Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 21:27, контрольная работа
Цель данной работы - изучение структурных уровней организации живого, причем особенно пристальное внимание уделяется клеткам. Для достижения цели предстоит решить ряд задач: дать характеристику основным уровням организации живого - молекулярно-генетическому, клеточному, онтогенетическому, популяционно-видовому, биоценотическому, биогеоценотическому и наиболее крупному, глобальному - биосферному; рассмотреть клетку как "первокирпичик", основу, из которой построено все живое; изложить главные положения современной клеточной теории, отметив ключевые этапы ее развития.
Введение …………………………………………………………………………… 3
1. Основные уровни живого и их характеристика ………………………………. 4
2. Клетка как «первокирпичик» живого …………………………………………. 8
3. Основные положения «клеточной теории» строения живого ………………. 10
Заключение ……………………………………………………………………....... 13
Список литературы ……………………………………………………………….. 14
3. Основное положение «клеточной теории» строения живого
Клеточная теория, одно из крупных биологических обобщений, утверждающее общность происхождения, а также единство принципа строения и развития мира растений и мира животных. Согласно клеточной теории, основным структурным элементом растений и животных является клетка. Клеточная теория утверждает представление о единстве всего живого и его эволюционном развитии. Ф. Энгельс назвал клеточную теорию одним из трёх величайших открытий, обеспечивших прогресс естествознания в 19 веке.
Исторически открытие клеток и создание клеточной теории не совпадают. Впервые наблюдал под микроскопом клеточное строение у растений на срезах пробки и стеблей различных живых растений английский микроскопист Р. Гук [2], описавший свои наблюдения в сочинении "Микрография" (1665). Английский ботаник Н. Грю полагал, что стенки клеток образованы переплётом волокон, наподобие текстиля, откуда и возник термин "ткани" (1682). В 18 веке под влиянием философских идей в науку начинает проникать мысль о единстве живой природы. Попытку найти нечто общее в строении растений и животных сделал К. Ф. Вольф, но его представления об общности процессов развития "пузырьков", "зёрнышек" и "клеток" были лишь провозвестниками будущей клеточной теории, как и идеи немецкого учёного Л. Окена о построении организмов из "пузырьков" или "инфузорий". В начале 19 века, в связи с успехами в микроскопическом изучении растений, стало ясно, что клетки - не пустоты в общей массе растительного, вещества, а структуры, имеющие собственную оболочку; их можно изолировать друг от друга. К концу 3-го десятилетия 19 века выяснилось, что почти все органы растений имеют клеточное строение, и в учебнике немецкого ботаника Ф. Мейена (1830) клетка уже фигурирует как общий структурный элемент тканей растений. Но клетку ещё понимали как камеру, главная часть которой составляет её оболочка, а содержимое имеет второстепенное значение. Ядро в растительной клетке описал Р. Броун (1831), но внимание к ядру привлек М. Шлейден, считавший его цитобластом - образователем клетки. По Шлейдену, из зернистой субстанции конденсируется ядрышко, вокруг которого формируется ядро, а вокруг ядра - клетка, причём ядро в процессе образования клетки исчезает. В начале 2-й четверти 19 века работы школы чешского биолога Я. Пуркине дали большой материал по микроскопическому строению тканей животных, но в своей "теории зернышек" Пуркине не смог провести границу между различными "зернышками" (так он называл клетки, ядра, а иногда и секреторные включения).
Дальнейшее развитие клеточной теории связано с открытием протоплазмы и клеточного деления. К середине 19 века выяснилось, что главным в клетке является её "содержимое" - протоплазма. В 1858 немецкий патолог Р. Вирхов [2,] опубликовал "Целлюлярную патологию", в которой распространил клеточную теорию на явления патологии и обратил внимание на ведущее значение ядра в клетке, провозгласив принцип образования клеток путём деления ("каждая клетка из клетки"). Деление вначале трактовалось как перешнуровка ядра и клеточного тела. В 70-80-х гг. был открыт митоз как универсальный способ клеточного деления, типичный для всех клеточных организмов. В конце 19 века были открыты клеточные органоиды, и клетку перестали рассматривать как простой комочек протоплазмы. Вместе с тем во 2-й половине 19 века наметилась механистическая трактовка организма как суммы клеток.
Современная клеточная теория исходит из единства расчленённости многоклеточных организмов на клетки и целостности организма, основанной на взаимодействии клеток. Чем сложнее организм, тем более выступает его целостность, которая у животных осуществляется нервной и гуморальной системами, а у растений - непосредственной цитоплазматической связью клеток (плазмодесмами и фитогормонами). Электронномикроскопические исследования укрепили основные положения клеточной теории Доказана универсальность клеточных органоидов в растительных и животных клетках. Показано, что есть организмы (Procariota), не имеющие оформленного ядра (например, бактериофаги, вирусы, отчасти бактерии, сине-зелёные водоросли); некоторые из них (бактерии, водоросли) часто называют клетками, исходя из наличия у них ДНК, но правильнее оставить понятие клетки за организмами, у которых ДНК оформлена в виде хромосом и находится в ядрах (Eucariota).
Основные положения современной клеточной теории:
1. Клетка - основная единица строения, функционирования и развития всех живых организмов, наименьшая единица живого, способная к самовоспроизведению, саморегуляции и самообновлению;
2. Клетки всех одноклеточных и многоклеточных организмов сходны по своему строению, химическому составу, основным проявлениям жизнедеятельности и обмену веществ;
3. Размножение клеток происходит путем их деления, каждая новая клетка образуется в результате деления исходной (материнской) клетки;
4. В сложных многоклеточных организмах клетки специализированы по выполняемым ими функциям и образуют ткани; из тканей состоят органы, которые тесно взаимосвязаны и подчинены нервной и гуморальной регуляциям.
Эти положения доказывают единство происхождения всех живых организмов, единство всего органического мира. Благодаря клеточной теории стало понятно, что клетка - это важнейшая составляющая часть всех живых организмов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Жизнь есть форма существования сложных, открытых систем, способных к самоорганизации и самовоспроизведению. Важнейшими функциональными веществами этих систем являются белки и нуклеиновые кислоты.
Выделяют молекулярно-генетический, клеточный, онтогенетический, популяционно-видовой, биоценотический, биогеоценотический, биосферный уровни организации живого вещества.
Значение «клеточной теории» в развитии науки состоит в том, что благодаря ей стало понятно, что клетка - это важнейшая составляющая часть всех живых организмов. Она их главный «строительный» компонент, клетка является эмбриональной основой многоклеточного организма, т.к. развитие организма начинается с одной клетки - зиготы. Клетка - основа физиологических и биохимических процессов в организме, т.к. на клеточном уровне происходят, в конечном счёте, все физиологически и биохимические процессы. «Клеточная теория» позволила придти к выводу о сходстве химического состава всех клеток и ещё раз подтвердила единство всего органического мира.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: учебное пособие для студентов вузов/Т. Я. Дубнищева. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 608 с.
2. Кацнельсон З.С. Клеточная теория в ее историческом развитии. [Электронный ресурс]/З.С. Кацнельсон - Электрон. дан. - Л.: Наука, 1963. - Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/~
3. Лавриненко В.Н. Концепция современного естествознания: учебник для вузов/В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 303 с.
4. Садохин А.П. Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и специальностям экономики и управления/А.П. Садохин - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 447 с.