Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:33, доклад
Для развития любого человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и информационные ресурсы. Настоящее время - это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится как к экономике, так и к социальной сфере. Информация – является решающим фактором, определяющим развитие технологии и ресурсов в целом. Рыночные отношения предъявляют повышенные требования к своевременности, достоверности, полноте информации, без которой немыслима эффективная маркетинговая, финансово-кредитная, инвестиционная деятельность.
ГБОУ СПО «МУ№1ДЗМ»
Доклад
на тему: « Информационные ресурсы общества»
( Вне аудиторная
Информатике и ИКТ )
Выполнили:
группа 2-1
Арутюнян Д.
Бабышева В.
Гасанова М.
Проверила: Айрапетян Е. А.
2013-2014 г.
Введение
Для развития любого человеческого общества
необходимы материальные, инструментальные,
энергетические и информационные ресурсы.
Настоящее время - это период, характеризующийся
небывалым ростом объема информационных
потоков. Это относится как к экономике,
так и к социальной сфере. Информация –
является решающим фактором, определяющим
развитие технологии и ресурсов в целом.
Рыночные отношения предъявляют повышенные
требования к своевременности, достоверности,
полноте информации, без которой немыслима
эффективная маркетинговая, финансово-кредитная,
инвестиционная деятельность.
Термин информация происходит от латинского informatio,
что означает разъяснение, осведомление,
изложение. С позиции материалистической
философии информация есть отражение
реального мира с помощью сведений (сообщений).
Сообщение — это форма представления
информации в виде речи, текста, изображения,
цифровых данных, графиков, таблиц и т.п.
В широком смысле информация - это общенаучное
понятие, включающее в себя обмен сведениями
между людьми, обмен сигналами между живой
и неживой природой, людьми и устройствами.
Информация - сведения об объектах и явлениях
окружающей среды, их параметрах, свойствах
и состоянии, которые уменьшают имеющуюся
о них степень неопределенности, неполноты
знаний.
Ресурс – запасы,
источники чего-нибудь. Такая трактовка
приведена в словаре русского языка С.И.Ожегова
.В индустриальном обществе, где большая
часть усилий направлена на материальное
производство, известно несколько основных
видов ресурсов, ставших уже классическими:
природные ресурсы –
объекты, процессы, условия природы, используемые
обществом для удовлетворения материальных
и духовных потребностей людей;
трудовые ресурсы –
люди, обладающие общеобразовательными
и профессиональными знаниями для работы
в обществе;
финансовые ресурсы –
денежные средства , находящиеся в распоряжении
государственной или коммерческой структуры;
энергетические ресурсы –
носители энергии, например уголь, нефть,
нефтепродукты, газ, гидроэнергия, электроэнергия
и т.д.
В информационном обществе акцент внимания
и значимости смещается с традиционных
видов ресурсов на информационный ресурс,
который, хотя всегда существовал, не рассматривался
ни как экономическая, ни как иная категория;
никто специально о нем не говорил и тем
более не вводил никаких определений.
Одним из ключевых понятий при информатизации
общества стало понятие "информационные
ресурсы", толкование и обсуждение которого
велось с того момента, когда начали говорить
о переходе к информационному обществу.
Этому вопросу посвящено довольно много
публикаций, в которых отразились и разные
мнения и определения, и разные научные
школы, рассматривающие эти понятия.
Таким образом, произошло формирование
еще одного самостоятельного вида общественного
ресурса - информационного, позволяющего
экономить большинство других ресурсов
общества. Дальнейший прогресс общества
в значительной степени связан сегодня
с совершенствованием информационной
инфраструктуры, эффективностью формирования,
размещения и использования информационных
ресурсов и продуктов.
Понятие “ информационного ресурса общества
” является одним из ключевых понятий
социальной информатики. Широкое использование
этого понятия началось после выхода в
1984 году книги Громова Г.Р. “Национальные
информационные ресурсы: проблемы промышленной
эксплуатации”.
Создание на рубеже 80-х годов принципиально
нового понятия - национальные информационные
ресурсы - было обусловлено растущей зависимостью
промышленно развитых стран от источников
информации (технической, экономической,
политической, военной), а также от уровня
развития и эффективности использования
средств передачи и переработки информации.
Понятие информационных ресурсов находится
в стадии формирования, трудность его
однозначного определения связана с неоднозначностью
и сложностью таких понятий как “знания”,
“информация”, “данные” и т.д.
В Федеральном законе «Об информации ,
информационных технологиях и защите
информации» приводится следующее определение
информационных ресурсов: информационные
ресурсы – это отдельные документы и отдельные
массивы документов, документы и массивы
в информационных системах (библиотеках,
архивах, фондах, банках данных и других
системах), созданные, приобретенные за
счет средств федерального бюджета, бюджетов
субъектов РФ [3, с.16]. Иными словами, информационные
ресурсы общества представляют собой
сведения различного характера, материализованные
в виде документов, баз данных и баз знаний.
Информационный ресурс — данные в любом
виде, которые можно многократно использовать
для решения проблем пользователей. Например,
это может быть файл, документ, веб-сайт,
фотография, видеофрагмент. Для информационных
ресурсов в Интернете жизни и доступность
более чем одному пользователю характерно
определённое время.
Информационные ресурсы – это документы
и массивы документов в информационных
системах (библиотеках, архивах, фондах,
банках данных, депозитариях, музейных
храненьях и др.).
В течение всей предшествующей XX в. истории
развития человеческой цивилизации основным
предметом труда оставались материальные
объекты. Деятельность за пределами материального
производства и обслуживания, как правило,
относилась к категории непроизводительных
затрат. Экономическая мощь государства
измерялась его материальными ресурсами.
Еще в конце 70-х годов председатель программы
по формированию политики в области информационных
ресурсов, профессор Гарвардского университета
А. Осттингер писал, что наступает время,
когда информация становится таким же
основным ресурсом, как материалы и энергия,
и, следовательно, по отношению к этому
ресурсу должны быть сформулированы те
же критические вопросы: кто им владеет,
кто в нем заинтересован, насколько он
доступен, возможно ли его коммерческое
использование? Президент Академии наук
США Ф. Хендлер сформулировал эту мысли
следующим образом: “Наша экономика основана
не на естественных ресурсах, а на умах
и на применении научного знания”. В настоящее
время идет борьба за контроль над наиболее
ценными из всех, известных до настоящего
времени ресурсов - национальные информационные
ресурсы.
|
“Мы идем в другие страны
не для того, чтобы воспользоваться
преимуществами более низких издержек.
Мы внедряемся туда потому, что там
есть интеллектуальные резервы, и мы
должны их перехватить, для того, чтобы
успешно конкурировать”.
Для обеспечения активизации и эффективного
использования информационных ресурсов
общества необходимо осуществить “электронизацию”
информационных фондов. По мнению академика
А. Ершова именно “в загрузке и активизации
информационного фонда человечества в
глобальной компьютерной сети, собственно,
и заключается задача информатизации
в ее техническом содержании”.
Активными информационными ресурсами
является та часть ресурсов, которую составляет
информация, доступная для автоматизированного
поиска , хранения и обработки: формализованные
и законсервированные на машинных носителях
в виде работающих программ профессиональные
знания и навыки, текстовые и графические
документы, а также любые другие содержательные
данные, потенциально доступные на коммерческой
основе пользователям национального парка
компьютеров. Национальные и мировые информационные
ресурсы являются экономическими категориями.
Отсюда можно сделать вывод, что эффективность
использования информационных ресурсов
- это важнейший показатель информационной
культуры общества.
