Информационные ресурсы общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:33, доклад

Описание

Для развития любого человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и информационные ресурсы. Настоящее время - это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится как к экономике, так и к социальной сфере. Информация – является решающим фактором, определяющим развитие технологии и ресурсов в целом. Рыночные отношения предъявляют повышенные требования к своевременности, достоверности, полноте информации, без которой немыслима эффективная маркетинговая, финансово-кредитная, инвестиционная деятельность.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 46.55 Кб (Скачать документ)

ГБОУ СПО «МУ№1ДЗМ»

Доклад

на тему: « Информационные ресурсы общества»

( Вне аудиторная самостоятельная  работа по дисциплине :

Информатике и  ИКТ )

 

 

Выполнили:

группа 2-1

Арутюнян Д.

Бабышева В.

Гасанова М.

 

 

 

Проверила: Айрапетян Е. А.                                    

2013-2014 г. 

 

 

 

Введение 
 
Для развития любого человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и информационные ресурсы. Настоящее время - это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится как к экономике, так и к социальной сфере. Информация – является решающим фактором, определяющим развитие технологии и ресурсов в целом. Рыночные отношения предъявляют повышенные требования к своевременности, достоверности, полноте информации, без которой немыслима эффективная маркетинговая, финансово-кредитная, инвестиционная деятельность. 
 
Термин информация происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение. С позиции материалистической философии информация есть отражение реального мира с помощью сведений (сообщений). Сообщение — это форма представления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и т.п. В широком смысле информация - это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами. 
 
Информация - сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.  
 
 
 
 
 
Ресурс – запасы, источники чего-нибудь. Такая трактовка приведена в словаре русского языка С.И.Ожегова .В индустриальном обществе, где большая часть усилий направлена на материальное производство, известно несколько основных видов ресурсов, ставших уже классическими: 
 
 
 
 
 
 
природные ресурсы – объекты, процессы, условия природы, используемые обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей; 
 
 
трудовые ресурсы – люди, обладающие общеобразовательными и профессиональными знаниями для работы в обществе; 
 
 
финансовые ресурсы – денежные средства , находящиеся в распоряжении государственной или коммерческой структуры; 
 
 
энергетические ресурсы – носители энергии, например уголь, нефть, нефтепродукты, газ, гидроэнергия, электроэнергия и т.д. 
 
 
В информационном обществе акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория; никто специально о нем не говорил и тем более не вводил никаких определений. 
 
 
Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие "информационные ресурсы", толкование и обсуждение которого велось с того момента, когда начали говорить о переходе к информационному обществу. Этому вопросу посвящено довольно много публикаций, в которых отразились и разные мнения и определения, и разные научные школы, рассматривающие эти понятия.  
 
Таким образом, произошло формирование еще одного самостоятельного вида общественного ресурса - информационного, позволяющего экономить большинство других ресурсов общества. Дальнейший прогресс общества в значительной степени связан сегодня с совершенствованием информационной инфраструктуры, эффективностью формирования, размещения и использования информационных ресурсов и продуктов. 
 
Понятие “ информационного ресурса общества ”  является одним из ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г.Р. “Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации”.  
 
Создание на рубеже 80-х годов принципиально нового понятия - национальные информационные ресурсы - было обусловлено растущей зависимостью промышленно развитых стран от источников информации (технической, экономической, политической, военной), а также от уровня развития и эффективности использования средств передачи и переработки информации.  
 
Понятие информационных ресурсов находится в стадии формирования, трудность его однозначного определения связана с неоднозначностью и сложностью таких понятий как “знания”, “информация”, “данные” и т.д.  
 
В Федеральном законе «Об информации , информационных технологиях и защите информации» приводится следующее определение информационных ресурсов: информационные ресурсы – это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других системах), созданные, приобретенные за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ [3, с.16]. Иными словами, информационные ресурсы общества представляют собой сведения различного характера, материализованные в виде документов, баз данных и баз знаний. 
 
Информационный ресурс — данные в любом виде, которые можно многократно использовать для решения проблем пользователей. Например, это может быть файл, документ, веб-сайт, фотография, видеофрагмент. Для информационных ресурсов в Интернете жизни и доступность более чем одному пользователю характерно определённое время. 
 
 
 
Информационные ресурсы – это документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, депозитариях, музейных храненьях и др.). 
 
В течение всей предшествующей XX в. истории развития человеческой цивилизации основным предметом труда оставались материальные объекты. Деятельность за пределами материального производства и обслуживания, как правило, относилась к категории непроизводительных затрат. Экономическая мощь государства измерялась его материальными ресурсами. Еще в конце 70-х годов председатель программы по формированию политики в области информационных ресурсов, профессор Гарвардского университета А. Осттингер писал, что наступает время, когда информация становится таким же основным ресурсом, как материалы и энергия, и, следовательно, по отношению к этому ресурсу должны быть сформулированы те же критические вопросы: кто им владеет, кто в нем заинтересован, насколько он доступен, возможно ли его коммерческое использование? Президент Академии наук США Ф. Хендлер сформулировал эту мысли следующим образом: “Наша экономика основана не на естественных ресурсах, а на умах и на применении научного знания”. В настоящее время идет борьба за контроль над наиболее ценными из всех, известных до настоящего времени ресурсов - национальные информационные ресурсы.  
 

 

 

“Мы идем в другие страны не для того, чтобы воспользоваться  преимуществами более низких издержек. Мы внедряемся туда потому, что там  есть интеллектуальные резервы, и мы должны их перехватить, для того, чтобы  успешно конкурировать”. 
 
Для обеспечения активизации и эффективного использования информационных ресурсов общества необходимо осуществить “электронизацию” информационных фондов. По мнению академика А. Ершова именно “в загрузке и активизации информационного фонда человечества в глобальной компьютерной сети, собственно, и заключается задача информатизации в ее техническом содержании”. 
 
Активными информационными ресурсами является та часть ресурсов, которую составляет информация, доступная для автоматизированного поиска , хранения и обработки: формализованные и законсервированные на машинных носителях в виде работающих программ профессиональные знания и навыки, текстовые и графические документы, а также любые другие содержательные данные, потенциально доступные на коммерческой основе пользователям национального парка компьютеров. Национальные и мировые информационные ресурсы являются экономическими категориями. 
 
Отсюда можно сделать вывод, что эффективность использования информационных ресурсов - это важнейший показатель информационной культуры общества. 
Характеристика информационных ресурсов и их потребителя 
Основными участниками рынка информационных услуг являются: 
 
- производители информации (producers); 
 
- продавцы информации (vendors, Вендоры); 
 
- пользователи информации(users) или подписчики 
 
Сегодня наиболее распространенным средством доступа к информационным ресурсам являются компьютерные сети, а самым прогрессивным способом получения информации выступает режим онлайн (online - интерактивный, диалоговый режим). Он предоставляет возможность пользователю, войдя в компьютерную сеть, получить доступ к "большому компьютеру" (Host - компьютеру) и к его информационным ресурсам в режиме прямого диалога, реализуемого в реальном времени. 
 
К производителям информации относят как организации, добывающие и публикующие информацию (информационные агентства, средства массовой информации, редакции газет и журналов, издатели, патентные ведомства), так и организации, профессионально в течение многих лет занимающиеся ее обработкой (отбором информации, индексацией, загрузкой в базы данных в виде полных текстов, кратких рефератов и т.п.).  
 
Библиотеки являются местом сосредоточения значительной части информационных ресурсов страны. Перечислим основные виды информационных услуг, оказываемых библиотечной сферой: 
 
-                  предоставление полных текстов документов, а также справок по их описанию и местонахождению;  
 
-                  выдача результатов библиографического поиска и аналитической переработки информации (справки, указатели, дайджесты, обзоры и пр.);  
 
-                  получение результатов фактографического поиска и аналитической переработки информации (справки, таблицы, фирменное досье);  
 
-                  организация научно–технической пропаганды и рекламной деятельности (выставки новых поступлений, научно–технические семинары, конференции и т.п.);  
 
-                   выдача результатов информационной) исследования (аналитические справки и обзоры, отчеты, рубрикаторы перспективных направлений, конъюнктурные справки и т.д.).  
 
Информационные ресурсы Интернета 
 
Интернет – глобальная компьютерная сеть и новая среда информационного поиска. Состав информационных ресурсов Интернета. Распределенная гипертекстовая система WWW как важнейший информационный ресурс Интернет.  
 
Огромную роль в жизни современного общества играют информационные ресурсы Internet, ведь в основе сети Internet в первую очередь лежит доступ к огромным ресурсам информации. Появление тысяч новых сайтов и обновление уже имеющихся происходят ежедневно. Причем возможности сети так велики, что описание ряда существующих ресурсов дает лишь поверхностное, приближенное представление о них. 
 
Электронная почта является самым массовым средством электронных коммуникаций Internet , через нее можно получить доступ практически ко всем ресурсам Internet , а так же информационным ресурсам других сетей. 
 
Веб-сайты, как источники информационных ресурсов Интернета. Состав и характеристика WWW-сайтов и порталов в области образования, культуры и искусства. Электронные библиотеки в составе информационных ресурсов Интернета. Характеристика Интернет-ресурсов по конкретной научной специальности подготовки аспирантов и соискателей вуза культуры и искусств.  
 
Энциклопедические Интернет-ресурсы (Рубрикон http://www.rubricon.com; Мега-энциклопедия http://mega.km.ru/; Википедия http://ru.wikipedia.org). 
 
 
 
Произошло формирование еще одного самостоятельного вида общественного ресурса - информационного, позволяющего экономить большинство других ресурсов общества. Дальнейший прогресс общества в значительной степени связан сегодня с совершенствованием информационной инфраструктуры, эффективностью формирования, размещения и использования информационных ресурсов и продуктов. 
 
