Теория как высшая форма организации научного знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:35, курсовая работа

Описание

Наука — это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Практичность, полезность, эффективность научного знания считаются производными от его истинности. Ученый, а точнее, научный работник, — это профессионал, который строит своею деятельность, руководствуясь критерием «истинность—ложность». Цель моей работы – рассмотреть теорию, принципы «верификации» и «фальсификации», а также проблемы границ научного метода и научности.

Содержание

Введение.............................................................................................3

Глава 1. Теория как высшая форма организации научного

знания.........................................................................................5

Глава 2. Проблемы границ научного метода и

научности..................................................................................8

Глава 3. Принципы «верификации» и

«фальсификации»....................................................................10

Заключение..............................................................................................12

Список литературы.................................................................................14

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа по КСЕ вариан 5 сдала.doc

— 81.50 Кб (Скачать документ)

     Критерий  фальсифицируемости требует, чтобы теория или гипотеза не была принципиально неопровержимой. Согласно Попперу, теория не может считаться научной только на том основании, что существует один, несколько или неограниченно много экспериментов, дающих её подтверждение. Так как практически любая теория, сформированная на основании хоть каких-то экспериментальных данных, допускает постановку большого количества подтверждающих экспериментов, наличие подтверждений не может считаться признаком научности теории. По Попперу, теории различаются по отношению к возможности постановки эксперимента, способного, хотя бы в принципе, дать результат, который опровергнет данную теорию. Теория, для которой существует такая возможность, называется фальсифицируемой. Теория, для которой не существует такой возможности, то есть в рамках , которой может быть объяснён любой результат любого мыслимого эксперимента (в той области, которую описывает теория), называется нефальсифицируемой.

     Критерий  Поппера является лишь критерием  отнесения теории к разряду научных, но не является критерием её истинности или возможности её успешного применения. Соотношение фальсифицируемости теории и её истинности может быть различным. Если эксперимент, ставящий под сомнение фальсифицируемую теорию, при постановке действительно даёт результат, противоречащий этой теории, то теория становится фальсифицированной, то есть ложной, но от этого не перестанет быть фальсифицируемой, то есть научной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     Традиционная  модель строения научного знания предполагает движение по цепочке: установление эмпирических4 фактов - первичное эмпирическое обобщение, обнаружение отклоняющихся от правила фактов - изобретение теоретической гипотезы5 с новой схемой объяснения - логический вывод (дедукция) из гипотезы всех наблюдаемых фактов, что и является ее проверкой на истинность.     

Подтверждение гипотезы конституируетее в теоретический  закон. Такая модель научного знания называется гипотетико-дедуктивной. Считается, что большая часть современного научного знания построена именно таким способом.     

Общие критерии, или нормы научности, входят в эталон научного знания постоянно. Более же конкретные нормы, определяющие схемы исследовательской деятельности, зависят от предметных областей науки и от социально-культурного контекста рождения той или иной теории.      

Развитие  наук не просто открыло множество  фактов, свойств, законов, установило множество истин - выработался специфический тип мышления. Но смешивать знание вообще с его научной формой - глубокое заблуждение. В повседневной жизни не все проблемы, встающие перед человеком и обществом, требуют непременного обращения к науке: книга жизни открыта не только глазам ученого, она открыта всем, кто способен воспринимать вещи, чувствовать и думать.         

 Если исходить из того, что  основой всякого знания является опыт в самом широком смысле слова, то виды человеческого знания различают в первую очередь по тому, на опыте какого характера они основаны.     

Можно подвести своеобразный итог сказанному: наш «познавательный аппарат» при переходе к областям реальности, далеким от повседневного опыта, теряет свою надежность. Ученые вроде бы нашли выход: для описания недоступной опыту реальности они перешли на язык абстрактных обозначений и математики.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы.

1. Экспериментальная  психология - В.Н.Дружинин. пункт 1.1 О методологии науки (http://www.ahmerov.com/book_757_chapter_9_1.3._Teorija_i_ee_struktura.html)

2. Мартынович  С.Ф. Факт науки и его детерминация. Саратов, 1983.

3. Поппер К.  Логика и рост научного знания. М., 1989 

4. Кочергин А.Н.  Методы и формы научного познания 1990. 

5. Петров Ю.А  Теория познания 1988 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Теория как высшая форма организации научного знания