Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:25, доклад
В настоящее время необходимость совершенствования профилактической помощи населению, коррекции факторов риска, неблагоприятно влияющих на здоровье и связанных с образом жизни, не вызывает сомнений. Профилактическими могут быть не только медицинские вмешательства, но и образовательные технологии. Одной из перспективных интегрированных технологий профилактической и лечебной помощи является обучение в Школах здоровья для пациентов.
Организация работы Школ Здоровья для пациентов
При организации Школы здоровья для пациентов в учреждении здравоохранения формируется следующий пакет документов
Темы занятий
Эффективность работы ШАГ оценивается по разработанным критериям
Организация работы Школ Здоровья для пациентов
В настоящее время необходимость
совершенствования
Школа для пациентов –
это совокупность средств и методов
индивидуального и группового воздействия
на пациентов и население, направленная
на повышение уровня их знаний, информированности
и практических навыков по рациональному
лечению заболевания, профилактике
осложнений и повышению качества
жизни. Цель таких Школ – повышение
мотивации и улучшения
Развитие Школ здоровья для
пациентов позволяет
В городе Ижевске наиболее успешными являются школы для пациентов с артериальной гипертонией, с бронхиальной астмой, сахарным диабетом, школы для беременных и школы материнства. Обучающие школы для пациентов открываются не только в медицинских учреждениях, но и на промышленных предприятиях, в центрах социального обслуживания и в учебных заведениях.
При организации Школы
здоровья для пациентов в учреждении
здравоохранения формируется
1. Приказы МЗ РФ о мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с различными заболеваниями и состояниями.
2. Приказ главного врача МУЗ об организации работы Школы здоровья в МУЗ.
3. Положение об организации работы Школы здоровья.
4. Критерии оценки эффективности работы Школы здоровья.
5. Анкета для проведения опроса занимающихся до и после цикла обучения.
При открытии Школы здоровья
персонал проходит соответствующую
подготовку. Специалисты Центра медицинской
профилактики помогают обеспечить Школы
здоровья методическими рекомендациями,
подбирают наглядный и
Всего в муниципальных
учреждениях здравоохранения
В зависимости от профиля
Школы здоровья к проведению занятий
в Школах активно привлекаются врачи
различных специальностей, медицинские
сестры, психологи и другие специалисты.
В последние годы в проведении
занятий в Школах значительное место
отводится среднему медицинскому персоналу.
Они проводят практические занятия,
обучают пациентов правилам тонометрии,
приемам доврачебной помощи, правилам
ведения дневника самонаблюдения, индивидуально
определяют факторы риска, проводят
тестирование пациентов. После занятий
заполняют листок-вкладыш в
Ежегодно в Школах здоровья проходят обучение около 20-21 тысячи человек. Работа в Школах ведется в соответствии с планами, положениями об организации Школ здоровья, разработанными программами. В конце года проводится анализ эффективности работы Школ по разработанным критериям. Занятия в Школах проводятся с использованием плакатов, муляжей, спортивного инвентаря и др. Для закрепления информации демонстрируются видео- и DVD-фильмы. Центр медицинской профилактики оказывает методическую помощь в организации Школ здоровья для пациентов и осуществляет контроль за их деятельностью.
Благодаря реализуемой в городе Ижевске муниципальной целевой программе развития общественного здоровья «Здоровье города – здоровье ижевчан» на 2007-2010 годы в 2008 году удалось улучшить материально-техническую базы отделений/кабинетов медицинской профилактики. На средства программы были приобретены компьютеры, лазерные принтеры и мультимедийные проекторы для улучшения работы Школ здоровья.
Это особенно важно в отношении сердечно-сосудистых заболеваний и, главным образом, артериальной гипертонии, распространенность которой в нашей стране чрезвычайно высока, а эффективность лечения не достаточна. Подтвержденные эпидемиологически и доказанные клинически научные факты свидетельствуют о том, что при правильно организованной профилактической и лечебной помощи больным артериальной гипертонией снижается число осложнений заболевания, улучшается его прогноз и повышается качество жизни больных.
По инициативе Центра медицинской
профилактики первые Школы для больных
артериальной гипертонией (ШАГ) были организованы
в 2002 году. В настоящее время в
муниципальных учреждениях
В помощь медицинским работникам, занимающимся организацией работы ШАГ, специалистами Центра медицинской профилактики совместно с учеными Ижевской государственной медицинской академии разработано и издано методическое пособие по организации Школ здоровья для пациентов с артериальной гипертонией, включающее положение об организации Школы, критерии эффективности, лекционный материал пяти занятий и CD-диск с презентациями занятий. Пособие распространено среди лечебных учреждений города и республики.
Занятия в Школах проводят
сотрудники отделений/кабинетов
Темы занятий:
1. Артериальная гипертония, факторы риска и их коррекция
2. Рациональное питание при
артериальной гипертонии и других сердечно-сосудистых
заболеваниях
3. Физические нагрузки при артериальной гипертонии
4. Психологические причины
возникновения артериальной гипертонии
и способы их устранения
5. Правила измерения артериального
давления. Тактика пациента при гипертоническом
кризе.
В начале цикла занятий
проводится тестирование с целью
выяснения информированности
Эффективность работы ШАГ оценивается по разработанным критериям:
1. Стабилизация АД и уменьшение кризов
2. Уменьшение количества холестерина крови
3. Снижение уровня сахара крови
4. Снижение массы тела
5. Отказ от вредных привычек
6. Уменьшение числа госпитализаций и вызовов ССМП
Внедрение Школ здоровья в реальную практику позволяет уже в течение одного года получить значительную медицинскую эффективность. В результате обучения изменились установки пациентов и отношение к здоровью: улучшилась мотивация больных на выполнение профилактических рекомендаций; снизилось число больных, считавших действия медицинского персонала неэффективными.
Так, в результате обучения пациентов и формирования партнерства между врачом и пациентом в лечебном процессе в 2 раза увеличилась частота достижения целевого уровня артериального давления у пациентов (с 21 % до 48%). Достоверно уменьшилось число пациентов с ожирением (на 5,4%), с выраженной гиперхолестеринемией (на 39%), снижается частота курения (на 52%), в 2 раза увеличилось число больных, принимающих гипотензивные препараты регулярно, в 2 раза уменьшилось число случаев временной нетрудоспособности, в 3 раза – число госпитализаций. Повысилось качество жизни пациентов из числа прошедших обучение, достоверно уменьшилась доля пациентов с высоким уровнем риска.
Таким образом,
активное развитие Школ