Контрольная работа по "Медицине"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:18, контрольная работа

Описание

Автоматизированные и произвольные движения. Проблема разделения указанных категорий движения сложна. Во многих случаях грань между автоматизированным и произвольно контролируемым действием очень подвижна. Более того, суть обучения двигательным навыкам составляет переход от постоянно контролируемой цепочки более-менее осознанно разделяемых двигательных действий к автоматизированной слитной "кинетической мелодии", которая исполняется со значительно меньшими энергетическими затратами

Содержание

Классификация движений
Нетрадиционные двигательные системы оздоровления: тайцзицюань.

Работа состоит из  1 файл

классификация движений.docx

— 182.33 Кб (Скачать документ)

 

 

 

2. Тайцзицюань

Тайцзицюань – это китайское боевое искусство, сочетающее в себе оздоровительную практику тела и духа,

 основанное на мировоззрении восточных мудрецов. На Востоке учение о здоровье человека берет свое

начало из представлений  о душе и духе, а большинство  боевых искусств уходят корнями в  философию.

 Одно из самых распространенных  учений хорошо известно и на  Западе: считается, что человек  рождается

 с определенным запасом  энергии, и одна из главных  жизненных задач – научиться  правильно расходовать

 и пополнять его.  На этом строится и философия  Тайцзицюань: растяжки, упражнения и медитации этого

 искусства направлены  не только на выработку навыков  самообороны, но и на комплексное  оздоровление

 организма, восполнение  энергетических запасов.

Практика Тайцзи возникла в китайских провинциях, однако скоро ее слава достигла императорского

дворца. В XIX веке это искусство  преподавалось по всей Поднебесной. Тайцзи представляет собой

разновидность ушу, но отличается от него особой утонченностью и более  глубоко проработанной

 философской составляющей. Тайцзи-цюань состоит из плавных медленных движений, которые

 должны выполняться  в состоянии расслабленности.  При этом практика учит достигать  высокой

концентрации на происходящем, и практикующий может моментально отреагировать на изменение

 внешней ситуации.

В настоящее время в  Китае Тайцзицюань не потеряло своей популярности и преподается как боевое

искусство, гимнастика и  философия. Прогуливаясь с утра в  парке, можно встретить людей,

 занимающихся тайцзи. Всеобщая увлеченность практикой объясняется ее универсальностью:

она подходит для человека любого пола и возраста, не требует  от начинающего специальной

физической подготовки.


Оздоровительная гимнастика

 

Методичные занятия Тайцзицюань оказывают благотворное влияние на следующие системы организма человека:

  • нервную;
  • пищеварительную;
  • костно-мышечную;
  • лимфатическую;
  • сердечно-сосудистую;
  • дыхательную.

Каждое движение в этом боевом искусстве отличается высокой  точностью, обеспечивает достаточную  нагрузку на определенные мышцы, а комплекс растяжек повышает их эластичность. Тело становится гибким, сильным, укрепляются  суставы и сухожилия. В результате тренировок стимулируется работа внутренних органов, что способствует общему оздоровлению и обновлению тканей.

Одно из основных движений в Taijiquan – это медленные шаги, осуществляемые за счет плавного переноса веса тела с одной ноги на другую. В результате такой гимнастики чередуется попеременное расслабление и напряжение большого числа мышц. Это приводит к стимулированию кровообращения конечностей, улучшению насыщения тканей кислородом и профилактике варикозного расширения вен и застойных явлений в сосудах. Снимаются усталость и боль в ногах. Глубокое дыхание – еще один обязательный атрибут этого боевого искусства – приводит к улучшению обмена веществ, избавлению от стресса. Человек чувствует себя полным сил, энергичным.

Рассматривая Тайцзицюань в первую очередь как комплекс гимнастических упражнений, можно сказать, что его главной целью является восстановление сил организма и поддержание здоровья, реабилитация после болезни. Потенциал практики настолько впечатляющий, что многие забывают о философии учения и совершенно напрасно.

Тайцзицюань и здоровье

Расслабление всего тела, глубокое и естественное дыхание, плавные  дугообразные движения, источником которых  является поясница и которые управляются  мыслью, — все это приводит к  гармонии «внешнего» и «внутреннего», прочищает каналы, кровеносные и  лимфатические сосуды, улучшает состояние  костной, мышечной и пищеварительной  систем, дает возможность отдыха нервной  системе и, как следствие, улучшается координация функций различных  органов тела. Как показала практика последних десятилетий, занятия тайцзицюань дают оздоравливающий эффект при лечении таких хронических заболеваний, как неврастения, невралгия, гипертония, гастрит, болезни сердца, артрит, диабет, геморрой и другие. Однако тяжелобольным людям следует заниматься под наблюдением врача.

