Научно-педагогическая школа патофизиологов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 19:51, реферат

Описание

Патологическая физиология — наука, изучающая жизнедеятельность больного организма человека и животных, т. е. физиологию больного организма. Число болезней человека выражается тысячами различных видов, вариантов, форм. Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения, существует около 1000 основных групп и 17 классов болезней человека. Изучение отдельных видов болезней составляет предмет частной патологии и клинических дисциплин.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПАТОФИЗИОЛОГОВ

Первого МОСКОВСКОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

имени И.М. СЕЧЕНОВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Работа состоит из  1 файл

Петфизиология.doc

— 82.50 Кб (Скачать документ)

 Другой  ученик А.Б. Фохта - Гавриил Петрович Сахаров (1873-1953), руководивший кафедрой с 1914 по 1929 гг., продолжал исследование патофизиологии эндокринных заболеваний, а также развивал новое научное направление, предпосылки которого профессор А.Б. Фохт заложил в последнее десятилетие работы на кафедре: роль изменённой иммуногенной реактивности организма в возникновении аллергических состояний, а также – этиологию, патогенез и методы их терапии. В 1904 году Г.П. Сахаров в опытах на морских свинках впервые описал и изучил механизмы развития фундаментального феномена иммунопатологии – явления сывороточной анафилаксии и гиперергического воспаления, обозначенные в научной литературе как феномен Артюса-Сахарова.              

 В  1929-1947 гг. кафедральный коллектив  возглавлял профессор Семен Сергеевич Халатов (1884-1951). Он продолжил исследования своих предшественников о роли гормонов в жизнедеятельности организма и механизмов эндокринных расстройств, а также создал оригинальную модель, изучил молекулярные механизмы и сформулировал метаболическую концепцию атерогенеза и холестериновой болезни.  Результаты исследований гормональных свойств хориона и механизмов  эндокринных нарушений  проф.  С.С. Халатов обобщил в книге «Физиологическая эндокринная система и эндокринопатии в свете новой теории природы и происхождения гормональных начал» (1944). В этом труде  проф.  С.С. Халатов обосновал положение о том, что в живом организме наибольшей биологической активностью обладают продукты обмена эмбриональных тканей и желез внутренней секреции, которые включают  клетки  эпителия, обладающие отдельными свойствами эмбриональных клеток.  Результаты многолетних  клинических исследований и экспериментальные данные легли в основу монографии проф.  С.С. Халатова  «Холестериновая болезнь в ее патофизиологическом и клиническом значении» (1946), где автором обсуждаются наиболее вероятные причины гиперехолестеринемий (в том числе эндогенных), сформулирована  концепция о холестериновой болезни человека, описаны механизмы атерогенеза и его патогенные последствия.             

 Ученик  Г.П. Сахарова–профессор Стефан Макарович Павленко (1900-1981), заведовавший кафедрой с 1947г. по 1976г., разработал практически значимые концепции специфической и неспецифической сенсибилизации организма, саногенеза и предболезни, основанные на анализе экспериментальных исследований аллергических реакций, эндокринопатий, гипоксических состояний и гемотрансфузионного шока.  Проф. С.М. Павленко показал, что патогенез и саногенез болезни неразрывно связаны между собой. Диалектика их соотношения определяет качественные и количественные особенности заболевания, динамику его развития, тот или иной его исход. При этом патогенез, по мнению проф. С.М. Павленко, свойственен лишь патологии. Саногенетические же механизмы реализуются как в здоровом, так в заболевающем, больном и выздоравливающем организме. В связи с этим, задача врача  заключается в блокировании звеньев патогенеза и потенцировании механизмов саногенетических реакций, последних – особенно на стадии предболезни  и  на  ранних этапах болезни.                

