Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:29, курсовая работа
Никотин — бесцветное, маслянистое вещество, содержащееся в табаке и вызывающее у курильщика зависимость. Этот наркотик вызывает самое быстрое привыкание из всех известных человечеству веществ: чтобы пристраститься к нему, может потребоваться лишь одна сигарета.
Чаще всего люди, которые запросто бросили курить, — это те, кто пережили шок. Возможно, их близкий родственник умер из‑за болезни, вызванной курением, или они сами пережили сильный испуг. Конечно, теперь им легко говорить: «Однажды я просто решил бросить курить. Вот какой я молодец!» Перестаньте обманывать себя! Ничего не произойдет без ваших усилий.
Давайте попробуем разобраться, почему бросить курить по методу силы воли настолько трудно. Большую часть жизни мы живем по принципу страуса, зарывая голову в песок, в соответствии с девизом: «Я брошу курить завтра». Время от времени нечто служит толчком к тому, что мы пытаемся бросить курить. Поводом может послужить забота о здоровье, деньги, общественное осуждение, или с нами может приключиться особенно тяжелый приступ удушья, после которого мы понимаем, что не получаем от курения никакого удовольствия. Какой бы ни была причина, мы высовываем голову из песка и начинаем взвешивать все «за» и «против» курения. Затем приходим к тому, о чем знали всю жизнь: на основе логической оценки возможен только один вывод —надо бросить курить!
Если бы вы сели и проставили баллы от одного до десяти всем преимуществам решения бросить курить, а потом сделали бы то же самое с преимуществами курения, то общая сумма баллов, отданных за то, чтобы бросить курить, намного перевесила бы недостатки этого решения.
Тем не менее, хотя курильщик и знает, что ему намного лучше быть некурящим, он искренне верит, что, бросая курить, приносит немыслимую жертву. Хотя это всего лишь заблуждение, но это — очень сильное заблуждение. Курильщик, сам не зная почему, верит, что сигареты помогают ему и в горе, и в радости.
На другой стороне каната — то, что маленькое чудовище, засевшее в вашем чреве, не получило свою дозу. Это ощущение не вызывает физической боли: если бы подобный дискомфорт было вызван простудой, вы не прекратили бы работать и уж точно не впали бы в депрессию. Вы бы попытались обернуть все в шутку. Курильщик знает одно: он хочет сигарету. Он и сам не понимает, почему для него это настолько важно. Потом маленькое чудовище в чреве запускает большое чудовище прямо в ваш мозг, и человек, который еще несколько часов или дней назад перечислял множество причин, по которым он прекращает курить, кидается в отчаянные поиски любого оправдания, чтобы начать курить снова. Он рассуждает примерно так:
1. Жизнь слишком коротка. В любой момент может взорваться бомба. Завтра я могу попасть под автобус. Я бросил курить слишком поздно. А рак, говорят, в наше время вызывает все подряд.
2. Я выбрал неподходящее время. Мне следовало подождать до Рождества (окончания отпуска или еще какого‑либо важного события в жизни).
3. Я не могу сосредоточиться. Я становлюсь раздражительным и приобретаю дурной характер. Я не могу работать, как следует. Мои друзья и семья перестанут любить меня. Придется признаться честно: ради своих близких я должен снова начать курить. Я — убежденный курильщик, поэтому просто невозможно, чтобы я мог быть счастливым без сигареты. (Именно по этой причине я сам продолжал курить в течение тридцати трех лет.)
Процесс бросания курить затрудняет еще один фактор — ожидание того, что вот‑вот должно нечто произойти. Если ваша цель — сдать тест на вождение автомобиля, вы достигаете цели как только прошли его. В соответствии с методом силы воли вы говорите себе: «Если я смогу продержаться достаточно долго без сигарет, то желание курить, в конце концов, пройдет». Как вы узнаете, что достигли цели? Фокус в том, что вы никогда не узнаете этого, поскольку ждете, что вот‑вот должно нечто произойти, а происходить‑то больше совершенно нечему… Вы прекратили курить в тот момент, когда выкурили свою последнюю сигарету. Сейчас вы, по существу, наблюдаете, как много пройдет времени, прежде чем вы сдадитесь.
Многие экс‑курильщики время от времени выкуривают сигарету: или как «особое угощение», или чтобы убедить самих себя, какие же они все‑таки мерзкие. Все происходит именно так, но как только они докуривают, начинается выведение никотина из организма, а тихий голос в глубине сознания опять заводит свою песню: «Ты хочешь еще одну сигаретку!» Если они закуривают еще одну, ее вкус оказывается таким же отвратительным, и курильщики говорят: «Чудесно! Пока я не получаю от курения удовольствия, я не попаду в зависимость от него. После Рождества/отпуска/трав мы я перестану курить».
Слишком поздно. Они уже вновь пристрастились. Западня, в которую они попали в самом начале, вновь потребовала свою жертву.
Как я постоянно повторяю, в курении нет удовольствия. И никогда не было! Если бы мы курили ради удовольствия, никто и никогда не стал бы курить больше одной сигареты. Мы считаем, что наслаждаемся курением только потому, что не можем поверить, что настолько глупы, чтобы курить, не получая от сигарет никакого удовольствия. Вот почему в нашем курении так много бессознательного. Если бы во время курения каждой сигареты вы отдавали себе полный отчет о количестве и действии вредных веществ, поступающих в легкие, вам пришлось бы сказать себе: «Итак, в общей сложности за всю жизнь это обойдется мне в 50 000 фунтов стерлингов, и, может быть, именно эта самая сигарета станет той, с которой начнется раковый процесс в легких». Но в этом случае пропадет даже сама иллюзия получения наслаждения. Пытаясь заблокировать свой разум от негативных сторон курения, мы чувствуем себя глупо. А если бы нам пришлось примириться с ними, то это стало бы невыносимым! Если вы понаблюдаете за курильщиками, особенно при выполнений общественных функций, то поймете, что они счастливы только тогда, когда не осознают, что курят. Как только они понимают это, то, как правило, начинают чувствовать себя виновато и неловко. Мы курим, чтобы накормить маленькое чудовище… и как только вы удалите его из вашего тела и ума, у вас не будет ни потребности, ни желания курить.
II. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ КУРЯЩИХ В СУРГУТЕ
2.1 Добровольное рабство
Обычно курильщики пытаются перестать курить, выдвигая основными причинами здоровье, деньги и социальное неодобрение этой пагубной привычки.
В прошлом столетии люди упорно боролись за отмену рабства, и все же курильщик живет, по доброй воле продав себя под ярмо. Кажется, он даже не осознает, что в те моменты, когда ему разрешено курить, хотел бы быть некурящим. Для большинства сигарет, выкуренных нами в течение жизни, справедливо утверждение, что мы не только не получаем от них никакого удовольствия, но даже не осознаем, что курим их. И только после некоторого периода воздержания мы начинаем обманывать самих себя, считая, что сигарета доставляет нам удовольствие (например, первая утренняя, послеобеденная и т.д.).
Сигарета только тогда приобретает для нас огромную ценность, когда мы пытаемся курить меньше или перестать курить совсем, или тогда, когда общество силой принуждает нас к этому (например, в церкви, больнице, супермаркете, театре и т.п.). Заядлый курильщик должен учитывать, что подобная тенденция все усиливается. Сегодня она коснулась вагонов метро. Завтра — всех общественных мест.
Ушли те времена, когда курильщик мог зайти к другу или незнакомому человеку и спросить: «Не возражаете, если я закурю?» Сегодня бедный курильщик, приходя в дом незнакомого человека, судорожно оглядывается вокруг в поисках пепельницы в надежде увидеть в ней окурки. Если пепельницы не видно, он пытается продержаться, а если не может, то просит разрешения закурить и, вероятнее всего, слышит в ответ: «Курите, если это вам необходимо», или «Ну, мы предпочли бы, чтобы вы не курили. Знаете, запах табака потом долго не выветривается».
Бедняга и так уже чувствует себя ничтожеством, а тут и вовсе молит, чтобы земля разверзлась и поглотила его.
Помню, что когда я был курильщиком, каждое посещение церкви становилось для меня суровым испытанием. Даже во время свадьбы дочери, выступая в роли гордого отца, я стоял и думал: «Хоть бы все это побыстрее закончилась тогда мы сможем выйти на улицу и устроить перекур».
Вам поможет наблюдение за курильщиками во время подобных церемоний. Они толпятся вместе, и у них обязательно много сигарет. Пачек двадцать ходит по кругу, а разговор всегда один и тот же:
— Вы курите?
— Да, хотите сигаретку?
— Спасибо, я угощусь попозже.
Они прикуривают и глубоко затягиваются, думая про себя: «Какие же мы счастливые! Мы получили свою маленькую награду. А беднягам некурящим ничего не досталось».
Но «бедняге» некурящему такая награда и не нужна. Мы были созданы не для того, чтобы жить, постоянно отравляя собственный организм. Грустно, что даже в тот момент, когда курильщик курит сигарету, он не ощущает тех чувств покоя, уверенности в себе и спокойствия, которые некурящий испытывает всю свою свободную от курения жизнь. Сидя в церкви, некурящий не чувствует беспокойства и не хочет, чтобы происходящее поскорее закончилась. Он может полностью наслаждаться каждым моментом жизни.
