Взрыв Вселенной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 15:08, контрольная работа

Описание

Окружающий нас мир при всем его многообразии и его изменчивости — не хаотическое скопление предметов и событий, а единое системное образование. В природе отчетливо просматривается многоступенчатая иерархия структурных уровней организации материи от элементарных частиц до крупномасштабных галактик. Каждый структурный уровень характеризуется специфической организацией и размерами, каждая ступень иерархической лестницы закономерно связана с другими. Благодаря взаимным связям этот огромный и разнообразный мир предстает перед нами как гармония, полная загадок и тайн. Большая их часть связана с вопросами происхождения и устройства Вселенной, ответы на которые дают космология, космогония и астрономия

Работа состоит из  1 файл

КСЕ.doc

— 106.50 Кб (Скачать документ)

     И, наконец, третья причина: как сам  принцип Клаузиуса, так и попытки  разрешения выдвинутого на его основе термодинамического парадокса предвосхитили одну из черт постнеклассической науки _ включенность гуманистических факторов в идеалы и нормы объяснения, а также доказательности знаний. Эмоциональность, с какой на протяжении более сотни лет критиковали принцип Клаузиуса, выдвигали различные его альтернативы, анализировали возможные схемы антиэнтропийных процессов, имеет, пожалуй, мало прецедентов в истории естествознания – и классического, и неклассического. Принцип Клаузиуса явно апеллирует к постнеклассической науке, которая включает „человеческое измерение”.  

     Можно выделить, по крайней мере, пять моментов, характеризующих эвристическую  роль термодинамического парадокса  в науке, который выступает неиссякаемым источником новых концептуальных достижений:

Принцип возрастания энтропии (в форме термодинамического парадокса) с самого своего появления не только не вписывался в карту мира Ньютона, но и вступил с ней в непримиримое противоречие, содействовал ее «разрушению». Этот принцип перечеркнул классический образ мира как часового механизма, движение которого полностью детерминировано начальными условиями и законами, отверг идею механического круговорота в природе. Так и не опровергнутый принцип Клаузиуса свидетельствовал: природа гораздо глубже, чем сложившееся до того времени и канонизированные культурой «общепринятые» представления о ней. 

     Отторгнутый ньютоновской картиной мира, этот принцип  стал краеугольным камнем неклассических взглядов на природу.

Клаузиус, впервые  после Ньютона, вернулся к проблематике мира как целого, впервые сформулировал проблему его эволюции не на философско-мировоззренческом уровне, как это было до него, а языком НКМ. Клаузиус впервые поставил вопрос о связи между эволюцией космических тел и систем и изменением состояния Вселенной как целого.

Принцип Клаузиуса  впервые ввел в науку понимание  эволюции как необратимого изменения  состояния физических объектов - в  противовес идее механического круговорота  в классической картине мира. 

     Заключение  Тепловая смерть Вселенной - это вывод  о том, что все виды энергии во Вселенной в конце концов должны перейти в энергию теплового движения, которая равномерно распределится по веществу Вселенной, после чего в ней прекратятся все макроскопические процессы. 

     Согласно  второму началу термодинамики, любая  физическая система, не обменивающаяся энергией с другими системами (для Вселенной в целом такой обмен, очевидно, исключен), стремится к наиболее вероятному равновесному состоянию - к так называемому состоянию с максимумом энтропии. 

     Однако  ещё до создания современной космологии были сделаны многочисленные попытки опровергнуть вывод о тепловой смерти Вселенной. Наиболее известна из них флуктуационная гипотеза Л. Больцмана (1872), согласно которой Вселенная извечно пребывает в равновесном изотермическом состоянии, но по закону случая то в одном, то в другом её месте иногда происходят отклонения от этого состояния; они происходят тем реже, чем большую область захватывают и чем значительнее степень отклонения. 

     На  сегодняшний день у данной теории также имеются как сторонники, так и противники. Несомненно то, что в настоящее время необходим новый взгляд на эту, казалось бы, довольно хорошо изученную проблему. 

     Еще более значимыми с философско-мировоззренческой  точки зрения следствиями принципа Клаузиуса были конструкты «конца», а значит, возможно, и «начала» мира.

И, наконец, принцип  Клаузиуса сыграл важную эвристическую  роль в становлении - почти столетие спустя - теории самоорганизации: «…эволюционная идея возникла в XIX в. в двух прямо  противоположных формах: в термодинамике принцип Карно-Клаузиуса формулируется как закон непрерывной деорганизации и разрушения изначально заданной структуры. В биологии, или социологии, идея эволюции, напротив, ассоциируется с

усложнением организации». 

     Противоречие  между пониманием эволюции живой и неживой природы, возникшее после появления принципа Клаузиуса и на уровне классической НКМ и разрешавшееся отстаиванием различных вариантов принципам всеобщей обратимости физических процессов, снимается иными концептуальными структурами - теорией самоорганизации.

Вселенная как  целое действительно подчиняется  законам, «асимметричным по отношению  к прошедшему и будущему». Но происходит это в соответствии со вторым началом  термодинамики, а не в противоречии с ним. 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

  1. Концепция современного естествознания / А. П. Садохин, 2-е издание, Москва, 2006
  2. Начало современного естествознания. Концепции и принципы / В.Н.Савченко, В.П.Смагин, изд. Феникс, 2006
  3. Концепция современного естествознания / под ред. проф. С. И. Самыгина. Серия «Учебники и учебные пособия» — 4-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д: «Феникс», 2003. — 448 с.
  4. Базаров И.П. Заблуждения и ошибки в термодинамике / И.П.Базаров. - М.: Едиториал, 2005

Информация о работе Взрыв Вселенной