Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 15:08, контрольная работа
Окружающий нас мир при всем его многообразии и его изменчивости — не хаотическое скопление предметов и событий, а единое системное образование. В природе отчетливо просматривается многоступенчатая иерархия структурных уровней организации материи от элементарных частиц до крупномасштабных галактик. Каждый структурный уровень характеризуется специфической организацией и размерами, каждая ступень иерархической лестницы закономерно связана с другими. Благодаря взаимным связям этот огромный и разнообразный мир предстает перед нами как гармония, полная загадок и тайн. Большая их часть связана с вопросами происхождения и устройства Вселенной, ответы на которые дают космология, космогония и астрономия
И,
наконец, третья причина: как сам
принцип Клаузиуса, так и попытки
разрешения выдвинутого на его основе
термодинамического парадокса предвосхитили
одну из черт постнеклассической науки
_ включенность гуманистических факторов
в идеалы и нормы объяснения, а также доказательности
знаний. Эмоциональность, с какой на протяжении
более сотни лет критиковали принцип Клаузиуса,
выдвигали различные его альтернативы,
анализировали возможные схемы антиэнтропийных
процессов, имеет, пожалуй, мало прецедентов
в истории естествознания – и классического,
и неклассического. Принцип Клаузиуса
явно апеллирует к постнеклассической
науке, которая включает „человеческое
измерение”.
Можно выделить, по крайней мере, пять моментов, характеризующих эвристическую роль термодинамического парадокса в науке, который выступает неиссякаемым источником новых концептуальных достижений:
Принцип возрастания
энтропии (в форме термодинамического
парадокса) с самого своего появления
не только не вписывался в карту мира Ньютона,
но и вступил с ней в непримиримое противоречие,
содействовал ее «разрушению». Этот принцип
перечеркнул классический образ мира
как часового механизма, движение которого
полностью детерминировано начальными
условиями и законами, отверг идею механического
круговорота в природе. Так и не опровергнутый
принцип Клаузиуса свидетельствовал:
природа гораздо глубже, чем сложившееся
до того времени и канонизированные культурой
«общепринятые» представления о ней.
Отторгнутый ньютоновской картиной мира, этот принцип стал краеугольным камнем неклассических взглядов на природу.
Клаузиус, впервые после Ньютона, вернулся к проблематике мира как целого, впервые сформулировал проблему его эволюции не на философско-мировоззренческом уровне, как это было до него, а языком НКМ. Клаузиус впервые поставил вопрос о связи между эволюцией космических тел и систем и изменением состояния Вселенной как целого.
Принцип Клаузиуса
впервые ввел в науку понимание
эволюции как необратимого изменения
состояния физических объектов - в
противовес идее механического круговорота
в классической картине мира.
Заключение
Тепловая смерть Вселенной - это вывод
о том, что все виды энергии во Вселенной
в конце концов должны перейти в энергию
теплового движения, которая равномерно
распределится по веществу Вселенной,
после чего в ней прекратятся все макроскопические
процессы.
Согласно
второму началу термодинамики, любая
физическая система, не обменивающаяся
энергией с другими системами (для Вселенной
в целом такой обмен, очевидно, исключен),
стремится к наиболее вероятному равновесному
состоянию - к так называемому состоянию
с максимумом энтропии.
Однако
ещё до создания современной космологии
были сделаны многочисленные попытки
опровергнуть вывод о тепловой смерти
Вселенной. Наиболее известна из них флуктуационная
гипотеза Л. Больцмана (1872), согласно которой
Вселенная извечно пребывает в равновесном
изотермическом состоянии, но по закону
случая то в одном, то в другом её месте
иногда происходят отклонения от этого
состояния; они происходят тем реже, чем
большую область захватывают и чем значительнее
степень отклонения.
На
сегодняшний день у данной теории
также имеются как сторонники, так
и противники. Несомненно то, что в настоящее
время необходим новый взгляд на эту, казалось
бы, довольно хорошо изученную проблему.
Еще
более значимыми с философско-
И, наконец, принцип Клаузиуса сыграл важную эвристическую роль в становлении - почти столетие спустя - теории самоорганизации: «…эволюционная идея возникла в XIX в. в двух прямо противоположных формах: в термодинамике принцип Карно-Клаузиуса формулируется как закон непрерывной деорганизации и разрушения изначально заданной структуры. В биологии, или социологии, идея эволюции, напротив, ассоциируется с
усложнением организации».
Противоречие между пониманием эволюции живой и неживой природы, возникшее после появления принципа Клаузиуса и на уровне классической НКМ и разрешавшееся отстаиванием различных вариантов принципам всеобщей обратимости физических процессов, снимается иными концептуальными структурами - теорией самоорганизации.
Вселенная как
целое действительно
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ: