Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 17:14, контрольная работа
Цель:
Рассмотреть и изучить закономерности и модели развития науки.
Задачи:
Дать характеристику общим моделям развития науки.
Проанализировать взгляды Т. Куна на проблему революций в науке.
Изложить идеи И. Лакатоса на закономерности развития науки.
Введение…………………………………………………………….…………3
Охарактеризуйте общие модели развития науки…………………….4 - 5
Дайте анализ взглядов Т. Куна на проблему революций в науке…..5 - 7
Изложите идеи И. Лакатоса на закономерности развития науки….7- 9
Заключение, выводы……………………………………………………..…...10
Список литературы………………………………………………………..….11
Министерство образования и науки Российской Федирации
Федерального агенства по образованию
ГОУ ВПО
Всероссийский
заочный финансово-
Кафедра
философии истории и права
Контрольная работа
По концепции современного естествознания на тему:
«Закономерности и модели развития науки»
Вариант
№6.
Проверил: Менькин Н.П.
Работа выполнена: Кашновой В. А.
Факультет: финансово-кредитный
Группа: 1 ФКг-4
Личное
дело: 09ФФД10431
Барнаул 2010.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение,
выводы……………………………………………………..….
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Актуальность темы:
Тема
контрольной работы «Закономерности
и модели развития науки» актуальна
в настоящее время, т.к. наука развивается
не только путём непрерывного накопления
новых фактов и идей – шаг за шагом,
но и через фундаментальные теоретические
сдвиги. В один прекрасный момент они заставляют
учёных перекраивать привычную общую
картину мира и перестраивать свою деятельность
на базе принципиально иных мировоззренческих
установок. Наука решает конкретные проблемы,
то есть претендует на частные познания
мира; результаты науки требует экспериментальной
проверки или подвержены строгому логическому
выводу. Научные истины общезначимы, не
зависят от интересов определенных слоев
общества. И это культурно-историческое
целое определяет ценность той или иной
проблемы, способ ее решения, позицию государства
и общества по отношению к запросам ученых.
Научное знание постоянно изменяется
по своему содержанию и объему, обнаруживаются
новые факты, рождаются новые гипотезы,
создаются новые теории, которые и приходят
на смену старым.
Цель:
Рассмотреть
и изучить закономерности и модели
развития науки.
Задачи:
1. Характеристика общих моделей науки
Пошаговую логику неспешной эволюции науки сменила логика научных революций и катастроф. Ввиду новизны и сложности проблемы в методологии науки еще не сложилось общепризнанного подхода или модели логики развития научного знания. Таких моделей множество. Но некоторые всё же выбились в явные лидеры.
Пожалуй, наибольшее число сторонников, начиная с 60-х гг. нынешнего века, собрала концепция развития науки, предположенная американским историком и философом науки Томасом Куном. Отправным пунктом размышлений Т. Куна над проблемами эволюции научного знания стал отмеченный им любопытный факт: ученые-обществоведы славят своими разногласиями по фундаментальным вопросам, исходным основаниям социальных теорий; представители естествознания по такого рода проблемам дискутируют редко, большей частью, в периоды так называемых кризисов в их науках. В обычное же время они относительно спокойно работают и как бы молчаливо поддерживают неписанное соглашение: пока храм науки, в котором все находятся, не шатается, качество его фундамента не обсуждается.[1.стр.61]
Способность исследователей работать в неких предзаданных рамках, очерчиваемых фундаментальными научными открытиями, стала важным элементом логики развития науки в концепции Т. Куна. Он ввел в методологию науки принципиально новое понятие - «парадигма». Буквальный смысл этого слова - образец. В нем фиксируется существование особого способа организации знания, подразумевающего определенный набор предписаний, задающих характер видения мира, а значит, влияющих на выбор направлений исследования. В парадигме содержатся также и общепринятые образы решения конкретных проблем. Смена парадигм есть не что иное как научная революция.[1.стр.61]
Эта модель Куна основана на идее абсолютной прерывности развития науки, т.е. после научной революции новая теория принципиально отличается от старой и развитие может пойти совсем в ином направлении.
