История развития фармакогнозии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 22:23, реферат

Описание

У славянских народов лечение травами известно издавна. На Руси этим занимались ведуны, волхвы и знахари, собирая травы местной флоры. Накопившиеся опыт и сведения о лекарственных растениях передавались устно из поколения в поколение. По Руси эти сведения распространялись странниками и сборщиками трав. На базарах имелись «зелейные ряды» — травяные лавки, где продавались народные лекарственные средства. В древности лекарства называли «зельями» - от слова «зеленый», то есть травяной. Прообразом аптек были зелейные, москательные и овощные лавки.

Работа состоит из  1 файл

История развития фармакогнозии.docx

— 24.39 Кб (Скачать документ)

     У славянских народов лечение травами  известно издавна. На Руси этим занимались ведуны, волхвы и знахари, собирая  травы местной флоры. Накопившиеся опыт и сведения о лекарственных  растениях передавались устно из поколения в поколение. По Руси эти  сведения распространялись странниками  и сборщиками трав. На базарах имелись  «зелейные ряды» — травяные лавки, где продавались народные лекарственные средства. В древности лекарства называли «зельями» - от слова «зеленый», то есть травяной. Прообразом аптек были зелейные, москательные и овощные лавки. Их владельцы, так называемые «лавочные сидельцы», или «зелейники», торговали лекарственными травами, готовили из них сложные композиции, изучали целебное действие различных лекарственных растений.

     В XVI-XVII веках зелейные лавки изготавливали значительное количество медикаментов. Зелейщики и травознатцы лечили болезни травами, кореньями и другими снадобьями. Они сами собирали сырье, готовили настойки, порошки, мази, пластыри, вина, водки, различные извлечения, сиропы, сборы и пр.

     Начиная с XI в. лечением болезней стали заниматься монахи возникших в ту пору монастырей, они же собирали лекарственные травы. В конце XV и начале XVI в. начинается быстрое развитие русской культуры и науки. Возникает стремление вскрыть причину болезни, предотвратить и излечить болезнь, что порождает интерес к лекарствам и ведет к возникновению лекарственной ботаники, представленной многочисленными «травниками», «зельниками» и «вертоградами». Большинство из них представляют собой переводы иностранных книг с добавлением сведений об отечественных лекарственных растениях. Наиболее важный лечебник «Вертоград» переведен в 1534 г. с немецкой печатной книги «Hortus sanitatis». Русские рукописи носят самобытный характер, в них много нового, оригинального из русской народной медицины. В рукописных лечебниках довольно подробно сообщалось об оборудовании аптек того времени и о технологии лекарств. Иногда в лечебниках можно встретить чернильные зарисовки аптечной посуды, малых и больших перегонных аппаратов. Особое место в рукописях уделялось количествам назначаемого лекарства и связи дозы с возрастом и физической крепостью больного. Аптекари давали советы, как применять то или иное средство, и таким образом в известной мере врачевали больных.

     К этому времени большая часть  сырья состояла из дикорастущих лекарственных  растений, причем помясы направлялись на заготовку даже в Сибирь. Лекарства изготовлялись из растений в аптекарских «поварнях». Интересно отметить, что в то время среди применяемых в народе средств особенно много было витаминных (шиповник, рябина, черная смородина) и фитонцидных растений (лук, чеснок, хрен, редька), которые используются и в современной медицине.

     Первый  дипломированный аптекарь появился в Москве в 1581 году. Это был Джеймс Френч, который приехал с рекомендательным письмом от английской королевы Елизаветы в группе медиков по просьбе Ивана Грозного. Он открыл аптеку в Кремле, против Чудова монастыря, на участке, занимаемом теперь зданием Президиума Верховного Совета СССР. Эта аптека обслуживала только царскую семью.

     В 20-х годах XVII века был основан  Аптекарский приказ. Он стал центральным  правительственным органом, ведающим всем врачебным делом в стране. В его обязанности входило  наблюдение за врачевателями всех категорий. Аптекарский приказ заведовал сбором, закупкой и разведением лекарственных растений, руководил «помясами» (сборщиками трав) и их деятельностью, наблюдал за качеством лекарств. При Аптекарском приказе была организована библиотека русских и иностранных книг по медицине, работали переводчики и переписчики. До наших дней сохранилось около 500 рукописей по лекарственным растениям. В ведении Аптекарского приказа было назначение врачей в армию, обеспечение полковых аптек медикаментами, проведение судебно-медицинской экспертизы. Он «прилагал старания о всеобщем здравии сограждан, о воспрепятствии распространения прилипчивых болезней», а также осуществлял контроль за качеством лекарств, применяемых лекарями и отпускаемых аптеками и лавками. В задачу Аптекарского приказа входило разведение и сбор лекарственных растений в аптекарских огородах (садах), которые были известны в Москве еще со времен ИванаIII. При Петре I аптекарский огород, находившийся у кремлевской стены, был переведен в Мещанскую слободу (ныне проспект Мира), а в 1805 году перешел в собственность Университета и стал называться Ботаническим садом. 

     Аптекарский приказ создал довольно стройную по тем  временам систему сбора лекарственных  растений. Сбор лекарственных трав возлагался на податные сословия в  качестве обязательной повинности. Существовал  и целый штат особых сборщиков—«травников». Растения собирали, «когда трава, цвет и коренья в совершенной своей силе будут». Собранные растения перед отправкой в Москву перебирали «начисто, чтобы в них иной травы и земли не было»; далее растения надлежало «высушить на ветре или в избе на легком духу, чтоб о жару не зарумянело, а затем зашить в холстины, положить в лубяные коробы, «а те коробы зашить в рогожи накрепко, чтоб из тое травы дух не вышел». Лекарственное сырье поступало на особые склады, так называемые аптекарские дворы. В XVII веке в Москве их было несколько: на Варварке (ныне улица Разина), близ Арбатских ворот, на Смоленской улице возле Воздвиженского монастыря (угол проспекта Калинина и улицы Маркса—Энгельса). Сохранилось лишь одно из строений этого двора (трапезная) на территории Музея архитектуры имени А. В. Щусева.

     В 1701 году в составе общей отчётности были перечислены люди дворцов:

     На  Кормовом дворце работали: помясов — 86.

     На  Хлебном дворце работали: помясов —44.

     Служащие  Большого Дворца одевались, как правило, в красные кафтаны.

     В XVI-XVIII вв. отпуск лекарств был как "безденежным", так и по особой расценке. "Безденежные" лекарства отпускались пострадавшим во время пожаров и других бедствий, а также заслуженным боярам, раненым, увечным и инвалидам. Но лекарств явно не хватало, и остро чувствовалась  необходимость в освоении и использовании  местных лекарственных ресурсов.

     Заготовкой, сушкой, транспортировкой лекарственного растительного сырья занимались особые специалисты - "помясы" или "травники", которые работали чаще всего группами, выезжали на все лето. Травы собирались по особой "росписи". Но иногда сбор трав превращался в своеобразную повинность.

     Особенно  широко практиковался сбор дикорастущих лекарственных растений в царствование Алексея Михайловича. На протяжении многих лет Казанский уезд был  основным центром заготовки почечуйной травы. Об этом свидетельствует ряд  царских указов, собранных в "Материалах по истории медицины в России". Так, в мае 1663 г. в Нижний Новгород был отправлен "собирать травы, коренья  и водки делать" костоправ Иван Овдокимов. В июне он же прибыл в  Казань, чтобы взять "знающих людей  добрых и собирать траву чечуйную с цветом и кореньями 10 пудов". Интересно, что в указе имелись подробные указания о том, как сушить и транспортировать траву: "Сушить на ветре или в избе на легком духу, чтобы трава от жapy не зарумянела и не загнила. Набить в мехи корпяные, увертеть в рогожи, увязать накрепко, чтобы дух не вышел". Есть указы о заготовке чемерицы черной и чечуйной травы от 1666 г.

     Возникновение провинциальных аптек было тесно  связано с развитием военно-полевой  медицины. Немногочисленные полковые врачи лечили "ратных людей" собственными средствами. Но в середине XVII в. порядок  изменился. В полки стали поставляться обозы с лекарствами. Так, в царском  указе от 1663 г. говорится о том, что в деревню Кызылбаши под Казанью в полк Ф.Волконского был направлен лекарь Лучка Салтыцкий, который "делал водки, масла и бальзамы, собирал травы, коренья ... и велено ему было в кызылбашской земле купить корки хины 20 пудов и привезти в Москву".

     В указе от 1669 г. говорится, что в  полк боярину Долгорукому под  Казань было "отпущено для лечения  ратных всякого чина людей лекарств 44 наименования". В 1670 г. с лекарем  Яковом Дементьевым в Казанский  дворец было отправлено для лечения  раненых 43 наименования лекарств.

