Научная фармацевтическая деятельность женщин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 10:12, реферат

Описание

В настоящее двери всех вузов нашей страны открыты для мужчин и для женщин. Мы вместе и на равных условиях учимся и работаем. Но ведь так было не всегда. С момента появления первых аптек в России и до второй половины ХIХ в., т.е. на протяжении более полутора веков, аптечное дело считалось монополией мужчин. Такое положение соответствовало господствовавшему в это время убеждению, что уделом женщины должна быть только семья, и на большее она не способна. Однако время показало, насколько ошибочным было это мнение наших предков. И тогда мужчины посторонились…

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Путь женщин в фармацию………………………………………………...4
Ольга Габрилович……………………………………………………….....6
Семейная традиция Габриловичей………………………………………..7
Диссертация на “пьяном хлебе”……………………………………….….9
Сила «слабого пола». Антонина Лесневская……………………………11
Женская фармацевтическая школа Лесневской……………………...…14
Заключение………………………………………………………………..16
Список использованной литературы………………………………….....17

Работа состоит из  1 файл

Научная фармацевтическая деятельность женщин..docx

— 38.58 Кб (Скачать документ)

Добившись положения, о котором  многие женщины могли только мечтать, Лесневская не останавливается на достигнутом. Она задается целью открыть собственную аптеку и получить степень магистра фармации. Для этого ей необходимо было сдать довольно сложные экзамены, а также провести экспериментальное исследование и защитить магистерскую диссертацию. 11 февраля 1900 г. Лесневская сдала положенные экзамены, но выполнить диссертационную работу так и не смогла. Этому помешало охватившее ее увлечение проблемой фармацевтического образования вообще и женского в частности.

Существовавшая система  подготовки фармацевтических кадров, основанная на прохождении ученического стажа в аптеке, а затем в  прослушивании лекций на медицинских  факультетах университетов, куда не допускались женщины, отрицательно сказывалась на профессиональном уровне работников аптек. На различных форумах Лесневская, обладавшая отличными ораторскими способностями, пытается доказать необходимость и преимущества полноценного фармацевтического образования. В 1901 г. она организовала встречу аптекарских учениц с нуждающимися в работниках владельцами аптек. Используя все свое красноречие, Лесневская старалась внушить владельцам аптек всю ошибочность взгляда на женщин-фармацевтов как на работников второго сорта, которым можно доверять только написание сигнатур. А в феврале 1904 г. в журнале «Фармацевтический вестник» появляется ее большая критическая статья, посвященная проблемам фармацевтического образования. Самое активное участие принимала Лесневская и в работе I Всероссийского женского съезда, проходившего в Петербурге в декабре 1908 г. В своем докладе на съезде она вновь остановилась на тяжелом положении женщин, избравших фармацевтическую карьеру.

Под влиянием выступлений  Лесневской и других прогрессивных общественных деятелей отношение к женщинам-фармацевтам медленно начинает меняться в лучшую сторону, и владельцы аптек Петербурга и Москвы все чаще приглашают их на работу. Однако женщинам в аптеках продолжают доверять только самые простые операции: заполнение сигнатур, фасовку или продажу лекарств в ручных отделах.

Дабы преодолеть недоверие  к женскому труду, Лесневская задалась целью открыть свою женскую аптеку, где все необходимые операции, в том числе и управление аптекой, выполнялись бы женщинами. В 1898 г., сразу после получения звания провизора, она обратилась в Медицинский департамент с ходатайством об открытии в Петербурге женской аптеки, но ответа не получила. В мае 1899 г. она повторила свое ходатайство, но чиновники вновь отмолчались, поэтому в январе 1900 г. ей пришлось в третий раз возобновить свое ходатайство. После жарких дебатов на тему, может ли женщина управлять аптекой, ходатайство, наконец, было удовлетворено.

Но злоключения с открытием  женской аптеки на этом не закончились. Найденное Лесневской подходящее помещение не одобрили представители Медицинского департамента. Все попытки найти другое помещение наталкивались на сопротивление владельцев близлежащих аптек, не дававших свое согласие на открытие еще одной аптеки в своем районе.

После долгих мытарств Лесневской все же удалось закрепить свой выбор на помещении в здании, примыкавшем к церкви Св. Екатерины. Торжественное открытие аптеки состоялось 5 июня 1901 г. в центральной части Петербурга, на Невском проспекте рядом с Думой, Пассажем и Гостиным двором. По свидетельству очевидцев, аптека имела прекрасно оформленный интерьер (белое с золотом), все положенные помещения и самое современное аптечное оборудование. В ней работали только женщины в возрасте 16-26 лет в двухсменном режиме по семь часов в cмeну. При аптеке имелось помещение для приезжавших из провинции девушек-фармацевтов, не имевших своего угла в городе.

