Основные этапы истории становления науки о поведении животных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 00:10, контрольная работа

Описание

Необыкновенно почтительное отношение к животным было свойственно религиям древнего мира. Фактически на заре существования человека животные для него выполняли функции не пресловутых "братьев наших меньших", а, как раз наоборот, служили объектами для подражания и почитания .Универсальной была древнейшая форма почитания животных - тотемизм, в этом кроется одна из причин широкого распространения культа животных.

Содержание

1. Каковы основные этапы истории становления науки о поведении животных?
2. Какова роль визуальной коммуникации в общении животных? Какие зрительные сигналы используют животные?
3. Что такое «депривационный эксперимент»? Приведите примеры.
4. Что такое дифференцировочные условные рефлексы? Каким образом их вырабатывают?
5. Какие методы исследования интеллекта человекообразных обезьян использовал В.Келер?
6. Приспособление к действию каких факторов среды обеспечивает обучение? Какова роль обучения в поведении и эволюции?
7. В чем проявляется пластичность поведения в пищедобывании? Приведите примеры изобретения новых приемов добывания пищи.
8. Какие демонстрации используют самки для умиротворения самцов? В чем заключаются функции умиротворения полового партнера?
9. Расскажите о способах заботы о потомстве у беспозвоночных.
10. Чем характеризуется развитие поведения и психики позвоночных в период первичной социализации?

Работа состоит из  1 файл

зоопсихология работа.docx

— 51.08 Кб (Скачать документ)

2.Д. Сполдинг. В 1872 г. он применил метод депривации при изучении онтогенеза поведения птиц. Этот ученый выращивал птенцов ласточек в тесных клетках, где они были лишены возможности не только летать, но и шевелить крыльями. Таким образом исключалась возможность влияния тренировки на формирование способности птиц к полету. В возрасте, когда живущие на воле ласточки обычно покидают свои гнезда, Сполдинг выпускал своих пленниц из клеток и видел, что их полет ничем не отличался от полета нормальных ласточек. На основании своих экспериментов ученый высказал предположение, что наряду с поведением, которое формируется путем обучения, существуют и врожденные его формы

4.Что такое дифференцировочные условные рефлексы? Каким образом их вырабатывают

Каждое животное и человек постоянно сталкивается с необходимосью дифференцировки похожих раздражителей. Так, например, первое время после приобретения мобильного телефона, человек остро реагирует на любую мелодию звонка, а также на любой, отдаленно его напоминающий звук. Со временем ориентировочная реакция на звонки чужих телефонов притупляется, и человек начинает слышать только свой звонок. Собака, впервые вышедшая на прогулку в новом месте, сначала просто находит пахучие метки, оставленные именно собаками, а позже научается определять. Таким  образом дифференцировочный условные рефлекс –это умение при одновременном предъявлении конкретной пары стимулов   различать стимулы по нескольким абсолютным признакам.

Эксперимент проводится в несколько  этапов:           

1. У животного  вырабатывают нужный условный  рефлекс. Как известно, в начале  формирования условного рефлекса  животное реагирует не только  на строго конкретный условный  стимул, например звук определенной  частоты, но и на сходные  с ним звуки, хотя и не  полностью ему идентичные, например  звуки близких частот. Эта стадия  выработки условного рефлекса  называется генерализацией. 
          2. После того, как условный рефлекс выработан, экспериментатор продолжает подкреплять (пищей или избавлением от опасности) условную реакцию только на определенный сигнал и не подкрепляет ответов на сходные, и в результате они постепенно угасают. Например, собака получает подкрепление только при положительной реакции на вспышку лампочки 60 вт. Положительные реакции на вспыхивание лампочек другой яркости не поощряются. В конце концов собака научается дифференцировать весьма похожие сигналы. В основе формирования дифференцировочных условных рефлексов лежит дифференцировочное торможение - один из видов внутреннего торможения. 
          Метод выработки дифференцировочных УР в разных его комбинациях является одним из ведущих в физиологии ВНД и используется как инструмент для исследования целого ряда проблем. Так, при помощи выработки у животного дифференцировки двух цветовых стимулов, можно изучать механизмы восприятия цвета, выравнивая их другие параметры (яркость, оттенки). В случае невозможности выработать устойчивую дифференцировку такой пары стимулов у животного, можно сделать правомочный вывод о том, что оно не способно воспринимать различия между двумя зрительными стимулами (цветами спектра) в силу особенностей развития органов чувств. 
          Выработки разнообразных дифференцировок широко используются для оценки когнитивных способностей животных и довербального мышления. С данными целями могут использоваться разные способы выработки дифференцировочных условных рефлексов. 
         5 Какие методы исследования интеллекта человекообразных обезьян использовал В.Келер?