Характеристика информационных ресурсов
и их потребителя
Основными участниками рынка информационных
услуг являются:
- производители информации (producers);
- продавцы информации (vendors, Вендоры);
- пользователи информации(users) или подписчики
Сегодня наиболее распространенным средством
доступа к информационным ресурсам являются
компьютерные сети, а самым прогрессивным
способом получения информации выступает
режим онлайн (online - интерактивный, диалоговый
режим). Он предоставляет возможность
пользователю, войдя в компьютерную сеть,
получить доступ к "большому компьютеру"
(Host - компьютеру) и к его информационным
ресурсам в режиме прямого диалога, реализуемого
в реальном времени.
К производителям информации относят
как организации, добывающие и публикующие
информацию (информационные агентства,
средства массовой информации, редакции
газет и журналов, издатели, патентные
ведомства), так и организации, профессионально
в течение многих лет занимающиеся ее
обработкой (отбором информации, индексацией,
загрузкой в базы данных в виде полных
текстов, кратких рефератов и т.п.).
Библиотеки являются местом сосредоточения
значительной части информационных ресурсов
страны. Перечислим основные виды информационных
услуг, оказываемых библиотечной сферой:
-
- выдача результатов библиографического
поиска и аналитической переработки информации
(справки, указатели, дайджесты, обзоры
и пр.);
- получение результатов фактографического
поиска и аналитической переработки информации
(справки, таблицы, фирменное досье);
- организация научно–технической пропаганды
и рекламной деятельности (выставки новых
поступлений, научно–технические семинары,
конференции и т.п.);
- выдача результатов информационной) исследования
(аналитические справки и обзоры, отчеты,
рубрикаторы перспективных направлений,
конъюнктурные справки и т.д.).
Информационные ресурсы Интернета
Интернет – глобальная компьютерная сеть
и новая среда информационного поиска.
Состав информационных ресурсов Интернета.
Распределенная гипертекстовая система
WWW как важнейший информационный ресурс
Интернет.
Огромную роль в жизни современного общества
играют информационные ресурсы Internet, ведь
в основе сети Internet в первую очередь лежит
доступ к огромным ресурсам информации.
Появление тысяч новых сайтов и обновление
уже имеющихся происходят ежедневно. Причем
возможности сети так велики, что описание
ряда существующих ресурсов дает лишь
поверхностное, приближенное представление
о них.
Электронная почта является самым массовым
средством электронных коммуникаций Internet
, через нее можно получить доступ практически
ко всем ресурсам Internet , а так же информационным
ресурсам других сетей.
Веб-сайты, как источники информационных
ресурсов Интернета. Состав и характеристика
WWW-сайтов и порталов в области образования,
культуры и искусства. Электронные библиотеки
в составе информационных ресурсов Интернета.
Характеристика Интернет-ресурсов по
конкретной научной специальности подготовки
аспирантов и соискателей вуза культуры
и искусств.
Энциклопедические Интернет-ресурсы (Рубрикон
http://www.rubricon.com; Мега-энциклопедия http://mega.km.ru/;
Википедия http://ru.wikipedia.org).
Произошло формирование еще одного самостоятельного
вида общественного ресурса - информационного,
позволяющего экономить большинство других
ресурсов общества. Дальнейший прогресс
общества в значительной степени связан
сегодня с совершенствованием информационной
инфраструктуры, эффективностью формирования,
размещения и использования информационных
ресурсов и продуктов.
Информационный ресурс общества - определение
понятия. Понятие "информационного
ресурса общества" (ИРО) является одним
из ключевых понятий социальной информатики.
Широкое использование этого понятия
началось после выхода в 1984 году книги
Громова Г.Р. "Национальные информационные
ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации".
Создание на рубеже 80-х годов принципиально
нового понятия – национальные информационные
ресурсы - было обусловлено растущей зависимостью
промышленно развитых стран от источников
информации (технической, экономической,
политической, военной), а также от уровня
развития и эффективности использования
средств передачи и переработки информации.
