Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 07:58, реферат
Социальная работа может быть рассмотрена как разновидность человеческой деятельности, цель которой – оптимизировать осуществление объективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и длительного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе.
Введение
Семья как социальный институт, ее характеристика
1. Понятие семья
2. Социальные проблемы семьи
3. Типы семей, семейных взаимоотношений.
Семейный социум как приоритетная сфера социальной работы
Социальная работа с семьей.
Заключение.
Литература
заложено в конституции. Это первоначальная, основная, наиболее центральная
структура личности. Это технический резервуар энергии, передающейся по
наследству. Из ИД формируется ЭГО (второй компонент), который обеспечивает
физическое и душевное здоровье личности, а также ее безопасность. А уже из
ЭГО развивается суперЭГО, функции которого заключены в таких понятиях, как
совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. По мнению американского
ученого Лоуэна, депрессивность и замкнутость ряда людей связана с их
небольшим уровнем психической энергии, полученной по наследству.
Психологический компонент включает тип семьи («нуклеарная» или
«большая», полная или неполная), выполнение ролевых функций членами семьи
(действительные и стандарты), тип взаимоотношений в семье (авторитарный,
демократический, попустительский), наличие или отсутствие педагогических
способностей у родителей и уровень их интеллектуального развития. И главное
– нравственно-психологический климат в семье.
Основными составляющими экономического компонента являются уровень
доходов в семье, наличие жилья и другие материальные блага.
Социальный компонент, который также в совокупности с другими
определяет воспитательный потенциал семьи, складывается из принадлежности
семьи к определенной этнической группе, социального статуса семьи,
образования родителей, их профессии и занимаемой должности, культурного и
духовного уровня
развития.
Социальная
работа с семьей
Современная семья сосредотачивает в себе всю совокупность социальных
проблем, свойственных современному обществу, образу жизни.
Среди них можно выделить и собственно семейные проблемы. Это
распределение между супругами семейных ролей и борьба за лидерство;
потребность в общении отдельных членов семьи и невозможность ее реализации
в семье в силу различных причин (отсутствие культуры общения, нежелание
одного из членов с семьи и др.); отсутствие познавательных потребностей
(например, в знаниях и умениях по воспитанию детей и др.) у отдельных
членов семьи или в целом у семьи-системы, неадекватность оценок поведения
детей, грубое вмешательство в их внутренний мир, эмоциональное отвержение
вплоть до депривации и жестокого обращения, что способствует при наличии у
детей и подростков различных акцентуаций характера развитию девиантного
поведения их; наличие в семье негативной нравственно-психологической
атмосферы; неудовлетворительные материальные потребности семьи и многие
другие.
Предотвращение и ликвидация отмеченных негативных явлений (конфликтных
структур) в семье возможны при организации системной целенаправленной
социальной работы на основе модели, предусматривающей последовательность
действий по отношению к семье и грамотное выполнение каждого из действий,
поскольку любая система, достаточно долго находящаяся в состоянии
хронического отклонения, рискует постепенно сломаться (в случае с семьей –
это распад ее как простейший вариант этой ломки), и тогда применение
дополнительных ресурсов в целях оказания ей помощи не дает ожидаемого или
желаемого результата.
Экспериментально обоснованная модель деятельности специалиста с семьей
включает следующие компоненты:
- наличие у
специалиста собственных
семьи как клиента и о представлениях клиента о содержании этой поддержки,
также о форме ее оказания;
- дифференциация семей на типы соответственно деформированности семейных
структур;
- разработка программы (соответственно выделяемым в ходе дифференциации
типам семей) социальных воздействий на семью коррекционно-воспитательной
направленности;
- вхождение семьей-системой в контакт с целью реализации программы
социальных действий;
Диагностирование межсемейных отношений проводится на основе
соответствующих анкет и диагностических методик.
Для определения наличия в семье конфликтных структур можно идти двумя
путями: посредством работы с детьми и посредством работы с родителями.
Для изучения положения личности в семье и семьи-системы предполагаются
две схемы.
В литературе приводятся различные подходы к определению типов семей. В
своей работ на основе полученных в ходе проведенной диагностики и широкого
изучения семьи данных, специалист подразделяет семьи на две группы: семьи
благополучные и неблагополучные (с наличием какой-либо деформированности
семейной структуры).