Немецкий  психолог Вольфганг Келер, один из основоположников и идеологов гештальтпеихологии, в эксперименте продемонстрировал, что шимпанзе способны и

к другому  виду элементарного мышления — экстренному решению новых для них задач.

В 1913-1920 годах В. Келер работал на станции по изучению антропоидов.Эксперимент строился таким образом, что шимпанзе должны были решать новые, достаточно разнообразные задачи, однако построенные по одному принципу:, по словам Келера, «выявляло объективные отношения между элементами ситуации, существенные для успешного решения». Иными словами, предлагавшиеся задачи имели определенную логическую структуру, которую животное могло расшифровать. В опытах В. Келера все предметы, необходимые для нахождения правильного ответа, находились в пределах «зрительного поля» животного и давали ему возможность решить задачу за счет улавливания ее структуры и последующих адекватных действий, а не путем «проб и ошибок». В книге «Исследование интеллекта человекоподобных обезьян» В. Келер писал, что шимпанзе способны к решению некоторых проблемных ситуаций не методом «проб и ошибок», а за счет иного механизма — «инсайта», т.е. «проникновения» или «озарения» В. Келер определял «инсайт» как решение задачи на основе улавливания логических связей между стимулами или событиями: воспринимая всю ситуацию в целом, со всеми ее внутренними связями, животное может принимать адекватное решение. В. Келер оценивал такое поведение шимпанзе как «рассудочное, которое в общих чертах присуще человеку и которое обычно рассматривают как специфически человеческое».

6. Приспособление к действию каких факторов среды  обеспечивает обучение? Какова роль обучения в поведении и эволюции?

Обучение - это появление адаптивных изменений индивидуального поведения  в результате приобретения опыта. Индивидуальный опыт животного позволяет ему адаптироваться к условиям среды обитания, он способствует выживанию и успешному размножения конкретного животного. Характерная особенность поведения этого типа - необходимость повторяемости определенной ситуации, в которой осуществляется поведенческий акт

Обучение способствует приспособлению в следующих факторах.

1.Климатические

2.Повышает приспособленность животных к условиям существования

3.Способствует тому, что животное способно притерпеться к любым воздействиям внешних раздражителей, не растрачивая лишних сил

Роль обучения в  поведении и эволюции достаточно велика. так как обучение это формы адаптации организмов к среде их обитания. При изменение климатических , географических условий животное будет способно приспособиться и не погибнуть. формы адаптации организмов к среде их обитания. В процессе эволюции это приводит к совершенствованию в поведении животного, где включается и рассудочная деятельность животного

 

 7. В чем проявляется пластичность поведения в пищедобывании?   Приведите примеры .

Питание занимает одно из важнейших  мест среди всех проявлений жизнедеятельности  животных. Длительность и характер поисковой стадии в большой степени  зависит от того, насколько хорошо данная особь ориентируется на своей  территории и насколько постоянно  там расположение потенциальных  пищевых объектов. При поиске пищи каждая особь максимально проявляет  возможности своего мозга, чем повышает эффективность пищевого поведения. В этом плане влияние условий  добывания пищи является одним из основных факторов, формирующих поведение  животных.

