Педикулез. Основные принципы медицинской деонтологии и этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:00, реферат

Описание

Каждый специалист, работающий со здоровыми и больными людь¬ми, должен приобрести знания и навыки общения с ними, навыки педагога и воспитателя. Особенно важное значение приобретает это по¬ложение, если речь идет об общении врача, воспитателя (педагога) с бальными или инвалидами. По сути, в этих,целях вполне приемлемо использовать основные принципы медицинской деонтологии и этики
Цели медицины органически включают в себя нравственные оцен¬ки не только потому, что предполагают этические нормы взаимоотно¬шений врача и больного, по и потому, что соблюдение деоптологичес- ких норм медиками само по себе дает лечебный эффект.

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 58.43 Кб (Скачать документ)

Культура врача

Искусство оказывоет нравственное действие не только потому, что доставляет наслаждение путем нравственных средств, но и потому, что наслаждение, доставляемое искусством, служит само путем к нравственности И.Ф. Шиллер 
Представители профессий, имеющие постоянный контакт со здоровыми и больными людьми (инвалидами), должны быть носителями высокой культуры, помня, что «культура и внешний лоск — совершенно различные вещи» (Эмерсон). 
Для всех специалистов естественным должно стать стремление к познанию всего прекрасного и возвышенного. «Решающим и определяющим качеством клинической работы является не методика исследования, а культура собственной личности врача» (Билибин). Все это необходимо как одно из условий эффективной профессиональной деятельности. 
Сопереживания, волнения при прикосновении к миру искусства (живописи, музыки, театра, произведений классической литературы) — это всестороннее развитие личности, формирование высокой нравственности, эффективный контакт с больным (инвалидом). Искусство вносит гармонию в личность того или иного специалиста ускоряет поиски правильных решений, казалось бы, в безысходных ситуациях, успокаивает, разрешает духовные конфликты. Чувство прекрасного охраняет специалиста от крайностей, рационализма, оживляет его творческие силы, активизирует мысль, гуманизирует профессиональную деятельность. Именно умственная культура обеспечивает утонченные чувства. «Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитывать сердце» (Шиллер). 
Если врача перестают интересовать поэзия, музыка, гуманитарные науки, то можно не сомневаться в том, что угасает его интерес к окружающему миру, в частности к больному человеку. Безразличие к произведениям искусства ослабляет чувство сопереживания, способствует появлению таких отрицательных нравственных качеств, как грубость, страдания больного он будет воспринимать только разумом. В этом отношении весьма созвучны слова известного российского художника Левитана о том, что «больное сердце можно лечить только сердцем». 
К Сиденагаму, этому английскому Гиппократу, однажды обратился молодой медик с просьбой посоветовать, какие следует читать книги, чтобы стать хорошим врачом. «Читайте, мой друг, «Дон Кихота» Сервантеса — это прекрасная добрая книга, которую я сам часто перечитываю», — ответил знаменитый врач. 
Врач, общаясь с больными (инвалидами), являющимися представителями различных слоев населения, должен быть всесторонне подготовлен, чтобы всегда найти общую тему для разговора, которая могла бы стать предпосылкой успешного лечения. 
В формировании нравственного облика врачей важное значение имеет воспитание культуры чувств, и в частности приобщение к миру прекрасного. Как указывал Аристотель «...музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души». В.Ф. Одоевский говорил, что «музыка в большей связи с нравственными поступками человека, нежели как обыкновенно думают». 
Для врача способность к восприятию явлений искусства важно как одно из средств формирования клинического мышления. Д. Дидро писал: «Воображение! Без этого нельзя быть ни поэтом, ни философом, пи умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком. Воображение — это способность вызвать образы. Человек, начисто лишенный этой способности, был бы тупицей». Развивая воображение, интуицию, фантазию, активное художественное восприятие вырабатывает навыки мыслить ассоциативно. Врач, как отмечал знаменитый отечественный хирург Н. Бурденко, с ярким воображением ошибается реже, чем честный педант и только трудолюбивый исследователь. Увлечение односторонней практической или научной деятельностью, как правило, ведет к одностороннему развитию личности и осуждается даже теми специалистами, которые сами не избежали подобной однобокости в своем интеллектуальном развитии, хотя и смогли добиться на пиве науки выдающихся успехов. Чарльз Дарвин вспоминает не без сожаления, что он «почти потерял художественный вкус к картинам и музыке и поэтому, если бы мог начать свою жизнь сначала, то взял бы за правило, по крайней мере, один раз в педелю читать какое-нибудь поэтическое произведение или слушать хорошую музыку». Он считал, что «утрата восприимчивости к подобным вещам — утрата счастья, возможно, что она вредно отражается на интеллекте, и, во всяком случае, она приносит непоправимый ущерб развитию нравственности человека, ослабляя эмоциональную ее сторону». 
Видный отечественный хирург С. Юдин подчеркивал, что «Монотонная работа без живительных встрясок поэзии, искусства и путешествий создает успокоение, привычку к обветшалым предметам старины, примирение с пошлостью и мелкими целями, что в таких условиях вырабатывается постепенно не интерес к жизни, а заинтересованность в ее призраках: материальном достатке, деньгах, чинах, орденах и сплетнях. Мы видели столько раз, как угасали и потухали многообещающие даже яркие таланты, как гибли они не от алкоголя — этого самого страшного бича бывшей русской действительности, а от скуки и однообразия». 
Есть люди, которые судят о медицине не хуже больных, ибо их самих не раз посещали недуги, и одновременно понимали не меньше врачей, поскольку лично выслушивали пациентов и сидели у постели страждущих. Они стремятся обо всем этом рассказать другим, и чем доступнее, тем лучше. Эти люди — писатели и врачи. Как справедливо сказал па Международном конгрессе врачей в Париже Андре Моруа: «Между писателями и врачами есть глубокое родство, поскольку и тс и другие относятся к человеческим существам со страстным вниманием, и те и другие забывают о себе ради людей». Поэтому не случайно медиками были такие великие писатели, как Рабле, Шиллер, Моруа, Копан Дойль, Чехов, Вересаев, Булгаков и др. В одном из очерков Андре Моруа писал: «Великий писатель должен охватывать все стороны человеческого существования». 
Посмотрите, как классики русской литературы, будучи не медиками, так полно, ярко, глубоко, по вместе с тем просто и естественно представили описание ряда болезненных состояний. Вспомним роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» или рассказ Д.В. Григоровича «Сон Каренина». В рассказе Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича» приводится описание внутреннего мира больного, страдающего онкологическим заболеванием. А.И. Куприн в рассказе «В цирке» прекрасно описал клиническую картину приступа грудной жабы (стенокардии) у циркового атлета.

  1. П. Чехов говорил, что «настоящий писатель — это то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди».
  2. В.  Вересаев учился в Петербургском университете на историко- филологическом факультете. В 1888 г. он поступает в Дерптский университет на медицинский факультет. В своей «Автобиографии» он так позднее объяснил свое стремление стать врачом: «Моей мечтой было стать писателем, а для этого представлялось необходимым знание биологической стороны человека, его физиологии и патологии; кроме того, специальность врача давала возможность близко сходиться с людьми і .іммч разнообразных слоев и укладов». Он же далее сказал: «С тех пор п|ч мило более двух веков: медицина сделала вперед гигантский шаг, во мпопш она стала наукой, и все-таки какая еще громадная область осмоси в ней, где и в настоящее время самыми лучшими учителями ишшются Сервантес, Шекспир, Толстой, никакого отношения к медицине не имеющие».

Глубокое знание жизни  во всех ее проявления, в сочетании  с величайшей и пытливой наблюдательностью позволяло писателям, не знавшим медицину, довольно четко и ясно описывать клиническую картину ряда болезненных состояний. 
За 9 лет до того, как Вересаев начал свои «Записки врача», в 1886 г., в Москве на дверях двухэтажного особняка появилась чугунная табличка «Доктор Чехов». Будущий писатель главным в своей жизни считал медицину. Он дорожил и гордился званием врача. Когда Российская академия наук избрала его почетным членом, он написал жене Ольге Леонардовне Книппер, актрисе Московского художественного театра: «...хотел я сначала сделать тебя женою почетного академика, по потом решил, что быть женою лекаря куда приятнее». 
А.П. Чехов создал исключительно точную и яркую прозу, в которой слились воедино художественные и научные медицинские элементы. Французский врач Анри Бернар Дюкло посвятил свою докторскую диссертацию теме «Антон Чехов — врач и писатель». 
«В творчестве Чехова, — писал Дюкло, — множество больных, есть и описания отдельных случаев, и клинические наблюдения. Но нас интересуют не патологические и эпидемиологические подробности, а то умение, с каким Чехов несколькими штрихами, несколькими словами, даже не прибегая к научным терминам, дает возможность читателю-медику распознать симптомы болезни и поставить диагноз... Писателю недостаточно видеть людей, он должен уметь наблюдать и схватывать их важнейшие черты». 
В заключение данной главы уместно привести слова Н.Г. Чернышевского: «Ученая литература спасает людей от невежества, а изящная — от грубости и пошлости».

