Основы коммуникации при работе с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 07:58, реферат

Описание

Социальная работа может быть рассмотрена как разновидность человеческой деятельности, цель которой – оптимизировать осуществление объективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и длительного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе.

Содержание

Введение
Семья как социальный институт, ее характеристика
1. Понятие семья
2. Социальные проблемы семьи
3. Типы семей, семейных взаимоотношений.
Семейный социум как приоритетная сфера социальной работы
Социальная работа с семьей.
Заключение.
Литература

Работа состоит из  1 файл

ВК7.doc

— 90.00 Кб (Скачать документ)

заложено в  конституции. Это первоначальная, основная,  наиболее  центральная

структура личности.  Это  технический  резервуар  энергии,  передающейся  по

наследству. Из ИД формируется ЭГО (второй компонент),  который  обеспечивает

физическое и  душевное здоровье личности, а также  ее безопасность. А  уже  из

ЭГО развивается  суперЭГО, функции которого заключены в таких  понятиях,  как

совесть, самонаблюдение и  формирование  идеалов.  По  мнению  американского

ученого Лоуэна,  депрессивность  и  замкнутость  ряда  людей  связана  с  их

небольшим уровнем  психической энергии, полученной по наследству.

Психологический  компонент  включает  тип  семьи   («нуклеарная»   или

«большая», полная или неполная), выполнение ролевых  функций  членами  семьи

(действительные  и стандарты), тип  взаимоотношений   в  семье  (авторитарный,

демократический, попустительский),  наличие  или  отсутствие  педагогических

способностей  у родителей и уровень их интеллектуального  развития. И  главное

– нравственно-психологический  климат в семье.

Основными составляющими  экономического  компонента  являются  уровень

доходов в семье, наличие жилья и другие материальные блага.

Социальный  компонент,  который  также  в   совокупности   с   другими

определяет воспитательный потенциал семьи,  складывается  из  принадлежности

семьи  к  определенной  этнической  группе,   социального   статуса   семьи,

образования родителей, их профессии и занимаемой  должности,  культурного  и

духовного уровня развития. 

Социальная  работа с семьей 

Современная семья  сосредотачивает в себе всю  совокупность  социальных

проблем, свойственных современному обществу, образу жизни.

Среди  них  можно  выделить  и  собственно  семейные   проблемы.   Это

распределение  между  супругами  семейных  ролей  и  борьба  за   лидерство;

потребность в  общении отдельных членов семьи  и невозможность  ее  реализации

в семье в  силу различных  причин  (отсутствие  культуры  общения,  нежелание

одного из членов с семьи  и  др.);  отсутствие  познавательных  потребностей

(например, в  знаниях и умениях  по  воспитанию  детей  и  др.)  у  отдельных

членов семьи  или в целом у семьи-системы,  неадекватность  оценок  поведения

детей, грубое вмешательство  в их внутренний  мир,  эмоциональное  отвержение

вплоть до депривации и жестокого обращения, что способствует при  наличии  у

детей и подростков  различных  акцентуаций  характера  развитию  девиантного

поведения  их;  наличие  в  семье   негативной   нравственно-психологической

атмосферы; неудовлетворительные  материальные  потребности  семьи  и  многие

другие.

Предотвращение  и ликвидация отмеченных негативных явлений (конфликтных

структур)  в  семье  возможны  при  организации  системной  целенаправленной

социальной работы на  основе  модели,  предусматривающей  последовательность

действий по отношению к семье и грамотное  выполнение  каждого  из  действий,

поскольку  любая  система,  достаточно   долго   находящаяся   в   состоянии

хронического  отклонения, рискует постепенно сломаться (в случае с  семьей  –

это распад ее  как  простейший  вариант  этой  ломки),  и  тогда  применение

дополнительных  ресурсов в целях оказания ей помощи не  дает  ожидаемого  или

желаемого результата.

Экспериментально  обоснованная модель деятельности специалиста  с семьей

включает следующие  компоненты:

- наличие у  специалиста собственных представлений   о  содержании  поддержки

семьи как клиента  и о представлениях клиента о содержании этой поддержки,

также о форме  ее оказания;

- дифференциация  семей на типы соответственно  деформированности   семейных

структур;

- разработка  программы (соответственно  выделяемым  в  ходе  дифференциации

типам семей) социальных  воздействий на семью коррекционно-воспитательной

направленности;

-  вхождение   семьей-системой  в  контакт   с  целью  реализации   программы

социальных действий;

Диагностирование   межсемейных   отношений   проводится   на    основе

соответствующих анкет и диагностических методик.

Для определения  наличия в семье конфликтных  структур можно идти  двумя

путями: посредством  работы с детьми и посредством  работы с родителями.

Для изучения положения  личности в семье и семьи-системы  предполагаются

две схемы.

В литературе приводятся различные подходы к определению типов семей. В

своей работ  на основе полученных в ходе проведенной  диагностики  и  широкого

изучения семьи  данных, специалист подразделяет семьи  на  две  группы:  семьи

благополучные и неблагополучные (с   наличием  какой-либо  деформированности

семейной структуры).