Формы поведения, связанные с питанием.

1.Симбиозы. Симбиозом обычно принято  называть такие взаимодействия  между животными разных видов,  которые приносят им взаимную  выгоду. Обычно симбиотические отношения  оцениваются в понятиях энергетической  выгодности совместного проживания  животных разных видов.

2. Групповые охоты. Для представителей  некоторых видов характерны групповые  охоты. Это, прежде всего, виды, охотящиеся на крупную добычу.

3. Коллективные охоты наблюдаются  у дельфинов, в случае если  им попадается целый косяк  рыбы. При этом описаны случаи, когда дельфины по собственной  инициативе сотрудничали с рыбаками, загоняя рыбу в сети.

4.Орудийные действия. Орудийная  деятельность описана не только  у человекообразных обезьян, но  и у некоторых других видов  млекопитающих, а также у птиц. Наряду с тем, что они могут  проявляться как разумные решения  в новой ситуации или формироваться  как повседневный навык за  счет обучения и подражания, орудийные  действия входят в обычный  видоспецифический репертуар поведения отдельных видов животных.

5. Строительство ловушек. Расмотрев способы добывания пищи,теперь мы можем рассмотреть понятие пластичности в пищедобывании.  Это изобретение новых способов добывания пищи. Виды животных, обладающие особенно пластичным поведением, иногда оказываются способными изобретать оригинальные способы добывания пищи. Так например, популяция обычных серых крыс, обитающая на берегах реки По в Италии, освоила совершенно не типичный для наземных грызунов вид пищи, а именно водных моллюсков. Добывают их крысы, ныряя в воду и погружаясь на дно реки. Происхождение данной формы поведения представляет собой загадку для ученых. Пока совершенно непонятно, в какой мере оно является врожденным, а в какой приобретенным при подражании другим особям.          

Интересные изменения произошли  за последние десятилетия в питании  больших пестрых дятлов. Эти птицы, питавшиеся в основном древесными вредителями, частично перешли на выкармливание  птенцов в теплые годы главным  образом тлями, соскабливая их клювом с листьев и побегов. В холодные дождливые годы, когда прекращается размножение тлей, многие дятлы начинают хищничать, разоряя гнезда мелких птиц, преимущественно дуплогнездников. Можно думать, что это явление так или иначе связано с уменьшением в культурных лесах старых деревьев, зараженных вредителями.           

В 1948 г. было описано, как большие синицы в Англии научились протыкать клювами картонные крышки у бутылок со сливками, которые торговцы оставляли утром у дверей домов своих клиентов, и выпивать часть сливок. По этому поводу Р. Шовен писал: "Этот трюк, "изобретенный" отдельными птицами, переняли другие, так что он широко распространился в довольно большом районе, и молочники уже не осмеливались оставлять по утрам молоко у дверей домов. Вероятно, первые синицы научились этому методом проб и ошибок, а остальные, подражая первым". 
          . Подобным же образом ведут себя вороны и галки.

Весьма интересна история возникновения  хищного поведения у новозеландского  попугая кеа. Эта некрупная, размером с ворону, птица живет в горных районах Новой Зеландии и питается обычно растительной пищей и мелкими животными. Однако в связи с развитием овцеводства некоторые кеа начали проявлять хищнические наклонности, нападая на овец и нанося им своим мощным клювом огромные раны в области спины. Овцы от этого погибают, и их мясо поедается попугаями. Первые случаи такого хищничества были отмечены в 1868 г. Можно предполагать, что ему предшествовали случаи "чистки" овец попугаями от паразитов. При "чистке" ранки на коже овец кровоточили, и кровь пришлась, вероятно, по вкусу попугаям. Затем хищничество кеа приняло довольно широкие масштабы, причем, видимо, большое значение имело при этом опосредованное обучение.

