Основные проблемы биоэтики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 08:09, контрольная работа

Описание

Институт рождаемости становится все более актуальным, и не только для нас, россиян, но и для многих зарубежных стран, где смертность превышает рождаемость и крайне остро стоит демографическая проблема. Как это ни страшно, но человеческое население развитых стран, в том числе России, вырождается. В нашей стране число смертей превышает число рождений уже более 10 лет, рождаемость не достигает даже уровня простого замещения поколений. Такая ситуация складывается по различным причинам.

Содержание

Введение
1. Основные проблемы биоэтики
2. Вспомогательные репродуктивные технологии
3. Правовые проблемы репродуктивных технологий
4. Морально–этические проблемы биоэтики
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

репродукция.docx

— 31.69 Кб (Скачать документ)

Однако практика применения метода суррогатного материнства диктует  необходимость создания полноценной  законодательной базы о суррогатном  материнстве, содержащей подробную  регламентацию всех аспектов данных правоотношений.

В связи с этим, прежде всего, представляется необходимым сформулировать нормативное  определение понятия суррогатного материнства. В нем целесообразно  отразить присущие данному явлению  следующие существенные признаки:

наличие взаимной договоренности между  суррогатной матерью и потенциальными родителями, в соответствии с которой  производится экстракорпоральное оплодотворение (далее - ЭКО);

факт зачатия ребенка путем  ЭКО и имплантации эмбриона в  полость матки женщины, согласившейся  стать суррогатной матерью;

наличие генетического родства  между потенциальными родителями (или  одним из них) и ребенком;

целенаправленное вынашивание  женщиной ребенка для его последующей  передачи потенциальным родителям.

Исходя из этого, суррогатное материнство  следует определять как взаимную договоренность между суррогатной  матерью и потенциальными родителями о том, что суррогатная мать пройдет  процедуру имплантации эмбриона, зачатого с применением метода ЭКО, выносит, родит и передаст ребенка  потенциальным родителям.

Раскрыть тему правового регулирования  суррогатного материнства, вспомогательных  репродуктивных технологий (ВРТ), их юридические, морально-этические аспекты подтолкнул случай появления на свет 16 ноября 2005 года младенца по имени Георгий Захаров, сына отца, который скончался за два года до момента зачатия ребенка. Живительные клетки, породившие жизнь, хранились в замороженном состоянии  в госпитале Шиба-медикал-центр  в Телль-Авиве девять лет, с тех  пор, когда бабушка Гоши привезла его отца (своего сына) на лечение  от рака в Израиль. Одной из первых процедур, которую провели израильские  медики, был забор спермы. Как  рассказывала недавно бабушка, «родившая» себе внука и продолжившая свое поколение  на земле, она возмущалась этой процедурой и требовала скорейшего начала лечения, но врачи ее успокоили, сказав, что это ее будущее.

Рождение этого ребенка в  нашей стране первый и беспрецедентный  случай. Казалось бы, вот решение  проблемы, медицина в области репродуктивных технологий достигла значительных результатов, и если раньше ребенок в пробирке вызывал удивление, то теперь он не только в пробирке, но и от умершего ранее родителя, а то и двух. Но законодательство, как это часто  бывает, отстает, и беспрецедентен этот случай не только для российской медицины, но и для российского законодательства, которое, к сожалению, не поспевает  по многим вопросам современного развития новых технологий, науки, рыночных отношений, изменений экономического состояния  страны и т.д. А поэтому приходится либо искать «обходные» законодательные  пути, что тоже неправильно, либо отказываться от массового продвижения ноу-хау. Регистрация рождения мальчика в  свете действующего законодательства, является сложнейшей процедурой, т.к. закон  таких случаев не регламентирует. Но об этом чуть позже, а пока вернемся к теме суррогатного материнства.

Моральные и юридические проблемы, связанные с практикой суррогатного материнства, оказались особенно сложными. Немаловажное значение при законодательном  решении и закреплении вопросов, относящихся к здоровью и этике, имеет отношение государства  к новым научным технологиям, в частности к вопросам искусственного оплодотворения, имплантации эмбриона, суррогатного материнства и т.д. В отдельных странах с учетом новых условий и технологий были скорректированы уже имевшиеся  или приняты новые законы и  министерские приказы о репродукции  человека. На общеевропейском уровне 19 ноября 1996 г. Комитет министров  Совета Европы принял Конвенцию по правам человека в биомедицине. Конвенция  является первым обязательным в области  здравоохранения юридическим документом, который направлен на защиту человека от возможных злоупотреблений, связанных  с использованием новых биологических  и медицинских методов и процедур. Методы искусственного оплодотворения в международном праве регулируются также несколькими директивами, вытекающими из трех рекомендаций Парламентской  ассамблеи Совета Европы, резолюциями, принятыми 16 марта 1969. Европейским парламентом, и решениями Комиссии по правам человека.