Благополучные  семьи  на  основе  дальнейшего  анализа   делились   на

педагогически грамотные и позитивно ориентированные  на воспитание детей.

Неблагополучные семьи на основе социально-психологического анализа  по

степени  конфликтности  с  педагогическими,   моральными,   социологическими

требованиями   общества    специалисты    подразделили    на    конфликтные,

педагогически несостоятельные и аморальные.

-  Конфликтная   семья  с  конфронтирующим   типом   отношений.   По   данным

исследований  такие  семьи  составляют  около  60  %  из   общего   числа

неблагополучных семей. Семьи с таким типом  отношений отличаются от семей,

в которых противоречия носят  случайный  характер  тем,   что  предыдущий

неразрешенный конфликт порождает еще большее недовольство. Идет наслоение

конфликтов. Выражается это в виде скандалов,  грубости,  взаимных  угроз,

оскорблений. 

Разрушается чувство  любви,  уважения;  долга,  ответственности  друг  за

друга. Данная семья  как бы разрушается изнутри, конфликт расшатывает ее и

создает    потребность     освобождения     от     отношений,     ставших

неудовлетворительными. Дети из таких семей  чаще  других  нарушают  нормы

поведения в  школе и общественных местах.

- Педагогически  несостоятельная семья. В этих семьях низкая  педагогическая

культура  сочетается  с  нежеланием  что-либо  исправить  или   изменить.

Родители  сознательно  или  непроизвольно  настраивают   ребенка   против

учителя,  предъявляющего   определенные   требования.   Также   конфликты

переносятся постепенно на школу в целом, на любые внешние  воздействия  по

отношению к  детям. Это становится причиной отклоняющегося поведения,  так

как родители провоцируют  неуважение к общественным  требованиям.  Протест

против грубости, отчужденности от коллектива, а затем от семьи.  Все  это

порождает в  личности подростка отрицательные  качества, из  которых  самым

нежелательным является нравственная  невосприимчивость  к  педагогическим

воздействиям.

- Аморальная  семья. В этих семьях супруги вступают в  противоречия  уже  не

только в отношениях друг с другом, но и  с  нормами  морали  и  правилами

нравственного поведения в целом. Аморальную семью  составляют люди, еще  в

родительской  среде (семье) усваивают стандарты  жестокого  обращения,  не

умеющие и не желающие согласовывать свой  образ  жизни  с  общепринятыми,

т.е. они  строят  семью,  руководствуясь  ранее  усвоенными  стереотипами

аморального семейного  взаимодействия.  У  детей  из  таких  семей  часто

отмечаются  расхождения  между потребностью  в симпатиях   со   стороны

окружающих (учителей, сверстников  и  т.д.)  и  неумением  их  завоевать.

Вместе с тем  они часто претендуют  на  бескомпромиссное  лидерство  среди

сверстников. Дети из таких семей становятся  вожаками  на улице и чаще

других пополняют  ряды правонарушителей.

При организации  работы с  семьей  важен  следующий  принцип:  любая  система

стремится к  неизменному самосокращению. Это  осложняет  оказание  влияния  на

семью  извне,  заставляет  каждого,  кто  стремится  искренне  помочь  ей  в

разрешении проблем, делать это не «огнем и  мечом»,  а  очень  осторожно.  В

противном  случае  семья  или  не  идет  на  контакт  со  специалистом,  или

«выбрасывает  интервента» из своего поля существования (системы). 
 
 

Заключение

Существующие  проблемы в функционировании семьи  на  современном  этапе

обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны  общества.  Анализ

педагогической  литературы,  некоторые  исследования  показывают,  что   это

возможно  посредством  организуемой  с  семьей  социальной  (или  социально-

педагогической) работы.

На самом  деле,  если  семья  не  выполняет  свою  ведущую  функцию  –

первичной базисной социализации личности  ребенка  –  в  силу  разного  рода

причин или  социальных дефицитов  структурные, деформация  взаимоотношений  в

подсистемах её, негативное влияние  референтной  группы,  нарушение  ролевых

функций и т.д.), то необходимо влияние на неё извне  с  определенной  целью:

внести  необходимые   коррективы  в   её   функционирование,   т.е.   внести

изменения.

Семья как социальный институт общества обладает большими возможностями

для осуществления  процесса социализации  ребенка,  успешность  осуществления

этого процесса определяется её воспитательным потенциалом.

Выполняя функции первичной социализации личности, она выступает в роил

субъекта этого  процесса и должна пониматься как  сложная социальная  система,

состоящая из отдельных  компонентов. Понимание семьи в  качестве системы,  как

показало   исследование,   способствует   повышению    её    воспитательного

потенциала.

 

Список использованной литературы 

1. Зайнышев И.Г.  Технология социальной работы.

Информация о работе Основы коммуникации при работе с семьей