек. Гаремные женщины были образцами красы всего Средиземного побережья. Арабы были первыми садоводами в Европе, все самые ценные фрукты были перенесены в Европу ими. В искусственных бассейнах разводили рыбу. Держали огромные птичники и зверинцы. 

    Искусство выделки оружия арабы застали  в самом разгаре. Дамасская сталь  уже была широко известна в то время во всем мире, и арабам с присущей их азиатскому воображению фантазией стоило лишь позаботиться о внешнем виде оружия. Наведение узоров на стали (дамасскирование), увеличило ценность оружия во много раз.

    А бани были той традицией греко-римского мира, которая была подхвачена мусульманами с особым энтузиазмом. Бани, в которые ходили не только купаться, но и общаться, стали непременной частью каждого города. В Багдаде было около 5 тысяч бань (приведенные выше цифры историки считают явно завышенной). Внутреннее убранство этих общественных заведений было далеко не мусульманским, и люди религиозные относились к ним и его посетителям явно с подозрением, считая их рассадниками нерелигиозного и гедонистического духа. Однако мусульманская культура сохранила этот обычай вплоть до Нового времени.

 

    

    Заключение

    Вся средневековая арабская культура, быт  и образ жизни людей развивались  под воздействием ислама, возникшего на Аравийском полуострове.

    На  основе создания общего культурного  пространства ислам и художественные традиции завоеванных народов обогатили друг друга. Наибольший расцвет арабской средневековой культуры приходится на VII – IX вв. Бурно развиваются различные жанры поэзии, такие как: касыда, рубаи, газель, кыта, дастан. Многие произведения других народов, в частности, античных авторов, переведены на арабский язык.

    Влияние ислама негативно отразилось на развитии арабской культуры живописи и скульптуры. Отвращение от идолов исключило возможность  создания какой бы то ни  было животной формы; арабы раз и навсегда отреклись от видимого изображения Бога. Как народ богато одаренный, оказавшись лишенным огромной отрасли художества – скульптуры и живописи, весь разгул своей фантазии он реализовал в архитектуре и орнаменте.

    Весомый вклад внесли арабы в развитие наук: медицины, философии, математики, астрономии. После того как научные арабские трактаты были переведены на латынь, многие идеи мусульманских ученых стали достоянием европейской, а затем и мировой науки.

    Ислам – самая молодая из трех мировых религий, значение которой неуклонно растет.

    Основную  массу населения Аравии с древних  времен составляли кочевники, занимавшиеся скотоводством в степях и полупустынях полуострова. Глубокий и сложный  процесс классового расслоения внутри арабского общества и политическая обстановка, связанная с борьбой между Ираном и Византией, создали условия для возникновения средневекового арабского государства. Политическое объединение арабов в начале VII века происходило под эгидой новой, ставшей вскоре мировой религии — ислама. Первоначальным местом пребывания основателя ислама и главы арабского государства — пророка Мухаммеда и его преемников — халифов (отсюда название государства — халифат) были аравийские города Медина, а затем Мекка.

    Важную  роль в развитии арабской культуры играло ее взаимодействие с высокой средневековой культурой Ирана, Средней Азии и Закавказья. Арабский язык был не только языком священной книги мусульман — Корана, но им, как латынью в Западной Европе, пользовались многие ученые, писатели и поэты во всех частях многоязычного халифата. Яркие примеры творческого взаимодействия сохранила история литературы народов Востока. Художественное творчество многих народов воплотилось и в знаменитой поэме «Лейла и Маджнун». Романтический образ умирающего от любви Маджнуна и его возлюбленной Лейлы—Ромео и Джульетты Востока, — родившись еще на заре феодализма в арабской среде, воодушевил на создание замечательных произведений лучших поэтов средневекового Азербайджана, Ирана и Средней Азии. 
 

 

    

    Используемая литература

    1. П.П. Гнедич: «История искусств  с древнейших времен»; Москва, ООО Издательский дом «Летопись-М», 2000г., стр. 225-252.

    2. А.Н. Маркова: Учебник по культурологии,  «История мировой культуры»; Москва,  Издательство «Культура и спорт», 2000г., стр. 249-261.

    3. Золотько А.К., и др.: «2000 великих  людей. Малая энциклопедия персоналий»;  Харьков, ООО «Торсинг», 2001г., стр. 357, 422, 428.

    4. Омар Хайям: «Как чуден милой  лик», Москва, Издательство «Эксмо-пресс», 2000г., стр. 4-25.

    5. Энциклопедия для детей, Математика, 11 том; Москва, издательство «Аванта+», 2000г., стр. 62-66 
 
 

Информация о работе Средневековая арабская культура