Структура научного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:06, контрольная работа

Описание

ХХ век – век науки. Сущность научного метода можно представить очень просто: это такая процедура получения научного знания, с помощью которой его можно воспроизвести, проверить и передать другим. Метод – это ответы на вопросы. Наука тем и выделяется из других форм общественного сознания, что в ней методы получения нового знания стали предметом самостоятельного анализа и открытого обсуждения.

Содержание

Ведение
1. Вскройте особенности эмпирического и теоретического познания.
2. Дайте анализ роли эмпиризма и рационализма в истории науки.
3. Изложите современное понимание единства эмпирического и теоретического в научном познании.
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по КСЕ.docx

— 24.84 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

Контрольная работа

Концепции современного естествознания

Тема: Структура научного познания

 

 

 

 

 

 

 

Тула, 2013

Содержание:

Ведение

1. Вскройте особенности эмпирического и теоретического познания.

2. Дайте анализ роли  эмпиризма и рационализма в  истории науки.

3. Изложите современное  понимание единства эмпирического  и теоретического в научном  познании.

Заключение

Список используемой литературы                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

ХХ век – век науки. Сущность научного метода можно представить  очень просто: это такая процедура  получения научного знания, с помощью  которой его можно воспроизвести, проверить и передать другим. Метод  – это ответы на вопросы. Наука  тем и выделяется из других форм общественного сознания, что в  ней методы получения нового знания стали предметом самостоятельного анализа и открытого обсуждения.

Главное назначение научной  деятельности – получение знаний о реальности. Европейской родиной  науки считается Древняя Греция. Самое важное – был апробирован  первый образец подлинно научного знания, интуитивно поняты основные его особенности, резко отличающие его от донаучного и вненаучного знания:

  1. Научное знание характеризуется систематичностью, а также логической выводимостью одних знаний из других;
  2. Объектами научного (теоретического) познания выступают не сами по себе предметы и явления реального мира, а их своеобразные аналоги – идеализированные объекты;
  3. Важным признаком научного познания является осознанный контроль над самой процедурой получения нового знания, фиксация и предъявление строгих требований к методам познания;
  4. Научное описание исследуемых объектов требует строгости и однозначности языка, четко фиксирующего смысл и значение понятий;
  5. Научное знание претендует на общеобязательность и объективность открываемых истин, т.е. их независимость от познающего субъекта, безусловную воспроизводимость;
  6. Наука изучает только те явления, которые повторяются, и поэтому ее главная задача – искать законы их существования.

За 2,5 тыс. лет своего существования  наука превратилась в сложное, системно организованное образование с четко  просматриваемой структурой.

Основными элементами научного знания являются:

  1. Твердо установленные факты;
  2. Закономерности, обобщающие группы фактов;
  3. Теории, представляющие собой системы закономерностей, в совокупности описывающих некий фрагмент реальности;
  4. Научные картины мира, рисующие обобщенные образы всей реальности, в которых сведены в некое системное единство все теории, допускающие взаимное согласование.

Цель контрольной работы – понять структуру научного познания.

Задачи контрольной работы:

  1. Вскрыть особенности эмпирического и теоретического познания;
  2. Дать анализ роли эмпиризма и рационализма в истории науки;
  3. Изложить современное понимание единства эмпирического и теоретического в научном познании.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Особенности эмпирического и теоретического познания

1. Особенности эмпирического познания.

На эмпирическом уровне преобладает  живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь  присутствуют, но имеют подчиненное  значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны  своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность - характерные признаки эмпирического познания.

Эмпирическое, опытное исследование направлено непосредственно, без промежуточных  звеньев, на свой объект. Оно осваивает  его с помощью таких приемов  и средств, как описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция, а его важнейшим элементом  является факт.

В научном познании факты  играют двоякую роль: во-первых, совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и построения теорий; во-вторых, факты имеют решающее значение в подтверждении теорий (если они соответствуют совокупности фактов) или их опровержении (если тут  нет соответствия).

Таким образом, эмпирический опыт никогда не бывает слепым: он планируется, конструируется теорией, а факты всегда так или иначе теоретически нагружены. Собрание эмпирических фактов не может привести к установлению каких-либо законов и уравнений.

 

 

2. Особенности теоретического познания.

Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием  рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм мышления. Живое созерцание, чувственное познание здесь не устраняется, а становится подчиненным аспектом познавательного процесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых путем рациональной обработки данных эмпирического знания. Эта обработка осуществляется путем понятия, умозаключения, с помощью законов, категорий, принципов.

На основе эмпирических данных здесь происходит мысленное объединение  исследуемых объектов, постижение их сущности, законов существования. Важнейшая задача теоретического знания - достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. Присутствие в познании идеализаций служит показателем развитости теоретического знания как набора определенных идеальных моделей.

Характерной чертой теоретического познания является его направленность на себя, исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов и т.д. На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществляется предсказание, научное предвидение будущего.

3. Различия эмпирического и теоретического знания.

Познание — это специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. «Познание – это, обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой, процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование».

а) эмпирическое исследование направлено непосредственно на изучаемый  объект и реализуется посредством  наблюдений и эксперимента;

б) теоретическое исследование концентрируется вокруг обобщающих идей, законов, гипотез и принципов;

в) истинность высказываний, содержащих эмпирические термины, можно  проверить экспериментально;

г) истинность высказываний, содержащих теоретические термины, проверить невозможно.

