Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:06, контрольная работа
ХХ век – век науки. Сущность научного метода можно представить очень просто: это такая процедура получения научного знания, с помощью которой его можно воспроизвести, проверить и передать другим. Метод – это ответы на вопросы. Наука тем и выделяется из других форм общественного сознания, что в ней методы получения нового знания стали предметом самостоятельного анализа и открытого обсуждения.
Ведение
1. Вскройте особенности эмпирического и теоретического познания.
2. Дайте анализ роли эмпиризма и рационализма в истории науки.
3. Изложите современное понимание единства эмпирического и теоретического в научном познании.
Заключение
Список используемой литературы
Контрольная работа
Концепции современного естествознания
Тема: Структура научного познания
Тула, 2013
Содержание:
Ведение
1. Вскройте особенности эмпирического и теоретического познания.
2. Дайте анализ роли эмпиризма и рационализма в истории науки.
3. Изложите современное
понимание единства
Заключение
Список используемой литературы
Введение
ХХ век – век науки.
Сущность научного метода можно представить
очень просто: это такая процедура
получения научного знания, с помощью
которой его можно
Главное назначение научной
деятельности – получение знаний
о реальности. Европейской родиной
науки считается Древняя
За 2,5 тыс. лет своего существования наука превратилась в сложное, системно организованное образование с четко просматриваемой структурой.
Основными элементами научного знания являются:
Цель контрольной работы – понять структуру научного познания.
Задачи контрольной работы:
Глава 1. Особенности эмпирического и теоретического познания
1. Особенности эмпирического познания.
На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность - характерные признаки эмпирического познания.
Эмпирическое, опытное исследование направлено непосредственно, без промежуточных звеньев, на свой объект. Оно осваивает его с помощью таких приемов и средств, как описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция, а его важнейшим элементом является факт.
В научном познании факты играют двоякую роль: во-первых, совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и построения теорий; во-вторых, факты имеют решающее значение в подтверждении теорий (если они соответствуют совокупности фактов) или их опровержении (если тут нет соответствия).
Таким образом, эмпирический опыт никогда не бывает слепым: он планируется, конструируется теорией, а факты всегда так или иначе теоретически нагружены. Собрание эмпирических фактов не может привести к установлению каких-либо законов и уравнений.
2. Особенности теоретического познания.
Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм мышления. Живое созерцание, чувственное познание здесь не устраняется, а становится подчиненным аспектом познавательного процесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых путем рациональной обработки данных эмпирического знания. Эта обработка осуществляется путем понятия, умозаключения, с помощью законов, категорий, принципов.
На основе эмпирических данных здесь происходит мысленное объединение исследуемых объектов, постижение их сущности, законов существования. Важнейшая задача теоретического знания - достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. Присутствие в познании идеализаций служит показателем развитости теоретического знания как набора определенных идеальных моделей.
Характерной чертой теоретического познания является его направленность на себя, исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов и т.д. На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществляется предсказание, научное предвидение будущего.
3. Различия эмпирического и теоретического знания.
Познание — это специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. «Познание – это, обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой, процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование».
а) эмпирическое исследование направлено непосредственно на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдений и эксперимента;
б) теоретическое исследование концентрируется вокруг обобщающих идей, законов, гипотез и принципов;
в) истинность высказываний, содержащих эмпирические термины, можно проверить экспериментально;
г) истинность высказываний, содержащих теоретические термины, проверить невозможно.
Взаимонагруженностъ эмпирических и теоретических данных является важной особенностью научного исследования. Абсолютным образом разделить эмпирические и теоретические факты невозможно. Теоретические знания без экспериментальных данных не имеют научной силы, становясь лишь беспочвенными умозрениями.
Глава 2. Анализ роли эмпиризма и рационализма в истории науки.
1. Эмпиризм.
Действительное и хоть сколько-нибудь практичное знание о мире можно получить только из опыта, т.е. на основании наблюдении и экспериментов. А всякое наблюдение или эксперимент – единичны. Поэтому единственно возможный путь познания природы – движение от частных случаев ко все более широким обобщениям, т.е. индукция.
Эмпиризм – направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познаний лежит опыт. Получил широкое распространение в Англии XVII в. и в последующим в США. Основателем эмпиризма считается Фрэнсис Бэкон. Видными представителями являлись Томас Гоббс, Джон Локк, Джон Дью. Эмпиристы были оппонентами рационалистов.
Эмпиризм недостаточен потому, что индукция никогда не приведет к универсальным суждениям, поскольку в большинстве ситуаций принципиально невозможно охватить все бесконечное множество частных случаев, на основе которых делаются общие выводы. И ни одна крупная современная теория не построена путем прямого индуктивного общения.
2. Рационализм.
Рационализм (от лат. кatio – разум) – направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум.
Главными аргументами
- сам по себе опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания;
- разум способен самостоятельно
делать открытия, которые первоначально
не были основаны на опыте
и лишь впоследствии
Также в качестве направления рационализма выделяется этический рационализм, суть которого в том, что разум лежит в основе этики, поведения.
Рационализм оказался исчерпанным, поскольку современная наука занялась такими областями реальности (в микро- и мегамире), в которых требуемая «самоочевидность» простых истин исчезла окончательно.
К рационалистам можно отнести множество философов, начиная с античных времен вплоть до нынешней эпохи (Платон, Демокрит, Эпикур, Сократ, Кант и др.), но наибольший вклад в разработку рационализма, превращение его в официально признанное философское направление внесли философы Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц.
Глава 3. Современное понимание единства эмпирического и теоретического в научном познании.
При всем своем различии эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание (которое их обобщает и объясняет), ставит перед ним новые, более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии новое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств и т.п.
Наука как целостная динамическая система знания не может успешно развиваться, не обогащаясь новыми эмпирическими данными, не обобщая их в системе теоретических средств, форм и методов познания. В определенных точках развития науки эмпирическое переходит в теоретическое и наоборот. Однако недопустимо абсолютизировать один из этих уровней в ущерб другому.
В процессе научного познания
имеет место не только единство эмпирии
и теории, но и взаимосвязь, взаимодействие
последней с практикой. Говоря о
механизме этого
Таким образом, можно сделать вывод, что всякая теория служит практике, из которой она порождается и в которую она возвращается. Теория как система достоверных знаний направляет ход практики, ее положения (законы, принципы и т.п.) выступают в качестве духовных регуляторов практической деятельности.
Заключение
Главная опора, фундамент
науки – это установленные
факты. Если они установлены правильно
(подтверждены многочисленными
На уровне чувственно-практического
опыта (эмпирическом) возможно фиксирование
только внешних общих признаков
вещей и явлений. Существенные же
внутренние их признаки здесь можно
только угадать, схватить случайно. Объяснить
же их и обосновать позволяет лишь
теоретический уровень
В данной контрольной работе показаны особенности эмпирического и теоретического познания; выявлены различия между эмпирическим и теоретическим познанием; выявлена сущность как эмпиризма, так и рационализма; показаны причины взаимосвязи эмпирического и теоретического уровней научного познания в современной науке.
Итак, наука, научный метод, безусловно полезны и необходимы, но, к сожалению, не всемогущи. Точные границы научного метода пока еще размыты, неопределенны. Это всего лишь признание факта, что реальный мир гораздо богаче и сложнее, чем его образ, создаваемый наукой.
Список используемой литературы