4. Морально–этические проблемы  биоэтики

Самые ожесточенные дискуссии происходят вокруг морально-этических проблем  и в основном так называемого  права плода на жизнь. Это обусловлено  тем, что многие современные технологии связаны с проведением искусственных  абортов или же с использованием тканей эмбриона и плода. Так, пренатальная диагностика предполагает практику абортирования плодов с грубыми  пороками развития, а аборт в данной ситуации является единственным средством  «профилактики» врожденной наследственной патологии. Другим примером вмешательства  в процесс внутриутробного развития являются методики, используемые при  экстракорпоральном оплодотворении. Метод  селекции эмбрионов, основанный на генетическом исследовании фрагмента бластоцисты  и направленный на выбор здоровых эмбрионов с последующей пересадкой их в матку, подвергается критике  за его возможную недостоверность. Критики сомневаются в его  целесообразности в тех случаях, когда предполагаемые заболевания  возникают обычно в пожилом возрасте (болезнь Паркинсона, болезнь Альцгеймера  и др.), так как человек может  и не дожить до этого возраста или  к тому моменту будут изобретены другие средства их лечения.

Критике подвергается и другой метод, также используемый при экстракорпоральном оплодотворении. Это метод редукции эмбриона при многоплодной беременности, при котором удаляются «лишние» эмбрионы.

В последнее время широко обсуждаются  проблемы использования абортированных тканей для создания эффективных  терапевтических средств (тканевая терапия мозговой тканью плода человека, терапия с использованием стволовых  клеток и др.). Это также расценивается  как нарушение норм этики и  морали. При этом дается ссылка на Всеобщую декларацию ЮНЕСКО о геноме человека и правах человека, подписанную в 1977 г. всеми членами ООН, за исключением  Сингапура. Аналогичный запрет содержится в специальном приложении к конвенции  Совета Европы «О защите прав и достоинств человека в связи с использованием достижений биологии и медицины»  и др.

Вряд ли стоит спорить о важности обсуждаемых морально-этических  проблем. Эти проблемы существуют и  требуют своего решения. Однако не следует  забывать, что созданные биомедицинские технологии рассчитаны на применение у особой категории людей, которые  обречены на бесплодие или на рождение детей-инвалидов с детства. Морально ли, имея, правда, необычные, нетрадиционные средства, не воспользоваться представляемым шансом преодолеть недуг и тем  самым уменьшить количество страданий  в обществе.

Принятие соответствующих законодательных  решений возникающих проблем  требует времени и широкого обсуждения в силу специфики новых диагностических  и лечебных технологий и необходимости  прогнозирования последствий их применения или запрета.

Сегодня, в нашем промышленном мире, ЭКО - это мероприятие, представляющее для практикующих врачей экономический  интерес. Жизнь человека имеет тенденцию  обесцениваться, когда на другой чаше весов находится материальное благосостояние. При появлении и принятии какого-либо метода никто ждет никаких ограничений  или сдерживания стороны производителей или пользователей. Возникает новая  индустрия: зарождающийся «рынок»  половых клеток, «аренда» матки для  беременности. Единственный эффективный  барьер - это соотношение стоимости  и выгоды. Все, что может сделать  сторонник нравственности, - это  клеймить человеческое безумие, напоминая, что следовало бы делать и чего не следовало бы делать, если внимать  доводам рассудка и мудрости.

Отношение церкви к биомедицинским технологиям неоднозначно. Одни деятели  категоричны в своем отношении  к использованию клонирования с  целью получения потомства и  считают это аморальным действием. Другие менее категоричны, и цель клонирования может быть оправдана  при наличии ряда определенных обстоятельств  и в случае строгого регулирования  во избежание злоупотреблений.

В настоящее время российская общественность располагает конкретной оценкой  искусственного оплодотворения с христианской, православной точки зрения.