Другой вариант историко-методологической модели научного познания был предложен И. Лакатосом. Его концепция, названная методологией научно-исследовательских программ, по своим общим контурам довольно близка к куновской, однако расходится с ней в принципиальнейшем пункте. И. Локатос считает, что выбор научным сообществом одной из многих конкурирующих исследовательских программ может и должен осуществляться рационально, на основе четких, рациональных критериев.
В общем виде лакатосовская
модель развития науки может быть
описана так. Исторически непрерывное
развитие науки представляет собой конкуренцию
научно-исследовательских программ.[1.стр.63]
2. Анализ взглядов Т. Куна на проблему революций в науке
Огромное влияние на представления о логике и динамике развития науки оказал взгляд американского историка и философа Томаса Куна. Основными элементами куновской модели являются четыре понятия:
1. «научная парадигма»
2. «научное сообщество»
3. «нормальная наука»
4. «научная революция».
Взаимоотношение этих понятий, образующих систему, составляет ядро куновской модели функционирования и развития науки. С этим ядром связаны такие характеристики как “несоизмеримость” теорий, принадлежащих разным парадигмам, “некумулятивный” характер изменений, отвечающих “научной революции” в противоположность “кумулятивному” характеру роста “нормальной науки”, наличие у парадигмы не выражаемых явно элементов.
"Нормальная
наука" противопоставляется “
Отношение между "научной парадигмой" и "научным сообществом" стоит в том, что "“парадигма” – это то, что объединяет членов научного сообщества, и, наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих парадигму… Парадигмы являют собой нечто такое, что принимается членами таких групп” [Кун, с. 226]. То есть эти два центральных понятия, строго говоря, определяются друг через друга. К этому добавляются два очень простых отношения-определения: “нормальная наука” – это работа в рамках заданной парадигмы; “научная революция” – это переход от одной парадигмы к другой. При этом “и нормальная наука, и научные революции являются… видами деятельности, основанными на существовании сообществ” [Кун, с. 231].
В плане непосредственного сравнения “нормальной науки” и научной революции как двух фаз развития науки, следует отметить куновское “понимание революционных изменений как противоположных кумулятивным” [Кун, с. 232], характерным для нормальной науки. Согласно Куну, предшествовавшая ему позитивистская история науки исходила из кумулятивной модели развития науки и рассматривала науку “как совокупность фактов, теорий и методов… Развитие науки при таком подходе – это постепенный процесс, в котором факты, теории и методы слагаются во все возрастающий запас достижений, представляющих собой научную методологию и знание” [Кун, с. 24]. Подобное кумулятивное развитие, по Куну, действительно имеет место, но лишь в рамках нормальной науки, это одно из характерных ее свойств. “Нормальная наука… представляет собой в высшей степени кумулятивное предприятие, необычайно успешное в достижении своей цели, т.е. в постоянном расширении пределов научного знания и его уточнения” [Кун, с. 83][2]. При этом “три класса проблем – установление значительных фактов, сопоставление фактов и теории, разработка теории – исчерпывают... поле нормальной науки, как эмпирической, так и теоретической" [Кун, с. 62].
Данное
положение было подвергнуто критике
американским философом венгерского
происхождения И. Лакатосом
3. Идеи И. Лакатоса на закономерности развития науки
В чем же суть концепции Лакатоса? «Картина научной игры, - пишет он, - которую предлагает методология исследовательских программ, весьма отлична от подобной картины методологического фальсификационизма. Исходным пунктом здесь является не установление фальсифицируемой… гипотезы, а выдвижение исследовательской программы». Под последней понимается теория, способная защищать себя в ситуациях столкновения с противоречащими ей эмпирическими данными. Эти программы имеют следующую структуру:
Важно отметить, что
эта последовательная смена моделей
мотивировалась вовсе не аномальными
наблюдаемыми фактами, а теоретическими
и математическими
Однако рано или
поздно позитивная эвристическая сила
исследовательской программы
В результате получается,
что главным источником развития
науки выступает конкуренция
исследовательских программ, каждая
из которых имеет в свою очередь
внутреннею стратегию развития (позитивную
эвристику). Этот «двойной счет» развития
науки и обусловливает картину непрерывного
роста научного знания.