Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:48, реферат
Научная зоопсихология не ставит перед собой задачу познания субъективной окраски переживаний животных. Но она может дать ответы на такие вопросы, как, например, в чем заключаются сущность и характерные особенности восприятий, представлений и других психических категорий у животных, думают ли животные, каковы отличительные признаки их элементарного мышления и т. п.
Введение
История развития зоопсихологии.
Исследования Н.Н. Ладыгиной –Котс
Выработка условного рефлекса в эксперементах И.П.Павлова.
Заключение
Список используемой литературы.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Введение
Научная
зоопсихология не ставит перед собой
задачу познания субъективной окраски
переживаний животных. Но она может
дать ответы на такие вопросы, как, например,
в чем заключаются сущность и
характерные особенности
Зоопсихоло́гия — раздел психологии, изучающий поведение животных, их инстинкты, познавательные процессы и отношения с окружением. Предметом изучения зоопсихологии являются проявления и закономерности психического отражения на дочеловеческом уровне.
Научная
зоопсихология не ставит перед собой
задачу познания субъективной окраски
переживаний животных. Но она может
дать ответы на такие вопросы, как, например,
в чем заключаются сущность и
характерные особенности
Зарождение
научной зоопсихологии и
Необходимо отметить, что в большей или меньшей степени поведением животных занимались практически все зоологи. Среди них можно отметить таких выдающихся ученых, как А.Н. Формозов, П.А. Мантейфель, Е. Г. Спангенберг, И.И. Барабаш-Никифоров, Н.А. Зворыкин, Д.Н. Кашкаров и многие, многие другие.
Очень большое внимание
Уже в начале ХХ в. в России
вполне сложилась
Большое значение имели работы
российского ученого В.М.
Следует отметить, что в первой
половине ХХ в. ведущие
Существовала и
Самые большие достижения в
науке о поведении животных
в России были получены в
области изучения физиологии
высшей нервной деятельности. Широкую
известность получили труды И.
Классический
«павловский» эксперимент по выработке
условных рефлексов проводился следующим
образом. Собаке, находящейся в камере
и в станке, автоматически подавалась
пища (безусловный раздражитель), затем
появлению пищи начинал предшествовать
«условный раздражитель», или «условный
сигнал», в виде звонка, вспышки лампочки
или звука метронома. Реакция собаки
на безусловный раздражитель в виде пищи
сопровождается безусловно-рефлекторным
отделением слюны. Предъявление безусловного
стимула вслед за условным в процессе
эксперимента, называется «подкреплением».
Если при выработке условного рефлекса
применяется подкрепление, соответствующее
имеющейся у животного мотивации (например,
пищевое подкрепление у голодного животного),
то оно называется «положительным». Возможна
выработка условного рефлекса и с применением
«отрицательного подкрепления» (наказания),
то есть такого воздействия, которого
животное стремится избегать. В эксперименте
в качестве отрицательного подкрепления
чаще всего используют удары электрического
тока, заставляющие животное перебегать
в безопасное отделение камеры или вызывающие
у него безусловно-рефлекторное отдергивание
конечности. Примером отрицательного
подкрепления может быть действие воздушной
струи, направленной на роговицу глаза,
вызывающей мигательный рефлекс. 3
Проблема
элементарного мышления животных, как
предпосылки человеческого
Н. Н. Ладыгина-Котс
писала, что «обезьяны имеют
Исследование абстракции Ладыгиной-Котс состояло в том, что шимпанзе предлагалось множество предметов, среди которых он должен был выбрать, например, все предметы желтого цвета. Причем предметы могут существенно отличаться друг от друга по форме, размеру и т. д. Иони( шимпанзе) правильно решал все задачи подобного типа и часто даже развлекал себя подобным способом. В результате многочисленных экспериментов так же установлено, что обезьяны способны различать форму объектов. Шимпанзе пособен переносить зрительные восприятия на осязательные. Из опытов Ладыгиной-Котс следует вывод, что шимпанзе обладает значительными потенциальными способностями в области зрительного восприятия, они различают все цвета спектра и оттенки цветов, геометрические плоскостные и объемные фигуры. Ладыгина-Котс выяснила, что шимпанзе быстрее различают и лучше запоминают яркие цветные краски, шарообразную и конусообразную форму, очевидно, соответствующие окраске и форме фруктов и корнеплодов, которыми обезьяны питаются в природных условиях.
Ладыгиной-Котс было проведено более 30 тыс. опытов с волками и собаками на тему "Индивидуальные вариации реакций на зрительные стимулы (цвет, форму, величину, рисунок)". Она выявляла способности птиц к цветоразличению. Некоторые выводы из этой работы она сообщила профессору В.А. Вагнеру, который опубликовал их в одном из выпусков своих «Этюдов по сравнительной психологии».
Значение работ Н. Н. Ладыгиной-Котс состоит в том, что:
- впервые был проведен эксперимент по воспитанию детеныша шимпанзе в «развивающей среде»;
- был
описан онтогенез поведения
- показано
наличие у шимпанзе
- разработан
и введен в практику важнейший
современный метод
- проведено
сравнительное исследование
- сделан
вывод о наличии у животных
зачатков мышления как
В настоящее
время Научное наследие Н.Н. Ладыгиной-Котс
продолжает оказывать большое влияние
на современных исследователей эволюционных
предпосылок мышления человека, как
в России, так и за рубежом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Зорина З.А., Полетаева И. И. Зоопсихология: Элементарное мышление животных. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 320 с.
2.Ладыгина-Котс Н.Н. Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян. - М.: Наука, 1959
3.Мешкова Н. Н., Федорович Е. Ю. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. - М.: Изд-во УМК МПС, МПСИ 2005. — 376 c.
4.Сотская
М.Н. Зоопсихология. [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/
5. Филиппова
Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология.
Учебник. - М.: Академия, 2006