Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:59, реферат
В семнадцатом столетии началось бурное развитие механики, которое оказалось плодотворным и для химии. Развитие механики привело к созданию паровой машины и положило начало промышленной революции. Человек получил машину, которая, казалось, может делать всю тяжелую работу на свете. Но использование огня в паровой машине возродило у химиков интерес к процессу горения. Почему одни предметы горят, а другие не горят? Что представляет собой процесс горения?
Теплоту Ломоносов понимал как движение материальных частиц и впервые отчетливо показал, из чего состоят окружающие нас тела. По его мнению, тела состоят из «первичных корпускул», которые в свою очередь «есть собрание элементов...» А «элемент есть часть тела, не состоящая из каких-либо других меньших и отличающихся от него тел».
Относительно флогистона Ломоносов придерживался мнения, что он существует и представляет собой «горючий воздух», «горючий пар», выделяющийся «при растворении какого-либо неблагородного металла, особенно железа, в кислотных спиртах...». «Горючий пар», выделяющийся при этих реакциях, – это водород.
Окончательный приговор флогистонской теории вынес француз Антуан Лоран Лавуазье.
Первые выступления Лавуазье против флогистона относятся к 1772 г., когда он представил Французской академии описание опытов по сжиганию фосфора и серы. Вывод тогда он предлагал такой: при горении воздух вступает в соединение с горящим материалом. Через два года горением он стал заниматься еще более интенсивно и пришел к твердому убеждению, что «первоэлемент» воздух – не простое тело, а смесь газов. Одна часть этих газов нужна для горения, другая – нет.
В 1783 году
Лавуазье напечатал "Размышления
о флогистоне", которые стали
своего рода похоронным маршем по старой
теории. Опираясь на свои открытия, он
доказал полнейшую ненужность теории
флогистона. А спустя два года решил
изложить открытые им новые факты
и объяснения различных явлений
с точки зрения кислородной теории
в кратком «Элементарном курсе химии».
Создание
антифлогистической химии благотворно
отразилось на развитии как теоретических,
так и экспериментальных исследований.
На рубеже 18 и 19 веков, единомышленники
и последователи Лавуазье во Франции успешно
продолжали развивать основные положения
кислородной теории горения и дыхания,
объясняя с новых позиций различные химические
явления и устраняя остатки флогистических
воззрений и устаревших представлений.
Несмотря на критику, теория флогистона сыграла и положительную роль в развитии химии. Она позволила рассматривать и объяснять совершенно различные явления с единой точки зрения, что способствовало, с известной степени, прогрессу химии. Так реакция окисления отвечает потере флогистона, а восстановления - приобретению. Аналогично можно объяснить при помощи флогистона и явление дыхания.
С помощью теории флогистона ученые XVII века неплохо объясняли многие явления природы и заводской техники, которые казались непонятными. Долгое время эта теория помогала химикам в их исследованиях, и они не сомневались в том, что она верна.
Флогистонная
теория послужила мощным стимулом для
развития количественного анализа
сложных тел, без которого было бы
абсолютно невозможным
На основе флогистонных представлений сформировалась номенклатура веществ; предпринимались попытки связать такие свойства вещества, как цвет, прозрачность, щёлочность и т.п., с содержанием в нём флогистона. Французский химик Пьер Жозеф Макёр, автор весьма популярного учебника "Элементы химии" и "Химического словаря", писал в 1778 г., что флогистонная теория "…наиболее ясна и наиболее согласна с химическими явлениями. Отличаясь от систем, порождённых воображением без согласия с природой и разрушаемых опытом, теория Шталя – надёжнейший путеводитель в химических исследованиях. Многочисленные опыты… не только далеки от того, чтобы её опровергнуть, но, наоборот, становятся доказательствами в её пользу". По иронии судьбы, учебник и словарь Макёра появились в то время, когда век флогистонной теории подошёл к концу.
Эта теория
позволила рассматривать с
Следует, однако, иметь в виду, что быстрый прогресс химии в конце XVIII в. был обусловлен отнюдь не тем, что химики истолковывали вновь добывавшиеся ими новые факты с точки зрения флогистического учения. Со второй половины XVIII века в химии, под влиянием потребностей бурно развивавшейся промышленности и других факторов, в том числе и потребностей самой химии, началось быстрое накопление экспериментального материала, главным образом данных о составе различных солей, минералов, растительных извлечений и т. п. Эти новые факты, добытые в эпоху господства теории флогистона, но совершенно независимо от существования этого учения, и явились той базой, на которой стала возможной и «химическая революция» и внедрение в химию атомистики и учения об элементах.
Теория
флогистона не сразу была принята
всеми химиками. Она получила широкое
распространение главным
Достоинства теории флогистона:
- она
просто и адекватно описывает
экспериментальные факты,
- теория
внутренне непротиворечива, т.
- теория флогистона целиком основана на экспериментальных фактах;
- теория
флогистона обладала
теорию флогистона, благодаря которой химия освободилась от алхимии, то есть от мистического истолкования превращения веществ. Теория флогистона сыграла положительную роль в развитии теоретической и практической химии XVIII века.
Информация о работе Изучение процессов горения во второй половине XVII века