Для меня самой потрясающей радостью бытия некурящего стала свобода от этого рабства, возможность жить в ладу с самим собой, а не проводить большую часть времени, страдая от необоримого желания закурить, а потом закурив, думать, что лучше бы я этого не делал!
3.2 Социальная диагностика.
Понятие социальной технологии определяется и как деятельность, базирующаяся на использовании определенных способов этой деятельности. В этой связи она может быть описана как ряд этапов. Обычно в ней выделяют следующие три этапа:
1) теоретический, на котором определяется цель социальной поддержки, ее объект, с расщеплением последнего на составляющие и выяснением его социальных связей;
2) методический, для которого характерен выбор методов вмешательства, включая средства получения информации о клиенте, его ситуации, а также способы активизации клиента в контексте улучшения этой ситуации;
3) процедурный, связанный с организацией практической деятельности по оказанию помощи клиенту или по профилактике трудной жизненной ситуации.
Диагностика определяется как поиск ответа на следующие вопросы: проблема, ее причины, другие существенные взаимосвязи (ряд факторов, усугубляющих или смягчающих данную проблему, но не являющихся ее непосредственными причинами), возможности клиента в отношении решения проблемы и, наконец, возможные направления дальнейших действий. Постановка диагноза включает в себя сбор и анализ информации о клиенте, его ситуации, беседы с клиентом, другими участниками ситуации, в ряде случаев не входящими в ближайшее окружение клиента.
Диагностика – не формальная процедура. Подключая клиента к данному процессу, специалист стремится выявить характер и суть его проблемы, потребности, мотивацию клиента, определить ресурсы, имеющиеся у него и его окружения. Проблема уточняется по мере достижения согласия между специалистом и клиентом относительно цели их сотрудничества.
Диагностика по эталону – следующая из используемых в практике социальной работы модель диагностики – предполагает наличие модели должного состояния объекта, по отношению к которому он оценивается. Задача специалиста заключается в определении уровня и типа отклонения реального состояния объекта вмешательства от нормативного. Норматив может представлять собой некий идеал. Критики данного подхода обращают внимание на игнорирование его приверженцами системной природы и специфики ситуации, в которой существует объект.
Техническая, медицинская, психологическая диагностика очень хорошо оснащены – теории, методики, аппаратура, препараты, индикаторы[2]… В социальной диагностике это оснащение более скудно. Причем, если речь вести о диагностике в широком смысле слова, то основные ее методы – это опросы, включая телефонные, групповое и индивидуальное анкетирование, экспертная оценка, анализ статистических данных различных государственных и негосударственных организаций, наблюдение, различные индексы.
Что касается цели, то в разных моделях социальной диагностики она определяется по-разному. Так, основой предметного подхода (модели) является ориентация на объективность в описании объекта вмешательства на основе формальных показателей и исходных концептуальных схем. Сам объект вмешательства рассматривается через призму его онтологии. Методологическая база анализируемого подхода – естественно-научная парадигма. Слабое место подхода заключается в том, что объект берется в статике. Цель диагностики определяется в рамках данного подхода как определение степени проявления в объекте типичных свойств, характерных для объектов данного класса.
2.3 Анкетирование студентов.
Сотни курящих людей каждый день мы видим на улице. Увы, но они уже не стыдятся этой пагубной привычки. Мы решили поинтересоваться у молодого поколения, проведя опрос, что их побуждает взять в руки сигарету и как вообще они относятся к курению.
Число опрошенных составляло 166 человек (студенты СурГу, РГСУ, СурГПУ), среда них девушек 113, а молодых людей 53. На вопрос, считают ли они курение вредным, 90% ответили «конечно, вредно», остальные посчитали это не очень вредным или затруднились ответить.
Мотивы, по которым чаще всего начинают курить, опрошенные отметили следующие: за компанию 49%, модно 27% и для снятия напряжения 24%.
Далее мы поинтересовались, в чем, на их взгляд, наибольший вред о курения и что нужно людям, чтобы бросить курить. (приложение 2)
В следующем этапе опроса участвовали только курящие. Весьма интересные ответы мы получили на вопрос о причинах начала курения. 35% парней закурили, чтобы чем-то себя занять, 30,5% ответили, что это успокаивает нервы, 13% опрошенных парней сознались, что курение оказалось эффектным, и они попали под влияние окружающих. И 8,5% начали делать это, чтобы не отличаться от других. Подавляющее большинство девушек (45%) думают, что начали курить для успокоения нервов, 30% под влиянием окружающих, 15% - чтобы чем-то себя занять, 5% посчитали что это эффектно а 15% затруднились ответить на этот вопрос.
Информация о работе Изучение проблемы никотиновой зависимости