Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 13:42, курсовая работа
Цель работы: Научиться применять, понимать, пользоваться методами экономических оценки альтернативных вариантов оказания медицинской помощи. На примерах решённых задач сделать выводы, дать экономическое обоснование выбранных ответов.
Задачи: При решении задач использовать, если это возможно, следующие методы:
• Метод «Минимизация затрат»;
• Метод «Затраты-результативность»;
• Метод «Затраты-выгода»;
• Метод «Затраты-полезность».
министерство
здравоохранения
социального развития
Государственное
бюджетное образовательное
учреждение высшего
профессионального
образования
«Сибирский государственный медицинский университет»
(ГБОУ
ВПО СибГМУ Минздрава)
Факультет
экономики и управления
в здравоохранении
Кафедра
организации здравоохранения
и общественного здоровья
Контрольная работа
По
дисциплине «Экономика управления здравоохранением»
Методы
экономических оценок
альтернативных вариантов
оказания медицинской
помощи.
Выполнил: студент 4 курса, группы 7801
Булгаков Д.А.
Руководитель: доцент, к.м.н.
Калинкин
Д.Е.
Томск
2011
Цель работы: Научиться применять, понимать, пользоваться методами экономических оценки альтернативных вариантов оказания медицинской помощи. На примерах решённых задач сделать выводы, дать экономическое обоснование выбранных ответов.
Задачи: При решении задач использовать, если это возможно, следующие методы:
Теория.
Метод «минимизации затрат» – (CMA – cost minimizationanalysis) – используется для выбора рационального метода лечения одной и той же болезни. Метод применяется в тех случаях, когда результаты альтернативных методов диагностики и лечения оказываются идентичными;
Метод «затраты – эффективность» – (CEA – costeffectiveness analysis) – помогает определить те виды лечения, которые обладают наибольшей клинической эффективностью. При этом оценивается не только клиническая эффективность, но и стоимость лечения, т.е. рассчитываются затраты, приходящиеся на единицу эффективности, получаемой в результате применения определенной технологии ведения больного;
Метод «затраты – полезность» – (CUA – cost-utility analysis) – позволяет учесть качественную сторону лечения болезней. Оценкам подвергаются не только затраты на лечение, но и продленные годы жизни с учетом ее качества, обусловленные состоянием здоровья больного (индекс QALY);
Метод
«затраты – выгоды»
– (CBA – cost-benefit analysis)– предполагает
оценку и затрат, и эффективности лечения
в денежном выражении. В результате рассчитывается
прямая выгода от применения новых технологий
и новых препаратов.
Задача
№1.
Условие:
Планируется обоснованное сокращение длительности пребывании пациентов в стационаре на 20%, при этом экономисты ожидают сокращение затрат на каждого пролеченного также на 20%. Считая, что постоянные затраты стационара при полной загруженности составляют 70% от полных затрат, оцените реальное сокращение затрат на каждого пациента, если:
а) на место каждого выписанного пациента немедленно будет поступать новый;
б) высвободившиеся места останутся незаполненными.
Решение:
Затраты на пролеченного
Вывод:
Реальное
сокращение затрат на пациента, пролеченного
в стационаре, составляет 14%, а при
условии, что высвободившиеся места
останутся незаполненными – 16,8%.
Задача
№2.
Условие:
Клинически доказано, что лечение заболевания антибиотиками А или В приводит к более быстрому выздоровлению, чем применяемое в настоящий момент лечение антибиотиком С. Антибиотик А стоит 180 руб. за стандарт (10 таблеток) и приводит к выздоровлению пациента в среднем через 8 дней лечения при ежедневной дозе 2 таблетки. Антибиотик В стоит 300 руб. за стандарт (20 таблеток), принимается по 3 таблетки в день и приводит к выздоровлению в среднем через 6 дней лечения. При лечении антибиотиком С (80 руб. за стандарт, 20 таблеток, прием 4 таблеток в день) выздоровление наступает в среднем через 15 дней. Определить инкрементные затраты при замене антибиотика С антибиотиками А и В и инкрементные результаты такой замены, оценить коэффициенты затраты-результативность для обеих вариантов замены и сделать выводы о целесообразности изменения курса лечения и выборе антибиотика:
а) с точки зрения пациента, получающего амбулаторное лечение и оплачивающего медикаменты из своего кармана;
б) с точки зрения медицинского учреждения,
оказывающего медицинскую помощь стационарно.
Решение:
Рассчитаем стоимость лечения антибиотиками А,В и С:
1) Стоимость курса лечения антибиотиком А = 360 р.,
(8 дней по 2т., → требуется 16 т. (2 стандарта))
2) Антибиотика
В достаточно стандарта,
(6 дней по 3т. =18 т.(1 стандарт))
3) Стоимость курса лечения антибиотиком В = 240 р.
(15 дней по 4т. = 60т.(3 стандарта))
Определим коэффициенты «
Ксе(а) = 360/8= 45р./день
Ксе(в) = 300/6 = 50р./день
Ксе(с) = 240/15 = 16р./день
Определим коэффициент «
Кес(а) = 8/360= 0,022 день/р.
Кес(в) = 6/300 = 0,02 день/р.
Кес(с) =15/240 = 0,0625день/р.
Определим инкрементные затраты при замене антибиотика С на А и В:
Безусловно, антибиотик С является самым дешёвым.
Но!: если мы сравним инкрементные результаты после замены антибиотика С на А и В, то увидим, что время пребывания больных на больничной койке уменьшаются:
Вывод:
Из всех предложенных нам
А) Если мы будем рассматривать результаты действий антибиотиков с точки зрения пациента, получающего амбулаторное лечение и оплачивающего медикаменты из своего кармана, то целесообразно выбрать курс лечения антибиотиком В, т.к. естественно, что антибиотик С значительно дешевле антибиотика В в 3,75 раза (300р./80р.=3,75), но время пребывания в состоянии болезни, недомогании пациент будет находится 15 дней, это скажется на работоспособности пациента, а при использовании антибиотика В время болезни сократится до 6 дней (в 2,5 раза по отношению к антибиотику С). Что же касается антибиотика А, то и он проигрывает по показателям антибиотику В как и в цене за полный курс лечения (360р. – на 60р. дороже), так и по времени лечения (8д. – на 2д. дольше)
Б) И, если рассматривать со стороны медицинского учреждения, оказывающего медицинскую помощь стационарно, антибиотик В является наилучшим вариантом проведения курса лечения, т.к. время пребывания пациента на койке составит 6 дней, следовательно затраты на содержание пациента будут равны 6 дням, что не сравнится с затратами на содержание пациента в стационаре при лечении антибиотиком С (15 дней).
Например:
Допустим, что средние затраты на содержание 1-ой койки в стационаре составит 500р., тогда подсчитаем чему будет равно количество затрат при лечении пациента антибиотиком А, В и С :
Задача
№3.
Условие:
Существует два метода профилактики клещевого
энцефалита: вакцинация населения и введение
иммуноглобулина укушенным клещом. Затраты
на вакцинацию составляют 20 руб. на человека,
при этом достигается иммунизация 60% вакцинированных.
Затраты на введение иммуноглобулина
— 30 руб. на человека, и своевременное
введение иммуноглобулина предотвращает
заболевание. Лечение заболевшего обходится
в среднем в 12000 руб. Из предыдущей статистики
известно, что за сезон по поводу укусов
клеща обратилось в поликлиники 30 тыс.
жителей двухсоттысячного города. При
отсутствии профилактических мер заболевает
2 человека из 100 укушенных. Оцените затраты
на каждое из профилактических мероприятий
в условиях данного города и выгоду от
предотвращения заболеваемости энцефалитом.
Выберите предпочтительный вариант профилактики
энцефалита.
Решение:
Рассчитаем стоимость
1) Вакцинация = 20р. * 200000ч. = 4000000р. (только на саму вакцинацию)
Важно: при вакцинации только 60% населения не заболеют,
следовательно, можно сделать вывод, что из 600, потенциально возможных, больных заболеют 240 (600ч.*60% =360 человек на которых подействует вакцинация и 600ч. – 360ч. = 240 человек – больные) →
→ 12000р. * 240ч. = 2880000р. → Реальные затраты после вакцинации составят – 6880000р. (4000000р.+2800000р. = 6880000р.)
2) Иммуноглобулизация = 30р. * 30000ч. = 900000р.
3) «Ничего не делать» = 12000р. * 600ч. = 7200000р.
По условию задачи рассчитаем количество заболевших:
30000/100*2 = 600ч.
Рассчитаем выгоду от
Из стоимости профилактических мероприятий видно, что самым выгодны вариантом профилактики является введение иммуноглобулина укушенным клещом. Проверим:
А) Если мы сравним затраты на вакцинацию с затратами на иммуноглобулин, то получим следующую разницу→ 6880000р. – 900000р. = 5980000р. экономии.
Б) И
если сравнить затраты на лечение
каждого заболевшего человек
с затратами на иммуноглобулин →
7200000р. – 900000р. = 6100000р. экономии.
Вывод:
В данной задаче был применён метод «затраты-выгода». И на наш взгляд самым предпочтительным вариантом профилактика энцефалита является введение иммуноглобулина укушенным клещом пациенту. Так как: