Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 22:09, доклад
В любой профессии человек должен проявлять характерные способности, качества для того, чтобы лучше выполнять свою работу, найти общий язык с коллегами и клиентами, пациентами. Каждый работник должен максимально проявить свои лидерские качества.Особенно медицинский работник должен проявить эти качества, потому что он часто имеет дело с трудными пациентами, детьми, стариками. Ему нужно найти общий язык с ними, проследить за тем, как больные выполняют все его наставления, ведь в наше время высоко недоверие к медицине, а тем более к «недобросовестным» врачам.
Исторический подход к изучению проблемы личностных и профессиональных особенностей врача.
Лидерские качества врача
Заключение.
Список использованной литературы
Карагандинский
государственный медицинский
Кафедра
доврачебной подготовки
СРС
Тема:
«Лидерские качества врача»
Подготовил: студент 155 группы
Войтенко Игорь
Проверила: Нургалиева А.С.
Содержание.
Введение
В любой профессии человек должен проявлять характерные способности, качества для того, чтобы лучше выполнять свою работу, найти общий язык с коллегами и клиентами, пациентами. Каждый работник должен максимально проявить свои лидерские качества.Особенно медицинский работник должен проявить эти качества, потому что он часто имеет дело с трудными пациентами, детьми, стариками. Ему нужно найти общий язык с ними, проследить за тем, как больные выполняют все его наставления, ведь в наше время высоко недоверие к медицине, а тем более к «недобросовестным» врачам. Врач, по идее, должен быть отличным психологом и отлично выполнять работу по-своему профилю. Прошу заметить, что это очень сложно: следить за поведением пациента, замечать все его действия и выявлять причину его болезни. И для того, чтобы врач был асом в своём деле он должен владеть определёнными качествами.
Исторический подход к изучению проблемы личностных и профессиональных особенностей врача.
Профессия врача
- одна из самых древних и почитаемых на
земле. Она является выражением свойственной
человеку потребности оказывать помощь
страдающему. Во все времена у всех народов
врачи ценились очень высоко. Еще Гомер
писал: "Многих воителей стоит один
врачеватель искусный". Обязательным
условием успешной работы врача всегда
было и остается соблюдение определенных
морально-этических принципов во взаимоотношениях
врача и больного.
Уже в начальной
стадии развития врачебной этики рабовладельческой
формации (догиппократовский период) формируются
общие требования к подготовке и деятельности
врача, к его личности, внешнему и внутреннему
облику. Так, например, в известном индийском
трактате "Аюрведа", составленном
еще в VI веке до нашей эры, в учении древнеиндийских
врачей содержатся замечательные мысли
о долге врача, его поведении, отношении
к больным, согласно которым врач должен
был обладать высокими моральными и физическими
качествами, быть сострадательным, терпеливым
и спокойным, никогда не терять самообладания.
Врачу предписывалось лечить даром - прежде
всего брахманов и своего учителя, но также
бедных, друзей и соседей, сирот и чужестранцев.
В то же время считался нормальным отказ
во врачебном совете преступникам.
На протяжении
многих веков и по сей день, профессия
врача остается самой почитаемой и необходимой.
Между тем, она предъявляет к медицинскому
работнику свод этических принципов и
требований, так как на нем лежит огромная
ответственность за жизнь и охрану здоровья
людей. А это, в свою очередь, подразумевает
под собой наличие у врача определенных
индивидуально-психологических особенностей,
таких как сострадание, терпение и спокойствие,
умение найти правильный подход к каждому
больному.
Коммуникативная компетентность врача - профессионально значимое качество. Профессия врача предполагает в той или иной степени выраженное интенсивное и продолжительное общение: с больными, их родственниками, медицинским персоналом - от медицинских сестер и санитарок до главных врачей, руководителей медицинских учреждений. От умения общаться, устанавливать и развивать взаимоотношения с людьми во многом зависит профессиональная успешность врача. Хороший психологический контакт с больным помогает точнее собрать анамнез, получить более полное и глубокое представление о больном. Умение общаться, или коммуникативная компетентность, обеспечивает взаимопонимание, доверие в отношениях, эффективность в решении поставленных задач. Если пациент доверяет своему врачу, не сомневаясь в правильности диагностики и адекватности терапии, то он будет выполнять назначения, пройдет все необходимые диагностические и терапевтические процедуры.
Профессионально
значимым качеством медицинского работника
является коммуникативная
толерантность (как один из аспектов
коммуникативной компетентности) - терпимость,
снисходительность и др. Коммуникативная
толерантность показывает, в какой степени
врач переносит субъективно нежелательные,
неприемлемые для него индивидуальные
особенности пациентов, отрицательные
качества, осуждаемые поступки, привычки,
чуждые стили поведения и стереотипы мышления.
Больной может вызывать разные чувства,
нравиться или не нравиться, может быть
приятен или неприятен врачу, но в любом
случае психологическая подготовка последнего
должна помочь справиться с ситуацией,
предотвратить конфликт или возникновение
неформальных отношений, когда вместо
ролевой структуры «врач - больной» возникают
отношения дружбы, психологической близости,
зависимости, любви. Коммуникативная компетентность
в профессиональной деятельности врача
означает умение не только психологически
правильно строить отношения с больным,
но и способность в процессе этих отношений
оставаться в рамках профессиональной
роли.
Другая психологическая
характеристика, обеспечивающая коммуникативную
компетентность врача, - это эмоциональная
стабильность,
уравновешенность при отсутствии импульсивности,
чрезмерной эмоциональной экспрессивности,
с сохранением контроля над эмоциональными
реакциями и поведением в целом. Эмоциональная
стабильность помогает врачу во взаимоотношениях
с больными избегать «психологических
срывов», конфликтов. Интенсивные эмоциональные
реакции не только разрушают доверие больного,
пугают и настораживают его, но и астенизируют,
утомляют. Напротив, душевное равновесие
врача, его спокойная доброжелательность,
эмоциональная стабильность вызывают
у пациента чувство надежности, способствуют
установлению доверительных отношений.
Психологическим качеством, обеспечивающим адекватную коммуникацию в системе взаимоотношений «врач-больной», является также эмпатия, способность к сочувствию, сопереживанию, состраданию, своеобразная психологическая «включенность» в мир переживаний больного. Современное понимание эмпатии как постижения эмоционального состояния, проникновения, вчувствования во внутренний мир другого человека предполагает наличие трех видов эмпатии: эмоциональной эмпатии, основанной на механизмах отождествления и идентификации; когнитивной (познавательной) эмпатии, базирующейся на интеллектуальных процессах (сравнения и аналогии), и предикативной эмпатии, проявляющейся в способности к прогностическому представлению о другом человеке, основанном на интуиции. Эмоциональное соучастие помогает установить психологический контакт с больным, получить более полную и точную информацию о нем.
Заключение.
Жизнь врача — это единство профессиональной и непрофессиональной деятельности. Когда речь идет о деятельности врача, то материалисты и диалектики рассматривают её чаще односторонне (метафизически), только с производственной (профессиональной) стороны. Под этим (в нарушение законов диалектики) молчаливо подразумевается независимость обеих сторон личности врача — профессиональной и непрофессиональной, где последняя состоит из мироощущений человека, его собственных потребностей и установок, личностных, духовных, семейных, психологических и других ценностных сторон его жизни. Врачебная деятельность во многом идеализируется, и общество от врача требует абсолютной преданности своему делу и безошибочного и идеального исполнения своих профессиональных обязанностей. Одновременно общество прикрывается наиболее декларируемым и известным из нравственных качеств врача, сформировавшимся в медицине со времен античной Греции - бескорыстием, то есть желанием трудиться, не получая вознаграждения.
Я считаю, что профессия врача в большей степени заключается в том, чтобы найти общий язык с пациентом, т.е помочь ему не только в физическом плане, но и в психологическом. А качества, заложенные в характере врача, помогают ему в этом.