Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 00:10, контрольная работа
Необыкновенно почтительное отношение к животным было свойственно религиям древнего мира. Фактически на заре существования человека животные для него выполняли функции не пресловутых "братьев наших меньших", а, как раз наоборот, служили объектами для подражания и почитания .Универсальной была древнейшая форма почитания животных - тотемизм, в этом кроется одна из причин широкого распространения культа животных.
1. Каковы основные этапы истории становления науки о поведении животных?
2. Какова роль визуальной коммуникации в общении животных? Какие зрительные сигналы используют животные?
3. Что такое «депривационный эксперимент»? Приведите примеры.
4. Что такое дифференцировочные условные рефлексы? Каким образом их вырабатывают?
5. Какие методы исследования интеллекта человекообразных обезьян использовал В.Келер?
6. Приспособление к действию каких факторов среды обеспечивает обучение? Какова роль обучения в поведении и эволюции?
7. В чем проявляется пластичность поведения в пищедобывании? Приведите примеры изобретения новых приемов добывания пищи.
8. Какие демонстрации используют самки для умиротворения самцов? В чем заключаются функции умиротворения полового партнера?
9. Расскажите о способах заботы о потомстве у беспозвоночных.
10. Чем характеризуется развитие поведения и психики позвоночных в период первичной социализации?
2.Д. Сполдинг. В 1872 г. он применил метод депривации при изучении онтогенеза поведения птиц. Этот ученый выращивал птенцов ласточек в тесных клетках, где они были лишены возможности не только летать, но и шевелить крыльями. Таким образом исключалась возможность влияния тренировки на формирование способности птиц к полету. В возрасте, когда живущие на воле ласточки обычно покидают свои гнезда, Сполдинг выпускал своих пленниц из клеток и видел, что их полет ничем не отличался от полета нормальных ласточек. На основании своих экспериментов ученый высказал предположение, что наряду с поведением, которое формируется путем обучения, существуют и врожденные его формы
4.Что такое дифференцировочные условные рефлексы? Каким образом их вырабатывают
Каждое животное
и человек постоянно
Эксперимент проводится в несколько этапов:
1. У животного
вырабатывают нужный условный
рефлекс. Как известно, в начале
формирования условного
2. После того, как условный рефлекс выработан,
экспериментатор продолжает подкреплять
(пищей или избавлением от опасности) условную
реакцию только на определенный сигнал
и не подкрепляет ответов на сходные, и
в результате они постепенно угасают.
Например, собака получает подкрепление
только при положительной реакции на вспышку
лампочки 60 вт. Положительные реакции
на вспыхивание лампочек другой яркости
не поощряются. В конце концов собака научается
дифференцировать весьма похожие сигналы. В
основе формирования дифференцировочных
условных рефлексов лежит дифференцировочное
торможение - один из видов внутреннего
торможения.
Метод выработки дифференцировочных УР
в разных его комбинациях является одним
из ведущих в физиологии ВНД и используется
как инструмент для исследования целого
ряда проблем. Так, при помощи выработки
у животного дифференцировки двух цветовых
стимулов, можно изучать механизмы восприятия
цвета, выравнивая их другие параметры
(яркость, оттенки). В случае невозможности
выработать устойчивую дифференцировку
такой пары стимулов у животного, можно
сделать правомочный вывод о том, что оно
не способно воспринимать различия между
двумя зрительными стимулами (цветами
спектра) в силу особенностей развития
органов чувств.
Выработки разнообразных дифференцировок
широко используются для оценки когнитивных
способностей животных и довербального
мышления. С данными целями могут использоваться
разные способы выработки дифференцировочных
условных рефлексов.
5 Какие методы исследования интеллекта
человекообразных обезьян использовал
В.Келер?
Немецкий психолог Вольфганг Келер, один из основоположников и идеологов гештальтпеихологии, в эксперименте продемонстрировал, что шимпанзе способны и
к другому виду элементарного мышления — экстренному решению новых для них задач.
В 1913-1920 годах В. Келер работал на станции по изучению антропоидов.Эксперимент строился таким образом, что шимпанзе должны были решать новые, достаточно разнообразные задачи, однако построенные по одному принципу:, по словам Келера, «выявляло объективные отношения между элементами ситуации, существенные для успешного решения». Иными словами, предлагавшиеся задачи имели определенную логическую структуру, которую животное могло расшифровать. В опытах В. Келера все предметы, необходимые для нахождения правильного ответа, находились в пределах «зрительного поля» животного и давали ему возможность решить задачу за счет улавливания ее структуры и последующих адекватных действий, а не путем «проб и ошибок». В книге «Исследование интеллекта человекоподобных обезьян» В. Келер писал, что шимпанзе способны к решению некоторых проблемных ситуаций не методом «проб и ошибок», а за счет иного механизма — «инсайта», т.е. «проникновения» или «озарения» В. Келер определял «инсайт» как решение задачи на основе улавливания логических связей между стимулами или событиями: воспринимая всю ситуацию в целом, со всеми ее внутренними связями, животное может принимать адекватное решение. В. Келер оценивал такое поведение шимпанзе как «рассудочное, которое в общих чертах присуще человеку и которое обычно рассматривают как специфически человеческое».
6. Приспособление к действию каких факторов среды обеспечивает обучение? Какова роль обучения в поведении и эволюции?
Обучение - это появление адаптивных
изменений индивидуального
Обучение способствует приспособлению в следующих факторах.