Условия, способствующие оптимальному психологическому контакту врача с  больным (инвалидом)

Когда человек не знает, к  какой пристани он держит путь, для  него ни один ветер не будет попутным. 
Сенека 

К числу этих условий относятся: 
1. Авторитет специалиста, которому надо верить безраздельно. Специалист обязан не только рассеять сомнения и страх больного (инвалида), обнадежить, но и уметь скрыть свое огорчение и недовольство, проявить спокойствие и самообладание. В отношении каждого больного (инвалида) реакция специалиста должна быть быстрой, иногда почти моментальной, а решение вопроса — предельно точным. Авторитет специалиста — результат не только высоких профессиональных и нравственных качеств, но и большой культуры. 
«Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитать сердце» (Шиллер). Специалист, общаясь с больными (инвалидами), являющимися представителями различных слоев населения, должен быть всесторонне подготовлен, чтобы всегда найти общую тему для разговора, которая могла бы стать предпосылкой успешного контакта. 
Случаи конфликтной ситуации во взаимоотношениях специалиста и больного (инвалида), к сожалению, еще встречаются. Конфликтный процесс обычно двусторонний. Иногда могут быть виновны и больные (инвалиды). Если специалист воспитанный и образованный человек, если он хороший психолог, то ему должно хватить благоразумия и такта в общении с так называемыми конфликтными больными (инвалидами). И наоборот, если он не находит с больным (инвалидом) общего языка, конфликтует, если на него жалуются, то это прямое свидетельство Того, что в его образовании или воспитании имеются серьезные проблемы.

    1. Найти общий язык с больным (инвалидом) иногда бывает непросто: порой не помогает только доброта и сердечность, обходительность и внимание. В этих случаях специалист должен обратить внимание больного (инвалида) на какую-нибудь необычную сторону своих знаний, ненавязчиво показать больному (инвалиду) столь хорошую осведомленность в вопросах немедицинских, которую он, считая себя зі штоком их, не ожидал обнаружить их у специалиста.

Некоторые советы в виде высказываний мудрых людей в целях полноценной беседы с больными (инвалидами): 
«Дай свободно высказаться, если хочешь услышать правду!» (Пуб- ликий Сир); 
«С простыми людьми поменьше говори о теориях, а побольше поступай согласно им» (Эпиктет); 
«Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями» (Пифагор); 
«Кто настолько глух, что даже от друга не хочет услышать правды, тот безнадежен» (Цицерон); 
«Существует только один способ стать хорошим собеседником — уметь слушать» (К. Марли); 
«Заставив человека замолчать, вы еще не убедили его» (К. Марли).

    1. Доверие к специалисту — это динамическое, положительное отношение больного (инвалида) к нему, обусловленное ожиданием, что специалист имеет способности, средства и желание помочь больному (инвалиду) наилучшим образом. Как говорил Беденгитедт, «сочувствие вызывает доверие, а доверие — это ключ к сердцу».

Медицинский работник приобретает  доверие у больных (инвали- .пни и іех случаях, если он как личность гармоничен, спокоен и уверен но не надменен, и если его манера поведения настойчивая, быс- ір.іи и решительная, сопровождающаяся человеческим участием и дели кл шестью. Врач обязан подчинить себе душу больного.

    1. Нестандартный, индивидуальный подход (беседа) к больным (инвалидам). Что ни больной (инвалид), то для специалиста не только новое, неповторимое в деталях заболевание (инвалидность), но и особая личность. У каждого свой склад ума. Люди разные по возрасту, образованию, воспитанию, профессии. И специалист должен иметь к каждому из них особый подход.

У человека всякого свой нрав, И лекарь-исцелитель будет прав, Коль, изучая свойства те и эти, Держать  любое будет па примете. 
Ибн Сима

    1. Необходимость учитывать своеобразие психики больного (инвалида). Не случайно академик Миротворцев сказал: «Нет ведь больших эгоистов, чем больные». Нет сомнения, что болезнь (инвалидность) влияет в определенной степени па психику больного (инвалида). Отсюда различные психологические реакции на болезнь (инвалидность). Придавая большое значение состоянию нервной системы, надо бережно относиться к больным (инвалидам). Рекомендуется не травмировать и не пугать больных (инвалидов), успокаивать их возбужденную нервную систему и подчинять больного (инвалида) своему психотерапевтическому влиянию,

Есть люди, которые неплохо  судят о медицине, — это писатели. А.П. Чехов мог смотреть на медицину с трех точек зрения — писателя, врача и больного. В своих произведениях  он много внимания уделял психическим страданиям, «душевной» боли человека. Практическая врачебная деятельность помогла ему в ряде повестей и рассказов описать внутренний мир и психологию больного человека. А.П. Чехов описывает два аспекта: влияние телесной боли на психику больного (рассказы «Скучная история», «Расстройство компенсации», «Случай из практики» и др.) и влияние психики на развитие телесного заболевания (рассказы «Гусев», «Супруга» и др.). 
Каждый больной (инвалид) имеет свою психологию, свое отношение к окружающему, к себе и своей болезни (инвалидности). Следовательно, каждый специалист, работающий с людьми, должен быть хорошим психологом. При несоблюдении этих принципов возникают врачебные ошибки и конфликтные ситуации. Примером может служить история болезни Наташи Ростовой, героини романа «Война и мир». Л.Н. Толстой гениально описал душевную болезнь Наташи, вызванную размолвкой с князем Болконским, которую врачи ошибочно расценили как заболевание телесное.

    1. Больной человек значительно в большей степени, чем здоровый, восприимчив к внушающим влияниям различного рода как по- ложителыюго, так и отрицательного характера. Неосторожный жест врача может вызвать у больного искаженное представление о тяжести заболевания, а одобряющее слово, напротив, может вселить веру в исцеление.

Слово врача действует  как средство материальное. «Слово для человека — такой же реальный раздражитель, как и все остальные, и потому может вызывать все те реакции организма, как и на любой реальный раздражитель» (И.П. Павлов). Слово лечит и тем эффективнее, чем значительнее личность врача. Бернард Шоу говорил, что «есть 50 способов сказать слово «да» и 50 способов — слово «нет». Однако следует помнить и о том, что «слово ранит быстрее, чем лечит» (Гете). Нарушения принципа индивидуального подхода к больным (инвалидам) без учета их психологического портрета, особенно неосторожное слово, тон и тому подобное, могут быть источником так называемых ятрогенных заболеваний, т.е. заболеваний «рожденных врачом». Слова могут нанести травму человеку и вызвать болезнь, и слова могут вылечить заболевшего. Эта мысль особенно хорошо высказана в чеховском рассказе «Волк». 
Панаев в своих литературных воспоминаниях приводит следующий исторический случай. Известный врач Спасский возвращался от умирающего Пушкина. Больной, к которому он затем приехал, был в очень тяжелом состоянии. Он спросил врача: «Скажите мне, есть ли какая- нибудь надежда, доктор? Могу ли я выздороветь?» «Никакой», — ответил Спасский. — «Да что же такое!» — «Все умирают, батюшка. Вот и Пушкин умирает. Слышите? Пушкин! Так уже нам с вами можно умирать», Больной со стоном опустил голову на подушку и скончался почти в один час с Пушкиным. 
Другой пример. «Z идет к доктору, — описывает Чехов случай, взятый из медицинской практики, — тот выслушивает, находит порок сердца. Z резко меняет образ жизни, говорит только о болезни, весь город знает, что у него порок сердца... он не женится, отказывается от любительских спектаклей, не пьет, ходит тихо, чуть дыша. Через одиннадцать лет едет в Москву, отправляется к профессору. Этот находит совершенно здоровое сердце. Z рад, но вернуться к нормальной жизни уже не может, ибо ложиться с курами и тихо ходить он привык, и не говорить о болезни ему уже скучно. Только возненавидел врачей, и больше ничего». 
Успех сознательного выполнения рекомендаций и советов обусловлен единством взглядов и поступков специалиста и больного (инвалида). Единство духа, взглядов, воли, действия — только это и есть подлинное единство, хотя единство не всегда означает полное единообразие. Где нет общности интересов, там не может быть действий. «Отдельный человек слаб, как и покинутый Робинзон, лишь в обществе с другими он может сделать многое» (Шопенгауэр).

Информация о работе Педикулез. Основные принципы медицинской деонтологии и этики