Эта оценка формируется в границах основополагающих постулатов христианства. Один из них таинство брака, через  которое «дается объективное божественное основание для благодатной жизни». Через таинство брака мужчина и женщина становятся «уже не двое, но одна плоть» (Мф., 19, 6). И это - тайна, «тайна сия велика» (Еф., 5, 32). Освящение союза мужчины и женщины описано в первой книге пророка Моисея «Бытие»: «И благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь» (Быт., 1, 28). Благословление деторождения так описывается пророками. «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей»; «Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был! во глубине утробы» (Пс, 138, 13, 15). «Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс, 138, 16).

Согласно мусульманскому мировоззрению, клонирование противоречит основным принципам  религии: «Бог создал нас совершенными и невозможно, чтобы человек вносил свои изменения, пытаясь повторить  божественный акт творения». Русская  Православная Церковь утверждает, что  «наука, безусловно, должна развиваться, но под контролем общества и государства». Это, пожалуй, самое краткое и  четкое определение сути возникших  проблем.

Принятый Великобританией закон (1999) разрешает исследования только на эмбрионах, не достигших 14 дней развития, с целью использования их для  решения проблем бесплодия, наследственных и генных болезней, хромосомных аномалий, контрацепции. Однако клонирование человека остается под запретом. Считается  весьма перспективным создание банков хранения стволовых клеток для последующего использования в терапевтических  целях.

Другим аспектом обсуждаемой проблемы является то, что появление новых  биомедицинских технологий и использование  их в практической медицине связано  с большими финансовыми затратами. В связи с чем происходит коммерциализация медицинских «услуг», так как  без финансового обеспечения  невозможно проведение фундаментальных  исследований. Таким образом, закладывается  новое противоречие, когда достижения медицины в лечении многих заболеваний  становятся доступными для узкого круга  людей, располагающих средствами. С  этим положением нельзя согласиться, и  возникающая проблема также требует  своего обсуждения и поиска источников финансирования.

 

Заключение

Вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ) - это методы терапии бесплодия, при котором отдельные или  все этапы зачатия и раннего  развития эмбрионов осуществляются вне организма. ВРТ включают: экстракорпоральное оплодотворение и перенос эмбрионов  в полость матки, инъекцию сперматозоида  в цитоплазму ооцита, донорство спермы, донорство ооцитов, суррогатное  материнство, предимплантационную  диагностику наследственных болезней, искусственную инсеминацию спермой  мужа (донора).

Программа «суррогатного материнства» дает шанс иметь ребенка женщинам, которые в силу физических особенностей или медицинских противопоказаний не могут самостоятельно выносить и  родить ребенка. Термин «суррогатное материнство» уже стал привычным как для  слуха, так и для понимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

1. Айвар Л.К. Правовое положение  суррогатного материнства в России. Пробелы законодательства / Л.К. Айвар  // Юридический мир. – 2006. - №2. –  С. 28-35.

2. Базанов П.А. Суррогатное материнство  – блажь или выход из тупика? / П.А. Базанов // Женское здоровье. – 2006. - №1. – С. 7.4.

3. Борисова Т.Н. Актуальные вопросы  законодательной и правоприменительной  практики суррогатного материнства  / Т.Н. Борисова // Социальное и  пенсионное право. – 2008. - №1. –  С. 15-16.

4. Ведомости СНД и ВС РФ  – 19.08.1993. - № 33. – Ст. 1318.

5. Кулаков В.И. Современные биомедицинские  технологии в репродуктивной  и перинатальной медицине: перспективы,  морально – этические и правовые  проблемы / В.И. Кулаков // Российский  вестник перинатологии и педиатрии.  – 2002. - №6. – С. 4-10.

6. Основы законодательства Российской  Федерации об охране здоровья  граждан // Ведомости СНД и ВС  РФ. – 19.08.1993. - №33. – Ст. 1318.

7. Романовский Г.Б. Право на  суррогатное материнство: от истории  к современности / Г.Б. Романовский  // Проблемы репродукции. – 2006. - №1. – С. 31-38.

8. Силуянова И.В. Биоэтика в  России: ценности и законы / И.В.  Силуянова. – М., 2001. – 192 с.

9. Филиппов О.С. Вспомогательные  репродуктивные технологии: взгляд  через призму биоэтики / О.С. Филиппов // Проблемы репродукции. – 2004. - №2. – С. 38-40.

10. Шамов И.А. От деонтологии  к биомедицинской этике / И.А.  Шамов // Медицинская сестра. - 2006. - № 1.- C. 2-5.

11. Яровинский М.Я. Лекции по  курсу «Медицинская этика»: учебное  пособие / М.Я. Яровинский –  М.: Медицина, 1999. – 208 с.

 


Информация о работе Основные проблемы биоэтики