Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:38, реферат
Значение “Канона врачебной науки” для развития медицины.
Огромную роль в развитии медицины сыграла научная и практическая деятельность Ибн Сины.
Ибн Сина принадлежит к числу величайших ученых Средней Азии, обогативших мировую науку достижениями первостепенной важности. Труды Ибн Сины и его великого современника Абу Райхана Беруни знаменовали наивысшую ступень развития науки на средневековом Востоке.
Версия для печати |
Реферат: "Канон
врачебной науки"
и его значение
для развития медицины
Значение “Канона врачебной науки” для развития медицины.
Огромную роль в развитии медицины сыграла научная и практическая деятельность Ибн Сины.
Ибн Сина принадлежит к числу величайших ученых Средней Азии, обогативших мировую науку достижениями первостепенной важности. Труды Ибн Сины и его великого современника Абу Райхана Беруни знаменовали наивысшую ступень развития науки на средневековом Востоке.
Отец Ибн Сины,
Абдаллах, был родом из Балха. В
период правления саманидского эмира
Нуха ибн Мансура (976-997) Абдаллах переехал
в Бухару, где был назначен начальником
сбора налогов с селения
С раннего детства
Ибн Сина обучался корану и адабу
(сюда входили грамматика, стилистика
и поэтика) к 10 годам жизни в
обеих областях достиг совершенства.
Кроме того, он изучал арифметику и
алгебру, а потом под руководством
своего домашнего учителя Абу
Абдаллаха ан-Натили начал изучать
логику, Евклидову геометрию и
“Альмагест” Птолемея. Однако скоро
ан-Натили вынужден был признать, что
исчерпал свой учебный материал и
уже не в состоянии удовлетворить
познавательный интерес мальчика, и
Ибн Сина самостоятельно продолжал
свое учение. Он с увлечением занялся
изучением естественных наук, и прежде
всего медицины. Одновременно занимался
врачебной практикой –
Основательно усвоив логику, естествознание, медицину и др. науки Ибн Сина перешел к метафизике, считавшейся тогда одним из основных разделов философии.
Завоевание Бухары Караханидами, падение династии Саманидов (999 г.) и последовавшие за этими событиями феодальные междоусобицы не позволили Ибн Сине продолжить свои научные занятия в Бухаре. В 1002 г. умер его отец. Все это побудило Ибн Сину покинуть родной город и отправиться в Хорезм, в Ургенч, где политическая обстановка была более благоприятной.
Жестокий правитель Гасни султан Махмуд (998-1030), который опирался в своей политике на реакционное духовенство и подавлял всякое проявление научного свободомыслия, стремился включить богатые земли Хорезма в состав своего государства. Не желая попасть в подчинение этому правителю, Ибн Сина примерно 1010 – 1011 гг. тайно покинул Хорезм и отправился в Хорасан. Он прибыл в Гурган, феодальное княжество на юго-восточном побережье Каспийского моря. Здесь Ибн Сина познакомился с Абу Убейдом Джузджани, который стал его верным учеником, сопутствовавшим ему до конца его жизни. Джузджани записал со слов Ибн Сины его автобиографию, доведенную до прибытия ученого в Гурган. Он оставил нам и описание дальнейших событий жизни своего учителя. Благодаря этому мы располагаем достоверными сведениями о жизни и деятельности Ибн Сины.
В Гургане Ибн
Сина возобновил научную работу и
врачебную практику. Он приступил
Первой книги своего главного труда
по медицине – “Канона врачебной
науки” и др. сочинений. В 1014 г. Ибн
Сина покидает Гурган и некоторое
время живет в Рее и Казвине.
Затем прибывает в Хамадан
и поступает на службу к буидскому
правителю Шамс ад-дауле (997-1021) с
начала в качестве придворного врача,
а за тем и визира. Здесь он
написал многие свои произведения,
начал работу над многотомной
философской энциклопедией “
В 1023 г. Ибн Сина переезжает в Исфаган и завершает там “Китаб аш-шифа”, создает другие труды в том числе свою краткую философскую энциклопедию на персидском языке “Даниш-наме” (“Книга знания”).
Почти непрерывные скитания по городам Мавераннахра и Ирана, постоянный напряженный труд, бессонный ночи, неоднократные тюремные заключения надломили организм ученого. Он страдал колитом, от которого он и умер в рамазане 428 г. (в июне 1037 г.) в возрасте 57 лет. Ибн Сина был похоронен в Хамадане, его могила сохранилась до наших дней.
Как подлинный ученый – энциклопедист Ибн Сина с большим успехом работал почти во всех областях знания. В источниках упоминается свыше 450 названий его сочинений, а число дошедших до нас трудов около 240. Они охватывают такие области науки, как философия, медицина, логика, психология, “физика” (т. е. естествознание), астрономия, математика, музыка, химия, этика, литература, языкознание и др.
Однако Ибн Сина прославился главным образом благодаря своим трудам по философии и медицине. Из числа дошедших до нас филосовских трудов ученого упомянем “Книгу исцеления” (“Китаб аш-шифа”) , “Книгу спасения” (“Китаб ан-наджат”), “Указания и наставления” (“Ал-ишарат ва-т-танбихат”) и “Книгу знания” (“Да-ниш-наме”).
Ибн Сина использовал
все ценное, что было выработано
его предшественниками в
Определенный интерес представляют работы Ибн Сины по психологии. В этом вопросе он сделал большой шаг к материализму, ибо впервые пытался увязать отдельные виды психической деятельности человека с определенными частями головного мозга.
Общественно-политические взгляды великого философа свидетельствуют о том, что и в этой области он придерживался прогрессивных идеалов. Ибн Сина выступал за идеальное государство, население которого должно состоять из правителей, производителей и войска, и каждый должен заниматься полезной работой.
Ибн Сина с успехом
занимался и другими науками.
Он обладал широкими для своего времени
познаниями в области химии, и
ему приписываются несколько
химических работ. Ибн Сина во многом
содействовал последующему развитию химии,
главным образом благодаря
В области геологии
он высказал оригинальную, близкую
современной научной теории точку
зрения на горообразование. По его мнению,
горы образовались в результате 2 факторов:
1- поднятие земной коры во время сильных
землетрясений, 2 – действие потока
воды, которая в поисках пути делает
большие углубления в долинах
и этим самым обусловливает
Ибн Сина много
занимался и вопросами
Значительный след оставил Ибн Сина и в области поэзии. Многие свои научные трактаты он написал стихами в размере раджаз. Кроме того им написано несколько произведений, которые оказали заметное влияние на последующую персоязычную литературу. Существует связь между посланием Ибн Сины “Ат-тайр” (“Птица”) и известной поэмой “Фаридаддина Аттара” (12 век) “Мантик ат-тайр” (“Разговор птиц”). Эта тема вводится в узбекскую литературу Алишером Навои (1414-1492). Существует еще несколько кит’а и газелей около 40 четверостиший Ибн Сины на персидском языке.
Особенно велики
заслуги Ибн Сины в области
медицины. Его справедливо считают
одним из величайших ученых медиков
в истории человечества. По сведениям
различных источников, общее число
медицинских трудов Ибн Сины доходит
до 50, но из них сохранилось около
30 в степени 8. По содержанию их можно
разделить (за исключением “Канона”)
условно на три группы: 1) труды
общего характера, в которых освещаются
те или иные разделы медицины и
некоторые ее теоретические вопросы;
2) труды о заболеваниях какого-либо
одного органа или об одной конкретной
болезни, например, о заболеваниях сердца
и средствах его лечения, о
болезни толстой кишки (куландж),
о расстройствах функции
Однако главным медицинским трудом Ибн Сины, принесшим ему многовековую славу во всем культурном мире, является “Канон врачебной науки”. Это подлинно медицинская энциклопедия, в которой с логической стройностью излагается все, что относится к профилактике и лечению болезней. В “Каноне врачебной науки”, а также в ряде специальных работ по лекарствоведению (“Книга о лекарствах при сердечных болезнях”, “О свойствах цикория”, “О свойствах уксуса - лида” и др.). Ибн Сина не только объединил разрозненный опыт прошлого и дополнил его результатами собственных наблюдений, но и сформировал ряд принципиальных положений рациональной формации. Если Ибн Аббаз (930-994) указывал на благоприятные условия проверки действия в больнице, то Ибн Сина предлагает систему их испытания, включающую наблюдение за их действием у постели больного, постановку опытов на животных и даже некоторое подобие клинического испытания. При этом Ибн Сина считает наиболее надежным экспериментальный путь проверки действия лекарственных средств и предлагает “условия”, обеспечивающие “чистоту эксперимента”. В “Каноне врачебной науки” содержаться указания на необходимость выявления побочного действия лекарств, на наличие взаимного усиления их и взаимного ослабления действия лекарственных средств при их совместном назначении.
Ибн Сина связывал развитие рациональной фармации с применением лекарственных средств, полученных химическим путем. Эта идея, которую разделяли некоторые арабские и среднеазиатские ученые и врачи (Джабир ибн Хайян ; Рази, Бируни и др.),была в дальнейшем развита алхимиками средневековой Европы, а также врачами эпохи Возрождения и Нового времени. Ибн Сина описал много новых лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения. В частности, с его именем связывают первое применение ртути, которая в 10 в. добывалась в окрестностях Бухары, для лечения сифилиса. Им же как побочное действие ртути описаны проявления ртутного стоматита. Из перечня лекарственных средств, приложенного к Книге второй “Канона врачебной науки”, около 150 значились в первых восьми изданиях русской фармакопеи.
Являясь порождением
древней высокоразвитой культуры, среднеазиатская
медицина в значительной степени
определила уровень и своеобразие
медицины арабского Востока. Обобщающие
энциклопедические труды
Информация о работе "Канон врачебной науки" и его значение для развития медицины