Развитие  тайцзицюань

Чэнь Бантин создал комплексы тайцзицюань на базе 32 форм, содержавшихся в «Каноне о боевом искусстве» Ци Цзигуана, жившего на полвека раньше мастера Чэня и внесшего выдающийся вклад в изучение и распространение боевого искусства в народе. Невозможно с точностью сказать, что Чэнь Вантин взял из других школ, однако можно предположить, исходя из характера движений в семи его комплексах, что им были использованы достижения многих школ боевого искусства, существовавших в то время. Вклад Чэнь Вантина заключается в следующем:

  1. Соединил боевое искусство с техникой даоинь (использование «внутреннего усилия») и туна (метод глубокого дыхания). Таким образом, возникла система упражнений, в которой у занимающегося тайцзицюань сознание, дыхание и движение оказались скоординированны.
  2. Создал спирале- и дугообразные движения, плавные и изящные, связанные одно с другим в единую цепь. Соединил движения с теорией каналов из арсенала китайской традиционной медицины. Во время выполнения движений ци управляется с помощью мысли.
  3. Создал парные упражнения — туйшоу («толкающие руки»). С древних времен существовали виды борьбы, в которых использовались удары ногами, руками, захваты, опрокидывание соперника на землю и т. д. «Толкающие руки» - комбинированный метод, относящийся к традиционному китайскому боевому искусству. Суть его в том, что соперники сцепленными друг с другом руками выполняют обвивающие движения таким образом, чтобы их руки находились в постоянном контакте («прилипшие руки»). Упражнение развивает чувствительность к действиям напарника, его намерениям. Обманув «прилипшую» руку, легким толчком или рывком соперника повергают наземь. Этот метод не только вобрал в себя существовавшие виды борьбы, но и усовершенствовал их. Кроме того, он не требовал специального места, специальной защитной одежды, что позволяло проводить занятия в любое время и в любом месте. В настоящее время метод туйшоу имеет тенденцию к тому, чтобы стать видом спортивного единоборства.
  4. Создал комплекс упражнений с копьем, в котором копье постоянно находится рядом с напарником («прилипшее копьё»). При выполнении этого комплекса соперники совершают круговые, обвивающие движения копьями, делают выпады и отводят назад «прилипшие копья» с невероятной быстротой.
  5. Развил теоретические положения, содержавшиеся в «Каноне о боевом искусстве» Ци Цзигуана, и создал теории о «жестком, скрывающемся в мягком», и об использовании различных движений в зависимости от меняющейся тактики соперника.

Принцип тайцзицюань заключается в том, что все тело расслаблено, акцент делается на умственном усилии, а не на мускульном.

Весь процесс таков: от расслабленности  к мягкости, которая, будучи собранной, становится жесткостью, а затем жесткость  вновь сменяется мягкостью. Быстрым  движениям должны предшествовать медленные, после быстрых — вновь следовать медленные. Медленные движения должны быть медленнее, чем у соперника, быстрые — быстрее.

В настоящее время тайцзицюань стал одним из наиболее популярных видов китайских гимнастик, принесшим большую пользу делу улучшения здоровья народа и привлекшим внимание как спортивных, так и медицинских научных кругов. Все большее число людей занимается тайцзицюань, который становится международным видом спорта, обладающим оздоровительным действием.

Вслед за появлением огнестрельного оружия 100 лет назад роль искусства  рукопашного боя стала постепенно уменьшаться, что заставило мастеров ушу пересмотреть цели боевого искусства  и направления его развития. Был  выдвинут лозунг: «Высшая цель занятий  тайцзицюань — поддерживать здоровье и продлевать жизнь» (эта цель была сформулирована Яо Ханьчэнем в «Правилах выполнения 13 форм тайцзицюань в стихах» ). Очевидно, именно с этого начался процесс постепенного превращения тайцзицюань из боевого искусства в комплекс оздоровительных упражнений. Другой причиной изменения являлась сложность упражнений, для выполнения которых требовалась большая физическая сила, что было не по плечу даже мастерам высокого уровня в пожилом возрасте.

Когда семь комплексов, созданных  Чэнь Вантином, были переданы пять поколений спустя Чэнь Чансину (1771-1853) и Чэнь Юбэну, мало кто в деревне Чэньцзягоу владел «108 формами» (один из семи комплексов). Мастера в семье Чэнь были специалистами лишь в первых двух комплексах, а также в парных упражнениях «толкающие руки» и упражнениях с копьем. Начиная с этого времени, первый комплекс стал развиваться в двух направлениях: первое, близкое к оригиналу, получило название «лаоцзя» («старый стиль» ), а второе, приспособленное путем замены некоторых особо трудных движений более простыми к оздоровительным целям, стало именоваться «синьцзя» («новый стиль»). Племянник Чэнь Юбэна Чэнь Цинпин создал еще одно направление, отличавшееся компактностью, медленным темпом движений и наличием дополнительных циклов, к которым ученик мог приступать после овладения основным комплексом. Это направление стало известно как «стиль чжаобао», по названию города Чжаобао, находящегося недалеко от деревни Чэньцзягоу.

