Лидерские качества врача

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 22:09, доклад

Описание

В любой профессии человек должен проявлять характерные способности, качества для того, чтобы лучше выполнять свою работу, найти общий язык с коллегами и клиентами, пациентами. Каждый работник должен максимально проявить свои лидерские качества.Особенно медицинский работник должен проявить эти качества, потому что он часто имеет дело с трудными пациентами, детьми, стариками. Ему нужно найти общий язык с ними, проследить за тем, как больные выполняют все его наставления, ведь в наше время высоко недоверие к медицине, а тем более к «недобросовестным» врачам.

Содержание

Исторический подход к изучению проблемы личностных и профессиональных особенностей врача.
Лидерские качества врача
Заключение.
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Лидерские качества врача.ppt

— 1.83 Мб (Скачать документ)

Карагандинский  государственный медицинский университет 

Кафедра  доврачебной подготовки 

 СРС

Тема: «Лидерские качества врача» 
 
 

Подготовил: студент 155 группы

Войтенко  Игорь

Проверила: Нургалиева А.С.

  

                               Содержание.

  • Исторический подход к изучению проблемы личностных и профессиональных особенностей врача.
  • Лидерские качества врача
  • Заключение.
  • Список использованной литературы.

  

Введение

        В любой профессии человек должен проявлять характерные способности, качества для того, чтобы лучше выполнять свою работу, найти общий язык с коллегами и клиентами, пациентами. Каждый работник должен максимально проявить свои лидерские качества.Особенно медицинский работник должен проявить эти качества, потому что он часто имеет дело с трудными пациентами, детьми, стариками. Ему нужно найти общий язык с ними, проследить за тем, как больные выполняют все его наставления, ведь в наше время высоко недоверие к медицине, а тем более к «недобросовестным» врачам. Врач, по идее, должен быть отличным психологом и отлично выполнять работу по-своему профилю. Прошу заметить, что это очень сложно: следить за поведением пациента, замечать все его действия и выявлять причину его болезни. И для того, чтобы врач был асом в своём деле он должен владеть определёнными качествами.

           Исторический подход к изучению проблемы личностных и профессиональных    особенностей врача.

       Профессия врача - одна из самых древних и почитаемых на земле. Она является выражением свойственной человеку потребности оказывать помощь страдающему. Во все времена у всех народов врачи ценились очень высоко. Еще Гомер писал: "Многих воителей стоит один врачеватель искусный". Обязательным условием успешной работы врача всегда было и остается соблюдение определенных морально-этических принципов во взаимоотношениях врача и больного.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Уже в начальной стадии развития врачебной этики рабовладельческой формации (догиппократовский период) формируются общие требования к подготовке и деятельности врача, к его личности, внешнему и внутреннему облику. Так, например, в известном индийском трактате "Аюрведа", составленном еще в VI веке до нашей эры, в учении древнеиндийских врачей содержатся замечательные мысли о долге врача, его поведении, отношении к больным, согласно которым врач должен был обладать высокими моральными и физическими качествами, быть сострадательным, терпеливым и спокойным, никогда не терять самообладания. Врачу предписывалось лечить даром - прежде всего брахманов и своего учителя, но также бедных, друзей и соседей, сирот и чужестранцев. В то же время считался нормальным отказ во врачебном совете преступникам. 

     На протяжении многих веков и по сей день, профессия врача остается самой почитаемой и необходимой. Между тем, она предъявляет к медицинскому работнику свод этических принципов и требований, так как на нем лежит огромная ответственность за жизнь и охрану здоровья людей. А это, в свою очередь, подразумевает под собой наличие у врача определенных индивидуально-психологических особенностей, таких как сострадание, терпение и спокойствие, умение найти правильный подход к каждому больному. 

Коммуникативная  компетентность врача  - профессионально значимое качество. Профессия врача предполагает в той или иной степени выраженное интенсивное и продолжительное общение: с больными, их родственниками, медицинским персоналом - от медицинских сестер и санитарок до главных врачей, руководителей медицинских учреждений. От умения общаться, устанавливать и развивать взаимоотношения с людьми во многом зависит профессиональная успешность врача. Хороший психологический контакт с больным помогает точнее собрать анамнез, получить более полное и глубокое представление о больном. Умение общаться, или коммуникативная компетентность, обеспечивает взаимопонимание, доверие в отношениях, эффективность в решении поставленных задач. Если пациент доверяет своему врачу, не сомневаясь в правильности диагностики и адекватности терапии, то он будет выполнять назначения, пройдет все необходимые диагностические и терапевтические процедуры.

     Профессионально значимым качеством медицинского работника является коммуникативная толерантность (как один из аспектов коммуникативной компетентности) - терпимость, снисходительность и др. Коммуникативная толерантность показывает, в какой степени врач переносит субъективно нежелательные, неприемлемые для него индивидуальные особенности пациентов, отрицательные качества, осуждаемые поступки, привычки, чуждые стили поведения и стереотипы мышления. Больной может вызывать разные чувства, нравиться или не нравиться, может быть приятен или неприятен врачу, но в любом случае психологическая подготовка последнего должна помочь справиться с ситуацией, предотвратить конфликт или возникновение неформальных отношений, когда вместо ролевой структуры «врач - больной» возникают отношения дружбы, психологической близости, зависимости, любви. Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности врача означает умение не только психологически правильно строить отношения с больным, но и способность в процессе этих отношений оставаться в рамках профессиональной роли. 

        Другая психологическая характеристика, обеспечивающая коммуникативную компетентность врача, - это эмоциональная стабильность, уравновешенность при отсутствии импульсивности, чрезмерной эмоциональной экспрессивности, с сохранением контроля над эмоциональными реакциями и поведением в целом. Эмоциональная стабильность помогает врачу во взаимоотношениях с больными избегать «психологических срывов», конфликтов. Интенсивные эмоциональные реакции не только разрушают доверие больного, пугают и настораживают его, но и астенизируют, утомляют. Напротив, душевное равновесие врача, его спокойная доброжелательность, эмоциональная стабильность вызывают у пациента чувство надежности, способствуют установлению доверительных отношений.  

      Психологическим качеством, обеспечивающим адекватную коммуникацию в системе взаимоотношений «врач-больной», является также эмпатия, способность к сочувствию, сопереживанию, состраданию, своеобразная психологическая «включенность» в мир переживаний больного. Современное понимание эмпатии как постижения эмоционального состояния, проникновения, вчувствования во внутренний мир другого человека предполагает наличие трех видов эмпатии: эмоциональной эмпатии, основанной на механизмах отождествления и идентификации; когнитивной (познавательной) эмпатии, базирующейся на интеллектуальных процессах (сравнения и аналогии), и предикативной эмпатии, проявляющейся в способности к прогностическому представлению о другом человеке, основанном на интуиции. Эмоциональное соучастие помогает установить психологический контакт с больным, получить более полную и точную информацию о нем.

                                                                                                Заключение.

         Жизнь врача — это единство профессиональной и непрофессиональной деятельности. Когда речь идет о деятельности врача, то материалисты и диалектики рассматривают её чаще односторонне (метафизически), только с производственной (профессиональной) стороны. Под этим (в нарушение законов диалектики) молчаливо подразумевается независимость обеих сторон личности врача — профессиональной и непрофессиональной, где последняя состоит из мироощущений человека, его собственных потребностей и установок, личностных, духовных, семейных, психологических и других ценностных сторон его жизни. Врачебная деятельность во многом идеализируется, и общество от врача требует абсолютной преданности своему делу и безошибочного и идеального исполнения своих профессиональных обязанностей. Одновременно общество прикрывается наиболее декларируемым и известным из нравственных качеств врача, сформировавшимся в медицине со времен античной Греции - бескорыстием, то есть желанием трудиться, не получая вознаграждения.

         Я считаю, что профессия врача в большей степени заключается в том, чтобы найти общий язык с пациентом, т.е помочь ему не только в физическом плане, но и в психологическом. А качества, заложенные в характере врача, помогают ему в этом.

  • Гройсман  А. Л. Медицинская психология. М.: Магистр, 1998
  • Карвасарский Б. Д. Клиническая психология. СПб, 2004;
  • Макшанов И. Я. Врачебная деонтология. Минск, 1998;
  • Аверин В.А, Бухарина Т.Л. Психология медицинского образования. – СПб.; изд-во ППМИ, 1995.
  • Безродная Г.В. Формирование профессионально-нравственной культуры будущего врача. Дис.канд.психол.наук. – М, 1990.
  • Вагнер Е.А. О самовоспитании врача. – Пермь., 1976
  • Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. – М.; Прометей, 1993
  • Жукова М.И. Социально-психологические факторы успешности деятельности врача. Дис.канд.психолог.наук. – М.; МГУ., 1990.
  • Климов Е.А. Психология профессионала. М., 1996.
  • Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
  • Поздеева Е.Г Социологический портрет врача: постановка проблемы и    методы. Дис.канд.психолог.наук. – СПб, 1994 

Информация о работе Лидерские качества врача