Благополучные семьи на основе дальнейшего анализа делились на
педагогически
грамотные и позитивно
Неблагополучные семьи на основе социально-психологического анализа по
степени конфликтности с педагогическими, моральными, социологическими
требованиями общества специалисты подразделили на конфликтные,
педагогически несостоятельные и аморальные.
- Конфликтная семья с конфронтирующим типом отношений. По данным
исследований такие семьи составляют около 60 % из общего числа
неблагополучных семей. Семьи с таким типом отношений отличаются от семей,
в которых противоречия носят случайный характер тем, что предыдущий
неразрешенный конфликт порождает еще большее недовольство. Идет наслоение
конфликтов. Выражается это в виде скандалов, грубости, взаимных угроз,
оскорблений.
Разрушается чувство любви, уважения; долга, ответственности друг за
друга. Данная семья как бы разрушается изнутри, конфликт расшатывает ее и
создает потребность освобождения от отношений, ставших
неудовлетворительными. Дети из таких семей чаще других нарушают нормы
поведения в школе и общественных местах.
- Педагогически несостоятельная семья. В этих семьях низкая педагогическая
культура сочетается с нежеланием что-либо исправить или изменить.
Родители сознательно или непроизвольно настраивают ребенка против
учителя, предъявляющего определенные требования. Также конфликты
переносятся постепенно на школу в целом, на любые внешние воздействия по
отношению к детям. Это становится причиной отклоняющегося поведения, так
как родители провоцируют неуважение к общественным требованиям. Протест
против грубости, отчужденности от коллектива, а затем от семьи. Все это
порождает в личности подростка отрицательные качества, из которых самым
нежелательным является нравственная невосприимчивость к педагогическим
воздействиям.
- Аморальная семья. В этих семьях супруги вступают в противоречия уже не
только в отношениях друг с другом, но и с нормами морали и правилами
нравственного поведения в целом. Аморальную семью составляют люди, еще в
родительской среде (семье) усваивают стандарты жестокого обращения, не
умеющие и не желающие согласовывать свой образ жизни с общепринятыми,
т.е. они строят семью, руководствуясь ранее усвоенными стереотипами
аморального семейного взаимодействия. У детей из таких семей часто
отмечаются расхождения между потребностью в симпатиях со стороны
окружающих (учителей, сверстников и т.д.) и неумением их завоевать.
Вместе с тем они часто претендуют на бескомпромиссное лидерство среди
сверстников. Дети из таких семей становятся вожаками на улице и чаще
других пополняют ряды правонарушителей.
При организации работы с семьей важен следующий принцип: любая система
стремится к неизменному самосокращению. Это осложняет оказание влияния на
семью извне, заставляет каждого, кто стремится искренне помочь ей в
разрешении проблем, делать это не «огнем и мечом», а очень осторожно. В
противном случае семья или не идет на контакт со специалистом, или
«выбрасывает
интервента» из своего поля существования
(системы).
Заключение
Существующие проблемы в функционировании семьи на современном этапе
обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества. Анализ
педагогической литературы, некоторые исследования показывают, что это
возможно посредством организуемой с семьей социальной (или социально-
педагогической) работы.
На самом деле, если семья не выполняет свою ведущую функцию –
первичной базисной социализации личности ребенка – в силу разного рода
причин или социальных дефицитов структурные, деформация взаимоотношений в
подсистемах её, негативное влияние референтной группы, нарушение ролевых
функций и т.д.), то необходимо влияние на неё извне с определенной целью:
внести необходимые коррективы в её функционирование, т.е. внести
изменения.
Семья как социальный институт общества обладает большими возможностями
для осуществления процесса социализации ребенка, успешность осуществления
этого процесса определяется её воспитательным потенциалом.
Выполняя функции первичной социализации личности, она выступает в роил
субъекта этого процесса и должна пониматься как сложная социальная система,
состоящая из отдельных компонентов. Понимание семьи в качестве системы, как
показало исследование, способствует повышению её воспитательного
потенциала.
Список использованной
литературы
1. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы.