Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:32, доклад
Язык лошадей: в ходе исследования с лошадьми было выявлено, что приветственное гугуканье и предупреждающее ржание – это звуки почти для всех лошадей. Но чем дальше углублялось исследование, тем понятнее становилось, что нельзя полагаться на системы и шаблоны в качестве руководства по интерпретации звуков, издаваемых лошадьми как видом. Стало ясно, что разные лошади используют одни и те же последовательности звуков для передачи разных сообщений, что каждая лошадь имеет собственный язык, лишь похожий на языки своих компаньонов, но не идентичный им. Тогда исследователи обратили внимание на интонацию, лошадь как и человек при помощи интонации может менять смысл сообщения. Во вторых привычки общения зависят от пола. У домашних лошадей 3 пола мужской, женский и нейтральный
Биокоммуникации. Лошадь.
Как писал Генри Блэйк
в своей книге «Исследования средств
общения человека
и лошади»: «Так как для того, чтобы хорошо
понимать лошадей, вы должны думать, как
лошадь, действовать, как лошадь – вы должны
стать лошадью – исследование их общения
становится очень трудным, потому что
сложно размышлять в то же самое время,
когда пытаетесь думать и реагировать,
как животное: ведь животные просто-напросто
не размышляют!».
Язык лошадей: в ходе исследования с лошадьми было выявлено, что приветственное гугуканье и предупреждающее ржание – это звуки почти для всех лошадей. Но чем дальше углублялось исследование, тем понятнее становилось, что нельзя полагаться на системы и шаблоны в качестве руководства по интерпретации звуков, издаваемых лошадьми как видом. Стало ясно, что разные лошади используют одни и те же последовательности звуков для передачи разных сообщений, что каждая лошадь имеет собственный язык, лишь похожий на языки своих компаньонов, но не идентичный им. Тогда исследователи обратили внимание на интонацию, лошадь как и человек при помощи интонации может менять смысл сообщения. Во вторых привычки общения зависят от пола. У домашних лошадей 3 пола мужской, женский и нейтральный. Это важно, так как тона и ноты каждого пола отличны: диапазоны голосов жеребца и кобылы совершенно разные, а мерины находятся где-то посередине. Также важно учитывать и возраст лошади, потому как диапазон интонаций, используемых жеребенком, очевидно, сильно отличается от тех нот и интонаций, которые он будет использовать через четыре или пять лет, когда станет жеребцом.
С другой стороны, жеребец, кобыла,
мерин, жеребенок и годовичок
– все они имеют одно и то
же количество тонов и нот, и используют
их
одиннадцатью различными способами. Девять
из одиннадцати тонов голоса
производятся на выдохе. Первый из них
– это фырканье, которое
производится с использованием одних
лишь ноздрей в качестве резонатора, и
иногда с добавлением императива, выражающегося
одновременным “треском” ноздрями (храпением).
Более сильная нота используется для привлечения
внимания, как сигнал тревоги, в знак того,
что лошадь взволнована, или для обозначения
сильных эмоций. Гугуканье также производится
с использованием ноздрей в качестве резонатора,
но это скорее ласковый звук, и может изменяться
от мягкого выдоха через ноздри до довольно
громкого звука; применяется в основном
как приветствие или для выражения некоторых
видов симпатии. Затем следует тихое ржание,
намного более высокий звук с вопросительной
интонацией, и громкое ржание, которое,
в свою очередь, еще сильнее. В последних
двух случаях
используется носовая полость. Вдобавок
мы знаем визг кобылы, и рев
жеребца, каждый из которых может иметь
отчетливую сексуальную окраску,
или звучать агрессивно, или может быть
использован как предупреждение.
Оба этих звука производятся верхними
областями носовой полости и
используются при сексуальных играх, в
гневе, или чтобы показать
характер. Жеребец умеет издавать свист,
которым он подзывает кобылу; и
все лошади могут издавать крик страха,
боли или злости, вырывающийся из
легких как вспышка ужаса. Это всё были
звуки на выдохе. Звуки на вдохе
включают сопение, которое соответствует
мягкому выдоху, и обнюхивание,
которое соответствует фырканью. Каждая
из этих нот имеет определенный
смысл для другой лошади.
Жеребец имеет наибольший вокальный диапазон, некоторые его интонации пугающие, в то время как другие могут быть очень приятными на слух. Но у него несколько ограниченный набор сообщений, просто потому, что в своем естественном состоянии он заботится лишь о трех вещах: размножении, опасности и пище. Так что его сообщения ограничены этими тремя темами.
