Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 01:02, реферат
Центральное место в демографии занимает исследование воспроизводства населения, изменения его численности, состава и размещения под влиянием естественного движения (рождаемость, смертность), миграции и мобильности населения. Именем Мальтуса названа социально-экономическая теория.
Мальтузианство - это теория, широко распространившаяся в общественной мысли, особенно в политической экономии конца девятнадцатого века.
Введение. 3
Раздел 1. Биография Т. Р. Мальтуса. 4
Раздел 2. Биологические законы роста народонаселения Т.Мальтуса. 5
Раздел 3. Классическое мальтузианство и неомальтузианство. 8
Раздел 4. Критика мальтузианства. Социальные факторы роста народонаселения. 10
Заключение 12
Список использованной литературы: 14
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное Государственное Автономное Образовательное Учреждение
Высшего Профессионального Образования
Южный федеральный университет
Геолого-географический факультет
Кафедра общей географии, краеведения и туризма
«Т. Мальтус. Теория народонаселения»
Творческая работа
Студента 2 курса 9 группы
Шевелёва Юрия Юрьевича
Научный руководитель
Черкашина Ирина Федоровна
Ростов-на-Дону
2012
Содержание
Введение. 3
Раздел 1. Биография Т. Р. Мальтуса. 4
Раздел 2. Биологические
законы роста народонаселения Т.
Раздел 3. Классическое мальтузианство и неомальтузианство. 8
Раздел 4. Критика мальтузианства. Социальные факторы роста народонаселения. 10
Заключение 12
Список использованной литературы: 14
Томас Роберт Мальтус (1766-1834), известный английский экономист, священник, прославился своими работами в области демографии (демография от греческого demos -народ, и grapho - пишу). Сам термин "демография" был введен в 1855 году французским ученым А.Гийоаром. Демография исследует закономерности развития структуры, размещение и динамику народонаселения, разрабатывает теории народонаселения, политику народонаселения, прогноз его численности. Наряду с этим в рамках демографии изучается рождаемость, брачность, разводимость, смертность, образовательный уровень, социальная структура, расовый, языковой, национальный состав народонаселения, его миграция, урбанизация.
Центральное место в демографии
занимает исследование воспроизводства
населения, изменения его численности,
состава и размещения под влиянием
естественного движения (рождаемость,
смертность), миграции и мобильности
населения. Именем Мальтуса названа
социально-экономическая
Мальтузианство - это теория, широко распространившаяся в общественной мысли, особенно в политической экономии конца девятнадцатого века.
Томас Роберт Мальтус (1766-1834)
– видный представитель классической
политической экономии Англии. Творчество
этого ученого формировалось
в основном в первой четверти XIX в.,
но результаты его научных изысканий
ценны и для современной
Родился Томас Мальтус в сельской местности вблизи Лондона в семье помещика. Его отец был человеком образованным, водил знакомство с философами и экономистами своего времени.
Как младшему сыну Т.Мальтусу
по обычаю предназначалась духовная
карьера. Поэтому неслучайно, что
закончив колледж Кембриджского
университета, он принял духовный сан
и получил в сельском приходе
место второго священника. Однако
молодой Мальтус, всегда тяготевший
к науке, с 1793 г. стал одновременно преподавать
в колледже. При этом все свое
свободное время он целиком посвящал
исследованию захватившей его еще
в юношеских беседах и
В 1798 г. появилась анонимно опубликованная книга под названием «Опыт о законе народонаселения». Ее автором оказался неженатый молодой пастор – будущий ученый-экономист Т. Мальтус, вызвавший на себя неисчислимые нападки. Во многом по данной причине, а точнее, для улучшения своего произведения он в течение 1799-1802 гг. совершает путешествие по ряду государств Европы. И спустя пять лет, на этот раз под своим именем, в 1803 г. выпускает второе издание этой книги (всего при его жизни вышло шесть изданий нарастающим раз за разом тиражом)
Наиболее известная работа Т.Мальтуса
- "Опыт о законе народонаселения..."
вышла в 1798 году. В этой работе Мальтус
предпринял попытку объяснить противоречия
общественного развития не социальными
условиями, а "вечными" законами природы.
Понимая биологически факторы как
решающие в процессе воспроизводства
населения, Мальтус сформулировал "естественный
закон", согласно которому, население
Земли растет очень быстро - по законам
геометрической прогрессии, тогда как
производство продовольствия и других
средств существования
Центральным понятием мальтузианской теории общества является понятие народонаселения. Народонаселение - совокупность людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определенных социальных общностей: человечество в целом; групп стран; отдельных стран; различных региональных подразделений внутри этих стран вплоть до конкретных поселений. В социологическом плане народонаселение, его рост, плотность, расселение рассматриваются как одно из необходимых материальных условий жизни общества. В экономической теории народонаселение понимается как источник трудовых ресурсов и субъект потребления. Для демографии народонаселение - это совокупность поколений людей, различающихся по численности, возрасту и полу. В демогеографии под народонаселением понимают совокупность тех же людей, расселенных и мигрирующих в пределах определенной территории.