8. Какие демонстрации используют  самки для умиротворения самцов? В чем заключаются функции  умиротворения полового партнера?

Высокая степень ритуализации полового поведения имеет огромное значение для осуществления самого процесса спаривания, при котором  особи противоположного пола вступают в непосредственный физический контакт. Основная функция процесса ухаживания заключается именно в умиротворении  агрессивного партнёра. В течение  периода ухаживания самки определяют, насколько адекватно при этом поведение самца, что является одним  из важных факторов полового отбора. Они  устраивают поединки, функции которых - выбор защитника семьи для  охраны потомства. Поскольку один самец  может оплодотворить нескольких самок, самка должна привлечь к себе внимание самца и умиротворить его. Если самка не демонстрирует соответствующего поведения, то агрессия самца может  быть направлена и на нее. Таким образом, основная задача самки - преподнести себя так, чтобы не быть атакованной агрессивным самцом. Приспособлений для этого несколько:

1.специфический облик и окраска.У некоторых животных узнавание цвета, отличающего самку от самца, является врожденным; другим же свойственно половое запечатление в раннем постнатальном периоде.

2.умиротворение. Оно может осуществляется несколькими путями. Один из них - демонстрация самкой поз подчинения, в том числе и позы, приглашающей к спариванию. Другой путь - проявление самкой инфантильного поведения, что стимулирует у самца появление по отношению к ней родительского поведения. Так, самки многих птиц, подобно птенцам, выпрашивают корм, а самцы их кормят. Готовый к размножению, но еще не имеющей подруги самец свирепо защищает свои владения от всякой попытки вторжения на его территорию. Все поведение самца в этот период агрессивно по самой своей сути, и часть этой бьющей через край агрессивности неизбежно приходится на долю неожиданно появляющейся самки.

Итак функции умиротворяющего поведения самки:

1.Снижение агрессивности самца.  Поведение самца и самки территориального  вида в момент их первой  встречи внешне выглядит как  территориальный конфликт между  двумя самцами. Такую картину  мы наблюдаем и у насекомых,  и у рыб, и у птиц, и у  млекопитающих, ведущих вне сезонов  размножения одиночный образ  жизни. Итак, первая фаза сексуального  поведения у самца, в сущности, есть не что иное, как агрессивное  поведение . . Самка в это время проявляет максимальную терпимость ко всем злобным выходкам своего кавалера. Однако если самец чересчур агрессивен, а самка недостаточно терпима, то пара распадается, не успев окончательно образоваться. 
2. Весь этот сложный процесс стабилизации отношений двух индивидуумов имеет огромное значение для осуществления самого процесса спаривания, при котором особи противоположного пола вступают в непосредственный физический контакт.

9 Расскажите о способах заботы о потомстве у беспозвоночных

Беспозвоночные. 
Способы заботы о потомстве..

1.Вынашивание яиц и молоди на поверхности тела - обычное явление у множества видов сухопутных бестенетных пауков. Роль опекуна потомства у них неизменно выполняет самка. Так, самки весьма обычных в средней полосе России пауков-волков носят оплодотворенные развивающиеся яйца в сплетенном из паутины коконе, прикрепленном к заднему концу брюшка. Выходящие из яиц новорожденные паучки перекочевывают на головогрудь и брюшко матери, где продолжают оставаться до тех пор, пока не начнут конфликтовать друг с другом. Это происходит в тот момент, когда они уже ощущают в себе достаточно уверенности, чтобы существовать в одиночку. Обеспечивая охрану, самки пауков не снабжают своих детенышей пищей и никак не регулируют их взаимоотношения.     У дальних родственников наземных паукообразных, весьма своеобразных морских пауков, те же самые обязанности выполняют самцы.     Ряд видов хищных многоножек охраняют кладку яиц, свернувшись вокруг нее кольцом, как бы "насиживая"

Информация о работе Основные этапы истории становления науки о поведении животных