Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:47, контрольная работа
В настоящее время в логопедии существуют 2 классификации – клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Между ними нет противоречий, они дополняют друг друга и отражают определенный подход к речевым нарушениям и выбор средств коррекции.
1. Классификация речевых нарушений.
2. Дислалия, как один из видов речевого нарушения.
3. Методы воспитания детей в семье.
ПЛАН
В настоящее время в логопедии существуют 2 классификации – клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Между ними нет противоречий, они дополняют друг друга и отражают определенный подход к речевым нарушениям и выбор средств коррекции.
Все виды речевых нарушений в клинико-педагогической классификации делят на 2 группы.
1. Нарушения устной речи.
а) нарушения фонационного (внешнего) оформления речи:
б) нарушения структурно-
2. Нарушения письменной речи:
а) дислексия (алексия) – частичное (полное) нарушение чтения,
б) дисграфия (аграфия) - частичное (полное) нарушение письма.
Психолого-педагогическая классификация.
а) фонетико-фонематическое недоразвитие речи,
б) общее недоразвитие речи.
а) заикание,
б) проявление речевого негативизма и др.
Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Синонимы: косноязычие (устаревшее), дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем. Проявляется в неправильном звуковом (фонемном) оформлении речи: в искаженном произнесении звуков, в заменах звуков или в их смешении. Дефект может быть обусловлен тем, что у ребенка не полностью сформировалась артикуляторная база (не усвоен весь набор артикуляционных позиций, необходимых для произнесения звуков) или неправильно сформировались артикуляторные позиции, вследствие чего продуцируются ненормированные звуки. Особую группу составляют нарушения, обусловленные анатомическими дефектами артикуляционного аппарата.
При анатомических дефектах нарушения носят органический характер при их отсутствии - функциональный. Нарушение возникает обычно в процессе развития речи ребенка; в случаях травматического повреждения периферического аппарата - в любом возрасте.
Описанные дефекты являются избирательными, и каждый из них имеет статус самостоятельного нарушения. Однако наблюдаются и такие, в которых оказываются вовлеченными одновременно несколько звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания. К таким относятся ринолалия и дизартрия.
По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую и сложную.
К простым относят нарушения, при которых дефектно произносится один звук (например, р) или группа однородных по артикуляции (произношению) звуков (например, свистящие с, з, ц).
Если нарушено произношение звуков разных групп (например, свистящих и шипящих (ш, ж, ч, щ) - это сложная дислалия.
Очень часто родители обращаются к логопеду с такой просьбой: «Посмотрите моего ребенка, он не умеет произносить р». Когда логопед начинает обследовать этого ребенка, выясняется, что у него произношение целого ряда звуков дефектно.
Родители даже и не подозревают, какое огромное количество звуков может быть нарушено. Чаще всего дефектными являются шипящие звуки ш-ж-ч-щ, свистящие - с-съ-з-зъ-ц, р, ръ, л, ль. Реже нарушаются звуки к-къ-г-гъ-х-хъ, д-дъ-т-тъ, й, в-ф.
Если ребенок не умеет чисто произносить звук ш, то произношение звуков ж, ч, щ также страдает. Другими словами, обычно нарушается вся фонетическая группа звуков. Нарушение твердого согласного часто сопровождается искажением его мягкого варианта.
Имеют свою специфику:
Следовательно, методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей, столько разновидностей методов.
Все родители используют общие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В некоторых семьях по совету педагогов создаются и используются воспитывающие ситуации.
Важнейшим условием психологического комфорта для ребенка является единство и понятность требований, которые предъявляют к нему окружающие взрослые. Если в детском саду и дома эти требования, и стиль взаимодействия между взрослыми и ребенком во многом различны, ему трудно будет в них сориентироваться.
Особое внимание родители и педагоги должны уделять развитию речи детей, при этом решение задач будет для каждого из них разным.
Программные задачи
Развивать у детей все стороны устной речи: правильное звукопроизношение; словарный запас; грамматический строй; связную речь.
1. Развивать звуковую культуру речи:
- готовить артикуляционный
аппарат к правильному
- уточнять и закреплять
произнесение всех звуков
- развивать фонематический слух, речевое дыхание, громкость, темп, интонационную выразительность;
- формировать представление о значении терминов ``слово'', ``звук''.
Развивать мелкую моторику
руки ребенка с помощью игровых
упражнений, введения некоторых элементов
ручного и художественного
2. Расширять словарь детей:
- обогащать и активизировать
словарный запас детей на
- знакомить со словами,
обозначающими качества, свойства
предметов с простейшими
- вырабатывать понимание значений обобщающих слов и умение использовать их в речи;
- учить осуществлять подбор действий к предмету, объекту.
3. Формировать у дошкольников грамматические навыки устной речи:
- упражнять детей в
правильном употреблении
- упражнять в образовании
имен существительных во
- обучать правильному
употреблению существительных,
- учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении;
- особое внимание уделять правильному спряжению глагола ``хотеть''.
4. Начать знакомить детей с некоторыми способами словообразования:
- использование уменьшительно-
- приемы словообразования
существительных (удобнее
- наименования животных и детенышей во множественном числе (без употребления трудных для этого возраста форм слов).
5. Развивать связную речь дошкольников:
- создавать условия,
- обучать детей составлению
и распространению простых
- знакомить дошкольников
с видами простых предложений,
различных по цели высказывания
(повествовательные,
- упражнять в умении
интонационно отражать цель
6. Создавать в
окружении ребенка культурную, богатую
речевую среду и всячески
Реализация задач в семье
Оказывать необходимую посильную помощь своему ребенку в постановке и коррекции звуков, учитывая рекомендации логопеда и воспитателей группы.
По рекомендации логопеда
(воспитателя) проводить со своим
ребенком специальные игровые
Применять специальные игровые упражнения для стимулирования фонематического слуха (различение звуков), речевого внимания (умение слушать и слышать взрослого, выполнять действия согласно словесной инструкции: (''Слушаем звуки улицы'', '' Кто так кричит?'', '' Найди игрушку'' (по словесным указаниям взрослого), ''Игра в рифмы'' (подбор слов, близких по звучанию: лягушка - петрушка - ватрушка - старушка).
Проводить игровые упражнения (''Сорока-Белобока''; ''Пальчик- мальчик, где ты был?'' и т. п.) Давать детям в домашних условиях, под контролем взрослых, вырезать ножницами, шить иголкой с большим ушком, лепить и т. п. Много рассказывать и показывать детям, читать им художественную литературу.
Обращать внимание детей на то, из чего сделаны предметы, какими свойствами они обладают; доказывать (показывать) это в практическом плане: (например, пластмассовая лодочка плавает, а металлический ключ тонет).
В повседневной жизни или
в игровых упражнениях
Стремиться к тому, чтобы речь всех взрослых, окружающих ребенка, соответствовала нормам литературного языка.
Ввести традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, где вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому.
Обучать ребенка быть вежливым и тактичным при участии в диалоге со взрослыми и детьми
Рассматривая с детьми
их работы, побуждать к рассказу
о созданных ими или
Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский считал, что, кроме развивающего значения собственно чтения, даже совместное рассматривание картинок, иллюстраций является лучшим средством сближения с детьми.
Он писал, что ничем нельзя так быстро разрушить стену, отделяющую взрослого от детей, как показывая и объясняя картинки.
Книга входит в жизнь даже самого маленького ребенка, становясь объектом его взаимодействия с родителями, со взрослыми.
ЛИТЕРАТУРА