Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 15:04, доклад
На современном переходном этапе развития медицинской науки и практического здравоохранения отмечается широкое использование физических факторов в лечебных и санаторно-курортных учреждениях, внедрение новейших методов физической диагностики, что вовлекает значительный контингент медицинских работников и инженеров в сферу обслуживания физиотерапевтической аппаратуры. Повсеместная компьютеризация еще более увеличивает этот круг.
В практике врача любой специальности наряду с медикаментозным лечением широкое применение находят и лечебные физические факторы. В комплексном лечении больных с острыми заболеваниями, обострениями хронических патологических процессов, последствиями травматических повреждений и функциональных нарушений они часто играют ведущую роль. Для этих целей в составе госпитальных, амбулаторно-поликлинических учреждений и санаториев развертываются физиотерапевти
По отраслевому стандарту ОСТ 42-21-16-86 "ССБТ. Отделения, кабинеты физиотерапии, общие требования безопасности" (1986 г.), введенному в действие приказом Министерства здравоохранения СССР N1453 от 4.11.86 г., физиотерапевтическое отделение развертывается в наземных этажах лечебного учреждения.
Аппаратурное оснащение, организационно-штатная структура и объем работы физиотерапевтического отделения (кабинета) определяются коечной емкостью стационара или амбулатории и их медицинским профилем. В его состав могут входить кабинеты постоянных, импульсных, низко- и выскокочастотных токов, фототерапии, лечебного массажа, термотерапии, баротерапии, ингаляторий, водолечебница с ваннами и залом лечебных душей, кабинет кишечных промываний-орошений, бассейн для подводного душа-массажа и лечебного плавания, грязелечебница и радоно-лечебница. Допускается размещение в одном помещении аппаратов для электро- и фототерапии, а в одной кабине (длиной 2,2 м, шириной - не менее 1,8 м) - одного стационарного и двух переносных аппаратов.
Руководство работой физиотерапевтических отделений (кабинетов) и ответственность за качество лечения несет заведующий отделением (врач кабинета), а при его отсутствии - один из врачей, прошедших специальную подготовку по физиотерапии.
Физические факторы для лечения больных должны назначаться врачом-физиотерапевтом по согласованию с лечаидим врачом больного. Зачастую это правило подменяют постулатом о ведущей роли лечащего врача в назначении процедур, как несущего юридическую ответственность за состояние больного. В этих случаях физиотерапевту отводят функции обеспечения выполнения назначений лечащего врача, контроля прописи его назначений и необходимой коррекции после согласования с ним. Не противопоставляя врачей-специалистов лечащим врачам, необходимо отметить низкую эффективность физиотерапевтических назначений последними. По справедливому замечанию одного из основоположников отечественной физиотерапии С.С.Лепского (1937г) "Врачи, не имеющие достаточных познаний в области физиотерапии и направляющие больных для проведения специального физиотерапевтического лечения, поступают неправильно, предписывая врачу-физиотерапевту в определенной форме не только метод лечения, но и его дозировку... Непонятно, почему тот или иной врач, посылающий больного к рентгенологу для рентгенотерапии, не рискует позволить себе предложить методику и технику лечения, а, направляя больного к физиотерапевту, он не стесняется предписывать, чем и как нужно лечить. Такого рода установка является абсолютно неправильной." Исходя из этого, лечащие врачи должны рекомендовать, но не назначать метод лечения. Для назначения физиотерапевтических процедур целесообразно направление больных на консультацию врача-физиотерапевта.
После консультации больного врач-физиотерапевт делает соответствующую подробную запись в графе назначений с указанием названия процедуры, зоны воздействия, методики, дозировки и количества процедур. На основании записи в истории болезни или амбулаторной карте в физиотерапевтическом отделении (кабинете) врач-физиотерапевт заполняет процедурную карту по форме N44y (см. Приложение 3). В ней медицинская сестра ведет учет каждой проведенной процедуры с указанием фактических дозировок физических факторов и продолжительности воздействия. После окончания курса лечения процедурная карта хранится в физиотерапевтическом отделении в течение года. Для количественного и структурного анализа работы физиотерапевтического отделения (кабинета) медицинские сестры ведут журналы ежедневного учета работы отдельных кабинетов.
