Оглавление
Введение
1.
Лечебная физкультура и массаж
для детей от 2 до 3 месяцев
2.
Упражнения для детей 3-4 месяцев
3.
Гимнастические упражнения и
массаж детей от 4 до 6 месяцев
Заключение
Список
литературы
Введение
В
детском массаже используются практически
те же самые приемы что и в классическом
массаже, но выполняются они очень мягко
и нежно. Не все приемы классического массажа
(особенно многие приемы ударной вибрации)
показаны ребенку первого года жизни.
Выполнять
массаж ребенка в возрасте до одного
года нужно с большой осторожностью, в
совершенстве владея приемами и техникой
проведения детского массажа. Кроме того,
при выполнении массажа следует учитывать
анатомо-физиологические особенности
организма ребенка.
Массаж
ребенка первого года жизни включает
основные приемы:
- поглаживание;
- растирание;
- разминание;
- вибрация.
Так
как кожа грудного ребенка очень
нежная и тонкая, вначале следует
применять щадящие приемы массажа
(поглаживание), а затем постепенно
можно будет ввести и остальные
приемы (растирание и легкую вибрацию
в виде потряхивания и встряхивания), а
также разминание.
1.
Лечебная физкультура
и массаж для
детей от 2 до 3 месяцев
С
первого дня жизни и до 2 месяцев
ребенок очень много спит. Его
сон может продолжаться до 22 часов
в сутки. Поэтому, чтобы организм ребенка
развивался правильно, во время его бодрствования
следует делать ему массаж и самые простые
гимнастические упражнения.
Следует
отметить, что дети от первого дня
рождения до 4 месяцев подвержены гипертонусу
сгибателей рук и ног. При появлении этого
симптома нужно выполнять такие упражнения,
которые позволяют расслабить сгибательные
мышцы. Среди них основное внимание следует
уделять упражнениям, направленным на
сгибание и разгибание конечностей. При
гипертонусе рук и ног физические упражнения
нужно сочетать с оздоровительным массажем,
основным приемом которого должно стать
поглаживание, благотворно влияющее на
расслабление мышц ребенка.
Все
упражнения, связанные со сгибанием
и разгибанием конечностей, ребенок
должен выполнять с помощью взрослых.
Родители должны следить, чтобы ребенок
не получил травму. Однако лучше всего
упражнения начинать на 5-м месяце жизни
ребенка, когда мышцы ребенка окрепнут.
Гимнастические
упражнения, сочетающиеся с массажем,
должны проводиться не более 15 минут в
день. В том случае, если ребенок по какой-либо
причине противится выполнению того или
иного упражнения, то от него следует отказаться
или же выбрать такие, которые будут приносить
ребенку положительные эмоции. Во время
проведения процедур нужно постоянно
ласково разговаривать с ребенком: тогда
упражнения будут приносить ему радость
и желание заниматься гимнастикой снова
и снова.
Техника
проведения массажа и гимнастики:
- Массаж ног.
Исходное положение — лежа на спине. Ноги
должны быть направлены к массажисту.
Для проведения процедуры необходимо
взять в одну руку ногу ребенка, а другой
рукой делать мягкие плавные поглаживания
сначала задней, а затем боковой поверхности
ноги. Данную процедуру следует выполнять
по направлению от стопы к бедру, не дотрагиваясь
до коленной чашечки. Повторить по 7 раз
на левой и на правой ногах.
- Рефлекторное
сгибание и разгибание стоп. Левой рукой
поддерживать ногу ребенка, а большим
пальцем правой руки слегка нажимать на
стопу у основания пальцев.
- Массаж рук.
Исходное положение — лежа на спине. Ребенок
лежит ногами к массажисту. Движение рук
должно проводиться от кисти к плечу. Для
начала упражнения взять в руку ладонь
ребенка, вложить в нее большой палец и,
придерживая, осторожно сжать ее в кулачок.
Другой рукой нужно мягкими и плавными
движениями поглаживать попеременно внутреннюю
и внешнюю часть руки. Данную процедуру
следует повторить 7 раз на левой руке
и столько же на правой руке.
- Встряхивание
рук. Для выполнения упражнения следует
зажать к кулачке ребенка свой большой
палец, а другими взять его за руку. После
этого нужно плавно развести его ручки
и слегка их встряхнуть.
- Массаж спины.
Положить ребенка на живот. Голова должна
быть слегка приподнята, а руки расположены
под грудью. Это упражнение способствует
укреплению мышц спины и формированию
правильной осанки ребенка. Проводить
поглаживания по направлению от ягодиц
к голове нужно тыльной стороной кисти,
а затем ладонной поверхностью кисти вести
руки от головы к ягодицам. Для достижения
лучшего результата упражнение следует
проводить 5 раз.
- Массаж живота
способствует не только развитию мускулатуры
живота, но и улучшению работы кишечника,
помогает при запорах и метеоризме. Для
проведения процедуры необходимо поглаживать
живот ребенка плавными круговыми движениями
по часовой стрелке. Повторять 5 раз. После
выполнения круговых движений нужно перейти
ко встречному поглаживанию живота. Эту
процедуру следует проводить с помощью
двух рук. Для ее проведения нужно делать
плавные встречные движения руками таким
образом, чтобы тыльная сторона пальцев
левой руки была внизу правой половины
живота, а ладонь правой руки — в верхней
части левой половины живота. Руки должны
попеременно двигаться вверх и вниз. В
конце приема необходимо снова вернуться
к круговым поглаживаниям живота.
- Рефлекторное
ползание. Лежа на животе, руки и ноги должны
быть согнуты, а голова слегка приподнята.
Упражнение основано на безусловном рефлексе.
Для проведения процедуры следует развести
колени таким образом, чтобы пятки ребенка
соединились. Не выпуская ног ребенка,
нужно подвести ладони под тыльную сторону
ступней так, чтобы большими пальцами
можно было провести одновременно по обеим
пяткам. Во время процедуры ребенок должен
пытаться разгибать ноги и делать попытки
ползти вперед. Данное упражнение рекомендуется
повторить 4 раза.
- Покачивание
тела ребенка в позе “эмбриона”. Исходное
положение — на руках массажиста, причем
подбородок ребенка должен быть прижат
к груди, ноги согнуты и подтянуты к животу,
колени разведены, а стопы соединены. Руки
должны быть сложены на груди. Для достижения
наилучшего результата ее следует делать
2-3 раза в день. При выполнении упражнения
нужно левой рукой поддерживать головку
ребенка под затылком, а правой придерживать
его ноги и руки. Покачивающие движения
нужно делать из стороны в сторону и по
кругу. Чтобы случайно не выронить ребенка
и чтобы у него не закружилась голова,
движения должны быть осторожными и плавными.
2.
Упражнения для
детей 3-4 месяцев
Когда
ребенку исполняется 3 месяца, он ведет
более активный образ жизни. В 3,5 месяца
малыш уверено держит головку, способен
приподнимать грудь и опираться на руки.
В этом возрасте его надо как можно чаще
класть на живот. Эта процедура способствует
укреплению различных мышц, в том числе
и мышц шеи.
В
4 месяца ребенок уже может держаться на
вытянутых руках, опираясь ладонями на
кровать. Чтобы у ребенка развивались
связочный аппарат суставов кистей и мышцы
ладоней, нужно научить ребенка хлопать
в ладоши и ударять ими по какому-нибудь
ровному твердому предмету. Кроме того,
укреплению мышц и суставов активно способствует
детская игра “ладушки”.
В
этом возрасте можно начать различные
пассивные упражнения, укрепляющие
мышцы-сгибатели рук и ног. В
первое время они достаточно простые
и легкие, но постепенно должны становиться
все более и более сложными.
Основным
методом проведения пассивных упражнений
является вибрация, или встряхивание.
Кроме того, в комплекс процедур
следует ввести новый массажный
прием — растирание, основанное
на массировании поверхности тела подушечками
согнутых пальцев. Начинать и заканчивать
процедуру массажа следует поглаживанием,
потому что этот прием способствует успокоению
нервной системы ребенка и расслаблению
его мышц.
Длительность
занятий детей 3-4-месячного возраста
следует постепенно увеличивать. Если
до 3-х месяцев их продолжительность составляла
15 минут, то в возрасте 3,5-4-х месяцев их
можно довести до 20-25 минут. Увеличение
продолжительности занятий допускается
в том случае, если ребенок здоров и у него
отсутствует отрицательная реакция на
занятия гимнастикой.
Упражнения,
для детей 3-4 месяцев:
- Скользящие
шаги. Данное упражнение благотворно влияет
на развитие и укрепление мышц и суставов
ног ребенка. Во время процедуры нужно
избегать резких движений, чтобы ребенок
не получил травму. Исходное положение
– лежа на спине. Для выполнения упражнения
следует взять в руки голень ребенка так,
чтобы большой палец руки находился на
внешней стороне голени, а остальные пальцы
— на внутренней. Основным приемом выполнения
данного упражнения является встряхивание.
Для этого нужно выпрямить левую ногу
ребенка и слегка ее встряхнуть. Затем
снова ее согнуть. При этом необходимо
следить, чтобы его пятка плавно скользила
по столу, не отрываясь от его поверхности.
Такую же процедуру нужно провести и с
правой ногой. Данное упражнение следует
повторить 4 раза каждой ногой.
- Рефлекторное
упражнение “ходьба”. Для выполнения
данного упражнения следует повернуть
ребенка лицом к себе и приподнять его
за подмышки так, чтобы подошва его ног
слегка касалась поверхности стола. Почувствовав
твердую поверхность, ребенок начнет рефлекторно
передвигать ногами.
- Массаж ступней.
Основными приемами массажа ступней являются
поглаживание, растирание и поколачивание.
Начинать процедуру нужно с трех поглаживаний.
Затем следует перейти к растиранию внешней
и внутренней части ступни по направлению
от пятки к пальцам ребенка. После поглаживания
и растирания можно начать поколачивание
ступней малыша. Для выполнения упражнения
необходимо 8-10 раз слегка ударить по ступне
ребенка тыльной поверхностью указательного
пальца. Данный прием следует проводить
по направлению от пятки к пальцам и обратно.
Массаж нужно закончить поглаживаниями
каждой ступни ребенка.
- Скрещивание
рук на груди. Исходное положение — лежа
на спине. Руки ребенка должны быть
скрещены на груди. Для выполнения упражнения
следует вложить большие пальцы рук в
ладони ребенка и сжать ладошки в кулачки.
Оставшимися пальцами необходимо придерживать
его за кисти рук. Затем, слегка встряхивая
ручки ребенка, несколько раз развести
их в разные стороны и снова скрестить
на груди. Чтобы правильно выполнить упражнение,
надо периодически чередовать положение
рук: сначала правая располагается сверху,
затем — левая. Упражнение повторить 6
раз.
- Поворот на
живот. Данное упражнение способствует
развитию и укреплению многих мышц ребенка.
Его необходимо повторять несколько раз
в день. Упражнение начинается с того,
что массажист осторожно поворачивает
таз ребенка на правый бок. Во время процедуры
ребенок самостоятельно начинает поворачивать
влево голову, грудь и плечи. Когда ребенок
повернулся на правый бок, его нужно задержать
в этом положении на несколько секунд.
Затем следует вытянуть левую руку ребенка
вперед, и он рефлекторно перевернется
на живот. При этом его руки должны располагаться
под грудью, а ладони лежать прямо. Поворот
на живот через левый бок делается так
же, как и предыдущее упражнение. Для его
выполнения необходимо переворачивать
ребенка не левой, а правой рукой.
- Приподнимание
головы и туловища из положения на спине.
Исходное положение — лежа на спине. Упражнение
способствует развитию и укреплению мышц
живота и шеи. Для его выполнения следует
вложить большие пальцы в ладони ребенка
и сжать их в кулачки, а другими пальцами
обхватить кисть руки. Затем нужно осторожно
потянуть ребенка за руки так, чтобы у
него слегка приподнялись голова и плечи.
Сажать ребенка запрещается. Упражнение
повторить 3 раза.
- Упражнение
на мяче. Данная процедура способствует
развитию и тренировке вестибулярного
аппарата, а также расслаблению мышц конечностей.
Она должна проводиться через полчаса
после приема пищи. Для ее выполнения необходимо
использовать большой надувной ярко раскрашенный
мяч. Такой снаряд вызовет у ребенка положительные
эмоции. Кроме того, необходимо следить,
чтобы мяч не был холодным. В противном
случае он может вызвать отвращение и
неприязнь ребенка. Упражнение начинается
с того, что ребенка кладут на мяч животом
вниз и разводят его колени в разные стороны.
После этого ребенка следует осторожно
покачать на мяче по кругу и из стороны
в сторону.
3.
Гимнастические упражнения
и массаж детей от 4 до 6
месяцев
В
возрасте от 4 до 6 месяцев у ребенка
наблюдается активный интерес к
жизни, исчезают многие безусловные рефлексы.
Он начинает сознательно передвигаться
по кроватке, поворачиваться в разные
стороны, реагируя на звук, и т. д.
В
этом возрасте гимнастические упражнения
в сочетании с массажем способствуют
развитию мышц и суставов опорно-двигательного
аппарата ребенка, укрепляют его центральную
нервную систему. Малыш учится держать
в руках крупные предметы: мягкие игрушки,
кружку и др.
В
4-4,5 месяца продолжительность зарядки
должна составлять 30 минут. Во время
всей процедуры у ребенка необходимо
вызывать положительные эмоции, чтобы
занятия гимнастикой ассоциировались
у него с удовольствием и игрой. Каждое
упражнение рекомендуется сопровождать
счетом. Это воспитывает в ребенке чувство
ритма. С этой же целью можно включать
ритмическую музыку.
В
этот период ребенок делает первые попытки
самостоятельно сидеть, поэтому гимнастические
упражнения должны способствовать выработке
нового для него навыка.
Массажные
приемы должны постепенно усложняться.
Кроме поглаживания, растирания, вибрации
и поколачивания рекомендуется использовать
щипцеобразноё разминание, валяние, пощипывание
и легкое поколачивание.
Комплекс
упражнений для детей 4-6 месяцев:
- Поочередное
и одновременное сгибание и разгибание
ног. Данное упражнение способствует развитию
и укреплению мышц и суставов ног. Для
его выполнения следует захватить верхнюю
часть голени ребенка таким образом, чтобы
большие пальцы массажиста находились
на ее внутренней поверхности, а остальные
— на задней. Упражнение начинается с
поочередного сгибания и разгибания ног.
Затем сгибание и разгибание проводится
одновременно обеими ногами. При этом
колени ребенка должны быть разведены.
Во время выполнения этого упражнения
ребенок согнутыми ногами касается живота,
а затем плавно разгибает их.
- Массаж стоп
и рефлекторный массаж. Процедура способствует
развитию мышц и суставов стопы. Она заключается
в последовательном применении поглаживания,
растирания и поколачивания. Массаж стоп
начинается с поглаживания. Затем необходимо
сделать 5-6 растираний. После растираний
нужно вернуться к поглаживанию (3 раза),
а затем приступить к поколачиванию (5
раз). Вся процедура заканчивается 2-3 поглаживаниями.
Данное упражнение нужно проводить на
левой и на правой ноге.
- Массаж рук.
Данное упражнение способствует развитию
и укреплению мышц рук. Его выполнение
заключается в последовательном применении
приемов легкого поглаживания и кольцевого
растирания каждой руки. В начале процедуры
следует выполнить несколько легких поглаживаний,
затем перейти к кольцевому растиранию,
которое повторяют 6 раз. Процедуру нужно
закончить легкими поглаживаниями.
- Массаж груди.
Процедура способствует развитию мышц
грудной клетки и начинается с нескольких
движений кругового поглаживания, проводимых
по направлению от ребер к плечам. Затем
нужно сделать 3 поглаживания по межреберным
промежуткам. После поглаживания по межреберным
промежуткам необходимо приступить к
вибрационному массажу, который надо повторить
3 раза. Завершить процедуру следует 2-3
поглаживаниями.
- Круговые
движения руками. Исходное положение -
лежа на спине. Упражнение способствует
развитию мышц и суставов рук. Для его
выполнения следует вложить в ладони ребенка
большие пальцы рук и заставить его сжать
кулачки так, чтобы он самостоятельно
держался за пальцы массажиста. Осторожно
развести руки ребенка в стороны и плавно
поднять их вверх. Затем вытянуть руки
вперед и осторожно опустить. После этого
нужно повторить те же движения, только
в обратной последовательности. Данное
упражнение следует выполнить 6 раз.
- Массаж спины
и ягодиц. Исходное положение – лежа на
животе. В начале процедуры необходимо
сделать несколько поглаживающих движений.
После поглаживания следует приступить
к растиранию спины и ягодиц ребенка, которое
выполняется кончиками пальцев (2-3 раза).
После растирания необходимо снова сделать
несколько поглаживаний. По окончании
поглаживания рекомендуется приступить
к щипцеобразному разминанию (6 раз). Его
нужно делать по ходу длинных мышц спины.
Как и растирание, разминание следует
закончить легкими поглаживаниями. В заключение
процедуры можно применить прием поколачивания
ягодиц. Для этого следует осторожно ударять
по ягодицам ребенка подушечкой указательного
пальца. Затем сделать еще несколько поглаживающих
движений.
- Поворот со
спинки на живот и обратно. Для выполнения
данного упражнения сбоку от ребенка надо
положить его любимую игрушку и ласково
попросить повернуться в ее сторону. После
этого следует осторожно помочь малышу
перевернуться на живот. Это упражнение
нужно повторить по 3 раза в каждую сторону.
- Приседание
с прогибанием позвоночника. Упражнение
способствует укреплению мышц передней
поверхности шеи, спины и стимулирует
развитие брюшного пресса. Исходное положение
– лежа на животе. Для его выполнения следует
вложить в ладошки ребенка большие пальцы
рук и заставить его сжать кулачки. Остальными
пальцами поддерживать ребенка за
запястья. Развести руки малыша в стороны
и плавно потянуть его к себе так, чтобы
он сел. При выполнении упражнения верхняя
часть туловища и голова ребенка должны
быть немного приподняты. Поднять руки
ребенка вверх, соединить их вверху и задержать
в таком положении одной рукой. Большим
и указательным пальцем другой руки провести
вдоль позвоночника ребенка по направлению
снизу вверх. При этом он рефлекторно разогнет
спину. Затем, поддерживая головку ребенка
одной рукой, опустить его в исходное положение.
Данное упражнение следует делать 1 раз
в день.
Заключение
Организм
ребенка все время развивается
и по характеру своих ответных
реакций на различные внешние
влияния отличается от организма
взрослого человека.
Темпы
развития отдельных органов, систем
и всего организма неодинаковы
в различные периоды развития.
Это определяет особенности возрастной
реактивности.
Зная
закономерности развития тех или
иных функций растущего детского
организма, его анатомо-физиологические
особенности, можно оказывать направленное
влияние на рост, развитие и состояние
здоровья ребенка.
Мышечная
система у младенцев развита
сравнительно слабо и составляет
всего лишь 23–25% от веса тела, в то
время как у взрослого —
около 42%.
Особенно
слабо развиты у новорожденных мышцы конечностей.
Костная система и мышечно-связочный аппарат
у грудных детей отличаются «физиологической
слабостью», кожа и подкожно-жировой слой
нежные и поэтому легко ранимы. Эти особенности
необходимо учитывать при проведении
массажа и гимнастики.
Массаж
и лечебная физкультура детей раннего
возраста проводится с профилактической,
гигиенической целью, а также в случае
каких-либо отклонений в состоянии здоровья
или физическом развитии, нарушения нормальной
функции позвоночника, резко выраженной
слабости мышц и связочного аппарата,
нарушения деятельности желудочно-кишечного
тракта и перенесения различных заболеваний.
Массаж
оказывает всестороннее воздействие
на организм ребенка. Реакция организма
на массаж различна и зависит от применяемых
приемов, продолжительности воздействия.
Например, поглаживание, растирание —
расслабляют мышцы, а поколачивание, похлопывание
— вызывают повышение мышечного тонуса.
При
воздействии массажными приемами на
кожу, мышцы, связки возникают ответные
реакции со стороны различных органов
и систем. Имеется тесная функциональная
взаимосвязь между мышечной системой
и функцией внутренних органов, тонусом
гладкой мускулатуры. Поэтому массаж вызывает
положительную реакцию со стороны пищеварительного
тракта, особенно это важно при метеоризме,
после проведенного массажа хорошо отходят
газы.
Массаж
и гимнастика стимулируют рост и развитие
мышечной массы, способствует поддержанию
оптимального тонуса, являются своеобразным
раздражителем рецепторов кожи и глубже
лежащих тканей.