Информационный ресурс общества - определение понятия. Понятие "информационного ресурса общества" (ИРО) является одним из ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г.Р. "Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации". Создание на рубеже 80-х годов принципиально нового понятия – национальные информационные ресурсы - было обусловлено растущей зависимостью промышленно развитых стран от источников информации (технической, экономической, политической, военной), а также от уровня развития и эффективности использования средств передачи и переработки информации. Понятие ИР находится в стадии формирования, трудность его однозначного определения связана с неоднозначностью и сложностью таких понятий как "знания", "информация", "данные" и т.д. ИРО могут быть определены как накопленные в обществе знания, подготовленные для целесообразного социального использования . 
 
Живое знание информационного ресурса общества потенциал отчуждение активизация знаний информационных ресурсов. 
 
Знания как национальное богатство. Проблема "утечки мозгов" из России. Важно отметить, что живое знание , являясь национальным богатством, не входит в понятие информационных ресурсов, речь здесь идет от отчужденных от носителей знаниях. Уровень "живого знания" в каждой стране определяется историческим наследием, уровнем образования, профессиональной квалификации и т.д. С живым знанием как национальным богатством связана печально известная проблема "утечки мозгов" из России. По данным МВД России, в 1992 году эмигрировало 4576, а в 1993 году - 5876 работников науки и образования. Наиболее "выездной" возраст 31-45 лет. По прогнозам Комиссии Совета Европы по образованию, убытки России от этого процесса могут достигнуть 50-60 млрд. $ в год. Есть основания полагать, что нынешние масштабы интеллектуальной эмиграции - только вершина айсберга в сравнении с тем, что нас ожидает. Как показывают социологические опросы, более 80% отечественных ученых хотели бы уехать за рубеж и уедут, как только представится подходящая возможность. Значительная часть научной молодежи России уже практически живет за рубежом, формально числясь сотрудниками российских НИИ. "Внутренняя" утечка умов еще основательнее: сейчас на одного эмигрирующего ученого приходится 9 коллег, покидающих науку ради успеха в бизнесе или политике.  
 
 
 
Заключение 
Производство баз данных в России было начато примерно с середины 70-х гг. (имеются в виду промышленно тиражируемые по заказам организаций - потребителей баз данных). В настоящее время число созданных в стране баз данных составляет около 30 тысяч , в том числе доля крупных (более 100 тысяч записей) составляет 26 %, средних - 49 % и малых (менее 1 тысячи записей) - 25 %. При этом количество баз, содержащих массовую, коммерческую, официальную и финансовую информацию, не превышает 5 % от всего числа существующих баз данных. На мировом же информационном рынке большая часть центров-генераторов баз данных занята именно в области деловой и коммерческой информации . Поэтому в ближайшие годы следует ожидать расширения и развития в России именно этого сектора информационного рынка.  
 
По данным, приведенным в работе, в настоящее время сетями диалогового телекоммуникационного доступа охвачено немногим более 10 тысяч российских пользователей, причем в их числе около одной трети составляют иностранные пользователи, находящиеся в России. По-видимому, эта цифра никак не отражает сегодняшней потенциальной потребности пользователей в выходе на мировые и отечественные сети ЭВМ и базы данных, и уже в ближайшие годы следует ожидать резкого увеличения числа организаций и частных лиц , подключенных к различным сетям передачи данных, и прежде всего к сетям, дающим возможность выхода в мировую сеть Интернет. 
 
Обилие информационных ресурсов, ставших потенциально доступными пользователю, резко актуализирует проблемы их рационального и эффективного использования, разумного сочетания возможностей приобретения баз данных на компактных оптических дисках, телекоммуникационного доступа к платным ресурсам host-центров и использования бесплатных ресурсов в сети Интернет. В связи с этим возрастает роль информационных брокеров и вновь на повестку дня ставится задача корпоративного использования дорогих информационных ресурсов и создания систем информационного обслуживания, работающих на принципах информационной кооперации.  
Список литературы 
 
1.                      Антопольский А.Б. Информационные ресурсы России: науч.-мет. пособие /А.Б. Антопольский. -М.: Либерея, 2004. - 423 с. 
 
 
2.                       Библиотечно-информационные ресурсы в научно-образовательном комплексе территории: Сб. науч. тр. / под ред. И.В. Остроумова. – Новосибирск: Наука-центр, 2001. - 183 с.  
 
 
3.                      Громов, Г. Г. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. — М.: Наука, 1984. — 240 с.  
 
 
4.                      Гусева Т.И. Персональные компьютеры в сфере информационных ресурсов /Т.И. Гусева.- М.: Недра, 1990.-154 с.  
 
 
5.                      Информационные ресурсы России. Национальный доклад. - М.: Государственный комитет Российской Федерации по связи и информатизации 
, 2000. – 15 с.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Информационные ресурсы общества