Нарушение речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:47, контрольная работа

Описание

В настоящее время в логопедии существуют 2 классификации – клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Между ними нет противоречий, они дополняют друг друга и отражают определенный подход к речевым нарушениям и выбор средств коррекции.

Содержание

1. Классификация речевых нарушений.
2. Дислалия, как один из видов речевого нарушения.
3. Методы воспитания детей в семье.

Работа состоит из  1 файл

контр.docx

— 27.32 Кб (Скачать документ)

ПЛАН 

 

    1. Классификация речевых нарушений.

 

    1. Дислалия, как один из видов речевого нарушения.

 

    1. Методы воспитания детей в семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Классификация речевых нарушений.

В настоящее время в  логопедии существуют 2 классификации  – клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Между ними нет противоречий, они  дополняют друг друга и отражают определенный подход к речевым нарушениям и выбор средств коррекции.

Все виды речевых нарушений в клинико-педагогической классификации делят на 2 группы.

1. Нарушения устной  речи.

а) нарушения фонационного (внешнего) оформления речи:

  • афония, дисфония – отсутствие или расстройство голоса,
  • брадилалия – патологически замедленный темп речи,
  • тахилалия - патологически ускоренный темп речи,
  • заикание – нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата,
  • дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации (обеспеченность органа или ткани нервными волокнами и нервными клетками) речевого аппарата,
  • ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата,
  • дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата;

б) нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления речи:

  • алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга,
  • афазия – полная или частичная утрата речи, связанная с локальными поражениями головного мозга.

2. Нарушения письменной  речи:

а) дислексия (алексия) – частичное (полное) нарушение чтения,

б) дисграфия (аграфия) - частичное (полное) нарушение письма.

 

Психолого-педагогическая классификация.

  1. Нарушение средств общения:

а) фонетико-фонематическое недоразвитие речи,

б) общее недоразвитие речи.

  1. Нарушение в применении средств общения:

а) заикание,

б) проявление речевого негативизма  и др.

 

    1. Дислалия, как один из видов речевого нарушения.

Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Синонимы: косноязычие (устаревшее), дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем. Проявляется в неправильном  звуковом (фонемном) оформлении речи: в искаженном произнесении звуков, в заменах звуков или в их смешении. Дефект может быть обусловлен тем, что у ребенка не полностью сформировалась артикуляторная база (не усвоен весь набор артикуляционных позиций, необходимых для произнесения звуков) или неправильно сформировались артикуляторные позиции, вследствие чего продуцируются ненормированные звуки. Особую группу составляют нарушения, обусловленные анатомическими дефектами артикуляционного аппарата.

При анатомических  дефектах нарушения носят органический характер при их отсутствии - функциональный. Нарушение возникает обычно в процессе развития речи ребенка; в случаях травматического повреждения периферического аппарата - в любом возрасте.

Описанные дефекты  являются избирательными, и каждый из них имеет статус самостоятельного нарушения. Однако наблюдаются и такие, в которых оказываются вовлеченными одновременно несколько звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания. К таким относятся ринолалия и дизартрия.

По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую и сложную.

К простым относят нарушения, при которых дефектно произносится один звук (например, р) или группа однородных по артикуляции (произношению) звуков (например, свистящие с, з, ц).

Если нарушено произношение звуков разных групп (например, свистящих и шипящих (ш, ж, ч, щ) - это сложная дислалия.

Очень часто родители обращаются к логопеду с такой просьбой: «Посмотрите  моего ребенка, он не умеет произносить р». Когда логопед начинает обследовать этого ребенка, выясняется, что у него произношение целого ряда звуков дефектно.

Родители даже и не подозревают, какое огромное количество звуков может  быть нарушено. Чаще всего дефектными являются шипящие звуки ш-ж-ч-щ, свистящие - с-съ-з-зъ-ц, р, ръ, л, ль. Реже нарушаются звуки к-къ-г-гъ-х-хъ, д-дъ-т-тъ, й, в-ф.

Если ребенок не умеет  чисто произносить звук ш, то произношение звуков ж, ч, щ также страдает. Другими словами, обычно нарушается вся фонетическая группа звуков. Нарушение твердого согласного часто сопровождается искажением его мягкого варианта.

 

    1. Методы воспитания детей в семье.

Имеют свою специфику:

    • влияние на ребенка индивидуальное, основано на конкретных поступках и приспособлено к личности;
    • выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и т. д.

Следовательно, методы семейного  воспитания несут на себе яркий отпечаток  личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей, столько  разновидностей методов.

Все родители используют общие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В некоторых семьях по совету педагогов создаются и используются воспитывающие ситуации.

Важнейшим условием психологического комфорта для ребенка является единство и понятность требований, которые предъявляют к нему окружающие взрослые. Если в детском саду и дома эти требования, и стиль взаимодействия между взрослыми и ребенком во многом различны, ему трудно будет в них сориентироваться.

Особое внимание родители и педагоги должны уделять развитию речи детей, при этом решение задач  будет для каждого из них разным.

Программные задачи

Развивать у детей все  стороны устной речи: правильное звукопроизношение; словарный запас; грамматический строй; связную речь.

1. Развивать звуковую  культуру речи:

- готовить артикуляционный  аппарат к правильному произнесению  звуков родного языка;

- уточнять и закреплять  произнесение всех звуков родного  языка;

- развивать фонематический  слух, речевое дыхание, громкость,  темп, интонационную выразительность;

- формировать представление  о значении терминов ``слово'', ``звук''.

Развивать мелкую моторику руки ребенка с помощью игровых  упражнений, введения некоторых элементов  ручного и художественного труда.

2. Расширять словарь  детей:

- обогащать и активизировать  словарный запас детей на основе  углубления представлений об  окружающей действительности;

- знакомить со словами,  обозначающими качества, свойства  предметов с простейшими антонимами (цвет, величина);

- вырабатывать понимание  значений обобщающих слов и  умение использовать их в речи;

- учить осуществлять подбор  действий к предмету, объекту.

3. Формировать  у дошкольников грамматические  навыки устной речи:

- упражнять детей в  правильном употреблении предлогов,  выражающих пространственные отношения  (на, в, за, из, с, под, над, между,  перед и пр.);

- упражнять в образовании  имен существительных во множественном  числе, родительном падеже множественного  числа (Кого нет? - Уток).

- обучать правильному  употреблению существительных, прилагательных  во всех падежах единственного  и множественного числа;

- учить пользоваться глаголами  в повелительном наклонении;

- особое внимание уделять  правильному спряжению глагола  ``хотеть''.

4. Начать знакомить  детей с некоторыми способами  словообразования:

- использование уменьшительно-ласкательных  суффиксов (юбочка, елочка, ложечка  и т. п.);

- приемы словообразования  существительных (удобнее всего  на теме ''Животные и их детеныши'');

- наименования животных и детенышей во множественном числе (без употребления трудных для этого возраста форм слов).

5. Развивать связную  речь дошкольников:

- создавать условия, позволяющие  детям соблюдать необходимые  правила ведения диалога: слушать  и понимать собеседника; формулировать  и задавать вопросы; строить  ответ в соответствии с услышанным

- обучать детей составлению  и распространению простых предложений  за счет однородных членов: подлежащих, определений, сказуемых

- знакомить дошкольников  с видами простых предложений,  различных по цели высказывания (повествовательные, вопросительные);

- упражнять в умении  интонационно отражать цель высказывания.

6. Создавать в  окружении ребенка культурную, богатую  речевую среду и всячески способствовать  активизации детской речи.

Реализация задач  в семье

Оказывать необходимую посильную  помощь своему ребенку в постановке и коррекции звуков, учитывая рекомендации логопеда и воспитателей группы.

По рекомендации логопеда (воспитателя) проводить со своим  ребенком специальные игровые упражнения, способствующие устранению и предупреждению нарушений в звукопроизнесении.

Применять специальные игровые  упражнения для стимулирования фонематического  слуха (различение звуков), речевого внимания (умение слушать и слышать взрослого, выполнять действия согласно словесной  инструкции: (''Слушаем звуки улицы'', '' Кто так кричит?'', '' Найди игрушку'' (по словесным указаниям взрослого), ''Игра в рифмы'' (подбор слов, близких по звучанию: лягушка - петрушка - ватрушка - старушка).

Проводить игровые упражнения (''Сорока-Белобока''; ''Пальчик- мальчик, где ты был?'' и т. п.) Давать детям в домашних условиях, под контролем взрослых, вырезать ножницами, шить иголкой с большим ушком, лепить и т. п. Много рассказывать и показывать детям, читать им художественную литературу.

Обращать внимание детей  на то, из чего сделаны предметы, какими свойствами они обладают; доказывать (показывать) это в практическом плане: (например, пластмассовая лодочка  плавает, а металлический ключ тонет).

В повседневной жизни или  в игровых упражнениях закреплять и расширять употребление обобщающих понятий: овощи, фрукты, посуда, одежда, мебель и пр.

Стремиться к тому, чтобы  речь всех взрослых, окружающих ребенка, соответствовала нормам литературного  языка.

Ввести традицию ежедневного  обмена впечатлениями о прожитом дне, где вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому.

Обучать ребенка быть вежливым и тактичным при участии в  диалоге со взрослыми и детьми

Рассматривая с детьми их работы, побуждать к рассказу о созданных ими или воображаемых образах; предметах и явлениях окружающей действительности. Создавать в семье  условия для свободной театрально-игровой  деятельности ребенка (переодевание, ряженье).

Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский считал, что, кроме развивающего значения собственно чтения, даже совместное рассматривание картинок, иллюстраций является лучшим средством сближения с детьми.

Он писал, что ничем  нельзя так быстро разрушить стену, отделяющую взрослого от детей, как  показывая и объясняя картинки.

Книга входит в жизнь даже самого маленького ребенка, становясь  объектом его взаимодействия с родителями, со взрослыми.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Г.Ю. Козловская, М.Н. Алексеева Психология лиц с нарушениями речи, Учебно-методическое пособие, Ставрополь, 2009.
  2. Спец психология/ Под.ред. В.И.Лубовского, М. AKADEMA, 2003.
  3. Краузе Е.Логопедия. -2 изд., испр. - СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2003.

Информация о работе Нарушение речи