Организация школ здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:25, доклад

Описание

В настоящее время необходимость совершенствования профилактической помощи населению, коррекции факторов риска, неблагоприятно влияющих на здоровье и связанных с образом жизни, не вызывает сомнений. Профилактическими могут быть не только медицинские вмешательства, но и образовательные технологии. Одной из перспективных интегрированных технологий профилактической и лечебной помощи является обучение в Школах здоровья для пациентов.

Содержание

Организация работы Школ Здоровья для пациентов
При организации Школы здоровья для пациентов в учреждении здравоохранения формируется следующий пакет документов
Темы занятий
Эффективность работы ШАГ оценивается по разработанным критериям

Работа состоит из  1 файл

Организация работы Школ Здоровья для пациентов.docx

— 18.71 Кб (Скачать документ)

Организация работы Школ Здоровья для пациентов 

В настоящее время необходимость  совершенствования профилактической помощи населению, коррекции факторов риска, неблагоприятно влияющих на здоровье и связанных с образом жизни, не вызывает сомнений. Профилактическими  могут быть не только медицинские  вмешательства, но и образовательные  технологии. Одной из перспективных  интегрированных технологий профилактической и лечебной помощи является обучение в Школах здоровья для пациентов.

Школа для пациентов –  это совокупность средств и методов  индивидуального и группового воздействия  на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности  и практических навыков по рациональному  лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни. Цель таких Школ – повышение  мотивации и улучшения выполнения пациентами врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений  с врачом в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество. При посещении этих школ у пациентов формируется  ответственность за сохранение своего здоровья, рациональное и активное отношение к здоровью, мотивация  к оздоровлению, соблюдению режима лечения.

Развитие Школ здоровья для  пациентов позволяет реализовать  один из основополагающих принципов  реформирования здравоохранения –  обеспечение партнерства врача  и пациента в достижении качества и эффективности оказываемой  медицинской помощи. Сегодня школы  здоровья для пациентов представляют собой не просто информационные технологии, передающие определенные знания. Ушли в прошлое «лектории» и лекции по санпросвету, безликие, нередко формальные.

В городе Ижевске наиболее успешными являются школы для  пациентов с артериальной гипертонией, с бронхиальной астмой, сахарным диабетом, школы для беременных и школы  материнства. Обучающие школы для  пациентов открываются не только в медицинских учреждениях, но и  на промышленных предприятиях, в центрах  социального обслуживания и в  учебных заведениях.

При организации Школы  здоровья для пациентов в учреждении здравоохранения формируется следующий  пакет документов:

1.                 Приказы МЗ РФ о мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с различными заболеваниями и состояниями.

2.                 Приказ главного врача МУЗ об организации работы Школы здоровья в МУЗ.

3.                 Положение об организации работы Школы здоровья.

4.                 Критерии оценки эффективности работы Школы здоровья.

5.                 Анкета для проведения опроса занимающихся до и после цикла обучения.

При открытии Школы здоровья персонал проходит соответствующую  подготовку. Специалисты Центра медицинской  профилактики помогают обеспечить Школы  здоровья методическими рекомендациями, подбирают наглядный и раздаточный  материал, помогают организовать систему  мониторинга с выработкой критериев  эффективности для оценки результатов  работы этих школ. В организации  работы Школ здоровья используются приказы  и информационные письма МЗ РФ и  МЗ УР.

Всего в муниципальных  учреждениях здравоохранения города Ижевска функционирует 76 Школ здоровья: Школа для больных артериальной гипертонией, Астма школа, Школа  для больных сахарным диабетом, Школа  для беременных, Школа для больных  с заболеваниями суставов и позвоночника, Школа для больных ишемической  болезнью сердца. Среди прочих школ в МУЗ города функционируют: Школа материнства, Школа молодой матери, «Подготовленные роды» (планирование семьи), Школа для родителей при поступлении детей в ДДУ, Школа отцов, гастро-школа, Школа гигиенического ухода, Школа климактерия, Школа анемии, Школа охраны репродуктивного здоровья школьников, Школа эндогенного дыхания, Школа для родителей детей, страдающих эпилепсией, Школа для родителей детей, страдающих ДЦП, Школа активного долголетия, Школа для больных ХОБЛ.

В зависимости от профиля  Школы здоровья к проведению занятий  в Школах активно привлекаются врачи  различных специальностей, медицинские  сестры, психологи и другие специалисты. В последние годы в проведении занятий в Школах значительное место  отводится среднему медицинскому персоналу. Они проводят практические занятия, обучают пациентов правилам тонометрии, приемам доврачебной помощи, правилам ведения дневника самонаблюдения, индивидуально  определяют факторы риска, проводят тестирование пациентов. После занятий  заполняют листок-вкладыш в амбулаторную карту, журнал учета занятий, фиксируют  наличие факторов риска у каждого  проучившегося пациента для оценки эффективности проводимых занятий.

