Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:49, курсовая работа
Цель работы – изучить состав, свойства, гигиеническое и эпидемиологическое значение почвы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить гигиенические требования к составу химических веществ в почве, изложенных в ГН 2.1.7.2511-09 «ОДК химических веществ в почве» и ГН 2.1.7.2041-06 «ПДК химических веществ в почве».
- изучить эпидемиологические требования к качеству почвы, изложенные в СанПиНе 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы»
1. Введение______________________________________________________1
2. Понятие почвы, ее состав________________________________________2
3. Химический состав почвы_______________________________________8
4. Виды почв____________________________________________________9
5. Свойства почвы_______________________________________________11
6. Виды загрязнений почвы_______________________________________14
7. Гигиеническое значение почвы__________________________________16
8. Эпидемиологическое значение почвы____________________________18
9. Понятие и виды приоритетных веществ – загрязнителей почвы_______21
10. Самоочищение почвы_________________________________________10
11. Отходы и их классификация____________________________________31
12. Санитарно-технические мероприятия по охране почвы_____________36
13. Порядок сбора и удаления аптечных отходов______________________39
14. Результаты исследования_______________________________________41
15. Заключение__________________________________________________43
16. Рекомендации________________________________________________43
17. Приложение__________________________________________________44
18. Перечень используемой литературы и основной нормативной методической документации____________________________________49
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Оренбургская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
Кафедра гигиены детей и подростков с гигиеной питания и труда
Зав. кафедрой: д. м. н., профессор,
Сетко Андрей Геннадьевич
Курсовая работа
по основам экологии и охране окружающей среды
Тема: Почва, е химический состав. Гигиеническое значение почвы. Экологические проблемы загрязнения почвы. Порядок сбора и удаления аптечных отходов.
Выполнила: студентка 33ф. группы Алибекова Р. Е.
Проверила: ассистент
Васильева Ф. Ф.
Оренбург,2011г.
Содержание.
Нам кажется, что мы умней природы,
Самообман, не более того.
Н. Дорезо
Почва является
фактором окружающей среды, с
которым человек
Еще в 1878 г.
Ф. Ф. Эрисман писал: «Мы
Актуальность
исследования приоритетных
Цель работы – изучить состав, свойства, гигиеническое и эпидемиологическое значение почвы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить гигиенические требования к составу химических веществ в почве, изложенных в ГН 2.1.7.2511-09 «ОДК химических веществ в почве» и ГН 2.1.7.2041-06 «ПДК химических веществ в почве».
- изучить эпидемиологические требования к качеству почвы, изложенные в СанПиНе 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы»
- охарактеризовать виды загрязнений почвы
- ознакомиться с мероприятиями по охране почвы.
- изучить порядок сбора и удаления аптечных отходов, изложенные в СанПиНе 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами».
Почвенный покров является важнейшим природным образованием. Его роль в жизни общества определяется тем, что почва представляет собой основной источник продовольствия, обеспечивающий 95-97% продовольственных ресурсов для населения планеты. Площадь земельных ресурсов мира составляет 129 млн. км2 или 86,5% площади суши. Представления о почве, как о самостоятельном природном теле с особыми свойствами появились лишь в конце XIX в., благодаря В. В. Докучаеву, — основоположнику современного почвоведения. Он создал учение о зонах природы, почвенных зонах, факторах почвообразования.
Почва – это поверхностный, рыхлый, плодородный слой земли. Почва — это особое природное образование, обладающее рядом свойств, присущих живой и неживой природе. Почва — это та среда, где взаимодействует большая часть элементов биосферы: вода, воздух, живые организмы. Почвы состоят из частиц различного размера, начиная от крупных валунов и заканчивая мелким грунтом (частицы мельче 2 мм в диаметре) и коллоидными частицами (< 1 мкм). Обычно частицы, составляющие почву, делят на глину (мельче 0,002 мм в диаметре), ил (0,002–0,02 мм), песок (0,02–2,0 мм) и гравий (больше 2 мм). Хорошие почвы содержат примерно одинаковое количество песка и глины; они называются суглинками. Преобладание песка делает почву более рассыпчатой и лёгкой для обработки; с другой стороны, в ней хуже удерживается вода и питательные вещества. Глинистые почвы плохо дренируются, являются сырыми и клейкими, но зато содержат много питательных веществ и не выщелачиваются. Каменистость почвы (наличие крупных частиц) влияет на износ сельскохозяйственных орудий.
Треугольная диаграмма классов почв.
Почва состоит из нескольких горизонтов (слоев с одинаковыми признаками), возникающих в результате сложного взаимодействия материнских горных пород, климата, растительных и животных организмов (особенно бактерий), рельефа местности. Для всех почв характерно уменьшение содержания органических веществ и живых организмов от верхних горизонтов почв к нижним.
Горизонт A l — темно-окрашенный, содержащий гумус, обогащен минеральными веществами и имеет для биогенных процессов наибольшее значение.
Горизонт А 2 — элювиальный слой, имеет обычно пепельный, светло-серый или желтовато-серый цвет.
Горизонт В — элювиальный
слой, обычно плотный, бурый или коричневой
окраски, обогащенный коллоидно-
Горизонт С — измененная почвообразующими процессами материнская порода.
Горизонт Д — исходная порода.
Поверхностный горизонт состоит из остатков растительности, составляющих основу гумуса, избыток или недостаток которого определяет плодородие почвы.
Гумус — органическое вещество, наиболее устойчивое к разложению и поэтому сохраняющееся после того, как основной процесс разложения уже завершен. Постепенно гумус также минерализуется до неорганического вещества. Перемешивание гумуса с почвой придает ей структуру. Обогащенный гумусом слой называется пахотным, а нижележащий слой — подпахотным. Гумус состоит из гуминовых кислот, фульвокислот, гумина и ульмина.
Соотношение исходной органики и гумуса – показатель плодородия, санитарно-эпидемиологической безопасности почвы.
Под гумусовым горизонтом располагается подпочвенный слой, соответствующий выщелоченной части почвы, и горизонт, отвечающий материнской породе.
Почва состоит из трех фаз: твердой, жидкой и газообразной. Соотношение их неодинаково не только в разных почвах, но и в различных горизонтах одной и той же почвы.
Твердая часть почвы представляет собой минеральные и органические частицы, составляющие 80 – 98 % почвенной массы. Они состоят из песка, глины, илистых частиц, обломки и частички первичных минералов (кварца, полевых шпатов, роговых обманок, слюды и др.). Минералогический состав твердой части почвы включает в себя такие вещества как: Si, Al, Fe, К, Mg, Ca, С, N, Р, S и микроэлементы: Cu, Mo, I, В, F, Pb и многие другие. Органический состав твердой части почвы представлен продуктами жизнедеятельности растений, животных и микроорганизмов (белки, углеводы, органические кислоты, жиры, лигнин, смолы), а также сложным комплексом гумусовых веществ, состоящим из углерода, кислорода, водорода, азота и фосфора.
Жидкая часть почвы (почвенный раствор) - вода с растворенными в ней органическими и минеральными соединениями. Воды в почве содержится от 0,1% до 60%. Жидкая часть участвует в снабжении растений водой и растворенными элементами питания.
Газообразная часть (почвенный воздух) заполняет поры, не занятые водой. В состав почвенного воздуха входит углекислый газ, кислород, метан, летучие органические соединения и пары воды. Состав почвенного воздуха существенно отличается от атмосферного и зависит от протекающих процессов. Между почвенным и атмосферным воздухом происходит постоянный газообмен. Корневые системы высших растений и аэробные микроорганизмы энергично поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Избыток CO2 из почвы выделяется в атмосферу, а атмосферный воздух, обогащенный кислородом, проникает в почву.
Важным компонентом почвы, способствующим изменению ее физико-химических свойств, является ее биомасса, включающая кроме микроорганизмов (бактерии, водоросли, грибы, одноклеточные) еще и червей и членистоногих.
Образование почв происходит на Земле с момента возникновения жизни и зависит от многих факторов:
Субстрат, на котором образуются почвы. От характера материнских пород зависят физические свойства почв (пористость, водоудерживающая способность, рыхлость и т. д.). Они определяют водный и тепловой режим, интенсивность перемешивания веществ, минералогический и химический составы, первоначальное содержание элементов питания, тип почвы.
Растительность — зеленые растения (основные создатели первичных органических веществ). Поглощая из атмосферы углекислоту, из почвы воду и минеральные вещества, используя энергию света, они создают органические соединения, пригодные для питания животных.
С помощью животных, бактерий, физических и химических воздействий органическое вещество разлагается, превращаясь в почвенный гумус. Зольные вещества наполняют минеральную часть почвы. Неразложившийся растительный материал создает благоприятные условия для действия почвенной фауны и микроорганизмов (устойчивый газообмен, тепловой режим, влажность).
Животные организмы, выполняющие функцию преобразования органического вещества в почву. Сапрофаги (земляные черви и Др.), питающиеся мертвыми органическими веществами, влияют на содержание гумуса, мощность этого горизонта и структуру почвы. Из наземного животного мира на почвообразование наиболее интенсивно влияют все виды грызунов и травоядные животные.
Микроорганизмы (бактерии, одноклеточные водоросли, вирусы) разлагающие сложные органические и минеральные вещества на более простые, которые в дальнейшем могут использоваться самими микроорганизмами и высшими растениями.