Физиотерапевтические процедуры проводят средние медицинские работники, прошедшие специальную подготовку и имеющие удостоверение об окончании курсов специализации по физиотерапии. Перед началом курса лечения первичных больных знакомят с правилами приема процедур. Отмечают, что их нецелесообразно проводить сразу после еды (в первые 1-2 часа) или натощак. Во время процедуры больной не должен спать, читать, притрагиваться к аппаратам, самостоятельно регулировать параметры лечебного воздействия факторов. После процедуры больному рекомендуют отдых в течение 30-40 мин в холлах отделения. Пациента знакомят с характером возникающих при проведении процедуры ощущений, а при необходимости - разъясняют цель лечения.
Оценку работы физиотерапевтического отделения (кабинета) проводят по двум основным показателям. Первый из них суммарный охватбольных физ
30%г санаториев - 50-70%. Второй показатель - количество процедур на одного лечившешосй
Норма нагрузки врачей-
Технический контроль, обслуживание и ремонт физиотерапевтической аппаратуры осуществляют лица со специальным образованием - медтехники (инженеры) мастерских по ремонту медицинской аппаратуры системы "Росмедтехника". Профилактический осмотр аппаратуры проводится не реже одного раза в две недели. Учет почасовой работы физиотерапевтической аппаратуры осуществляют медицинские сестры з паспортах аппаратов ежеквартально.
На современном переходном этапе развития медицинской науки и практического здравоохранения отмечается широкое использование физических факторов в лечебных и санаторно-курортных учреждениях, внедрение новейших методов физической диагностики, что вовлекает значительный контингент медицинских работников и инженеров в сферу обслуживания физиотерапевтической аппаратуры. Повсеместная компьютеризация еще более увеличивает этот круг. Поэтому освоение и выполнение медицинскими работниками основных правил организации и техники безопасности при проведении физиобальнеотерапевтических процедур является залогом длительной работы аппаратуры и качественного проведения процедур.
Устройство, эксплуатация и техника безопасности физиотерапевтических отделений (кабинетов) регламентированы государственным стандартом ОСТ 42-21-16-86, утвержденным Министерством здравоохранения СССР приказом № 1453 от 04.11.1986 г., который действует по настоящее время. Этот стандарт должен быть в каждом физиотерапевтическом подразделении независимо от его величины. Приказом № 1440 от 21 декабря 1984 г. утверждены положения о физиотерапевтической поликлинике и больнице, коэффициенты процедур, выполняемых медицинскими сестрами физиотерапевтических кабинетов. Должности врачей-физиотерапевтов и медицинских сестер определяются приказом МЗ СССР № 999 от 11 октября 1982 г., № 600 от 6.06.1979 г. и № 900 от 26.09.1978 г. Должность медицинских сестер устанавливается из расчета 15 000 условных процедурных единиц в год на одну ставку. Старшая медицинская сестра выделяется, если имеется 4 должности медицинских сестер. На каждые 2 должности медицинской сестры устанавливается одна должность санитарки.
По приказу МЗ СССР № 1000 от 23.09.1981 г. рабочий день врача, медсестры ФТО 6,5 часов (38,5 часов в неделю). Норма приема врача-физиотерапевта - 5 человек в час.
Приказом МЗ СССР № 1440 1984 г. за одну условную физиотерапевтическую единицу определена работа, подготовленная и выполненная за 8 мин. Медсестра ФТО в смену должна выполнять примерно работу в 50 (в год 15 000) процедурных условных единиц.
В настоящее время все приказы по штатам, нормативам и нагрузкам носят рекомендательный характер и должны рассматриваться с учетом мнения руководителя лечебно-профилактического учреждения.
Обязанности медицинской сестры физиотерапевтического кабинета определяются должностной инструкцией, утвержденной руководителем учреждения на основании приказа МЗ СССР № 1440. Медицинская сестра обязана следить за порядком и санитарным состоянием в кабинете, работой физиотерапевтической аппаратуры, водоснабжения, отопления, вентиляции. Она выписывает и получает необходимые медикаменты и перевязочные материалы. Медицинская сестра отвечает за сохранность аппаратуры и оборудования кабинета, ведет необходимую медицинскую документацию. Она включает и выключает после рабочего дня рубильники, питающие сеть физиотерапевтической аппаратуры, водоснабжения и освещения. Медицинская сестра знакомит больных с правилами проведения физиотерапевтических процедур и распорядком работы кабинета, проводит процедуры по назначению врача, предупреждает больных об ощущениях при физических воздействиях, контролирует состояние больного во время процедуры, назначает больных на повторную процедуру. Во всех сложных и неясных случаях ставит в известность врача.
