Изучение процессов горения во второй половине XVII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:59, реферат

Описание

В семнадцатом столетии началось бурное развитие механики, которое оказалось плодотворным и для химии. Развитие механики привело к созданию паровой машины и положило начало промышленной революции. Человек получил машину, которая, казалось, может делать всю тяжелую работу на свете. Но использование огня в паровой машине возродило у химиков интерес к процессу горения. Почему одни предметы горят, а другие не горят? Что представляет собой процесс горения?

Работа состоит из  1 файл

история фармации 2.docx

— 399.11 Кб (Скачать документ)

Теплоту Ломоносов понимал как движение материальных частиц и впервые отчетливо  показал, из чего состоят окружающие нас тела. По его мнению, тела состоят  из «первичных корпускул», которые  в свою очередь «есть собрание элементов...» А «элемент есть часть  тела, не состоящая из каких-либо других меньших и отличающихся от него тел».

Относительно  флогистона Ломоносов придерживался  мнения, что он существует и представляет собой «горючий воздух», «горючий пар», выделяющийся «при растворении какого-либо неблагородного металла, особенно железа, в кислотных спиртах...». «Горючий пар», выделяющийся при этих реакциях, – это водород.

Окончательный приговор флогистонской теории вынес француз Антуан Лоран Лавуазье.

Первые  выступления Лавуазье против флогистона  относятся к 1772 г., когда он представил Французской академии описание опытов по сжиганию фосфора и серы. Вывод  тогда он предлагал такой: при  горении воздух вступает в соединение с горящим материалом. Через два  года горением он стал заниматься еще  более интенсивно и пришел к твердому убеждению, что «первоэлемент» воздух – не простое тело, а смесь  газов. Одна часть этих газов нужна  для горения, другая – нет.

В 1783 году Лавуазье напечатал "Размышления  о флогистоне", которые стали  своего рода похоронным маршем по старой теории. Опираясь на свои открытия, он доказал полнейшую ненужность теории флогистона. А спустя два года решил  изложить открытые им новые факты  и объяснения различных явлений  с точки зрения кислородной теории в кратком «Элементарном курсе химии». 

Создание  антифлогистической химии благотворно  отразилось на развитии как теоретических, так и экспериментальных исследований. На рубеже 18 и 19 веков, единомышленники и последователи Лавуазье во Франции успешно продолжали развивать основные положения кислородной теории горения и дыхания, объясняя с новых позиций различные химические явления и устраняя остатки флогистических воззрений и устаревших представлений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Значение теории флогистона для химии.

Несмотря  на критику, теория флогистона сыграла  и положительную роль в развитии химии. Она позволила рассматривать  и объяснять совершенно различные явления с единой точки зрения, что способствовало, с известной степени, прогрессу химии. Так реакция окисления отвечает потере флогистона, а восстановления - приобретению. Аналогично можно объяснить при помощи флогистона и явление дыхания.

С помощью  теории флогистона ученые XVII века неплохо  объясняли многие явления природы  и заводской техники, которые  казались непонятными. Долгое время  эта теория помогала химикам в  их исследованиях, и они не сомневались  в том, что она верна.

Флогистонная  теория послужила мощным стимулом для  развития количественного анализа  сложных тел, без которого было бы абсолютно невозможным экспериментальное  подтверждение идей о химических элементах. Теория флогистона объясняла причины изменения внешнего вида и свойств веществ, а изменения веса, как в то время считалось, не так уж важны.

На основе флогистонных представлений сформировалась номенклатура веществ; предпринимались  попытки связать такие свойства вещества, как цвет, прозрачность, щёлочность и т.п., с содержанием в нём  флогистона. Французский химик Пьер Жозеф Макёр, автор весьма популярного учебника "Элементы химии" и "Химического словаря", писал в 1778 г., что флогистонная теория "…наиболее ясна и наиболее согласна с химическими явлениями. Отличаясь от систем, порождённых воображением без согласия с природой и разрушаемых опытом, теория Шталя – надёжнейший путеводитель в химических исследованиях. Многочисленные опыты… не только далеки от того, чтобы её опровергнуть, но, наоборот, становятся доказательствами в её пользу". По иронии судьбы, учебник и словарь Макёра появились в то время, когда век флогистонной теории подошёл к концу.

Эта теория позволила рассматривать с единой точки зрения различные химические процессы, которые ранее считались  совершенно разнородными и объяснялись  в каждом случае особыми причинами. Особенно важно, что эта теория давала возможность просто объяснять явления  окисления и восстановления металлов. Теория флогистона оплодотворила и экспериментальные исследования химиков, получившие в XVIII в. широкое развитие. Как указывает Дж. Бернал: «Центральным вопросом, вокруг которого вращалась эта теория, была универсальность противоположных процессов флогистации-дефлогистации. Таким образом, она объединяла сходные процессы и разделяла несходные».

Следует, однако, иметь в виду, что быстрый  прогресс химии в конце XVIII в. был обусловлен отнюдь не тем, что химики истолковывали вновь добывавшиеся ими новые факты с точки зрения флогистического учения. Со второй половины XVIII века в химии, под влиянием потребностей бурно развивавшейся промышленности и других факторов, в том числе и потребностей самой химии, началось быстрое накопление экспериментального материала, главным образом данных о составе различных солей, минералов, растительных извлечений и т. п. Эти новые факты, добытые в эпоху господства теории флогистона, но совершенно независимо от существования этого учения, и явились той базой, на которой стала возможной и «химическая революция» и внедрение в химию атомистики и учения об элементах.

Теория  флогистона не сразу была принята  всеми химиками. Она получила широкое  распространение главным образом  благодаря деятельности учеников Шталя, многие из которых прославились не столько как теоретики, сколько как экспериментаторы и химики-технологи. Несомненно, что по крайней мере отчасти их достижения в области технической химии и привлекали внимание ученых разных стран Европы. Из сочинений по технической химии, а также из трудов химиков-аналитиков — сторонников теории флогистона и были восприняты европейскими химиками флогистические доктрины.

Достоинства теории флогистона:

- она  просто и адекватно описывает  экспериментальные факты, касающиеся  процессов горения;

- теория  внутренне непротиворечива, т.е.  ни одно из следствий не  находится в противоречии с  основными положениями;

- теория  флогистона целиком основана  на экспериментальных фактах;

- теория  флогистона обладала предсказательной  способностью.

теорию  флогистона, благодаря которой химия  освободилась от алхимии, то есть от мистического истолкования превращения веществ. Теория флогистона сыграла положительную  роль в развитии теоретической и  практической химии XVIII века.

Информация о работе Изучение процессов горения во второй половине XVII века