Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 18:07, курс лекций
Экономическую деятельность осуществляют не просто члены об¬щества, но экономические агенты, к которым относятся не только рядовые работники во всех сферах национального хозяйства, но и менеджеры, банкиры, владельцы домов и квартир, акций и облига¬ций, земельных участков, фермеры, генеральные директора предприятий и т. д. Все они могут принимать необходимые решения" в рамках своей хозяйственной компетенции и реализовывать их, ис¬пользуя различные методы и средства.
. межотраслевая. Конкуренция. ведется между товаропроизводителями различных отраслей за выгодное приложение капитала, за выгодное перераспределение прибыли. При этом нормы прибыли могут быть в различных отраслях или у разных
предпринимателей различными. Возникает естественное желание к максимизации прибыл.. Для этого есть средство - перепрофилировать свое дело или поменять акции одной отрасли на акции другой, более перспективной отрасли. Происходит пере
лив капитала и вместе с ним и рабочей силы из отрасли в отрасль, где высока норма прибыли. Такая конкуренция стимулирует развитие наиболее перспективных, прибыльных отраслей;
-совершенная Конкуренция. Она ведется на рынке, где взаимодействует большое количество производителей с однородной, стандартной продукцией (о чем будет сказано ниже).
-несовершенная конкуренция. Число производителей сокращается, они имеют возможность влиять на цену, продукция становится дифференцированной (о чем также будет сказано ниже);
-монополистическая Конкуренция. Она является смесью двух видов конкуренции - совершенной и несовершенной. Она приходит на смену свободной конкуренции. Фирмы конкурируют между собой на основе внешнего Вида, качества и других
особенностей;
. монопсония - конкуренция между производителями, а покупатель выступает в единственном числе;
. олигополия - конкуренция между несколькими фирмами, продукция которых может быть разнородной (автомобили) или однородной (алюминий, сталь);
. ценовая конкуренция осуществляется путем снижения
рыночных цен, как следствие
удешевления стоимости
. неценовая конкуренция ведется на основе улучшения качества продукции, выпуска новых товаров, совершенствования методов обслуживания и сбыта продукции, расширения ассортимента продукции. В итоге повышается эффективность производства, увеличивается прибыль, снижаются цены.
Противоположностью
Различают искусственные и естественные монополии.
К искусственным относятся картели, синдикаты, концерны
и т.д. Создание их продиктована интересами отдельных лиц, групп лиц или государств.
К естественным монополиям относятся фирмы объединения, продукция которых не подлежит замене или без которой невозможно существовать. К таковым относятся производство лекарственных препаратов, почтовая и телеграфная связь, железная дорога, коммунальные услуги (тепло-, вода-, энерго-, газоснабжение, транспортировка нефти, газа, угля, речные порты, аэропорты). Из этого следует, что избежать образования монополий в ряде отраслей невозможно. Например, нельзя иметь в квартире два газопровода от двух конкурирующих
компаний, также получать тепло и воду от двух станций Й т. д.
Не следует отождествлять монополию и монопольную власть.
Последняя означает возможность фирмы влиять на цены и увеличивать прибыль за счет ограничения производства и сбыта продукции .
В условиях монополистической конкуренции существуют
следующие ее формы:
1) научно-техническое соперничество;
2) ,промышленно-производственное соперничество;
3) торговое соперничество.
1. Научно-техническое соперничество - борьба за повышение конкурентоспособности фирм ведется путем:
разработки новых продуктов; внедрения современных технологических процессов; накопления и использования научно-технической информации; приобретения и использования патентов.
При этой форме используются две .модели борьбы: конкретная .модель. Фирмы используют наиболее эффективную технику и технологию; монополистическая модель. Чистый монополист имеет большие финансовые возможности получать высокие прибыли за счет внедрения достижений науки и техники.
2. Промышленно - производственное соперничество проявляется в виде, наращивания производственных мощностей, освоения новых видов продукции и снижения издержек производства. При этом используется два подхода: «эффект .масштаба» и «Х-неэффективности».
«Эффект масштаба» состоит в том, что фирма по отношению к рынку должна быть большой, т. е. монополистической, которая способна эффективно производить
продукцию при низких издержках производства на единицу выпускаемой продукции;
3. Торговое соперничество основано на использовании цен.
Различают неценовую и ценовую конкуренции.
Ценовая конкуренция осуществляется путем искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используют ценовую дискриминацию - данный продукт продается по разным ценам, но при этом они не обусловлены различиями в издержках (продукт может быть монополистическим, скоро портящимся и т. д.).
Неценовая конкуренция происходит посредством совершенствования качества продукции, условий ее продажи, обслуживания, сбыта.
Многие страны в целях сохранения конкуренции и оптимального функционирования монополий приняли антимонопольные законы.
Антимонопольное законодательство - это система законов, ограничивающая монополизацию рынка одной или несколькими монополиями (фирмами). Существует два типа антимонопольного законодательства:
- американский (США, Канада);
- западноевропейский (Западная Европа, Япония).
Американское законодательство отвергает любую форму монополистического союза. Закон Шармана (США, 1890 г;) является первым антитрестовским законом, Он направлен на защиту торговли и промышленности от незаконных ограничений
со стороны монополий. В основе антимонопольного регулирования лежат три основных закона - закон Клейтона (1914 г.), закон правительственной торговой комиссии (1914 г.) и закон Целлера Кеоровера (1950 г.). За нарушение законов предусмотрены определенные меры наказания. Однако, несмотря на это, многие фирмы стремятся к максимальному росту и контролю над рынком. Западноевропейское законодательство выступает не против любой монополии, а лишь против тех, кто существенно ограничивает возможности соперничества на рынке.
В России монополизация проявилась в монополии государства, центральных экономических учреждений, министерств, предприятий. В результате возникли тотальное огосударствление экономики, дефицит товаров, теневая экономика, коррупция. Поэтому принятые антимонопольные законы в России направлены на про ведение радикальных преобразований в экономике: разгосударствление и приватизацию, децентрализацию управления, конкуренцию, создание союзов потребителей и т. д.
2. Спрос и его детерминанты.
Спрос - это форма выражения потребности или платежеспособная потребность, т. е. сумма денег, которую покупатели могут заплатить за нужные им товары и услуги. Следовательно, желание людей должно быть подкреплено деньгами. Потребности переходят в спрос Тогда, когда есть денежные средства для приобретения данного товара.
Обычно спрос изображается графически в виде кривой линии и обозначается Символом D. Существует зависимость между ценой Р и количеством покупаемого товара Q.
Чем выше цена товара, тем меньше его по купают, и чем ниже его цена, тем больше его покупают. Такая зависимость выражается в законе спроса. Суть закона спроса: чем выше цена, тем меньше спрос, и наоборот. Причинами сокращения
спроса являются рост цен и ограниченность доходов населения.
Различают индивидуальный и рыночный спрос. Индивидуальный спрос - это потребности конкретного, отдельного покупателя, выраженные в денежной форме.
Рыночный спрос - это совокупный спрос покупателей данного товара по данной цене.
Точки на кривой спроса А, В, С показывают объем спроса, Т.е. движение товаров от одного уровня к другому (было 400 шт., стало 800 шт.). .
Максимальная цена, по которой покупатель готов купить товар, есть цена спроса. Связь между объемом спроса на товар и ценой товара представляет шкалу спроса. Она показывает, сколько покупателей хотели бы приобрести товар по каждой из множества цен.
Спрос можно рассматривать с количественной и качественной сторон. Спрос с количественной стороны - это количество потребляемых благ на данный момент. Спрос с качественной стороны - это платежеспособность, Т.е. сумма денег, уплаченных за приобретенный товар.
На спрос воздействуют ценовые и неценовые факторы (детерминанты).
Ценовые факторы изменяют объем спроса, что характеризуется движением спроса по кривой линии от одной точки (А) к другой (В или С, или D) или обратно вверх.
К ценовым факторам относятся: эффект дохода, эффект замещения и закон убывающей полезности.
Эффект дохода - это увеличение покупательной способности денег в результате снижения цены на товар. Покупатель в результате снижения цены может купить больше данного товара и в то же время может обратиться к другим товарам, так как покупательная способность денег (дохода) увеличивается.
Эффект замещения - это снижение цены на определенный товар, стимулирующее человека приобрести его вместо аналогичных, но более дорогих товаров. покупатель при этом склонен заменять дорогие товары более дешевыми - взаимозаменяемыми, т. е. альтернативными товарами, например, сливочное масло маргарином, говядину свининой.
Закон убывающей полезности. Суть его заключается ,в том, что с приобретением каждой последующей единицы продукта покупатель получает меньше полезности или удовлетворения, чем от предыдущей. Например, третье мороженое менее полезно, чем первое и второе. Поэтому покупатели будут покупать дополнительные единицы продукта только при снижении его цены (об этом подробнее ниже).
Хотя цена является самым важным фактором, влияющим на спрос, однако и неценовые факторы влияют на спрос и вызывают его изменение. К ним относятся: изменение вкусов потребителей, изменение количества покупателей, изменение доход а цен на сопряженные (взаимозаменяемые) товары, изменение в ожиданиях потребителей. Они смещают (сдвигают) кривую спроса вправо или влево.
Изменение вкусов потребителей. Это происходит под воздействием рекламы, моды, возраста, климата. Например, неблагоприятный климат смещает кривую вниз (D2), а благоприятный -вверх (D1).
Изменение количества покупателей. Чем больше на рынке потребителей, тем. выше спрос D1 и, наоборот, уменьшение числа потребителей означает сокращение спроса D.
Изменение дохода (бюджета) покупателей. При росте дохода увеличивается спрос на более дорогие и качественные товары. Следовательно, кривая спроса D смещается вверх (D1). Н, наоборот, при уменьшении дохода кривая D смещается вниз (D2).
Изменение цен на сопряженные (взаимозаменяемые) товары. Снижение цен на авиабилеты сокращает спрос на поездки автобусами. Следовательно, спрос, на самолеты растет и кривая сдвигается вверх (D 1). Н напротив, падает спрос на автобусы (D2).
Изменение в ожиданиях потребителей (потребительское ожидание). Неблагоприятная погода в Америке порождает ожидание более высоких цен на кофе и тем самым растет текущий спрос на кофе. Кривая спроса D смещается вверх (D1), а благоприятная погода сокращает текущий спрос и кривая стремится вниз (D2).
3. Предложение и его детерминанты.
Предложение - это совокупность товаров и услуг, находящихся на рынке или доставляемые на него. Оно определяется производством. Однако не всегда произведенные товары и услуги могут быть представлены в виде предложения на рынке. Это связано с транспортом, дорогами и Т.д. Существует прямая зависимость между ценой Р и количеством предложенных товаров Q. Эта зависимость выражается в законе предложения. Суть закона предложения - чем выше цена, тем выше предложения товаров и услуг, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже предложение.
Точки А, В, С на кривой предложения показывают объем предложения. Цена предложения - это минимальная цена, по которой продавец согласен продать товар. Шкала предложения - это зависимость между объемом предложения товара и его ценой. Это перечень предлагаемых объемов при каждой из множества цен.
Предложение можно рассматривать с количественной и качественной сторон. Предложение с количественной стороны есть объем готовности (количество товаров) товаров, за данный период времени. Предложение с качественной стороны – есть готовность заключить сделку по продаже конкретного товара, т.е. готовность отдать деньги.
На изменение предложения влияют как ценовые, так и неценовые факторы. Ценовые факторы перемещают предложение от одной точки (В) к другой (А и С) вверх или вниз. Это зависит от уровня(высоких или низких) цен. Следовательно, главным фактором, определяющим объем предложения, является цена.