Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 15:22, реферат
Проблема охраны здоровья населения России тревожна и требует пристального внимания государства и различных его ведомств.
Введение
1. Общие положения организации охраны здоровья граждан в РФ
2. Основные принципы охраны здоровья граждан
Заключение
Литература
План
Введение
1. Общие положения организации охраны здоровья граждан в РФ
2. Основные
принципы охраны здоровья
Заключение
Литература
Введение
Проблема охраны здоровья населения России тревожна и требует пристального внимания государства и различных его ведомств.
Что же следует понимать под охраной здоровья граждан? Это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Следует обратить внимание, что охрана здоровья и медицинская помощь не одно и то же и недаром в статье 41 Конституции РФ обозначены отдельно. Если охрана здоровья широкое многогранное понятие, что видно из приведенного определения, то медицинская помощь представляет индивидуальный подход и оказывается системой здравоохранения, которая является небольшой частью системы охраны здоровья. Эти две системы дополняют друг друга, но имеют разные направления. Предполагается, что от здоровья населения мы придем к здоровью отдельного человека, а вернее было бы - обеспечив индивидуальный подход и, оздоровив отдельного человека, придти к здоровью всего населения.
Рассмотрим
в данной работе основные принципы
охраны здоровья граждан РФ.
1.
Общие положения
организации охраны
здоровья граждан
в РФ
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации признавая основополагающую роль охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества и подтверждая ответственность государства за сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, стремясь к совершенствованию правового регулирования и закрепляя приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья, Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан устанавливают правовые, организационные и экономические принципы в области охраны здоровья граждан. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
Легальное определение категории охрана здоровья граждан дается в ст.1 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Как определить категорию «здоровье»?
Одной
из характеристик состояния
На
международном уровне категорию
здоровья определяли по-разному: «здоровье
как отсутствие болезни» или «возможность
существовать в обществе» и «абсолютные»
(«здоровье - это позитивное качество»
или «здоровье - это общее благополучие»).
Конституция
Всемирной организации
В
Российской Федерации используется
следующее определение
«Здоровье»
- это состояние полного
Общественное
здоровье - это такое состояние, такое
качество общества, которое обеспечивает
условия для социально
В соответствии с новой социальной стратегией развития государства и общества российское законодательство о здравоохранении претерпело за годы реформ существенные изменения. Впервые законодательно предусмотрено функционирование наряду с государственной системой здравоохранения также муниципальной и частной, использование механизма медицинского страхования граждан, представление им платных медицинских услуг за пределами программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью и на договорной основе. В законодательстве вместе с новациями содержательного характера трансформировался состав правовых источников, пересмотрены круг, компетенция и юридические связи субъектов в сфере здравоохранения.
Таким образом, охрана здоровья населения обеспечивается государственной, муниципальной и частной системами здравоохранения.
Государственная
система здравоохранения
санитарно-
К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия, аптечные учреждения и др. Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование населения, обеспечение доступности населению гарантированного объема медико-социальной помощи, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории, осуществляют контроль за качеством оказания медико-социальной и лекарственной помощи предприятиями, учреждениями и организациями государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой.
К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.
Действующее законодательство предусматривает различные виды ответственности за сокрытие должностными лицами любого уровня фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Так, КоАП содержит главы, специально посвященные административным правонарушениям, посягающим на здоровье населения (глава 5) и административным правонарушениям в области охраны окружающей природной среды (глава 7). В УК РФ включены глава 25 "Преступления против здоровья населения и общественной нравственности", которая содержит, в частности, ст. 237 "Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей", а также глава 26 "Экологические преступления".
В случае причинения вреда здоровью граждан виновные обязаны возместить потерпевшим ущерб в объеме и порядке, установленным законодательством Российской Федерации. Вред, причиненный здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды, возмещается государством, юридическим или физическим лицом, причинившим вред. Средства, затраченные на оказание медицинской помощи гражданам, потерпевшим от противоправных действий, взыскиваются с предприятий, учреждений, организаций, ответственных за причиненный вред здоровью граждан, в пользу учреждений государственной или муниципальной системы здравоохранения, понесших расходы, либо в пользу учреждений частной системы здравоохранения, если лечение проводилось в этих учреждениях.
В случае нарушения прав граждан в области охраны здоровья вследствие недобросовестного выполнения медицинскими и фармацевтическими работниками своих профессиональных обязанностей, повлекшего причинение вреда здоровью граждан или их смерть, ущерб возмещается в объеме и порядке, установленным законодательством. Возмещение ущерба не освобождает медицинских и фармацевтических работников от привлечения их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
В
обеспечении охраны здоровья, помимо
Министерства здравоохранения и социального
развития РФ, в разной степени и в пределах
своих компетенций принимают участие
также такие государственные органы, как
департамент Государственного санитарно-эпидемиологического
надзора МЗ РФ, Министерство по чрезвычайным
ситуациям, Федеральные Фонды социального
и обязательного медицинского страхования,
а также в пределах своих ведомств органы
управления медико-санитарных служб Министерств
Обороны, Внутренних дел, Путей сообщения
и других. Это государственный сектор.
Организацией
медико-социальной помощи населению
занимаются также общественные и иные
объединения. В странах с рыночной экономикой
и развитым гражданским обществом создание
общественно-управленческих механизмов
участия граждан в формировании правовых
механизмов и контроле за соблюдением
прав граждан и пациентов в области охраны
здоровья, является естественным. На государственном
уровне функционирует профсоюз медицинских
работников, Российское общество Красного
Креста, религиозные организации, а также
недавно созданные Ассоциация врачей
России, Российский медицинский Союз,
Межрегиональная ассоциация медицинских
сестер, Общество прав потребителей. В
субъектах федерации существуют корпоративные
объединения медицинских работников (врачей
и медицинских сестер), призванные реально
участвовать в управлении здравоохранением.
В июне 2003 года на учредительном съезде
была создана новая общественная организация
«Лига здоровья нации».
2. Основные принципы охраны здоровья граждан
охрана здоровье правовой
Граждане РФ обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. В соответствии с Основами законодательства об охране здоровья и окружающей среды это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, представлением населению доступной медико-социальной помощи.
В целях создания возможностей для реализации гражданами этого права государство предпринимает меры: политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера. Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с
Конституцией РФ и иными законодательными актами, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
Основными принципами охраны здоровья граждан являются (ст.2 Основ):
1)
соблюдение прав человека и
гражданина в области охраны
здоровья и обеспечение
2)
приоритет профилактических
3)
доступность медико-социальной
4)
социальная защищенность
5)
ответственность органов
Охрана здоровья осуществляется независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, связанной с наличием у них каких-либо заболеваний.
Наравне с гражданами РФ правом на охрану здоровья пользуются лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ, и беженцы. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, лицам без гражданства и беженцам определяется Минздравом РФ и соответствующими органами субъектов РФ.
При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-санитарную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального
характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности.
Информация о работе Основные принципы охраны здоровья граждан РФ. Охрана здоровья граждан