Закономерности и модели развития науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 17:28, контрольная работа

Описание

Чтобы понять причины научных революций, необходимо рассмотреть основные модели развития науки. Поэтому задачи контрольной:
1. выяснить, какие существуют модели развития науки;
2. раскрыть суть теории Т. Куна о научных революциях;
3. проанализировать концепции Н. Локатоса.

Содержание

Введение 3
Общие модели развития науки 4
Анализ взглядов Т. Куна на проблему революций в науке 5
Идеи Н. Локатоса на закономерности развития науки 7
Заключение 10
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

ксе 2.doc

— 56.54 Кб (Скачать документ)

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра экономической теории 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по концепциям современного естествознания на тему:

Закономерности и  модели развития науки 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Преподаватель____________________________ 

Студент__________________________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Смоленск - 2010 

План работы 
 

Введение                                                                                                                   3

Общие модели развития науки                                                                               4

Анализ взглядов Т. Куна на проблему революций в науке                                  5

Идеи Н. Локатоса на закономерности развития науки                                        7

Заключение                                                                                                             10                                                                                                     

Список использованной литературы                                                                    11 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  

  

  

    
 

Введение

  

   Научная революция - это специфическое явление, возникающее только в определенные периоды развития науки как средство разрешения ее внутренних противоречий, изменение ее содержания.

   Можно привести пример двум глобальным революциям: революцию ХVI-XII и научную революцию ХХ века. Научная революция ХVI-XII веков представляет собой скачок в науках, изучающих механическую форму движения материи. Она ознаменовала становление классического естествознания.

   Сущность этих революций заключалась в рассмотрении предметов и явлений в процессе развития и во взаимосвязи.

   Чтобы понять причины научных революций, необходимо рассмотреть основные модели развития науки. Поэтому задачи контрольной:

   1. выяснить, какие существуют модели развития науки;

   2. раскрыть суть теории Т. Куна о научных революциях;

   3. проанализировать концепции Н. Локатоса.

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  

Общие модели развития науки

  

   Общий ход развития науки включает основные ступени познания и мира вообще:

       1.Непосредственное созерцание природы как нерасчлененного целого - идет охват общей картины природы при пренебрежении частностями, что характерно для греческой натурфилософии.

       2.Анализ природы, расчленение ее на части, выделение и изучение отдельных вещей и явлений, поиски отдельных причин и следствий, при этом за частностями исчезает общая картина универсальной связи явлений - характерно для начального этапа развития любых конкретных наук, в их историческом развитии, для позднего Средневековья и начала Нового времени.

       3.Воссоздание целостной картины на основе уже познанных частностей путем соединения анализа с синтезом - характерно для зрелого периода развития конкретных наук и для современной науки вообще.

   Очевидно, что научное знание не является раз и навсегда данным феноменом, объем, и содержание его постоянно меняются, происходит появление новых гипотез, теорий и отказ от старых.

   В настоящее время наиболее четко вырисовываются две основные модели развития науки:

       -история науки как кумулятивный, поступательный, прогрессивный процесс;

       -история науки как развитие через научные революции.

   Каждая из этих моделей доминировала в конкретные периоды развития науки.

   Долгое время господствующей моделью развития научного знания была кумулятивная, так как в науке больше, чем в любой другой сфере человеческой деятельности, происходит накопление знаний.

  

   Кумулятивная модель строится на идее, что каждый последующий шаг в науке можно сделать лишь опираясь на предыдущие достижения, поэтому новое знание всегда лучше, совершеннее старого, точнее отображает действительность. В силу этого обстоятельства значение имеют только те элементы знания, которые соответствуют современным теориям; отвергнутые идеи, признаваясь ошибочными, являются не более чем заблуждениями, отклонениями от магистрального пути развития науки.

   В середине ХХ века в науку проникают идеи прерывности развития. Они четко формулируются в модели научных революций. Работы ряда физиков, философов, методологов и историков науки были посвящены поиску более емкой структурно-понятийной научной формации, чем фундаментальная теория, с помощью которой удалось бы найти механизмы, приводящие к революциям в науке, обосновать смену стилей мышления, научных картин мира, типов научной рациональности. Наиболее известными являются следующие структурно-понятийные формации: научная парадигма Т. Куна, научно-исследовательская программа Н. Лакотоса. 

Анализ взглядов Т. Куна на проблему революций в науке 

   Парадигма в переводе с греческого означает пример, образец. Это понятие широко используется в языкознании, где под грамматической парадигмой принимается образец, согласно которому копируются процедуры. Отсюда, по-видимому, это понятие и заимствовано Т. Куном. "Под парадигмами я подразумеваю, - пишет Кун в работе "Структура научных революций", - признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу". Следует уточнить, что термин "парадигма" используется в книге Т. Куна в двух различных смыслах. С одной стороны, он обозначает всю совокупность убеждений, ценностей, технических средств и т. д., которая характерна для членов данного сообщества, - социологический смысл термина. С другой стороны, парадигмы рассматриваются как образцовые достижения прошлого. Введение понятия парадигмы позволяет рассматривать процесс развития науки не как простое накопление отдельных открытий и изобретений, не как простой прирост знаний, а как процесс, условно разделенный на этапы, каждый из которых имеет два периода.