Взаимонагруженностъ эмпирических и теоретических данных является важной особенностью научного исследования. Абсолютным образом разделить эмпирические и теоретические факты невозможно. Теоретические знания без экспериментальных данных не имеют научной силы, становясь лишь беспочвенными умозрениями.

Глава 2. Анализ роли эмпиризма и рационализма в истории  науки.

1. Эмпиризм.

Действительное и хоть сколько-нибудь практичное знание о мире можно получить только из опыта, т.е. на основании наблюдении и экспериментов. А всякое наблюдение или эксперимент – единичны. Поэтому единственно возможный путь познания природы – движение от частных случаев ко все более широким обобщениям, т.е. индукция.

Эмпиризм – направление в  философии, сторонники которого считают, что в основе познаний лежит опыт. Получил широкое распространение в Англии XVII в. и в последующим в США. Основателем эмпиризма считается Фрэнсис Бэкон. Видными представителями являлись Томас Гоббс, Джон Локк, Джон Дью. Эмпиристы были оппонентами рационалистов.

Эмпиризм недостаточен потому, что  индукция никогда не приведет к универсальным  суждениям, поскольку в большинстве  ситуаций принципиально невозможно охватить все бесконечное множество  частных случаев, на основе которых  делаются общие выводы. И ни одна крупная современная теория не построена  путем прямого индуктивного общения.

2. Рационализм.  

Рационализм (от лат. кatio – разум) – направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум.

Главными аргументами рационалистов  в споре с эмпириками были следующие:

- сам по себе опыт, не переработанный  разумом, не может лежать в  основе познания;

- разум способен самостоятельно  делать открытия, которые первоначально  не были основаны на опыте  и лишь впоследствии подтверждены опытным путем.

Также в качестве направления рационализма выделяется этический рационализм, суть которого в том, что разум  лежит в основе этики, поведения.

Рационализм оказался исчерпанным, поскольку  современная наука занялась такими областями реальности (в микро- и мегамире), в которых требуемая «самоочевидность» простых истин исчезла окончательно.

К рационалистам можно отнести  множество философов, начиная с  античных времен вплоть до нынешней эпохи (Платон, Демокрит, Эпикур, Сократ, Кант и др.), но наибольший вклад в разработку рационализма, превращение его в официально признанное философское направление внесли философы Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц.

Глава 3. Современное  понимание единства эмпирического  и теоретического в научном познании.

При всем своем различии эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью  наблюдений и экспериментов новые  данные, стимулирует теоретическое познание (которое их обобщает и объясняет), ставит перед ним новые, более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии новое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств и т.п.

Наука как целостная динамическая система знания не может успешно  развиваться, не обогащаясь новыми эмпирическими  данными, не обобщая их в системе  теоретических средств, форм и методов  познания. В определенных точках развития науки эмпирическое переходит в теоретическое и наоборот. Однако недопустимо абсолютизировать один из этих уровней в ущерб другому.

В процессе научного познания имеет место не только единство эмпирии  и теории, но и взаимосвязь, взаимодействие последней с практикой. Говоря о  механизме этого взаимодействия, К. Поппер справедливо указывает  на недопустимость разрушения единства теории и практики.

Таким образом, можно сделать вывод, что всякая теория служит практике, из которой она порождается и в которую она возвращается. Теория как система достоверных знаний направляет ход практики, ее положения (законы, принципы и т.п.) выступают в качестве духовных регуляторов практической деятельности.

 

Заключение

Главная опора, фундамент  науки – это установленные  факты. Если они установлены правильно (подтверждены многочисленными свидетельствами  наблюдений, экспериментов, проверок и  т.д.), то считаются бесспорными и  обязательными. Это эмпирический, т.е. опытный базис науки. Эмпирические закономерности обычно малоэвристичны, т.е. не открывают дальнейших направлений научного поиска. Эти задачи решаются уже на другом уровне познания – теоретическом.

На уровне чувственно-практического  опыта (эмпирическом) возможно фиксирование только внешних общих признаков  вещей и явлений. Существенные же внутренние их признаки здесь можно  только угадать, схватить случайно. Объяснить  же их и обосновать позволяет лишь теоретический уровень познания.

В данной контрольной работе показаны особенности эмпирического  и теоретического познания; выявлены различия между эмпирическим и теоретическим  познанием; выявлена сущность как эмпиризма, так и рационализма; показаны причины взаимосвязи эмпирического и теоретического уровней научного познания в современной науке.

Итак, наука, научный метод, безусловно полезны и необходимы, но, к сожалению, не всемогущи. Точные границы научного метода пока еще размыты, неопределенны. Это всего лишь признание факта, что реальный мир гораздо богаче и сложнее, чем его образ, создаваемый наукой.

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Концепции современного естествознания. Под. ред. Лавриненко В.Н. и Ратникова В.П. М., 2004. См. гл. 2.
  2. Алексеев и др. Философия. М., 1998.
  3. Петров Ю.А. Теория познания. М., 1988.
  4. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. М., 2000.
  5. Кочергин А.Н. Методы и формы научного познания. М., 1990.

 


Информация о работе Структура научного познания