Зато кобылы, кроме звуков сексуального характера, а также касающихся пищи и опасности, имеют еще и диапазон звуков для воспитания и защиты своих жеребят и, иногда, своих годовичков. Кобыле нужно подзывать жеребенка для кормления, или в случае надвигающейся опасности, а также надо обучать его, поэтому ее диапазон сообщений намного шире, чем у жеребца. Мерин (которого, конечно, нет в дикой природе) может иметь вокальный диапазон от похожего на жеребца, если его поздно кастрировали, до диапазона кобылы, если он чувствует себя «защитником» своего хозяина. Точно так же, жеребенок имеет и собственные сообщения, и общие,касающиеся пищи и страха; у него нет сообщений сексуального назначения, но есть диапазон звуков для просьбы о защите и утешении – это изменится с его взрослением. Некоторые фразы жеребенка сохраняются до одно- или даже до двухлетнего возраста. Затем, когда он начнет ощущать себя «мужиком» после достижения двухлетнего возраста, его голос и сообщения сменятся на жеребцовские, если он к этому времени не будет кастрирован; а молодая кобылка начнет разговаривать на языке кобыл.
Контакт с человеком тоже
расширяет вокальный диапазон лошади.
Это
усложняет изучение, так как практически
невозможно отличить естественные
для лошади сообщения от тех, которые являются
результатом общения с
человеком. Например, если кормление запаздывает
– лошадь, которая была в
контакте с человеком, будет ржать, или
греметь своей кормушкой, или
делать какие-нибудь другие знаки, чтобы
напомнить вам о времени
кормления. Эти действия совершенно неизвестны
дикой лошади, так как ее
пища всегда на месте, и дикой лошади не
нужно привлекать чье-либо
внимание к тому факту, что она голодна.
Мы заметили, что когда лошадь
обнаруживает, что ее сообщение, которое
она пыталась передать, понято –
или другой лошадью, или человеком, – она
будет использовать его и в
будущем: она расширяет свой словарь. Самый
большой словарный запас,
который когда-либо встречался исследователям,
был у коня Корк Бэгa, другие лошади, которые
не были в контакте с человеком, или же
были очень мало, разучивали его фразы,
расширяя таким образом собственные словари.
Лошади для передачи смысла
не используют
последовательности звуков.
Громкость и высота голоса также определяется расстоянием от одной лошади до другой, к которой она обращается. Например, если постух на одной из лошадей будет находится в 300-400 метрах от дома – она будет орать во весь голос «Эй, есть кто-нибудь дома?», на что одна из лошадей в конюшне ответит «Я здесь». Чем ближе они к дому, тем тише ей нужно будет делать голос, чтобы быть услышанной, и две лошади будут понижать голос по мере сближения. Когда пастух подъедет к двери конюшни, они всё еще будут продолжать свое общение, но вместо того, чтобы кричать, они будут выдыхать через ноздри друг на друга. Лошадь пастуха будет продолжать свое приветствие до тех пор, пока не подойдет к другой лошади на расстояние обнюхивания, затем прекратит приветствие и использует один из своих способов проявления симпатии.
Также лошади общаются при
помощи жестов. В лошадином языке
жестов голова и шея, конечно, наиболее
часто
используемые части тела. Для передачи
сообщения они могут быть
использованы вместе, или же по отдельности.
Нос, ноздри и губы чаще
всего нужны для выражения симпатии –
чтобы приласкать и успокоить
жеребенка или другую лошадь, а также в
любовной игре – хотя они также
могут быть использованы для исследования
чего-либо или для привлечения
внимания к конкретному объекту. Когда
лошадь обнюхивает или вас, или
другую лошадь, она с помощю носа показывает
свою симпатию к вам. Когда жеребенок напуган,
он побежит к своей матери, а она будет
обнюхивать его, успокаивая. В сущности,
когда одна лошадь обнюхивает другую,
это продолжение приветственного жеста,
но когда кобыла обнюхивает жеребенка,
чтобы его успокоить, она говорит этим
«всё в порядке, мама рядом».
Большинство людей, будучи укушенными
лошадью, знают лишь, что это больно,
и что это им не нравится. Но на
самом деле есть четыре
совершенно разных типа укусов. В любовной
игре рот, зубы и губы
используются очень часто, и могут встретиться
все четыре типа укусов.
Жеребец приближается к кобыле и щипает
ее. Кобыла затем махнет головой и укусит
его – и манера, в которой она использует
свою голову и шею,
показывает то, как она воспринимает ухаживания
жеребца. Она может
повернуть голову и нежно его ущипнуть,
или же махнуть головой и цапнуть
его, отгоняя. Она может даже ударить его
зубами, или вцепиться зубами в
кожу и действительно укусить, вполне
ясно отказывая ему таким образом.
Если намерения жеребца воспринимаются
более-менее благосклонно, он
начнет щипать и гладить ее бока и круп
своими губами, и очень часто
бывает так, что он сжимает шею кобылы
зубами, на самом деле не кусая.
Так что в этой последовательности жеребец
щипает кобылу в знак симпатии,
и сжимает ее зубами, показывая свою страсть.
В ответ кобыла может или
нежно ущипнуть жеребца, или цапнуть, или
ударить его зубами, или же, в
предельном случае, действительно вцепиться
в него со злости.
Каждый из этих жестов имеет
совершенно разный смысл. Когда кобыла
щипает жеребца, она говорит, «дорогой,
ну хватит», а когда она прихватывает
его зубами, она говорит «уходи
и оставь меня в покое». Затем
она или ударит его зубами, или
на самом деле укусит. Удар зубами встречается
чаще. Голова выносится вперед в
рывке или в махе, и зубами ударяет
другую лошадь. Зубы при этом не смыкаются,
и это именно удар, а не укус –
хотя его часто путают с укусом,
который делается с таким же движением
головы и шеи, но при этом зубы смыкаются
на противнике. Если они сразу же
размыкаются – это лошадь цапнула
противника. Но лошадь может вцепиться,
сжимая зубы со всей силой, хотя такое
бывает редко, обычно только в дикой природе
между двумя дерущимися жеребцами. С другой
стороны, удар зубами встречается часто,
в основном в качестве
предупреждения – хотя если предупреждению
не внять, лошадь может цапнуть или укусить.
Глаза лошади не несут ни какой информации, они лишь показывают в какую сторону смотрит лошадь. Когда уши в среднем положении между вертикальным и прижатым – это обычно означает, что лошадь расслаблена, ничего не делает, и ни о чем не беспокоится. Но если уши поставлены в эту позицию, а не просто висят как попало – это означает, что она смотрит на вас назад и, возможно, слушает, что вы ей говорите.
Лошадь поворачивает уши в стороны, в одну или в другую, обращая внимание на объекты. Она смотрит на объект и одновременно слушает его, возможно проверяя, не издает ли тот враждебные звуки, в то же время следя, не делает ли он враждебных движений. Когда уши лошади навострены на три четверти, это означает «Я не сплю и насторожена, идём!», а если уши полностью насторожены, то лошадь внимательно смотрит на объект, или хочет обратить на него ваше внимание. А когда уши жестко расставлены в стороны, это несомненный признак того, что лошадь собирается устроить на вас покушение. Так же, как и в случае прижатых ушей, это означает враждебность лошади. Если уши прижаты назад, остальное тело может быть наполовину или на три четверти расслаблено, но если они расставлены в стороны, каждый мускул тела будет напряжен. Лошадь может начать козлить, отбивать, свечить, или пытаться вас укусить. Уши могут быть использованы как указатель настроения лошади в 999 случаях из 1000.
Голова и шея используются вместе при составлении жестов для привлечения внимания к объекту, или для выражения намерения пойти в определенном направлении. Когда шея и зубы применяются для удара или укуса, это использование их как угрозы для другой лошади. Ноги, зубы и хвост обычно применяются для выражения враждебных намерений, но надо помнить, что поднятая нога может означать «нога болит», а не только «я сейчас ударю». Различие между предупреждением и явной угрозой обычно выражается резкостью движений, но это зависит от конкретной лошади – так же, как в случае жестких интонаций в человеческом языке. Одна лошадь может поднять свою ногу, махнуть ей, и при этом не иметь в виду ничего особенного; вторая лошадь, делающая то же самое, может выражать этим вполне реальную и явную угрозу; и у вас может быть третья лошадь, которая будет поднимать ногу лишь на десяток сантиметров в качестве предупреждения.
Кожа лошади тоже может
говорить. Обычно она выражает реакцию;
например, если вы трогаете болезненное
место, а лошадь вздрагивает и
подергивает кожей, она говорит
«больно». Иногда лошади будут сами
подергивать кожей, чтобы показать
вам болезненную часть тела. Мышцы
отображают настроение лошади – напряжена
она, или расслаблена. Из того, какие
именно мышцы напряжены или
Надо иметь в виду, что
все эти жесты часто
вокальной частью сообщения, которая может
быть лишь резким вздохом, или
выдохом через ноздри, а может быть и яростным
визгом.