Взаимодействие естественных наук. Научный метод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 13:17, контрольная работа

Описание

Одной из закономерностей развития естествознания является взаимодействие естественных наук, взаимосвязь всех отраслей естествознания. Наука, таким образом, единое целое.
Главными путями взаимодействия являются следующие:
изучение одного предмета одновременно несколькими науками (например, изучение человека);
использование одной наукой знаний, полученных другими науками, например, достижения физики тесно связаны с развитием астрономии, химии, минералогии, математики и используют знания, полученные этими науками;

Содержание

1 Взаимодействие естественных наук. Научный метод 3
2 Полевые структуры – континуальная концепция описания природы 6
3 Общие черты мирового эволюционного процесса. Учение В.И.Вернадского о биосфере 8
4 Тестовое задание 12
Список литературы 13

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа (Восстановлен).docx

— 31.29 Кб (Скачать документ)

   Титульник

 

   

Содержание 

1 Взаимодействие естественных  наук. Научный метод 3

2 Полевые структуры  – континуальная  концепция описания  природы 6

3 Общие черты мирового  эволюционного процесса. Учение В.И.Вернадского  о биосфере 8

4 Тестовое задание 12

Список  литературы 13 

 

   

   1 Взаимодействие естественных наук. Научный метод

 

   Одной из закономерностей развития естествознания является взаимодействие естественных наук, взаимосвязь всех отраслей естествознания. Наука, таким образом, единое целое.

       Главными  путями взаимодействия являются следующие:

  • изучение одного предмета одновременно несколькими науками (например, изучение человека);
  • использование одной наукой знаний, полученных другими науками, например, достижения физики тесно связаны с развитием астрономии, химии, минералогии, математики и используют знания, полученные этими науками;
  • использование методов одной науки для изучения объектов и процессов другой. Чисто физический метод — метод «меченых атомов» широко применяется в биологии, ботанике, медицине и т. д. Электронный микроскоп используется не только в физике: он необходим и для изучения вирусов. Явление парамагнитного резонанса находит применение во многих отраслях науки. Во многих живых объектах природой заложены чисто физические инструментарии, например, гремучая змея имеет орган, способный воспринимать инфракрасное излучение и улавливать изменения температуры на тысячную долю градуса; у летучей мыши есть ультразвуковой локатор, позволяющий ей ориентироваться в пространстве и не натыкаться на стены пещер, где она обычно обитает; мыши, птицы и многие животные улавливают инфразвуковые волны, распространяющиеся перед землетрясением, что побуждает их покидать опасный участок; буревестник же, наоборот, воспринимая волны низкой, инфразвуковой частоты, «гордо реет» над простором моря и т.д.;
  • взаимодействие через технику и производство, осуществляемое там, где используются данные нескольких наук, например, в приборостроении, кораблестроении, космосе, автоматизации, военной промышленности и т.д.;
  • взаимодействие через изучение общих свойств различных видов материи, ярким примером чему служит кибернетика — наука об управлении в сложных динамических системах любой природы (технических, биологических, экономических, социальных, административных и т. п.), использующих обратную связь. Процесс управления в них осуществляется в соответствии с поставленной задачей и происходит до тех пор, пока цель управления не окажется достигнутой.
 

   Научный  метод  представляет  собой  воплощение  единства  всех форм знаний. Познание в естественных, технических, социальных и гуманитарных науках в целом  совершается по некоторым общим  принципам и правилам. Это свидетельствует, во-первых, о единстве всех наук, а  во-вторых - об общем, едином источнике  познания, которым служит окружающий нас объективный реальный мир: природа  и общество. 

   Методы  познания

    (по степени обоснованности) 

   Статистические   Вероятностные   Индуктивные   Дедуктивные 

   Методы  познания

   (по  механизмам общения)

                        - Аналитические             - Моделирования

                         - Синтетические                      - Генерализации

                         - Идеализации              - Типологизации

                         - Логические                              - Классификации 
 

   Развитие  науки имеет свои законы. Из наблюдения окружающего мира рождается предположение  о природе и связях процессов  и явлений; из фактов и правдоподобных предположений строится теория; теория проверяется экспериментом, и подтвердившись продолжает развиваться, снова проверяясь бесчисленное множество раз. Такой ход развития и составляет сущность научного метода; он позволяет отличить заблуждение от научной истины, проверить предположения, избежать ошибок. При этом необходимо всегда помнить, что эксперимент – верховный судья теории (критерий истины). 