1.Климатические
2.Повышает приспособленность животных к условиям существования
3.Способствует тому, что животное способно притерпеться к любым воздействиям внешних раздражителей, не растрачивая лишних сил
Роль обучения в поведении и эволюции достаточно велика. так как обучение это формы адаптации организмов к среде их обитания. При изменение климатических , географических условий животное будет способно приспособиться и не погибнуть. формы адаптации организмов к среде их обитания. В процессе эволюции это приводит к совершенствованию в поведении животного, где включается и рассудочная деятельность животного
7. В чем проявляется пластичность поведения в пищедобывании? Приведите примеры .
Питание занимает одно из важнейших мест среди всех проявлений жизнедеятельности животных. Длительность и характер поисковой стадии в большой степени зависит от того, насколько хорошо данная особь ориентируется на своей территории и насколько постоянно там расположение потенциальных пищевых объектов. При поиске пищи каждая особь максимально проявляет возможности своего мозга, чем повышает эффективность пищевого поведения. В этом плане влияние условий добывания пищи является одним из основных факторов, формирующих поведение животных.
Формы поведения, связанные с питанием.
1.Симбиозы. Симбиозом обычно принято
называть такие взаимодействия
между животными разных видов,
которые приносят им взаимную
выгоду. Обычно симбиотические
2. Групповые охоты. Для
3. Коллективные охоты
4.Орудийные действия. Орудийная
деятельность описана не
5. Строительство ловушек. Расмотрев
способы добывания пищи,теперь мы можем
рассмотреть понятие пластичности в пищедобывании. Это
Интересные изменения
В 1948 г. было описано, как большие синицы
в Англии научились протыкать клювами
картонные крышки у бутылок со сливками,
которые торговцы оставляли утром у дверей
домов своих клиентов, и выпивать часть
сливок. По этому поводу Р. Шовен писал:
"Этот трюк, "изобретенный" отдельными
птицами, переняли другие, так что он широко
распространился в довольно большом районе,
и молочники уже не осмеливались оставлять
по утрам молоко у дверей домов. Вероятно,
первые синицы научились этому методом
проб и ошибок, а остальные, подражая первым".
. Подобным же образом ведут себя вороны
и галки.
Весьма интересна история
8. Какие демонстрации используют
самки для умиротворения
Высокая степень ритуализации полового поведения имеет огромное значение для осуществления самого процесса спаривания, при котором особи противоположного пола вступают в непосредственный физический контакт. Основная функция процесса ухаживания заключается именно в умиротворении агрессивного партнёра. В течение периода ухаживания самки определяют, насколько адекватно при этом поведение самца, что является одним из важных факторов полового отбора. Они устраивают поединки, функции которых - выбор защитника семьи для охраны потомства. Поскольку один самец может оплодотворить нескольких самок, самка должна привлечь к себе внимание самца и умиротворить его. Если самка не демонстрирует соответствующего поведения, то агрессия самца может быть направлена и на нее. Таким образом, основная задача самки - преподнести себя так, чтобы не быть атакованной агрессивным самцом. Приспособлений для этого несколько:
1.специфический облик и окраска.У некоторых животных узнавание цвета, отличающего самку от самца, является врожденным; другим же свойственно половое запечатление в раннем постнатальном периоде.
2.умиротворение. Оно может осуществляется несколькими путями. Один из них - демонстрация самкой поз подчинения, в том числе и позы, приглашающей к спариванию. Другой путь - проявление самкой инфантильного поведения, что стимулирует у самца появление по отношению к ней родительского поведения. Так, самки многих птиц, подобно птенцам, выпрашивают корм, а самцы их кормят. Готовый к размножению, но еще не имеющей подруги самец свирепо защищает свои владения от всякой попытки вторжения на его территорию. Все поведение самца в этот период агрессивно по самой своей сути, и часть этой бьющей через край агрессивности неизбежно приходится на долю неожиданно появляющейся самки.
Итак функции умиротворяющего поведения самки:
1.Снижение агрессивности
2. Весь этот сложный процесс стабилизации
отношений двух индивидуумов имеет огромное
значение для осуществления самого процесса
спаривания, при котором особи противоположного
пола вступают в непосредственный физический
контакт.
9 Расскажите о способах заботы о потомстве у беспозвоночных
Беспозвоночные.
Способы заботы о потомстве..
1.Вынашивание яиц и молоди на поверхности тела - обычное явление у множества видов сухопутных бестенетных пауков. Роль опекуна потомства у них неизменно выполняет самка. Так, самки весьма обычных в средней полосе России пауков-волков носят оплодотворенные развивающиеся яйца в сплетенном из паутины коконе, прикрепленном к заднему концу брюшка. Выходящие из яиц новорожденные паучки перекочевывают на головогрудь и брюшко матери, где продолжают оставаться до тех пор, пока не начнут конфликтовать друг с другом. Это происходит в тот момент, когда они уже ощущают в себе достаточно уверенности, чтобы существовать в одиночку. Обеспечивая охрану, самки пауков не снабжают своих детенышей пищей и никак не регулируют их взаимоотношения. У дальних родственников наземных паукообразных, весьма своеобразных морских пауков, те же самые обязанности выполняют самцы. Ряд видов хищных многоножек охраняют кладку яиц, свернувшись вокруг нее кольцом, как бы "насиживая"
Информация о работе Основные этапы истории становления науки о поведении животных