Для того чтобы понять какую роль
играет народонаселение, его прирост,
темпы роста в социально-
К началу нашей эры численность населения Земли уже составляла 230 миллионов человек, а к началу 19 века - 1 миллиард человек. К 1930 году эта цифра возросла до 2 миллиардов человек, к 1961 - до 3 миллиардов, к 1976 - до 4 миллиардов человек. Темпы роста населения Земли непрерывно увеличиваются, достигнув в начале 70-х годов двадцатого столетия 2% в год, что дало основания говорить о "демографическом взрыве". Эта тенденция прогрессирующего роста народонаселения и была замечена Т.Мальтусом в конце восемнадцатого века, послужив основой и импульсом создания его теории.
Мальтус утверждал, что, несмотря на "естественное"
регулирование численности
Концепция Мальтуса со временем претерпела определенную эволюцию. Поэтому принято различать классическое мальтузианство и его позднейшие модификации, которые, в свою очередь, существуют в виде мальтузианства, продолжающего классическую линию, и неомальтузианства. Центральным политическим тезисом классического мальтузианства является утверждение о "тщетности" усилий по преумножению средств существования людей, поскольку это, по мнению Мальтуса, в конечном итоге только увеличивает число потребителей.
В двадцатом веке ввиду обнаруженной несостоятельности "арифметической прогрессии" Мальтуса (объем производимого продовольствия увеличивался намного быстрее, чем темпы роста населения) У.Томпсон (США), Г.Ражо (Франция), Э.Ист (США), К.Вит-Кнудсен (Дания) и некоторые другие, стремясь отстоять основные идеи классического мальтузианства, пытались показать, что теория Мальтуса не сводится лишь к "прогрессиям", что главным тезисом мальтузианства выступает именно "природный" характер демографического развития.
Представители классического мальтузианства
второй половины двадцатого века У.Фогт
(США) в книге "Люди! Призываю к
спасению" (1960) и Г.Бутуль (Франция)
в книге "Перенаселенность" (1964)
и "Отсроченное детоубийство"
(1970) видят единственную для людей
возможность выхода из общецивилизационного
"кризиса населения" в скорейших
мерах по сокращению рождаемости, а
также выступают с призывом против
индустриализации и социального
преобразования сельского хозяйства
развивающихся стран. Г.Тейлор (США),
сделав предметом рассмотрения "естественные"
препятствия к росту
Обновленным вариантом теории Мальтуса выступает неомальтузианство. В обыденном представлении его идеи трансформируются в отказ от детей в браке. Эта идейное течение зародилось в конце девятнадцатого века в форме, так называемых, неомальтузианских обществ, лиг, союзов и т.п. Если классическое мальтузианство полностью игнорирует и отрицает воздействие социальных факторов на народонаселение, то в неомальтузианстве это воздействие признается, однако приравнивается к воздействию биологических факторов. Так, например, американский демограф Дж. Шпенглер предпринял попытку "примирить" биологическое и социальное в мальтузианстве. В его теории Мальтус представляется в качестве поборника повышения занятости населения и даже как революционер. Причем, "революционное зерно" мальтузианской теории усматривается Шпенглером в тезисе о "половом влечении", отрицательные последствия которого якобы мобилизуют людей на ликвидацию разрыва между темпами роста населения и увеличения объема продовольствия
Неомальтузианство не ограничивается
чистой теорией, в своих практических
рекомендациях это течение
С резкой критикой мальтузианства в
свое время выступал Карл Маркс. Марксистская
теория народонаселения исходит
из признания решающего влияния
на демографические процессы социально-экономических
факторов. Карл Маркс утверждал, что
"... всякому исторически особенному
способу производства в действительности
свойственны свои особые, имеющие
исторический характер законы народонаселения".
С точки зрения исторического
материализма К.Маркса научно несостоятельны
теории, пытающиеся объяснить рост
народонаселения чисто
Так, в условиях относительно медленного развития, характерного для феодального способа развития производства и темпы прироста народонаселения, как правило, являются замедленными. Напротив, быстрое развитие капиталистического способа производства, основанного на машинной индустрии стимулирует ускоренный рост народонаселения.
Однако следует иметь ввиду,
что способ производства не является
единственной причиной роста народонаселения.
На прирост и структуру