 Преемник  по  кафедре - ученик С.М. Павленко - профессор Николай Иванович Лосев (1920-2000), руководивший коллективом с 1976 г. по 1991 г., выявил и описал закономерности развития адаптивных процессов и развития терминальных форм деятельности дыхательного центра в условиях нарастающей по тяжести острой гипоксии различного генеза. В оригинальных исследованиях проф. Н.И. Лосевым было показано, что возникающие в организме сдвиги на ранних этапах гипоксии активируют систему дыхания и другие физиологические системы, обеспечивающие оптимальный уровень биологического окисления. При нарастании степени  гипоксии реактивные свойства дыхательного центра существенно меняются, формируется иной, чем в норме, стереотип реагирования и новая программа регуляции дыхательного центра. В результате этого развивается терминальное дыхание. Н.И. Лосеву и его коллегам  удалось получить модель устойчивого в течение нескольких часов терминального дыхания. При этом  поддерживался достаточный для сохранения жизнедеятельности организма объем альвеолярной вентиляции.  Улучшение энергетического обеспечения нейронов дыхательного центра обеспечивало увеличение объема дыхания и тенденцию к восстановлению жизнедеятельности  организма. Было доказано также, что стабильный терминальный режим дыхания может служить адекватной экспериментальной моделью для изучения реактивных свойств системы внешнего дыхания при различных экстремальных состояниях

С 1991 года  традиции созданного профессором А.Б. Фохтом клинико-экспериментального направления научных исследований на кафедре возрождены и развиваются на современном уровне знаний, технологий исследования и внедрения во врачебную практику его заочным учеником, а также непосредственным учеником профессоров С.М. Павленко и А.Х. Когана  –  членом-корреспондентом РАМН, академиком РАЕН и МАН ВШ, профессором П.Ф. Литвицким. На кафедре разрабатываются вопросы этиологии, патогенеза, принципов диагностики, терапии и профилактики наиболее социально значимых форм патологии и болезней человека: коронарной и сердечной недостаточности, стенокардии и инфаркта миокарда, атеросклероза и иммунопатологических состояний, новообразований, бронхиальной астмы, нарко- и токсикоманий.   

        Патофизиология как наука на современном этапе развития медицины не ограничивается экспериментами на животных. Она не замыкается в рамках вивария. Это уже отдалило патофизиологию от реального медицинского мира.  Патофизиологи  должны («по определению») участвовать в разрешении реальных современных медицинских проблем совместно с врачами, используя свой основной,  уникальный и действенный  метод исследования – моделирование. Применение метода моделирования позволяет анализировать проблемы этиологии, патогенеза, методов диагностики, лечения и профилактики любой болезни и патологического процесса. При этом может использоваться весь диапазон возможных моделей: от биологических (на животных и/или    материале, взятом у пациента – его биологических жидкостей, клеток, тканей, фрагментов органов и др. – при соблюдении законов деонтологии и гуманизма) до логических, интеллектуальных, математических и компьютерных моделей.         

 Именно  такой подход позволил сотрудникам  кафедры патофизиологии ММА им. И.М. Сеченова:   1) впервые выявить и описать ключевую роль активных форм кислорода, свободных радикалов органических и неорганических соединений как при реализации адаптивных реакций в норме и патологии, так и при возникновении и развитии болезней и патологических процессов у человека (новообразований и атеросклероза, коронарной недостаточности и инфаркта миокарда, бронхиальной астмы, язвенной болезни и наркотической зависимости);  2) сформулировать концепцию об амбивалентной (адаптивной и патогенной) роли свободнорадикальных процессов в патологии человека;   3) создать общую теорию патологии сердца;   4) обосновать концепцию о коронарной недостаточности как о совокупности двух синдромов:  ишемического и реперфузионного, а не только одного – ишемического  (как считалось ранее);   5) сформулировать представление о реперфузионном кардиальном синдроме у пациентов с транзиторной коронарной недостаточностью;  6) выявить и описать ранее неизвестную закономерность, заключающуюся в характерных изменениях экспрессии цитолеммальных дифференцировочных молекул (CD) клетками системы иммунобиологического надзора при развитии заболеваний человека различного генеза, что имеет существенное диагностическое и прогностическое значение. На этой основе разработана практически значимая рекомендация о необходимости включения показателей экспрессии CD молекул лейкоцитов в число параметров оценки состояния здоровья населения, характера течения заболеваний, эффективности их лечения, а также степени адаптируемости человека к   факторам среды.                

 Научная  школа кафедры патофизиологии  ММА им. И.М. Сеченова оказала  существенное влияние на развитие  отечественной и зарубежной патофизиологии  и клинической медицины. Виднейшие  представители этой школы возглавили  кафедры и лаборатории в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Варшаве, Пекине, Лондоне, Оксфорде и других крупных университетских городах мира.  Проф. А.И. Тальянцев заведовал кафедрой в Днепропетровске.  Проф. Д.Д. Плетнев стал крупным отечественным клиницистом-кардиологом,  а проф. Ф.А. Андреев - одним из ведущих специалистов в области сердечно-сосудистой патологии. Проф. Ф.Ф. Венулет развивал идеи школы А.Б.Фохта в Польше, где  возглавлял кафедру общей и экспериментальной патологии Варшавского университета. Проф. В.К. Линдеман  на протяжении 20 лет руководил кафедрой общей патологии Киевского университета, а затем - Ягеллонского университета в Польше.  Г.П.Сахаров работал профессором кафедры общей патологии Варшавского (1910-1914) и Московского (1914-1929) университетов, а с 1933 по 1950 г. руководил кафедрой патофизиологии 2-го Московского медицинского института. Сотрудник кафедры В.Г. Коренчевский  с  1912 г. был профессором общей патологии Санкт-Петербургской Военно-медицинской академии, с 1920 г. - директором лаборатории Листеровского института профилактической медицины в Оксфорде и отделения физиологии Медицинской школы больницы Св. Варфоломея в Лондоне. В 1939 г. В.Г. Коренчевский основал общество по изучению проблем старческого возраста с филиалами в Европе, США и Аргентине, а затем - Международную геронтологическую ассоциацию. В связи с этим многие называют его “отцом мировой геронтологии”.  Проф. В.А. Неговский заложил основы и разработал ключевые положения реаниматологии, создал новую научную специальность и  учебную дисциплину, организовал систему НИИ и практических учреждений по реаниматологии в СССР и в ряде других стран. Проф. П.Д. Горизонтов создал научную базу патофизиологии лучевых поражений организма и внес существенный вклад в развитие концепции стресса. Ученики  профессоров  С.М. Павленко,  Н.И. Лосева,  П.Ф. Литвицкого и в настоящее время являются руководителями кафедр и лабораторий патофизиологии медицинских вузов и научно-исследовательских учреждений в различных городах нашей страны.  Представители научной школы кафедры патофизиологии пользуются заслуженным авторитетом в России и  далеко за ее рубежами.     
 
 
 

Заключение 

В России развитие патологической физиологии (или экспериментальной  патологии) связано с именем великого русского физиолога И. М. Сеченова и в особенности его ученика В. В. Пашутина, основателя первых в России кафедр общей и экспериментальной патологии (позднее переименованных в «кафедры патологической физиологии») в Казани в 1874 г. и в Петербурге в 1879 г. До этого времени самостоятельных кафедр патологической физиологии не было. Хотя по университетскому уставу 1869 г. были выделены самостоятельные кафедры общей патологии, но курсы эти преподавали зачастую патологоанатомы. Так в Московском университете с 1869 г. курс общей патологии читал известный патологоанатом А. И. Полунин, в Харькове — И. Н. Оболенский, в Киеве — Н. А. Хржонщевский, в Казани — терапевт М. Ф. Субботин.

Выделение общей  патологии в самостоятельную  дисциплину имело огромное значение для дальнейшего развития этого  важного раздела медицины как науки экспериментальной. Для русской патологии второй половины XIX века характерен переход от морфологического направления к позициям экспериментальной патологии, т. е. патологической физиологии. Все более широкое применение экспериментальных методов в патологии, накопление полученного в эксперименте фактического материала привели к необходимости отделения преподавания общей патологии от морфологии (патологической анатомии) и создания кафедр экспериментальной патологии (патологической физиологии). 
 
 
 
 
 
 

Литература 

Патологическая  физиология 
Под. ред. А. Д. Адо и Л. М. Ишимовой М.: Медицина, 1980
 
 

http://lech.mma.ru/cath/patfiz 
 

П.Ф. Литвицкий, 
                                                                                                                                        Ю.А. Шилинис, 
                                                                                                                                         Х.М. Батаев.
 
 

Информация о работе Научно-педагогическая школа патофизиологов