Медицинской сестре физиотерапевтического отделения (кабинета) приходится вести следующую документацию:
1) журнал поступления первичных и повторных больных, в которых отмечается дата, фамилия больного, номер истории болезни, возраст, диагноз, фамилия направившего врача и откуда направлен больной, назначенное лечение физическими факторами;
2) дневник ежедневного учета работы, в котором отмечаются процедуры и условные процедурные единицы;
3) календарные отчеты о проделанной работе по видам лечения (электрофорез, УВЧ-терапия и т. д.);
4) журнал учета аппаратуры с указанием номера паспорта, завода изготовителя, даты выпуска, даты получения аппарата;
5) журнал записи текущего и профилактического ремонта аппаратуры, в котором должны быть отмечены по графам:
а) дата,
б) название аппарата и заводской паспорт,
в) отметка о замеченном дефекте,
г) подпись медсестры,
д) что сделано, какие части заменены, в каком состоянии находится аппарат, разрешение на эксплуатацию,
е) подпись специалиста, проводившего ремонт,
ж) подпись заведующего отделением, подтверждающего выполненную работу.
По приказу МЗ МП РФ № 318 от 17.11.1995 г. медицинские сестры ФТО обязаны пройти обучение по специальности и получить сертификат государственного образца, который действителен на территории России и подтверждается каждые 5 лет при обязательной переподготовке в этот срок. Квалификационная характеристика специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием дана в приказе МЗ РФ № 249 от 19.08.1997 г.
Квалификация медсестер определяется 3 категориями: второй, первой, высшей с соответствующей надбавкой к заработной плате. Для аттестации на вторую категорию медсестра должна иметь стаж работы 3 года, первую - 5 лет, высшую - 8 лет
По приказу МЗ РФ № 90 от 14.03.96 г. медперсонал ФТО должен проходить обязательный медицинский осмотр при поступлении на работу и затем периодически - не реже 1 раза в 12 месяцев. Осмотр регистрируется в специальной медицинской карте, где дается заключение о допуске к работе в ФТО.
Медицинские сестры, работающие в физиотерапевтических кабинетах, пользуются льготами по приказу МЗ РФ № 377 от 15.10.1999 г., определяющего оплату труда работников здравоохранения. На основании этого документа 15% надбавку к окладу получают медицинские сестры, проводящие в течение дня не менее 10 процедур на аппаратах УВЧ-терапии любой мощности, а также медперсонал, работающий в помещениях радоновых, сероводородных, углесероводородных и озокерито-грязе-торфо-лечебных кабинетах и для подогрева, подвоза грязи, приготовления искусственной сероводородной воды.
По приказу МЗ СССР № 06-14/7-14 от 17.02.1988г. «О бесплатной выдаче молока и других равноценных пищевых продуктов рабочим и служащим, занятым на работах с вредными условиями труда», работники радоновых лабораторий имеют право на бесплатные обеды и выход на пенсию по достижении 50 лет (женщины - 45 лет), при стаже работы не менее 20 лет (женщины - 15 лет), в том числе 10 лет (женщины - 7,5 лет) в контакте с профвредностями. Лица моложе 18 лет к работе во вредных условиях не допускаются. Работникам, связанным с вредными условиями труда, предоставляется дополнительный отпуск к основному (ст. 68 КЗОТ РФ), по которому медсестры имеют право на 12, а работники радоновых лабораторий - 24 рабочих дня.
К должностному окладу по решению администрации могут вводиться надбавки:
1) за продолжительность непрерывной работы за первые 3 года - 20%, за последующие 2 года - 10% основного оклада, но не выше 30%;
2) за применение в работе достижений науки и передовых методов труда, высокие достижения в работе, выполнение особо важных или срочных работ (на срок их проведения), а также напряженность в труде. Все трудовые споры разрешаются в профсоюзной организации и далее в суде.
Персоналу медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования (ОМС), необходимо ознакомиться с Законом РФ «О медицинском страховании граждан РСФСР» от 28.06.1991 г.; постановлением правительства РФ № 41 от 23.01.1992 г. «О мерах по выполнению закона»; «Основаниями законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г. № 5487-1; типовыми правилами обязательного медицинского страхования; реестром медицинских услуг; тарифами медицинских услуг в системе; Законом РФ «О защите прав потребителя» № 2-фз от 9.01.1996 г. Администрация лечебного учреждения совместно со страховой компанией должна провести занятия с медицинским персоналом по директивным документам системы ОМС и инструктаж о работе с медицинской документацией.
Информация о работе Организация работы физиотерапевтического отделения (кабинета)