Понятие ИР находится в стадии формирования,
трудность его однозначного определения
связана с неоднозначностью и сложностью
таких понятий как "знания", "информация",
"данные" и т.д. ИРО могут быть определены
как накопленные в обществе знания, подготовленные
для целесообразного социального использования
.
Живое знание информационного ресурса
общества потенциал отчуждение активизация
знаний информационных ресурсов.
Знания как национальное богатство. Проблема
"утечки мозгов" из России. Важно
отметить, что живое знание , являясь национальным
богатством, не входит в понятие информационных
ресурсов, речь здесь идет от отчужденных
от носителей знаниях. Уровень "живого
знания" в каждой стране определяется
историческим наследием, уровнем образования,
профессиональной квалификации и т.д.
С живым знанием как национальным богатством
связана печально известная проблема
"утечки мозгов" из России. По данным
МВД России, в 1992 году эмигрировало 4576,
а в 1993 году - 5876 работников науки и образования.
Наиболее "выездной" возраст 31-45 лет.
По прогнозам Комиссии Совета Европы по
образованию, убытки России от этого процесса
могут достигнуть 50-60 млрд. $ в год. Есть
основания полагать, что нынешние масштабы
интеллектуальной эмиграции - только вершина
айсберга в сравнении с тем, что нас ожидает.
Как показывают социологические опросы,
более 80% отечественных ученых хотели
бы уехать за рубеж и уедут, как только
представится подходящая возможность.
Значительная часть научной молодежи
России уже практически живет за рубежом,
формально числясь сотрудниками российских
НИИ. "Внутренняя" утечка умов еще
основательнее: сейчас на одного эмигрирующего
ученого приходится 9 коллег, покидающих
науку ради успеха в бизнесе или политике.
Заключение
Производство баз данных в России было
начато примерно с середины 70-х гг. (имеются
в виду промышленно тиражируемые по заказам
организаций - потребителей баз данных).
В настоящее время число созданных в стране
баз данных составляет около 30 тысяч ,
в том числе доля крупных (более 100 тысяч
записей) составляет 26 %, средних - 49 % и
малых (менее 1 тысячи записей) - 25 %. При
этом количество баз, содержащих массовую,
коммерческую, официальную и финансовую
информацию, не превышает 5 % от всего числа
существующих баз данных. На мировом же
информационном рынке большая часть центров-генераторов
баз данных занята именно в области деловой
и коммерческой информации . Поэтому в
ближайшие годы следует ожидать расширения
и развития в России именно этого сектора
информационного рынка.
По данным, приведенным в работе, в настоящее
время сетями диалогового телекоммуникационного
доступа охвачено немногим более 10 тысяч
российских пользователей, причем в их
числе около одной трети составляют иностранные
пользователи, находящиеся в России. По-видимому,
эта цифра никак не отражает сегодняшней
потенциальной потребности пользователей
в выходе на мировые и отечественные сети
ЭВМ и базы данных, и уже в ближайшие годы
следует ожидать резкого увеличения числа
организаций и частных лиц , подключенных
к различным сетям передачи данных, и прежде
всего к сетям, дающим возможность выхода
в мировую сеть Интернет.
Обилие информационных ресурсов, ставших
потенциально доступными пользователю,
резко актуализирует проблемы их рационального
и эффективного использования, разумного
сочетания возможностей приобретения
баз данных на компактных оптических дисках,
телекоммуникационного доступа к платным
ресурсам host-центров и использования бесплатных
ресурсов в сети Интернет. В связи с этим
возрастает роль информационных брокеров
и вновь на повестку дня ставится задача
корпоративного использования дорогих
информационных ресурсов и создания систем
информационного обслуживания, работающих
на принципах информационной кооперации.
Список литературы
1. Антопо
2. Библи
3. Громов
4. Гусева Т.И.
Персональные компьютеры в сфере информационных
ресурсов /Т.И. Гусева.- М.: Недра, 1990.-154 с.
5. Информ
, 2000. – 15 с.