     В те времена много внимания уделялось  лекарственному обеспечению "ратных людей". В лечебнике Г.Бухана отмечается, что военные люди должны быть хорошо одеты и хорошо питаться, больных нужно изолировать, необходимо соблюдать чистоту в военных лагерях. Но при этом обеспечение "ратных людей" лекарствами значительно отличалось от лекарственного обеспечения знати. Так, для солдата в качестве припарки достаточно было использовать "распаренную солому в кислых щах", а для знатного человека прописывалась припарка, состоящая из 25 наименований лекарственных средств.

     Анализ  лечебников и травников того времени  показал, что в XVII-XVIII вв. применялись  в основном лекарственные средства растительного (до 80% в XVIII в.), животного  происхождения и минералы. При  этом использовались различные лекарственные  формы, многие из которых давно забыты. Например, уксомеды представляли собой смесь меда, в основном липового, и уксуса. Уксус получали из растений (уксус репский, уксус розовый, уксус "морского луку"). Применяли уксомеды в основном при простудных заболеваниях. "Катышками" называли вязкие смеси, состоящие из основы - сиропа или "розовой консервы" - и лекарственных средств. Были катышки "вязотельные", "грудные", "меркуриальные" и др. Электуарий (кашка) - лекарственная форма, близкая к катышкам (вязкие жидкости). Были электуарии "мягчительные" и "утолительные". Плюмверон - лекарственная форма, состоящая из каломели, золотой сурьмяной серы и экстракта солодки. Ее применяли исключительно при кожных заболеваниях.

     При заболеваниях глаз обычно рекомендовались  тизаны. В их состав входили настои, отвары, сиропы. Состав этих лекарственных форм не отличается особой сложностью. Но самой сложной лекарственной формой был терьяк - чудовищный набор лекарств от разных болезней, соединенных воедино. Из других лекарственных форм в лечебниках часто упоминаются мази, настои, декокти, оподельдоки, пилюли, свечки, сыворотки, бальзамы, содержащие смолистые вещества и густые масла, сиропы, вина и лекарственные водки. 

     В лечебниках XVIII в. есть свидетельства того, что уже в те времена уделялось большое внимание профилактике заболеваний. Так, например, в "Простонародном, лечебнике" П.Енгалычева приводится способ прививания оспы, "средства для предохранения себя от чахотки", "средства предохранения от рака", "средства предохранения от ударов". Интересно, что часто предлагалось заменить отсутствующий "иноземный" ингредиент местным. При отсутствии хины для лечения лихорадки рекомендовалось применять вербу, иву, каштан, калину, ясень или терн.

     В "Полном и всеобщем домашнем лечебнике" Г.Бухана приводятся меры профилактики профессиональных заболеваний. Так, литейщикам и стекольщикам рекомендовался свежий воздух, холодная вода с малым количеством уксуса и хорошая пища.

     Уже в XVII-XVIII вв. большое внимание уделялось  вопросам гигиены и санитарии. В  лечебниках приводятся важнейшие наставления  о предупреждении болезней и "хранении" своего здоровья, рекомендуется соблюдение диеты - "умеренность по справедливости может названа быть матерью или испытанником здоровья", необходимость "телодвижения", свежего воздуха и хорошие эмоции: "те, кто и знают цену здоровья, должны избегать гнева как яда смертельнейшего". В лечебниках давалось и ботаническое описание растений, рекомендации по сбору, сушке и хранению.

     В "Простонародном лечебнике" П.Енгалычева описан способ ухода за зубами: "нужно протирать зубы порошком из сожженного хлеба". При этом лечебник предупреждает, что "холодная и сладкая пища вредна для зубов". Есть там рекомендации по содержанию бытовых условий жилища и личной гигиены. Такой лечебник можно уже назвать энциклопедией по "здоровому образу жизни".

Удивительные  чувства испытывает современный  читатель старинных лечебников. С  одной стороны, понимает наивность  и несовершенство методов и приемов  лечения, скудности ассортимента лекарственных  средств, с другой - видит оригинальность рецептуры и технологии, вновь  обретает забытые лекарственные  вещества, поражается мужеству и упорству аптекарей и врачевателей тех  лет, выступавших со своим нехитрым арсеналом на борьбу с

недугом. 
 
 
 

 Орловский  Базовый Медицинский Колледж

                                   Реферат по предмету фармакогнозия: 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Подготовил:

 студент  33 фарм группы

Гаврилюк  Александр. 

                                            13 сентября 2010 г.

Список  литературы:

http://revolution.allbest.ru

http://lechebnik.info

http://www.medicflower.ru/history.htm

Информация о работе История развития фармакогнозии