Министерство
образования и науки Российской
Федерации
Высшее
учебное заведение
Уральский
Финансово-Юридический институт
Реферат
По
дисциплине:
Культура
современного естествознания
На тему:
«Теория эволюции»
Выполнил: ст.гр. Ю-1910
Заяц Данила Сергеевич
Проверил:
Екатеринбург,
2011
Содержание:
1.
Введение. 3
2.
Додарвинистские представления об эволюции 4
3.
Упадок знаний в Средневековье. 4
4. Распространение идей
эволюционизма в эпохи Возрождения и Просвещения 4
4.1.
Карл Линней 6
4.2.
Жан Батист Ламарк 7
4.3.
Теория эволюции
Чарльза Дарвина 8
5.
Заключение. 16
6. Список использованной
литературы: 18
1. Введение.
Эволюция – это историческое
изменение формы организации
и поведения живых существ
в ряду поколений. Эволюционная
теория дает объяснение той
совокупности признаков, которые
характеризуют все живое на
Земле. Живые существа отличает
поразительная сложность их организации,
изумительная координация отдельных
частей в организме, согласованность
биохимических и физиологических
реакций, удивительная целесообразность
их строения и поведения, адаптивность
их жизненной стратегии и тактики
и фантастическое разнообразие
форм от бактерии до человека.
Вопрос о том, как именно
все возникло, волновал человечество
с древнейших времен. Различные
религии давали один и тот
же ответ: все виды животных
и растений были сотворены
Богом, сложность их организации
и тонкая организация частей
организма есть убедительное
доказательство мудрости Творца.
В настоящее время большинство
ученых убеждены, что все многообразие
жизненных форм, населяющих нашу
планету, возникло в результате
длительного процесса эволюции,
основным механизмом которого
был естественный отбор случайных
наследственных изменений (мутаций).
Основы современной теории эволюции
были заложены великим английским
натуралистом Чарльзом Дарвином.
Буквально слово экология означает
«наука о жилище и местообитании».
Это слово ввел в научный
обиход в 1866 г. Эрнест Геккель,
выдающийся немецкий естествоиспытатель,
дарвинист. Он считал предметом
исследования экологии связь
живых существ со средой обитания.
Экология развивала идеи Ч.
Дарвина о многообразных взаимосвязях
растений и животных со средой.
[№2, 43]
Разумеется, говоря об эволюции,
необходимо помнить, что и до
появления живого происходила
эволюция нашей планеты, эволюция
вселенной. В данном реферате,
современные представления об
изменении вселенной, возникновении
Земли, ее эволюции рассматриваться не
будут. Я хочу сосредоточиться именно
на теории эволюции жизни на Земле.
2.
Додарвинистские представления
об эволюции
В
трудах древних материалистов Месопотамии,
Индии, Египта, Китая, Греции прослеживаются
представления об эволюции - развития
живой природы. Уже в начале 1 тысячелетия
до н. э. появились философские школы в
Индии, культивировавшие идеи развития
материального мира из «проматерии». В
еще более древних источниках утверждается,
что человек произошел от обезьян, что
предки современных людей, якобы, перешли
к коллективному добыванию пищи, что дало
им возможность делать запасы. Современный
человек, по этим представлениям, появился
немного менее 1 млн. лет назад. Разумеется,
это были лишь гениальные догадки, основанные
на знании анатомии человека и животных,
замеченном сходстве.
За 2 тыс. лет д. н. э. в Китае
уже проводилась селекция крупного
рогатого скота, лошадей и декоративных
растений. В конце 1 тысячелетия
д. н. э. там существовала
классификация растений. В то
же время в Китае существовали
различные учения о возможности
преобразования одних живых существ,
в процессе эволюции, в другие.
Данные знания получили последующее
развитие философами стран Средиземноморья.
Аристотель вывел стройную систему
взглядов о развитии живой
природы, основав на анализе
общего строения высших животных,
гомологии и корреляции органов.
Фундаментальные произведения Аристотеля
«О частях животных», «История
животных», «О возникновении животных»
оказали большое влияние на
последующее развитие биологии.
[№4, 23]
3. Упадок знаний
в Средневековье.
Двухтысячелетнее развитие знаний в Древнем
мире (Китае, Индии, Египте, Греции) предшествовало
средневековью в Европе, наступившему
на много веков. Людей сжигали на кострах
не только за высказывание идеи развития
природы, но и за чтение книг древних естествоиспытателей
и философов. Получалось что наука превращалась
в своеобразный придаток религии из-за
насильного внедрения в первую веры.
Церковь утвердила точку зрения
о сотворении мира господом-богом
за 4004 года до н. э. Изучение природы
было фактически запрещено; сотни талантливых
ученых, тысячи и тысячи древних книг были
уничтожены в то время. Только в Испании
на кострах инквизиции было сожжено около
35 тыс. человек и более 300 тыс. подвергнуты
пыткам. Разумеется, не смотря ни на что,
и в эти годы шло накопление естественнонаучных
знаний (в монастырях и университетах).
[№4, 31]
4.
Распространение идей
эволюционизма в эпохи
Возрождения и Просвещения
В эпоху Возрождения вновь
получают распространение сочинения
античных натуралистов, их книги
попадают в европейские страны
из Северной Африки и Испании
в переводах с арабского. Как результат
развития торговли и мореплавания быстро
растут знания о многообразии органического
мира, происходит инвентаризация флоры
и фауны. В XVI в. появляются первые многотомные
описания животного и растительного мира,
блестящих успехов достигает анатомия.