Первой управляющей аптекой  стала З.И.Аккер. В 1916 г. в штате этого учреждения числились два провизора, десять аптекарских помощников и две ученицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Женская фармацевтическая школа  Лесневской

Летом 1901 г. Лесневская подала прошение об открытии при своей аптеке Женской фармацевтической школы и, не дождавшись ответа, в январе 1902 г. поставила в известность администрацию о том, что она приняла на обучение в свою школу 11 учениц. Официально статус Женской фармацевтической школы Лесневской был утвержден Министерством внутренних дел только год спустя.

Для поступления в Фармацевтическую школу Лесневской требовался повышенный образовательный ценз – восьмилетний курс женской гимназии. В школе преподавали профессора Военно-медицинской академии и Женского медицинского института, в том числе С.В.Гольдберг, ставший впоследствии директором первого в России Химико-фармацевтического института. Сама Лесневская читала лекции по фармакогнозии, а З.И.Аккер – по фармацевтической химии.

Обучение в Женской  фармацевтической школе продолжалось два года и было платным. После успешной сдачи экзаменов ученицам присваивалось звание аптекарского помощника.

Программа обучения в школе  была довольно насыщенной. На первом году обучения ученицы занимались химией, зоологией, физикой, ботаникой и  математикой. В учебную программу  второго года обучения входило изучение органической химии, аналитической  химии, фармацевтической химии, фармакогнозии, минералогии и геологии, гигиены, фармакологии и юриспруденции. Теоретический  курс по химии чередовался с практическими  лабораторными занятиями. Ученицы  проходили практику в аптеке Лесневской, а во время летних каникул – в земских аптеках.

За десять лет фармацевтическое образование в школе Лесневской получили 198 женщин, 14 из них стали провизорами. Успехи Лесневской в области подготовки фармацевтических кадров нашли одобрение и поддержку в правительственных кругах. Во время Первой мировой войны курс обучения в женской фармшколе был продлен до четырех лет, и она получила статус фармацевтического института.

Революционные события 1917 г. оказались гибельными для предприятия  Лесневской. В 1918 г. аптека и школа были национализированы и закрыты, а сама Лесневская чудом избежала ареста. Спасаясь от преследования со стороны новых властей, она через эмиграционный пункт Красного Креста в Витебске перебралась в Польшу. Там, на родине своих предков, она довольно длительное время занималась общественной деятельностью, а с 1932 г. до своей смерти в 1937 г. управляла аптекой в Варшаве.

Так закончился жизненный  путь выдающейся женщины-фармацевта, много  сделавшей для процветания фармации в России и ликвидации неравноправного  положения в ней женщин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Сегодня, в XXI веке, в России медицина имеет в основном женское  лицо. По официальным данным, в современной  России из 608,5 тыс. врачей 69,5% составляют женщины и только 29,5% - врачи-мужчины [4, с.163-164]. При этом в XVIII - XIX веках  врачами в России были в основном мужчины.

По моему мнению, в медицине есть области, которые действительно  больше подходят мужчинам (например, хирургия, реаниматология, травматология и  некоторые другие), но при этом немало областей, где, несомненно, преуспевают  женщины (фармация, педиатрия, акушерство, гинекология и другие). Причины вполне объективны: женщины более мужчин способны сопереживать и сострадать, а в таких областях, где необходимо проявления мужества, решительности и силы, весьма преуспели мужчины.

Мне кажется, что сейчас, когда двери вузов открыты  как для мужчин, так и для  женщин, когда и те и другие обладают равными правами на поступление, обучение, дальнейшую самостоятельную  практику и имеют равные возможности  проведения научных исследований, медицина стала быстрее развиваться и  совершенствоваться. Мы пришли к равноправию  полов, и это, несомненно, способствует развитию нашего общества, науки и  повышению качества жизни населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

    1. Журнал «Провизор» Н. П. Аржанов, г. Харьков, 2007 г. Выпуск №9
    2. Комплексная информационно- справочная система - Проект "IMPERIA MUSEUM", 2011 г.
    3. Сорокина Т.С. Атлас истории медицины: Новое время (1640-1917). - М.: Изд-во УДН, 1987. - 160 с.
    4. Семченко В.Ф. История фармации: Учебное пособие - М.: ИКЦ «МарТ»;Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»,2003. - 640с.

 


Информация о работе Научная фармацевтическая деятельность женщин