Ян Лучань (1799-1872), изучивший «старый стиль» под руководством Чэнь Чансина, постепенно изменил его, придав ему преимущественно оздоровительную направленность. В результате появился после некоторой его корректировки, созданный Ян Цзянь-хоу (1839-1917), третьим сыном Ян Лучаня, «средний стиль» (чжунцзя), который после неоднократной доработки сыном Ян Цзяньхоу Ян Чэньфу (1883-1936) окончательно оформился как основной стиль школы Ян, получивший название «большой стиль» (дацзя). Этот грациозный стиль пользуется в настоящее время наибольшей популярностью в Китае.

Одновременно с развитием тайцзицюань школы Ян во второй половине XIX века возникли две школы тайцзицюань с названием У. Первая была создана Цюань Ю, учеником Ян Лучаня и его второго сына Ян Баньхоу (1837-1892). Стиль этой школы также называется сяоцзя или «малый стиль» и характеризуется, как и стиль школы Ян, медленным, ровным темпом, отсутствием прыжков и резких движений. Вторая школа У (другой иероглиф), была создана У Юйсяном (1812-1880) на основе «старого стиля» школы Чэнь, которому его обучил Ян Лучань примерно в 1851 году и «нового стиля» школы Чэнь, который он освоил в 1852 году под руководством Чэнь Цинпина. Тайцзицюань этой школы делает упор на использование внутренней силы, точнее, «внутреннего усилия» (нэйц-зинь). Изучив этот стиль с помощью Ли Июя (1832-1892) и Хау Вэйч-жэна (1849-1920), известный мастер синъи («кулак — форма») и багуачжан («ладонь восьми триграмм») Сунь Лутан (1861-1932) в начале XX века создал на правление тайцзицюань, сочетавшее достоинства трех школ и по лучившее название Сунь.

Все направления тайцзицюань, несмотря на различия в стиле, схожи в одном и главном: расслабленные движения создают мягкость, которая, накапливаясь, порождает твердость. Замечательной чертой тайцзицюань является его способность к эволюционированию, его гибкость, приспособляемость.

 

Особенности техники  тайцзицюань

  1. Движения должны быть округлыми и непрерывными.

Руки и корпус должны двигаться  согласованно, в движении должно принимать  участие все тело, и особенно важно, чтобы в движении участвовали  таз и бедра.

Все движения выполняются  без пауз, даже тогда, когда выполняется  движение и затем как бы возникает  пауза, на самом деле в этот момент начинается следующее движение. Все  движения начинаются мягко и расслабленно, но это не значит, что они слабые — в мягкости всегда должна таиться  жесткость, в жесткости рождается  мягкость.

  1. Поясница является основой; туловище начинает движение, руки его продолжают.

Поясничная область как  бы соединяет верхнюю и нижнюю части тела. Подвижная поясница обеспечивает подвижность всего тела. В области поясницы располагается центр тяжести.

Не может быть сильного и энергичного движения при слабой пояснице. В тайцзицюань движение в поясничной области играет очень большую роль. Движение зарождается в пояснице, затем переходит в плечи, проходит через руки и достигает кистей и пальцев. Аналогичным образом движение распространяется вниз: начинается в пояснице, опускается в колени и наконец достигает стоп. Существует такая поговорка: «Сила тела и девяти суставов исходит из поясницы». Чередование состояния «опустошенности» и «наполненности» происходит благодаря попеременному сокращению боковых мышц в области поясницы. Когда сокращаются мышцы левой стороны, тогда ощущение «наполненности» возникает в левой ноге, а ощущение «опустошенности» — в правой, и наоборот.

Всякое движение начинается с движения в пояснице, а затем  передается в руки, которые двигаются  вперед и назад, сгибаются и выпрямляются, перемещаются по дугообразным траекториям.

  1. Симметрия, согласованность, подвижность.

Корпус во время всех движений должен быть прямым, мышцы — расслабленными, все движения должны быть легкими, согласованными, положения устойчивыми. Одним из способов достигнуть этого состояния  является следующий: «Если хочешь подняться, сначала опустись; если хочешь пойти влево, сначала сделай шаг вправо; двигаясь вперед, опирайся на то, что сзади; если сначала тянешь, то потом толкай. Сгибая, думай как выпрямить». В тайцзицюань каждое движение как бы уравновешивается другим. Это создает огромный внутренний потенциал в теле и устойчивость его положения.

Информация о работе Контрольная работа по "Медицине"