Идеи эволюции начинают все
отчетливее прослеживаться в
трудах натуралистов и философов.
Еще Г. Лейбниц (1646-1716) провозгласил
принцип градации живых существ
и предсказал существование переходных
форм между растениями и животными.
Принцип градации в дальнейшем
был развит в представлении
о «лестнице существ», которая
для одних стала выражением
идеальной непрерывности в строении,
а для других - доказательством
превращения, эволюции живой природы.
В 1749 г. начинает выходить многотомная
«Естественная история» Ж. Бюффона,
в которой он обосновывает
гипотезу о прошлом Земли, которая,
по его мнению, охватывает 80-90 тыс.
лет, но лишь в последние
периоды на Земле появляются из
неорганических веществ живые организмы:
сначала растения, потом животные и человек.
Ж. Бюффон видел доказательство единства
происхождения в плане строения животных
и объяснял сходство близких форм их происхождением
от общих предков.
4.1.
Карл Линней
Чтобы систематизировать огромное
количество описаний животных
и растений, требовалась какая-то
единица систематики. Такой единицей,
общей для всего живого, Линней
взял вид. Видом Линней назвал
группу особей сходных между
собой, как дети одних родителей
и их дети. Вид состоит из
множества похожих особей, дающих
плодовитое потомство. Весь органический
мир состоит из различных видов
растений и животных.
Давать названия видам Линней
стал на латыни, которая была
в то время международным языком
науки. Тем самым Линней разрешил
сложную проблему: ведь когда
названия давались на разных
языках, под многими наименованиями
мог описываться один и тот
же вид.
Человека (которого он окрестил
«человеком разумным», Homo sapiens) Линней
довольно смело для своего времени поместил
в класс млекопитающих и отряд приматов
вместе с обезьянами. Он сделал это за
120 лет до Ч. Дарвина. Он не считал, что человек
произошёл от других приматов, но видел
большое сходство в их строении.
Система растений и животных
Линнея была во многом искусственна,
она не отражала ход исторического
развития мира. Наука того времени
не располагала необходимыми
для этого знаниями. Линней считал,
что виды растений и животных
не изменяются; они сохранили
свои особенности "с момента
сотворения". По Линнею, каждый
современный вид является потомством
первоначального созданной богом родительской
пары. Каждый вид размножается, но сохраняет,
по его мнению, в неизменном виде все особенности
этой прародительской пары.
Как хороший наблюдатель, Линней
не мог не видеть противоречия
между представлениями о полной
неизменности растений и животных
с тем, что наблюдается в
природе.
4.2.
Жан Батист Ламарк
Жан Батист Ламарк, французский
исследователь стал первым биологом,
попытавшимся создать стройную
и целостную теорию эволюции
живого мира. Не оценённая современниками,
полвека спустя его теория
стала предметом горячих дискуссий,
которые не прекратились и
в наше время.
Самым важным трудом Ламарка
стала книга «Философия зоологии»,
вышедшая в 1809 г. В ней он
изложил свою теорию эволюции
живого мира. Основой воззрений
Ламарка стало положение о
том, что материя и законы
ее развития были созданы творцом.
Ламарк проанализировал сходства
и различия между живой и
неживой материей и перечислил
их. Важнейшим из таких отличий
является способность реагировать
на внешние раздражители. По его
мнению, причина жизни лежит не в самом
живом теле, а вовне его.
Ламарк ввел понятие градации - внутреннем
"стремлении к совершенствованию",
присущем всему живому; действием этого
фактора эволюции определяется развитие
живой природы, постепенное, но неуклонное
повышение организации живых существ
- от простейших до самых совершенных.
Результат градации - одновременное существование
в природе организмов разной степени сложности,
как бы образующих иерархическую лестницу
существ
Другой
фактор эволюции - постоянное влияние
внешней среды, приводящее к нарушению
правильной градации и обуславливающее
формирование всего многообразия приспособлений
организмов к окружающим условиям.
Изменение среды - основная причина
видообразования; пока среда неизменна,
виды сохраняют постоянство; если в
ней произошел сдвиг, виды изменяются.
Ламарк вводит два закона развития
живой природы: "Закон упражнения
и неупражнения органов" и "Закон
наследования приобретенных признаков".
Первый закон можно назвать законом изменчивости,
в нем Ламарк акцентирует внимание на
том, что степень развития того или иного
органа зависит от его функции, интенсивности
упражнения, что в большей мере способны
изменяться молодые животные, которые
еще развиваются. Ученый выступает против
метафизического объяснения формы животных
как неизменной, созданной для определенной
среды. Вместе с тем Ламарк переоценивает
значение функции и считает, что упражнение
или неупражнение органа является важным
фактором в изменении видов.
Второй закон можно назвать
законом наследственности; следует
обратить внимание на то, что
наследование индивидуальных изменений
Ламарк связывает с длительностью
влияния условий, которые обусловливают
эти изменения, и вследствие
размножения усилением их в
ряде поколений. Необходимо подчеркнуть
и то обстоятельство, что Ламарк
одним из первых анализирует
наследственность как важный
фактор эволюции. Вместе с тем
следует заметить, что положение
Ламарка о наследовании всех
приобретенных при жизни признаков
было ошибочным: дальнейшие исследования
показали, что в эволюции решающее
значение имеют только наследственные
изменения. [№5, 171]
Положения этих двух законов
Ламарк распространяет и на
проблему происхождения пород
домашних животных и сортов
культурных растений, а также
использует их при объяснении
животного происхождения человека.