   Первый период назван Куном периодом нормальной науки, второй период - периодом научной революции. Очевидно, что эти периоды сменяют друг друга: старая парадигма > нормальная стадия развития науки > революция в науке > новая парадигма.

   Понятие парадигмы у Т. Куна тесно связано с категорией "научного сообщества". Научное сообщество состоит из людей, признающих данную парадигму, в свою очередь, парадигма - это то, что членов научного сообщества объединяет. "Парадигмы-образцы" формируют способ видения, проверенный временем и разрешенный научной группой, определяют тем самым "стиль мышления" ученого. И непременно оказывают серьезное, в ряде случаев интуитивное влияние на направленность научных поисков при решении головоломок. Период нормальной науки знаменуется успешным решением головоломок научным сообществом в рамках принятой парадигмы. Смена научных парадигм происходит в связи с кризисом в науке и знаменует собой научную революцию.

   Решающая новизна концепции Т. Куна заключалась в мысли о том, что смена парадигм в развитии науки не является детерминированной однозначно, то есть не носит линейного характера. Развитие науки, рост научного знания нельзя, допустим, представить в виде тянущегося строго вверх, к солнцу дерева. Оно похоже, скорее, на развитие кактуса, прирост которого может начаться с любой точки его поверхности и продолжаться в любую сторону. И где, с какой стороны нашего научного "кактуса" возникнет вдруг "точка роста" новой парадигмы - непредсказуемо принципиально! Причем не потому, что процесс этот произволен или случаен, а потому, что в каждый критический момент перехода от одного состояния к другому имеется несколько возможных продолжений. Какая именно точка из многих возможных "пойдет в рост" - зависит от стечения обстоятельств. Таким образом, логика развития науки содержит в себе закономерность, но закономерность эта "выбрана" случаем из целого ряда других, не менее закономерных возможностей.

   Переходы от одной научной парадигмы к другой Т. Кун сравнивал с обращением людей в новую религиозную веру: мир привычных объектов предстает в совершенно новом свете благодаря решительному пересмотру исходных объяснительных принципов. Аналогия с новообращением понадобилась Т. Куну главным образом для того, чтобы подчеркнуть, что исторически весьма быстрая смена парадигм не может быть истолкована строго рационально. Утверждение новой парадигмы осуществляется в условиях мощного противодействия сторонников прежней. Причем новаторских подходов может быть несколько. Поэтому выбор принципов, которые составят будущую успешную парадигму, осуществляется учеными не столько на основании логики или под давлением эмпирических фактов, сколько в результате внезапного озарения, просветления, иррационального акта веры в то, что мир устроен именно так, а не иначе.

  

Идеи Н. Локатоса на закономерности развития науки 

   Концепция научно-исследовательских программ, предложенная Н. Лакотосом, возникла как попытка установления таких механизмов и структур в динамике науки, которые адекватно описывали бы и период "нормальной науки", и механизм смены парадигм в науке.

   Н. Лакотос предлагает следующую структуру научно-исследовательской программы:

       "Жесткое ядро" программы.

       "Защитный пояс" вспомогательных гипотез.

       "Негативная эвристика".

       "Позитивная эвристика".

   Основной единицей научного знания в методологии Лакотоса является не изолированная теория или совокупность теорий, а более емкая формация - научно-исследовательская программа, объединяющая серию теорий в рамках "жесткого ядра" программы. В этом смысле "жесткое ядро" программы сопоставимо с понятием куновской парадигмы. Существование "жесткого ядра" - необходимое условие самого процесса научного исследования, обеспечивающее период "нормальной науки". "Жесткое ядро" программы принимается конвенционально (по соглашению), однако в рамках данной научно-исследовательской программы оно пересмотру не подлежит.

   Теоретической критике и эмпирическому опровержению подвергаются лишь гипотезы "защитного пояса". Пояс потому и называется защитным, что изменения в нем не затрагивают "жесткого ядра". С течением времени исследовательская программа порождает множество теорий, каждая из которых имеет одно и то же жесткое ядро. Сменяемость теорий в рамках одной исследовательской программы возможна лишь вследствие изменений вспомогательных гипотез. "Жесткое ядро" подвергать фальсификации в рамках данной программы строго запрещается.

   "Негативная эвристика" представляет собой методологические правила и принципы, призванные исключать любые попытки объяснения, не согласованные с "жестким ядром" программы, а также предохранять "жесткое ядро" теории от экспериментального опровержения. И если даже в рамках программы назревают аномалии при решении проблем, их можно не брать во внимание, а продолжать исследование тех задач, которые решаемы. Если, допустим, небесная механика рассчитала траектории движения планет, а данные наблюдения свидетельствуют об отклонении реальных орбит от расчетных. В этом случае законы механики подвергаются сомнению в самую последнюю очередь. Вначале в ход идут гипотезы и допущения "защитного пояса": можно предположить, что неточны измерения, ошибочны расчеты или присутствуют некие возмущающие факторы, например, неоткрытые планеты и т. д.

Информация о работе Закономерности и модели развития науки