Ежегодно в Школах здоровья проходят обучение около 20-21 тысячи человек. Работа в Школах ведется в соответствии с планами, положениями об организации  Школ здоровья, разработанными программами. В конце года проводится анализ эффективности  работы Школ по разработанным критериям. Занятия в Школах проводятся с  использованием плакатов, муляжей, спортивного  инвентаря и др. Для закрепления  информации демонстрируются видео- и DVD-фильмы. Центр медицинской профилактики оказывает методическую помощь в организации Школ здоровья для пациентов и осуществляет контроль за их деятельностью.

Благодаря реализуемой в  городе Ижевске муниципальной целевой  программе развития общественного  здоровья «Здоровье города – здоровье ижевчан» на 2007-2010 годы в 2008 году удалось улучшить материально-техническую базы отделений/кабинетов медицинской профилактики. На средства программы были приобретены компьютеры, лазерные принтеры и мультимедийные проекторы для улучшения работы Школ здоровья.

Это особенно важно в отношении  сердечно-сосудистых заболеваний и, главным образом, артериальной гипертонии, распространенность которой в нашей стране чрезвычайно высока, а эффективность лечения не достаточна. Подтвержденные эпидемиологически и доказанные клинически научные факты свидетельствуют о том, что при правильно организованной профилактической и лечебной помощи больным артериальной гипертонией снижается число осложнений заболевания, улучшается его прогноз и повышается качество жизни больных.

По инициативе Центра медицинской  профилактики первые Школы для больных  артериальной гипертонией (ШАГ) были организованы в 2002 году. В настоящее время в  муниципальных учреждениях здравоохранения  города Ижевска работают 14 Школ для  пациентов с артериальной гипертонией. За 6 лет обучено около 10 тысяч  человек.

В помощь медицинским работникам, занимающимся организацией работы ШАГ, специалистами Центра медицинской  профилактики совместно с учеными  Ижевской государственной медицинской  академии разработано и издано методическое пособие по организации Школ здоровья для пациентов с артериальной гипертонией, включающее положение  об организации Школы, критерии эффективности, лекционный материал пяти занятий и CD-диск с презентациями занятий. Пособие распространено среди лечебных учреждений города и республики.

Занятия в Школах проводят сотрудники отделений/кабинетов медицинской  профилактики с привлечением терапевтов, кардиологов, диетологов, специалистов по ЛФК, психологов. Практические занятия  проводят медицинские сестры. Занятия  в ШАГ проходят циклами по 5 дней. 

  Темы занятий:

1.              Артериальная гипертония, факторы риска и их коррекция        

2.              Рациональное питание при артериальной гипертонии и других сердечно-сосудистых заболеваниях                                                        

3.              Физические нагрузки при артериальной гипертонии                 

4.              Психологические причины возникновения артериальной гипертонии и способы их устранения                                           

5.              Правила измерения артериального давления. Тактика пациента при гипертоническом кризе.                                                   

В начале цикла занятий  проводится тестирование с целью  выяснения информированности пациентов  об артериальной гипертонии, а по окончании  – степень  усвоения материала. После  завершения обучения пациентам выдаются памятки с практическими советами по профилактике артериальной гипертонии и ее осложнений. На занятиях раскрываются причины возникновения заболевания, факторы риска его возникновения, особенности образа жизни для профилактики осложнений, немедикаментозные методы лечения артериальной гипертонии и вопросы самоконтроля. Особое внимание уделяется навыкам преодоления психологических проблем, связанных с новым для больных психологическим статусом. Практическое занятие проводят обычно медицинские сестры.

Эффективность работы ШАГ  оценивается по разработанным критериям:

1.               Стабилизация АД и уменьшение кризов

2.               Уменьшение количества холестерина крови

3.               Снижение уровня сахара крови

4.               Снижение массы тела

5.               Отказ от вредных привычек

6.               Уменьшение числа госпитализаций и вызовов ССМП

Внедрение Школ здоровья в  реальную практику позволяет уже  в течение одного года получить значительную медицинскую эффективность. В результате обучения изменились установки пациентов  и отношение к здоровью: улучшилась мотивация больных на выполнение профилактических рекомендаций; снизилось  число больных, считавших действия медицинского персонала неэффективными.

Так, в результате обучения пациентов и формирования партнерства  между врачом и пациентом в  лечебном процессе в 2 раза увеличилась  частота достижения целевого уровня артериального давления у пациентов (с 21 % до 48%). Достоверно уменьшилось  число пациентов с ожирением (на 5,4%), с выраженной гиперхолестеринемией (на 39%), снижается частота курения (на 52%), в 2 раза увеличилось число больных, принимающих гипотензивные препараты регулярно, в 2 раза уменьшилось число случаев временной нетрудоспособности, в 3 раза – число госпитализаций. Повысилось качество жизни пациентов из числа прошедших обучение, достоверно уменьшилась доля пациентов с высоким уровнем риска.

      Таким образом,  активное развитие Школ здоровья  формирует у населения мотивацию  к сохранению своего здоровья  и повышает их ответственность  за свое здоровье, обеспечивает  повышение точности выполнения  назначений врача. При достижении  этих целей Школы обеспечивают  высокое качество профилактической  помощи населению, что способствует  реализации профилактической направленности  службы здравоохранения и является  основополагающим принципом ее  реформирования.

 


Информация о работе Организация школ здоровья