2 Полевые структуры  – континуальная  концепция описания  природы

 

   Одним из наиболее важных и существенных вопросов как философии, так и  естествознания является проблема материи. Представления о строении материи  находят свое выражение в борьбе двух концепций: прерывности (дискретности) - корпускулярная концепция, и непрерывности (континуальности) - континуальная концепция.

   Сложившиеся к началу XIX в. представления о  строении материи были односторонними и не давали возможности объяснить  ряд экспериментальных факторов. Разработанная М. Фарадеем и Дж. Максвеллом в XIX в. теория электромагнитного поля показала, что признанная концепция  не может быть единственной для объяснения структуры материи. В своих работах  М. Фарадей и Дж. Максвелл показали, что поле - это самостоятельная  физическая реальность.

   Таким образом, в науке произошла определенная переоценка основополагающих принципов, в результате которой обоснованное И. Ньютоном дальнодействие заменялось близкодействием, а вместо представлений  о дискретности выдвигалась идея непрерывности, получившая свое выражение  в электромагнитных полях.

   Вся обстановка в науке в начале XX в. складывалась так, что представления  о дискретности и непрерывности  материи получили свое четкое выражение  в двух видах материи: веществе и  поле, различие между которыми явно фиксировалось на уровне явлений  микромира. Однако дальнейшее развитие науки в 20-е гг. показало, что такое  противопоставление является весьма условным. 

   Таким образом, в современной естественнонаучной картине мира прочно закрепилась  мысль о двух видах материи - веществе и поле, хотя в последние годы появилась гипотеза в соответствии с которой некоторые авторы добавляют и третий вид - физический вакуум. Различия вещества и поля достаточно легко фиксируются лишь на уровне макромира, вместе с тем граница между названными видами становится прозрачной на уровне микрообъектов.  

3 Общие черты мирового эволюционного процесса. Учение В.И.Вернадского о биосфере

 

   Центральным в этой концепции является понятие  о живом веществе, которое В.И. Вернадский определяет как совокупность живых организмов. Кроме растений и животных, В.И. Вернадский включает сюда и человечество, влияние которого на геохимические процессы отличается от воздействия остальных живых существ, во-первых, своей интенсивностью, увеличивающейся с ходом геологического времени; во-вторых, тем воздействием, какое деятельность людей оказывает на остальное живое вещество.

   Это   воздействие   сказывается,   прежде   всего,   в   создании многочисленных новых видов культурных растений и домашних животных. Такие  виды не существовали  раньше,  и  без помощи человека   они   либо   погибают,   либо   превращаются   в   дикие  породы.   Поэтому   Вернадский   рассматривает   геохимическую  работу   живого   вещества   в   неразрывной   связи   животного, растительного  царства  и  культурного  человечества  как  работу единого целого.

   По  мнению  В.И.  Вернадского,  в  прошлом  не  придавали значения   двум   важным   факторам,   которые   характеризуют живые  тела и продукты их жизнедеятельности:

   –  открытию  Пастера  о  преобладании  оптически  активных соединений, связанных  с дисимметричностью пространственной структуры молекул как отличительной  особенности живых тел;

   –  вкладу  живых  организмов  в  энергетику  биосферы  и  их влиянию  на неживые  тела.  Ведь  в  состав  биосферы  входит  не только  живое  вещество,  но  и  разнообразные  неживые  тела, которые В.И. Вернадский называет косными (атмосфера, горные породы, минералы  и т.д.), а также и биокосные тела, образованные из разнородных   живых   и  косных   тел  (почвы, поверхностные воды и т.п.). Хотя живое вещество  по объему и весу  составляет  незначительную  часть биосферы,  оно играет основную роль в геологических процессах, связанных с изменением облика нашей планеты.

   Поскольку живое вещество является определяющим компонентом биосферы,  постольку  можно  утверждать,  что  оно может  существовать  и  развиваться  только  в  рамках  целостной системы   биосферы. Не   случайно   поэтому   В.И. Вернадский считает, что живые организмы являются функцией биосферы и теснейшим    образом    материально    и    энергетически    с    ней связаны, являются огромной геологической силой, ее определяющей.

   Исходной основой существования биосферы и происходящих в ней   биогеохимических   процессов   является астрономическое   положение  нашей   планеты   и,   в   первую очередь,   ее   расстояние  от   Солнца   и   наклон   земной   оси   к эклиптике, или к плоскости земной орбиты.

   Решающее отличие живого вещества от косного заключается в следующем:

   –  изменения  и  процессы  в  живом  веществе  происходят значительно   быстрее,   чем   в   косных   телах.   Поэтому   для характеристики   изменений   в   живом   веществе   используется понятие   исторического,   а   в   косных   телах   –   геологического времени.  Для  сравнения  отметим,  что  секунда  геологического времени соответствует примерно ста тысячам лет исторического;

   –  в  ходе  геологического  времени  возрастают  мощь  живого вещества и его воздействие на косное вещество биосферы. Это воздействие,  указывает  В.И.  Вернадский,  проявляется  прежде всего   «в   непрерывном   биогенном   токе   атомов   из   живого вещества в косное вещество биосферы и обратно»;

   –   только   в   живом   веществе   происходят   качественные изменения  организмов в ходе геологического времени. Процесс и  механизмы  этих  изменений  впервые  нашли  объяснение  в теории  происхождения  видов  путем  естественного  отбора  Ч. Дарвина (1859 г.);

   – живые организмы изменяются в зависимости от изменения окружающей среды, адаптируются к ней, и, согласно теории Дарвина, именно постепенное накопление таких изменений служит источником эволюции.

   В.И. Вернадский  высказывает  предположение,  что  живое вещество, возможно, имеет и свой процесс эволюции, проявляющийся  в  изменении  с  ходом  геологического  времени, вне зависимости от изменения среды.

   Для подтверждения своей мысли он ссылается на непрерывный рост центральной нервной системы животных и ее значение  в  биосфере,  а  также  на  особую  организованность самой  биосферы.  По  его  мнению,  в  упрощенной  модели  эту организованность  можно  выразить  так,  что  ни  одна  из  точек биосферы «не попадает в то же место, в ту же точку биосферы, в  какой когда-нибудь  была  раньше».  В  современных  терминах, это   явление   можно   описать   как   необратимость   изменений, которые присущи любому процессу эволюции и развития.

   Непрерывный процесс эволюции, сопровождающийся появлением новых видов организмов, оказывает воздействие на всю биосферу в целом, в том числе и на природные биокосные тела, например, почвы, наземные и подземные воды и т.д. Это подтверждается  тем,  что  почвы  и  реки  девона  совсем  другие, чем   третичной   и   тем   более   нашей   эпохи.   Таким   образом, эволюция  видов  постепенно  распространяется  и  переходит  на всю биосферу. 

   Несмотря  на некоторые противоречия,  учение Вернадского о биосфере представляет собой новый крупный шаг в понимании не только живой природы, но и ее неразрывной связи с исторической деятельностью человечества.

   В целом, предложенный В.И.Вернадским научный  подход к изучению всех природных  явлений в рамках биосферы - области  нахождения живых организмов вероятно, правильный. Однако, вопрос о совершающемся (или совершённом) переходе биосферы в новое состояние ноосферу - является вопросом философским, и поэтому  на него нельзя дать строгий, однозначный  ответ.

   Идеи  Вернадского намного опережали  то время, в котором он творил. В  полной мере это относится к учению о биосфере и ее переходе в ноосферу. Только сейчас, в условиях необычайного обострения глобальных проблем современности, становятся ясны пророческие слова  Вернадского о необходимости  мыслить и действовать в планетном  — биосферном — аспекте. Только сейчас рушатся иллюзии технократизма, покорения природы и выясняется сущностное единство биосферы и человечества. Судьба нашей планеты и судьба человечества — это единая судьба. 

Информация о работе Взаимодействие естественных наук. Научный метод