Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 19:51, реферат
Патологическая физиология — наука, изучающая жизнедеятельность больного организма человека и животных, т. е. физиологию больного организма. Число болезней человека выражается тысячами различных видов, вариантов, форм. Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения, существует около 1000 основных групп и 17 классов болезней человека. Изучение отдельных видов болезней составляет предмет частной патологии и клинических дисциплин.
ВВЕДЕНИЕ
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПАТОФИЗИОЛОГОВ
Первого МОСКОВСКОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
имени И.М. СЕЧЕНОВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Другой ученик А.Б. Фохта - Гавриил Петрович Сахаров (1873-1953), руководивший кафедрой с 1914 по 1929 гг., продолжал исследование патофизиологии эндокринных заболеваний, а также развивал новое научное направление, предпосылки которого профессор А.Б. Фохт заложил в последнее десятилетие работы на кафедре: роль изменённой иммуногенной реактивности организма в возникновении аллергических состояний, а также – этиологию, патогенез и методы их терапии. В 1904 году Г.П. Сахаров в опытах на морских свинках впервые описал и изучил механизмы развития фундаментального феномена иммунопатологии – явления сывороточной анафилаксии и гиперергического воспаления, обозначенные в научной литературе как феномен Артюса-Сахарова.
В 1929-1947 гг. кафедральный коллектив возглавлял профессор Семен Сергеевич Халатов (1884-1951). Он продолжил исследования своих предшественников о роли гормонов в жизнедеятельности организма и механизмов эндокринных расстройств, а также создал оригинальную модель, изучил молекулярные механизмы и сформулировал метаболическую концепцию атерогенеза и холестериновой болезни. Результаты исследований гормональных свойств хориона и механизмов эндокринных нарушений проф. С.С. Халатов обобщил в книге «Физиологическая эндокринная система и эндокринопатии в свете новой теории природы и происхождения гормональных начал» (1944). В этом труде проф. С.С. Халатов обосновал положение о том, что в живом организме наибольшей биологической активностью обладают продукты обмена эмбриональных тканей и желез внутренней секреции, которые включают клетки эпителия, обладающие отдельными свойствами эмбриональных клеток. Результаты многолетних клинических исследований и экспериментальные данные легли в основу монографии проф. С.С. Халатова «Холестериновая болезнь в ее патофизиологическом и клиническом значении» (1946), где автором обсуждаются наиболее вероятные причины гиперехолестеринемий (в том числе эндогенных), сформулирована концепция о холестериновой болезни человека, описаны механизмы атерогенеза и его патогенные последствия.
Ученик Г.П. Сахарова–профессор Стефан Макарович Павленко (1900-1981), заведовавший кафедрой с 1947г. по 1976г., разработал практически значимые концепции специфической и неспецифической сенсибилизации организма, саногенеза и предболезни, основанные на анализе экспериментальных исследований аллергических реакций, эндокринопатий, гипоксических состояний и гемотрансфузионного шока. Проф. С.М. Павленко показал, что патогенез и саногенез болезни неразрывно связаны между собой. Диалектика их соотношения определяет качественные и количественные особенности заболевания, динамику его развития, тот или иной его исход. При этом патогенез, по мнению проф. С.М. Павленко, свойственен лишь патологии. Саногенетические же механизмы реализуются как в здоровом, так в заболевающем, больном и выздоравливающем организме. В связи с этим, задача врача заключается в блокировании звеньев патогенеза и потенцировании механизмов саногенетических реакций, последних – особенно на стадии предболезни и на ранних этапах болезни.
Преемник по кафедре - ученик С.М. Павленко - профессор Николай Иванович Лосев (1920-2000), руководивший коллективом с 1976 г. по 1991 г., выявил и описал закономерности развития адаптивных процессов и развития терминальных форм деятельности дыхательного центра в условиях нарастающей по тяжести острой гипоксии различного генеза. В оригинальных исследованиях проф. Н.И. Лосевым было показано, что возникающие в организме сдвиги на ранних этапах гипоксии активируют систему дыхания и другие физиологические системы, обеспечивающие оптимальный уровень биологического окисления. При нарастании степени гипоксии реактивные свойства дыхательного центра существенно меняются, формируется иной, чем в норме, стереотип реагирования и новая программа регуляции дыхательного центра. В результате этого развивается терминальное дыхание. Н.И. Лосеву и его коллегам удалось получить модель устойчивого в течение нескольких часов терминального дыхания. При этом поддерживался достаточный для сохранения жизнедеятельности организма объем альвеолярной вентиляции. Улучшение энергетического обеспечения нейронов дыхательного центра обеспечивало увеличение объема дыхания и тенденцию к восстановлению жизнедеятельности организма. Было доказано также, что стабильный терминальный режим дыхания может служить адекватной экспериментальной моделью для изучения реактивных свойств системы внешнего дыхания при различных экстремальных состояниях
С 1991 года традиции созданного профессором А.Б. Фохтом клинико-экспериментального направления научных исследований на кафедре возрождены и развиваются на современном уровне знаний, технологий исследования и внедрения во врачебную практику его заочным учеником, а также непосредственным учеником профессоров С.М. Павленко и А.Х. Когана – членом-корреспондентом РАМН, академиком РАЕН и МАН ВШ, профессором П.Ф. Литвицким. На кафедре разрабатываются вопросы этиологии, патогенеза, принципов диагностики, терапии и профилактики наиболее социально значимых форм патологии и болезней человека: коронарной и сердечной недостаточности, стенокардии и инфаркта миокарда, атеросклероза и иммунопатологических состояний, новообразований, бронхиальной астмы, нарко- и токсикоманий.
Патофизиология как наука на современном этапе развития медицины не ограничивается экспериментами на животных. Она не замыкается в рамках вивария. Это уже отдалило патофизиологию от реального медицинского мира. Патофизиологи должны («по определению») участвовать в разрешении реальных современных медицинских проблем совместно с врачами, используя свой основной, уникальный и действенный метод исследования – моделирование. Применение метода моделирования позволяет анализировать проблемы этиологии, патогенеза, методов диагностики, лечения и профилактики любой болезни и патологического процесса. При этом может использоваться весь диапазон возможных моделей: от биологических (на животных и/или материале, взятом у пациента – его биологических жидкостей, клеток, тканей, фрагментов органов и др. – при соблюдении законов деонтологии и гуманизма) до логических, интеллектуальных, математических и компьютерных моделей.
Именно
такой подход позволил
Научная
школа кафедры патофизиологии
ММА им. И.М. Сеченова оказала
существенное влияние на
Заключение
В России развитие патологической физиологии (или экспериментальной патологии) связано с именем великого русского физиолога И. М. Сеченова и в особенности его ученика В. В. Пашутина, основателя первых в России кафедр общей и экспериментальной патологии (позднее переименованных в «кафедры патологической физиологии») в Казани в 1874 г. и в Петербурге в 1879 г. До этого времени самостоятельных кафедр патологической физиологии не было. Хотя по университетскому уставу 1869 г. были выделены самостоятельные кафедры общей патологии, но курсы эти преподавали зачастую патологоанатомы. Так в Московском университете с 1869 г. курс общей патологии читал известный патологоанатом А. И. Полунин, в Харькове — И. Н. Оболенский, в Киеве — Н. А. Хржонщевский, в Казани — терапевт М. Ф. Субботин.
Выделение общей
патологии в самостоятельную
дисциплину имело огромное значение
для дальнейшего развития этого
важного раздела медицины как науки экспериментальной.
Для русской патологии второй половины
XIX века характерен переход от морфологического
направления к позициям экспериментальной
патологии, т. е. патологической физиологии.
Все более широкое применение экспериментальных
методов в патологии, накопление полученного
в эксперименте фактического материала
привели к необходимости отделения преподавания
общей патологии от морфологии (патологической
анатомии) и создания кафедр экспериментальной
патологии (патологической физиологии).
Литература
Патологическая
физиология
Под. ред. А. Д. Адо и Л. М. Ишимовой М.: Медицина,
1980
http://lech.mma.ru/cath/patfiz
П.Ф. Литвицкий,
Информация о работе Научно-педагогическая школа патофизиологов